Формирование духовно – нравственной личности школьника во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
статья по литературе на тему

Пангина Лилия Викторовна

Программа воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования  построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, гражданственность, духовность, искусство, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.Развить познавательный и творческий потенциал школьника можно посредством стимулирования любознательности, интуиции, воображения, сообразительности, частого решения проблемных ситуаций, путем поиска закономерностей, нестандартных и множественных решений разных задач. Одним из методов развития творческого потенциала школьников во внеурочной деятельности является проведение предметных  декад.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_moyo.docx18.58 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование духовно – нравственной личности школьника во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

ФГОС устанавливает требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы.

Изучение таких предметных областей, как «Филология», должно обеспечить (помимо прочих других):

  • сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;
  • приобщение через изучение русского языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры.

Должное внимание в Стандарте уделяется внеурочной деятельности, которая организуется через различные формы по направлениям развития личности (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и др.).

Программа воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования  построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, гражданственность, духовность, искусство, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Учителям русского языка и литературы понятно, что именно великий русский язык – это и есть одна из духовных, нравственных и культурных ценностей народа.

К сожалению, не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К седьмым – восьмым классам интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению.

Развить познавательный и творческий потенциал школьника можно посредством стимулирования любознательности, интуиции, воображения, сообразительности, частого решения проблемных ситуаций, путем поиска закономерностей, нестандартных и множественных решений разных задач.

Одним из методов развития творческого потенциала школьников во внеурочной деятельности является проведение предметных  декад.

Ежегодно коллектив учителей – филологов нашей школы организует и проводит декады посвященные  жизни и творчеству великих русских  писателей и  поэтов. Таких как С.Есенин, Высоцкий.

        215-летнему юбилею со дня рождения Даля была посвящена методическая декада русского языка и литературы, которая проходила в школе с 22 ноября по 2 декабря. Включала она самые разные мероприятия, отражающие этапы жизни и творчества Владимира Ивановича Даля.      

      22 ноября,  в день рождения  знаменитого русского философа, лексикографа, писателя и этнографа,  состоялось торжественное открытие декады и прошел единый урок во всех классах по теме «Радетель русского языка». Декада была насыщена интеллектуальными играми («Поле чудес», «Звездный час», «Кладезь народной мудрости», «Своя игра»), которые расширили и углубили знания детей о жизни и творчестве В.И.Даля.

Каждое мероприятие декады  проходило в игровой форме. Давно известно, игра - метод, позволяющий развивать познавательные и творческие способности детей, с помощью игры можно определить уровень исходной креативности учеников и отслеживать изменения.

Игра на уроке и во внеурочной деятельности помогает привить детям любовь и интерес к великому русскому слову,  осознать его национальное своеобразие.

Учитывая все необходимости, возможности и желания, творческий коллектив учителей-филологов школы, в которой я работаю, разработал и внедрил в действие ряд интеллектуальных игр для учащихся 5-6 классов, таких как   «Словарная уха»,

«Инсценирование сказок» В.И. Даля («Курочка Ряба» и «Репка»)

Для учащихся 5-6 классов данные игры были выбраны не случайно. В этом возрасте у детей еще не потерян интерес к обучению, ещё есть потребность фантазировать, познавать, творить, думать смело и оригинально, любить неизвестное, новое, преодолевать трудности и не сдаваться.

Всем известно, что Владимир Иванович Даль работал не только над созданием толкового словаря, но и над сборником “Пословицы русского народа”. В этот сборник вошли пословицы, поговорки, скороговорки, загадки. И во всём этом сборнике отразилась картина духа народного, его мудрость, склад ума и образ мыслей, любовь к русскому слову.

“Я полезу на нож за правду, за Отечество, за русское слово, язык!” (В.И. Даль)

Поэтому для учащихся были организованы следующие игры:

  • Игра «Всех скороговорок не перескороговоришь» для учащихся 5-6 классов;
  •  «Звёздный час» для 5-8 классов
  •  интеллектуальная игра «Своя игра» для 8-11 классов

 Учащиеся приняли участие в  конкурсе кроссвордов по загадкам, юмористическом конкурсе рисунков по фразеологизмам. Свои творческие способности и актерские данные ребята проявили в инсценировке народной сказки «Волк и семеро козлят», которую показали на английском языке. Заключал  декаду праздник – библиографическое рандеву «За далью – Даль». На празднике представлена  была литературно-драматическая  композиция по теме «Собирал человек слова», а затем состоялась игра по словарю В.И.Даля, где каждый тур уводил в свою даль: природную, историческую, сказочную, литературную, мистическую и даже прикольную. Праздник выполнил свою установку: получить наслаждение от новых открытий в русском языке.

          Методическая декада, посвященная творческому подвигу В.И. Даля, безусловно, способствовала обогащению словарного запаса школьников, развитию творческих способностей учащихся.  А уроки и внеклассные мероприятия  способствовали воспитанию уважения к русскому языку и родному слову, собирателем и хранителем которого был В.И. Даль.

Духовно-нравственное  воспитание, является органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения  и развития личности, и  становится приоритетной областью в образовании. Школа призвана  воспитывать гражданина и патриота, прививать любовь и уважение к Родине, её народу и святыням; готовить их к жизни.

Хочется верить, что наши ученики в будущем станут  истинными  патриотами своей Родины, гражданами, осознающими ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренёнными в духовных и культурных традициях многонационального народа России.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование духовно-нравственной личности школьника во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САЙГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ВЕРХНЕКЕТСКОГО РАЙОНА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ Пангина Л.В, учитель русского языка и литературы .

Слайд 2

Программа воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования построена на основе базовых национальных ценностей российского общества: патриотизм, гражданственность, духовность, и скусство . Направлена программа на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Слайд 4

Предметная декада, посвященная 215-летнему юбилею со дня рождения Владимира Ивановича Даля

Слайд 5

Открытие предметной декады

Слайд 6

« Словарная уха » « Инсценирование сказок» В.И. Даля

Слайд 9

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект"Формирование духовно-нравственной личности школьника посредством интеграции отечественной культуры православия в уроки литературы, русского языка и внеурочную деятельность (5-11 классы)"

Программа духовно- нравственного оздоровления современного российского общества является проблемой государственной важности. Внедрение знаний из духовной сферы в цикл гуманитарных дисциплин явля...

Реализация патриотического воспитания как фактора формирования гражданской позиции личности школьников на уроках ОБЖ в условиях реализации ФГОС.

1,Реализация патриотического воспитания как фактора формирования гражданской позиции личности школьников на уроках ОБЖ в условиях реализации ФГОСМедвежова Вера Зиновьевнапедагог-организатор ОБЖУ...

Развитие творческой личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Развитие творческой личности ребенка становится одной из главных задач  в системе общего образования. Изменение традиционных методов преподавания требует поиск наиболее результативных путей воспи...

«Развитие творческой личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»

В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл....

Доклад тема:"Формирование духовно-нравственных ценностей на уроке и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС" педсовет

Мы гордимся своими достижениями, но не собираемся на этом останавливаться: будем совершенствовать работу, стараясь приобщать детей к увлекательному миру хорового пения, даря радость совместного творче...

Духовно - нравственное воспитание кадет во внеурочной деятельности в контексте реализации ФГОС.

Здравствуйте,  Уважаемые коллеги! Зовут меня Желтухина Мария Юрьевна, я работаю учителем музыки и педагогом дополнительного образования в кадетской школе Пушкинского района Санкт – Петербур...