Разработка урока мужества по теме "Мужество и героизм русского народа".
классный час (8 класс) на тему

Нургалиева Инзиля Расулевна

Разработка урока мужества предназначена для учащихся 8 класса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzhestva.docx35.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа села Рятамак Муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан

Разработка урока мужества в восьмом классе по теме

«Мужество и героизм русского народа»

Выполнила: классный руководитель 8 класса

Ахметшина И.Р.

Рятамак, 2018 год

«Мужество и героизм русского народа»

Цели:

  • Познакомить учащихся с подвигом русского народа во время ВОВ и Курской битвы;
  • Воспитание уважения к защитникам Отечества;
  • Способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины;
  • Содействовать формированию патриотизма детей и подростков на основе исторических событий.

Ход урока

Добрый день дорогие ребята. Сегодня у нас необычный урок, мы с вами отправимся далекое прошлое.

Послушайте небольшое стихотворение.

Мужество – это не мода,

Скорая, быстротечная,

Мужество – суть мужчины,

Прочная, долгая, вечная.

Если зернышко смелости

С почвой подружится,

Вызреет в пору спелости

Зернышко колосом мужества.

- Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения? (ответ учащихся)
- Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что такое «мужество»?

Какого человека можно назвать мужественным?
(ответ учащихся)

- Итак ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о мужестве.

И тема  сегодняшнего урока:  «Мужество и героизм русского народа»

- Ребята, назовите, пожалуйста, события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными. (ответы учащихся)
- Правильно, во время Великой Отечественной войны, во время войны в Афганистане и Чечне.
- Давайте вспомним об этих войнах и сегодняшний урок
 
это – дань памяти и уважения всем, кто зовется защитником Отечества, кто причастен к героической и трагической Великой Отечественной войне, Афганской войне, кто участвовал в боевых действиях в чеченской войне, и тем, кто сегодня стоит на страже нашей Родины.

- Мужество – это страж и опора всех остальных добродетелей, и тот, кто лишён мужества, вряд ли может быть твёрдым в исполнении долга и проявить все качества истинно достойного человека.

- С древних времен славился русский народ храбростью, героизмом, любовью к своей Родине. Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. Мы помним, и всегда будем помнить о мужестве и героизме наших солдат в годы Великой Отечественной войне, помнить и о войне в Афганистане и боевых действиях в Чечне.

- Ребята, а что такое война? (Ответы учащихся)

- Да. Война – это всегда трагедия. Любая война, даже пусть она будет продолжаться всего неделю – это кровь, слезы, раны. 

- Что же вы знаете об этих войнах?

Великая Отечественная война

Великая Отечественная война началась в 22 июня 1941 года и закончилась победой нашего народа 9 мая 1945 года. Дорогой ценой досталась нашему народу победа. Почти четыре года, 1418 дней, шла война. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города и сёла, выжжены поля, оборваны мечты и надежды советских людей. На Фронт уходили ребята и девушки, едва закончив школу. Принято считать, что на фронте мужественно воевали только мужчины. Это далеко не так! В годы ВОВ на фронте мужественно сражались множество русских девушек и женщин.

В России погибло более 7 миллионов людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.

Афганская война

После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Решение о вводе войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года. 15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тыс. матерей и отцов не дождались своих сыновей, не услышали они: «Мама, я пришел…» В абсолютном своём большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодёжь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди, не имевшие почти жизненного опыта, неожиданно оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.

Война в Чечне

Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне. Много мы знаем об этой войне, но есть эпизоды, о которых не узнаем никогда. В этой войне гибли наши солдаты – 18-20-летние мальчишки, которые еще недавно учились в наших школах, которых, может быть, кто-то из нас знал»

- Ребята, а можно ли проявить мужество не только на войне? Как это сделать? А можете ли вы привести примеры? (ответ учащихся, включая примеры ребят героев спасающих сверстников, которых рассказывают в новостях)

- Что же позволит оказать реальную практическую помощь ветеранам и всем тем, кто в ней нуждается. Каким же образом мы сможем стать ближе к этим людям и быть полезными.

(Проведение акции «Чистый дом», «Чистый двор» (помощь в уборке);

Акция «Радость в дом» (посещение ветеранов, поздравление);

Организация встреч ветеранов;

Создание школьного музея «Никто не забыт, ничто не забыто!».)

- Послушайте одно стихотворение:

Пламя ударило в небо -

Ты помнишь, Родина?

Тихо сказала:

«Вставайте на помощь...» - Родина.

Славы никто у тебя не выпрашивал,

Родина.

Просто был выбор у каждого:

Я или Родина.

- О чем это стихотворение? (Ответы учащихся)

- А вы знали, что люди завтракали, когда в густой медовый полдень лета вмешался взволнованный голос диктора.

(Фонограмма «Сообщение Левитана о начале войны»)

- В первый же день войны добровольцами уходили на фронт совсем юные девчонки и мальчишки. Самым молодым солдатам было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Фашизм не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей….  Когда наступит мир, думали все и вставали на бой с фашизмом, ради мира на земле. Во время Великой Отечественной войны сопротивлялись фашистским захватчикам не только воины на фронтах. Во время войны на защиту поднимались тысячи совсем юных мальчиков и девочек. Тысячи, десятки тысяч мальчишек и девчонок пожертвовали собой ради победы.

- В каких же местах произошло величайшие сражения?

(В июле 1943 года в районе села Прохоровка произошло одно из величайших танковых сражений Великой Отечественной войны)

- Именно победа на Курской дуге окончательно переломила ход войны. 5 августа 1943 года впервые в городе Москве был произведен салют в честь освобождения городов Орла и Белгорода.

- О потерях в ходе Курской битвы сообщает «Русский архив». За 50 дней сражений безвозвратные потери составили 250 тысяч человек (в среднем пять тысяч в сутки), 500 тысяч раненых (десять тысяч в сутки). Только в ходе оборонительной операции (4-22 июля 43 года) Воронежский фронт потерял убитыми - 18097, ранеными - 47272, без вести пропавшими - 24851.

- Эта война принесла большие потери для всего мира. Так, в СССР через войну прошло более 29 млн. человек, погибло около 27 млн. человек.

- В ночь с 8 на 9 мая 1945 года была подписана абсолютная капитуляция Германии, чем заканчивается Великая Отечественная война.

 (Фонограмма «Сообщение Левитана о победе»)

-  Казалось бы настали мирные дни, но наши воины – солдаты вновь втянуты  в региональные конфликты, которые были вызваны “холодной войной”.

- Многие слышали такие фразы “Он афганец”, “Он воевал в Афганистане”, “Он воин – интернационалист”.

Что означают эти слова?

Когда была война в Афганистане?

Как связанным с Афганистаном оказался Советский Союз?

Почему и за что погибали в афганской войне русские солдаты и офицеры?

Кому нужна была эта война?

- Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане, когда-то это называлось «выполнением интернационального долга»

От Афганской до Чеченской.
Звуки сдержанного крика
Пыль дорожная клубится
Возле райвоенкоматов
Для солдатской службы честной
Будут мальчики рождаться
От Афганской до Чеченской,
От Чеченской до Гражданской

- Чечня… Это слово у каждого на устах. Сколько погибло необученных мальчишек в чеченских засадах, сгорело в танках. Но они не сдались. Не сдались потому, что в Великую Отечественную за эту землю воевали их деды, не сдались потому, что в 80-х в Афганскую войну их отцы и братья выполняли свой воинский долг.

- Каждое время рождает своих героев. Но ратный подвиг во все времена стоял на высоком нравственном пьедестале, венчая собой лучшие качества человека – гражданина, патриота, интернационалиста.

- В наше время в российских парнях не иссякли верность долгу и традициям старших поколений: непреклонная воля к победе, отвага, мужество. Подтверждение тому – тысячи солдат и офицеров награждены государственными наградами за самоотверженность и мужество, героизм при оказании помощи в Афганистане, Чечне... Каждое поколение по-своему проходит определенное испытание на прочность. Рано или поздно настает для него тот звездный час, когда в полной мере надо взять на себя, на свои собственные плечи всю полноту ответственности, как писал поэт А.Твардовский: «За Россию, за народ и за все на свете!».

- Ребята, а можно ли проявить мужество не только на войне? Как это сделать? А можете ли вы привести примеры?

- Молодцы!

- Сейчас мы с вами, проверим, насколько вы знаете о войнах.

Отгадайте загадки:

1. Стоят три старушки:

 Вздохнут да охнут,

 Вблизи все люди глохнут. (Пушки)

2. Летит ворон, весь окован, кого клюнет, тому смерть. (Пуля)

3. Не пчела, не шмель, а жужжит,

 Неподвижно крыло, а летит. (Самолет)

4. Что общего между деревом и винтовкой? (Ствол)

5. На пушку не похоже,

 А палит, дай боже. (Миномет)

6. Ползет черепаха – стальная рубаха.

 Враг в овраг, черепаха – куда враг. (Танк)

7. Летит – лается,

 Упадет – рассыпается. (Снаряд)

- А сейчас ответьте на вопросы:

1. Что обозначают цвета «Георгиевской ленточки»? (черный и оранжевый – означают „дым и пламя“ и являются знаком личной доблести солдата на поле боя).

2. Как называется война, победу в которой мы празднуем 9 Мая? (Великая Отечественная война.)

3. Когда началась война? В каком месяце, какого числа? (Война началась летом 22 июня.)

4. Сколько лет она продолжалась? (Война продолжалась 4 года.)

5. Как называлась наша страна в то время? (Союз Советских Социалистических Республик (СССР))

6. Какое государство напало на нашу страну? (Фашистская Германия.)

7. За какие заслуги некоторые города после войны получили звание город-герой? (Так называли город, жители которого проявили храбрость, мужество и отвагу во время войны.)

8. Назовите города-герои, которые вы знаете. (Ленинград (ныне Санкт-Петербург, Сталинград (ныне Волгоград, Одесса, Севастополь, Москва, Брестская крепость (крепость-герой, Новороссийск, Керчь, Минск, Тула, Мурманск, Смоленск.)

9. Какой город во время этой войны находился в блокаде 900 дней (почти два с половиной года? (Ленинград – теперь он называется Санкт-Петербург.)

10. Чем отличается орден от медали? (медаль всегда имеет круглую или овальную форму, а орден может быть любой формы (например, в виде звезды)

11. Как называется самое знаменитое письмо с фронтов Великой Отечественной войны К. Симонова? («Жди меня, и я вернусь…»)

12. Кто такой «Сталинградский Данко»? (матрос-тихоокеанец М. А. Паниках)

13. Какое звание носил К.Г. Жуков - маршал или генерал? (Маршал)

14. Сколько военных парадов прошло на Красной площади Москвы за время Великой Отечественной войны? (Три. 7 ноября 1941 года, 1 мая 1945 года, 24 июня 1945 года проведён Парад Победы.)

15. В каком городе России в годы ВОВ блокада длилась 900 дней? (Ленинград, ныне Санкт-Петербург)

16. Назовите памятники ВОВ, посвященные Великой Победе, в Москве. («Могила Неизвестного солдата», «Поклонная гора», «Защитникам Москвы»)

17. Высший «солдатский орден» во время ВОВ – это что? (Орден Славы)

18. Сколько дней длилась ВОВ? (1418 дней)

19. Какой советский танк стал легендой ВОВ? (Т-34)

20. В каком городе располагается Мамаев Курган? (Волгоград)

21. Кто исполняет песню «День Победы» композитора Д. Тухманова?

(Л. Лещенко)

Подведение итогов викторины.

- Молодцы! Вы все сегодня проявили себя храбрыми, отважными людьми.

Ребятам, для которых служба ещё впереди, хотелось бы пожелать, чтобы Армия стала для них школой мужества, а не страшной бойней, уносящей молодые жизни, чтобы о ней оставались самые хорошие и добрые воспоминания, чтобы возвращались ребята закаленными, сильными - настоящими мужчинами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества "Сильна от века Русь своим народом!

собранный материал, посвящен 100 - летию 1 мировой войне: стихи, песни....

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию «Национальная идентичность русского народа»

Данный урок позволяет расширить содержание  темы «Диалог цивилизаций Востока и Запада. Российская цивилизация» (Глава 2 «Общество и человек»).  На учебном занятии применяются метод case stud...

Методическая разработка урока по технологии "Одежда и традиции русского народа"

Методическая разработка урока по технологии  "Одежда и традиции русского народа"  p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; }p.western {...

«Мужество и героизм русского народа»

Классный час о героизме русского народа проведен к 75 летию Победы в ВО войне....

Методическая разработка урока литературы "Проблема предательства и героизма в повести В.Быкова "Сотников"

Методическая разработка предназначена для проведения урока литературы на 1 курсе. Цель занятия: рассмотреть и проанализировать проблему нравственного выбора (предательства и героизма) героев повести В...