Классный час "Как слово наше отзовется"
классный час (10 класс) на тему

Коренюгина Елена Ивановна

Классный час о вреде сквернословия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_klassnyy_chas.rar534.51 КБ

Предварительный просмотр:

Ход классного часа

Классный руководитель. Эпиграфом к этому занятию взяла слова Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел…» Скажите, как   вы понимаете смысл этого выражения?

 Дети отвечают на вопрос.( Можно узнать человека по голосу, по интонации, по лексике, какую он употребляет)

 У вас на столах лежат лист «Рефлексии» на протяжении всего классного часа заполняете предложения, а в конце занятия сдадите. Результатом работы нашего занятия должна стать Памятка «Как избавиться от сквернословия».

(Для эффективности  работы класс разделен на группы.)

 Классный руководитель. Дети, великий Саади так говорил:

Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы,
Пока ты слова не сказал. ( слайд № 2 )

 Классный руководитель. Почему он так говорил?( О человеке можно судить только тогда, когда он говорит, излагает свои мысли,  передает чувства, делится информацией, какие при этом   использует слова, грамотно ли строит предложения)

Назовите основную функцию языка. ( слайд № 3 )

Примерные ответы детей :

  • объясняться друг с другом,
  • решать различные вопросы,
  • просить,
  • приветствовать,
  • мириться,
  • выполнять просьбы,
  • вдохновлять на подвиги,
  • выражать радость,  
  • объясняться в любви

Классный руководитель. Это положительная сторона. Назовите и другую менее позитивную функцию. ( слайд № 4)

Примерные ответы детей

  • огорчать и разочаровывать друг друга,
  • лицемерить,
  • лгать,
  • обманывать,
  • хитрить,
  • ссориться,
  • сделать людей врагами,
  • вызвать войну,
  • разрушать города и даже целые государства,
  • вносить в нашу жизнь горе и зло,
  • предавать,
  • оскорблять.

Классный руководитель. Дети, подумайте и ответьте на проблемный вопрос  прав ли был Эзоп, говоря, что «язык – явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое»? ( слайд № 5)

Работа в группах. Назовите «святые» слова. ( слайд №6)

1. Мама

2. Родные: бабушка, дедушка, папа, брат, сестра.

3. Родина

4. Бог

5. Любовь

6. Дружба

7. Мир

8. Свобода

9. Верность

10. Честь

Назовите скверные слова. (слайд №7)

Конечно, произносить эти слова нельзя, обратите внимание как можно при помощи рисунка изобразить эти «непристойные» слова.

Как вы считаете , обидными являются «скверные» слова? А что вы можете сказать о словах-кличках? Обидны ли они?

Классный руководитель. Обратите внимание  на (слайд № 8)

Есть у нас одна привычка

Называть друзей по кличкам.

И  выходит, что у нас

Скотный двор — не класс.

Как вы считаете, называя  одноклассников по кличкам, это скверные или «святые» слова?

 Классный руководитель: обратите внимание на рисунок , как решают вопросы люди? (Слайд № 9) Заранее подготовленный ученик читает стихотворение А.Лысова «Дикарь»

Я видел нынче дикаря.

И говорил с ним даже,

Но, откровенно говоря,

О нем всего не скажешь.

Сказать лишь можно, что с лица

И не дикарь он вовсе:

Не носит он в носу кольца,

Монет в ушах не носит.

Его одежду описать

Словами можно тоже:

От по одежке, так сказать,

На всех на нас похожий.

Но передать его язык

Поэт не правомочен:

В таком бы случае мой стих

Был сплошь из многоточий.

Вы догадались: речь идет

Опять про мат и матик,

Про речь, которую ведет

Подобный «мате-матик».

Пусть лексикон дикарский пуст,-

Зато как речь цветиста:

Что шаг, то мат слетает с уст

Такого «шах-матиста».

Дикарь по площади. Он рад

Стать мастером особым,

Чтоб сделать трехэтажный мат

Скабрезным небоскребом.

И дикарей вокруг щадят, обходят стороною,

Как будто речь на площадях

Должна стать площадною.

А надо, что ни говори,

Пресечь их брань вначале-

Пресечь, покуда  дикари

Совсем не одичали!

Классный руководитель. В стихотворении встретилось незнакомое слово «скабрезный». Возьмите Толковые словари и найдите его значение.

(работа в группах).

( слайд № 10)

Ответ детей:

(Неприличный, непристойный, нецензурный, матерный, скверный)

Классный руководитель. Работа в группах. Подумайте над следующим вопросом ( слайд№11) Каковы причины употребления матерной лексики как среди молодежи , так среди взрослых людей?

Примерные ответы детей

  • злость;
  • раздражение;
  • различные эмоции;
  • плохая привычка;
  • хочет казаться «крутым»;
  • невежество, невоспитанность;
  • не хватает словарного запаса.

Классный руководитель. Словарь В.Шекспира по подсчету исследователей составляет 12000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. А словарь героини романа « 12 стульев» Эллочки всего лишь был из 30 слов. ( слайд № 12). Вот ознакомьтесь с этими словами.

Классный руководитель. Заранее подготовленный ученик выразительно читает стихотворение Э.Асадова «О скверном и святом»

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире самое простое

И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и темен, и дурной,

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,

Нашлись другие. Взяли, подхватили

И понесли сквозь годы и века.

Пусть иногда кому-то очень хочется

Хлестнуть врага словами, как бичом,

И резкость на язык не  только просится,

А в гневе и частенько произносится,

Но только мать тут все – таки при  чем?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И все же трудно попросту понять

Что слово «мат» идет от слова «мать»

Сквернейшее  - от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Но как позволить, чтобы год за годом

Так оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,

Но не теряйте звания людей.

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!

Классный руководитель. Писатель Ф.М.Достоевский так писал,  что «народ сквернословит зря, и часто не об этом совсем говоря. Народ наш не развратен, а очень даже целомудрен, несмотря на то, что это, бесспорно, самый сквернословный народ в целом мире, – и об этой противоположности, право, стоит хоть немножко подумать.» ( слайд 15)

 Классный руководитель .Психолог школы провела тестирование. Вот какие результаты. ( слайд № 16)

35% учащихся класса согласны, что не стоит сквернословить, так как это показатель низкой культуры.

43% считают, что раз есть в русском языке нецензурные слова, значит, их можно употреблять.

4% уверены в том, что сквернословить нельзя, так как это великий грех.

    9% думают, что иногда можно.

    9% еще не задумывались над этим вопросом.

На вопрос употребляете ли вы матерную лексику, вы ответили следующим образом: ( слайд 17)

«Да» 15 человек

«Нет» 2 человека

«Иногда» 3 человека

Результаты показывают, что в нашем классе тема сквернословия является актуальной, злободневной.

Анализ результатов и выводы детей.

Классный руководитель. Чтобы доказать опасность сквернословия, ученые провели ряд исследований.

(Выступление ученика, заранее подготовившего материал)

Сквернословие  — далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена  погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились! ( слайд 18)

         К сожалению,  сквернословие  негативно влияет не только на здоровье тех,

                кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши

                предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие

                поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Выступление ученика.

   (Слайд 19)   (Притчу выразительно читает заранее подготовленный ученик)

Обратите свое внимание, ребята, в книге С.С. Орбелиани «Мудрость вымысла» в одной притче говорится, что охотник пригласил друга-медведя в гости. Хозяйке не понравился дух медведя, и она об этом сказала вслух, медведь обиделся и ушел. Прошло время, он встречает охотника и говорит: «Ударь топором по голове, чтоб рана была». Как не отнекивался охотник, его друг настоял на своем, и охотник нанес удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: «Посмотри: рана, которую ты мне нанес, зажила, а рана от слов твоей хозяйки – до сих пор саднит мне сердце».

 Классный руководитель. Ребята,  давайте подумаем, что нам хотел сказать автор? (Учащиеся рассуждают на тему и должны прийти к выводу, что душевная рана заживает гораздо дольше, чем телесна. «Душевные» раны  очень сложно излечить, а иногда  невозможно).

Классный руководитель. Как же бороться с нецензурной лексикой?(слайд №20)

Примерные ответы детей:

  • Бесполезно бороться: это в крови.
  • Штрафы.
  • Принудительные работы.
  • Больше читать, обогащать словарный запас.
  • Надо себя сдерживать.

Заранее подготовленный ученик выразительно читает стихотворение В.Солоухина «Слово о словах» (слайд№21)

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай- не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не  выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить,

И камень в крошку раздолбить,

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Классный руководитель. Работа в группах. На столах лежат листы бумаги, фломастеры, краски, карандаши. Задание для групп: для борьбы со сквернословием в нашей школе предлагаю развесить листовки и памятки « Наше условие – долой сквернословие!» ( слайд №22) Выставка работ.

Подведение итогов: ( слайд № 23, 24).

Классный руководитель. Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

 Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!

В течение классного часа вы в группах создавали Памятку «Как избавиться от сквернословия».

Давайте прочтем памятки ( представитель от групп зачитывают тексты) , а теперь отредактируем и создадим общую для всего нашего классного коллектива.

ПАМЯТКА

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СКВЕРНОСЛОВИЯ

  1. Сам не говори плохих слов.
  2. Сознавай и цени меру своего авторитета, свой рейтинг.
  3. Как быть с теми, кто сквернословит? Мы не исправим общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса, группы можно.
  4. Научитесь просить прощения, если что-то с языка вдруг сорвалось.
  5. Мое кредо. Я – исключение! Моя речь- мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль – это изнутри.

           На протяжении всего занятия у вас лежали листы «Рефлексии» с предложениями , сейчас я попрошу вас вспомнить все, о чем мы говорили на занятии и дополнить предложения.

Эту памятку мы поместим в классных кабинетах школы. Каждый получит экземпляр и   возьмет домой, познакомит родителей, близких, друзей, соседей.

Подведение итогов :

Человек должен выбирать свой путь во встречном движении к людям, в самоотдаче, в горении человеческих сердец. Я надеюсь, что наш разговор о сквернословии не закончен, и вы еще раз задумаетесь над этим. И пусть каждый из вас выберет правильное решение и помнит слова Святителя Тихона Задонского: «Сквернословие есть яд, умертвляющий душу. Тренируйте себя, избавляйтесь от  слов паразитов.

Цели:

создать условия для развития внутренней потребности личности к нравственному и духовному совершенствованию, используя различные информационные ресурсы, показать опасность сквернословия, вызвать желание совершенствовать свою речь, вооружить учащихся нравственными ориентирами при построении деятельности, общения и взаимоотношений, формировании основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи:

  • вооружить учащихся осознанными знаниями и представлениями о моральных нормах, традиционно действующих в нашем обществе;
  • познакомить учащихся с многообразием поступков, совершаемых взрослыми и детьми, позволяющих увидеть и осознать их проявление;
  • сформировать на это основе установку на реализацию правил нравственного поведения через выбор действия, способа общения, поведения;
  • привить учащимся стремление к нравственному самосовершенствованию и вооружить их соответствующими  способами нравственного взросления.

Форма проведения: информационный классный час и с использованием ИКТ.

          Оборудование :

  • компьютер
  • мультимедийный проектор
  • презентация
  • листы бумаги для рисунков
  • листы для рефлексии
  • листы для Памятки
  • краски
  • карандаши
  • фломастеры.

Рефлексия

( на столах ребят лежат листы, с предложениями, которые нужно закончить)

  1. Я сегодня задумался о…
  2. Мне сегодня понравилось…
  3. Я остался при своем мнении …
  4. Я изменил свое мнение…
  5. Нужно обсудить на следующем уроке… ( какой)

Рефлексия

( на столах ребят лежат листы, с предложениями, которые нужно закончить)

  1. Я сегодня задумался о…
  2. Мне сегодня понравилось…
  3. Я остался при своем мнении …
  4. Я изменил свое мнение…
  5. Нужно обсудить на следующем уроке… ( какой)

ПАМЯТКА

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ СКВЕРНОСЛОВИЯ

1.Сам не говори плохих слов.

2.Сознавай и цени меру своего авторитета, свой рейтинг.

3.Как быть с теми, кто сквернословит? Мы не исправим общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса, группы можно.

4.Научитесь просить прощения, если что-то с языка вдруг сорвалось.

5.Мое кредо. Я – исключение! Моя речь - мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль – это изнутри.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕНТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЕРХНЕДОНСКАЯ ГИМНАЗИЯ

КАК СЛОВО НАШЕ ОТЗОВЕТСЯ…

( классный час о вреде сквернословия)

Классный руководитель 6 б класса

Коренюгина Е.И.

ст. Казанская

2012 г.

Пояснительная записка

Проведение классного часа  нравственной направленности о вреде сквернословия  не случаен. Сейчас матерный язык слышен везде, начиная от семьи и до улицы, до транспорта, даже до людей, имеющих какую-то власть. Причиной для сквернословия  уже не являются раздражение или гнев, гнилые слова стали частью обыденной речи. Ненормированная лексика  употребляется не только в общении взрослых, но и в разговоре родителей с маленькими детьми, ими перекидываются даже влюбленные.

Проведенное психологом исследование класса, показало, что большинство детей класса не только слышат  нецензурные слова, но и считают, что их можно употреблять в речи, так как  это делают родители, соседи, друзья, а большинство даже употребляет их. Подростковый возраст наиболее сложный в развитии детей, поэтому так важно не упустить время и  показать им  пагубное влияние сквернословия на внутренний мир человека, развивать желание сохранять и очищать родную речь от непристойных выражений; учить выражать свои чувства социально приемлемыми способами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как слово наше отзовется..."

О проблемах духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы....

Родительское собрание "Как слово наше отзовется?"

Родителям предлагается поближе познакомиться с молодежным сленгом, сыграть в интеллектуальную игру  "Ненормативная лексика"....

"Как слово наше отзовется..." (Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы)

В данной презентации рассмотрены различные формы работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся....

"Как слово наше отзовется..."

Все мы, родители, хотим видеть своих детей радостными  и счастливыми, благополучными и умными. И всем нам, конечно же, хочется, чтобы  наш ребенок, научился добиваться поставленных целей,...

Материал для проведения внеклассного мероприятия, посвященного Дню русского языка и Дню рождения А.С. Пушкина «Как слово наше отзовется».

Материал для проведения внеклассного мероприятия, посвященного Дню русского языка и Дню рождения А.С. Пушкина  «Как слово наше отзовется»....

Семинар-тренинг для подростков "Как слово наше отзовется"

Семинар-тренинг способствует осознанию подростками своих мыслей, слов, действий...