Доклад « Формирование нравственных ценностных ориентаций школьников во внеурочной деятельности"
учебно-методический материал

Романова Екатерина Поликарповна

 В сообщении рассказывается об опыте внеурочной работы школы -интерната  №22 ОАО "РЖД"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Опыт работы .356.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

  «Не может быть колебаний стремиться к воспитанию смелых, честных, настойчивых или малодушных, трусливых и лживых. Каждый должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым, патриотом».

Вопросы нравственного воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда. В настоящее время, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Современные ученые указывают на то, что в настоящее время явно проявляется болезнь духа нации, распространяется пессимизм, отчаяние, безысходность. И в школе такие явления налицо. У детей нет веры ни во что, они не знают своих корней, вытравлено чувство коллективизма, у детей отсутствует стремление помочь друг другу, нет доброты сострадания к товарищу

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Значение и функции начальной школы в системе непрерывного образования определяются не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Несмотря на важность рассматриваемых вопросов, решение задачи нравственного воспитания молодого поколения в процессе внеурочной деятельности исследовано на недостаточном уровне.

  Перемены, происходящие в России в последние десятилетия, глубоко затронули не только социально–экономическую, но и воспитательную, духовно–нравственную сферу жизни общества. В связи с введением нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО) наряду с умственным, физическим и трудовым воспитанием, особое внимание стало уделяться нравственному.. Именно младшие школьники оказываются в наиболее затруднительном положении, поскольку становление их жизненной позиции и мировосприятия осуществляется в ситуации, когда прежние ценности отвергнуты, а новые, к которым общество стремится прийти, еще не полностью определены.

Ценностные ориентации являются главным критерием в отношении человека к окружающему миру. Они определяют социальное взаимодействие людей, борьбу и согласование их интересов, требований, регулируют поведение человека, определяя будущее жизни личности в обществе. Поэтому структура ценностных ориентаций личности и выявление путей их развития и формирования выступают объектом социально-психолого-педагогического анализа. Тем более это важно для определения системы ценностей в новых социальных условиях, что позволит выделить структуру жизненных установок и на их основе определить пути формирования ценностных ориентаций, необходимых для гармоничного развития личности в наши дни.

Воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности, является приоритетной в воспитании. Перед школой ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Соответственно взгляд на воспитание должен быть другим.

         В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно–урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

         В соответствии с ФГОС НОО внеурочная деятельность представлена следующими направлениями развития личности:

1) спортивно–оздоровительным;

2) духовно– нравственным;

3) социальным;

4) общеинтеллектуальным;

5) общекультурным.  

Внеурочная деятельность организуется в таких формах

 как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.

        Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются

по трём уровням:

  1) приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе);

2) получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к реальности;

3) получение школьником опыта самостоятельного общественного действия 

        В школе №22 внеурочная деятельность в соответствии с положениями ФГОС НОО осуществляется через проведение различных кружковых занятий, экскурсий, секций и т.п. педагогами школы Она представлена несколькими направлениями развития личности. В данном случае нас интересует конкретно духовно–нравственное направление, без которого, однако, не обходятся и другие, так как ценностно–ориентационная деятельность в той или иной степени пронизывает все виды деятельности. К примеру, реализация спортивно–оздоровительного направления внеурочной деятельности через секции, соревнования, спортивные кружки способствует формированию товарищеской взаимопомощи, взаимовыручки, умению радоваться за других в случае победы и не огорчаться при поражении (целесообразно использование девиза «главное не победа, а участие»). Так, возвращаясь к духовно–нравственному направлению внеурочной деятельности, следует отметить, что его реализация предполагает формирование нравственных ценностных ориентаций младших школьников, включающих не только знания (разум) учащихся о добре и зле, о хорошем и плохом, но и затрагивающих их чувства и эмоции, отражающих поведение (мотив) и отношение к окружающим, себе самому, к семье, Родине и т.д.

         Внеурочная деятельность в школе по данному направлению осуществляется

через следующие кружковые занятия:    «Изостудия»,

« Вокальная студия». Театр, хореография, ДПТ. «Родники». «Литературная гостиная», «Бисероплетение», «Умелые ручки», «Хоровое пение,»

         Достижения  учащихся

 НПК, Экологическая работа, (акции, экскурсии), сбор батареек, участие в Акции «Накорми бездомных собак в приюте»

 Творческие проекты : «Золотая Осень» – поделки, «Новогодние кружева», украшение кабинетов, регулярные конкурсы рисунков ко всем праздничным датам, событиям, школьным мероприятиям, концерты.  

     . «Бисероплетение», где учащиеся создают своими руками различные предметы из бисера: игрушки, украшения, цветы. Такие поделки дети охотно дарят своим близким и друзьям, поэтому данная работа способствует развитию доброжелательности, дружелюбия.

 . «Изостудия», где учащиеся учатся не только основам изобразительного искусства, но и получают эстетическое наслаждение, получают представление о красоте.

 . «Вокальная студия», где дети учатся основам  вокального, хорового пения, разучивают   песни, что благоприятно для развития патриотических чувств, чувства товарищества и взаимоуважения, формирования коммуникативных , личностных компетенций.

 Работа с родителями

  В классах проводится большая работа с родителями. В течение многих  лет обучения детей проводились спортивные конкурсы, походы , выезды на турбазы( Никонова И.В. Кирилюк Е.Г. , Карташова О.Л., Кузьмина Е.В., Краснопеева О.В., Новолодская В.А. )

, что создает благоприятные условия для формирования патриотических чувств, уважения к старшим, ценностного отношения к семье.  

Благоприятны для развития нравственных ценностей детей младшего школьного возраста следующие особенности деятельности: добровольность участия, активность и самостоятельность детей, привлекательность содержания деятельности, творчество; личностная ориентированность работы педагога, опора на ценностные отношения, сотрудничество сверстников и представителей разных возрастов; системность, предполагающая взаимодействие ряда средств, методов, приемов и форм, взаимосвязь в целостном педагогическом процессе учебной и внеучебной деятельности.

Нравственный мир ребенка сложен и изменчив, находится в развитии. Задача учителя состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом учеников, сформировать гражданина своей страны, способного к проявлению толерантности, оценке своего мнения как имеющего право на существование, но не единственно верного и правильного.

  Таким образом, все перечисленные направления внеурочной деятельности в нашей школе, как мы считаем, кроме развития эстетического вкуса учащихся, способствуют формированию нравственных ценностных ориентаций: развитию умения видеть и создавать прекрасное, формированию патриотических чувств, отзывчивости, доброжелательности, взаимопомощи, ответственности, бережного отношения к окружающим предметам и позволяет воспитать из младших школьников настоящих патриотов и поистине нравственных людей

 Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и люби,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


 

 

А.С. Макаренко : «Не может быть колебаний стремиться к воспитанию смелых, че...

В соответствии с ФГОС НОО внеурочная деятельность представлена следующими на...

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются...

1) приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройс...

Внеурочная деятельность в соответствии с положениями ФГОС НОО осуществляется...

Таким образом, все перечисленные направления внеурочной деятельности в нашей...

  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на РМО "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ".

Перед общеобразовательной школой, семьёй стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окр...

Формирование духовно – нравственной личности школьника во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

Программа воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования  построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, гражданственн...

Формирование нравственных ценностей на занятиях внеурочной деятельности

Формирование нравственных ценностей на занятиях внеурочной деятельности...