Семинар-тренинг для подростков "Как слово наше отзовется"
методическая разработка по психологии (10 класс)

Разумова Ирина Викторовна

Семинар-тренинг способствует осознанию подростками своих мыслей, слов, действий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как слово наше отзовется. Семинар-тренинг для подростков

Ввод в занятие.

На доске картинки – газета (книга), значок интернет, телевизор, человек. Подросткам предлагается определить тему занятия (информация)

Далее им раздаются вслепую листочки с этими картинками с целью деления на группы.

  1. Какая бывает информация? (Вербальная, невербальная)
  1. Упражнение «Час редактора».  Ребята делятся на несколько подгрупп и дополняют текст:

Что же нам, друзья мои, делать с ……………………….? Почему мы так околдованы ими, да еще околдовываем наших ………………………, их…………………………, всю…………………..? Делаем это ради……………………………...? А может быть, для того, чтобы свалить на них ………………………? Мы сознательно создаем идола, слепо веруем в его чудодейственную силу и превращаемся в его служителей!

         Результаты работы зачитываются. Выясняется, что у всех темы разные.  

А в оригинале текст принадлежит Ш. Амонашвили и посвящен школьной оценке.  

 В обсуждении выясняется, что люди очень по разному понимают одну и ту же информацию. !!!  

  1. Упражнение «Час редактора-2».  

Группам необходимо написать текст, заданный формулой их знаков препинания:

! ?, , . ? ? , . !          ? ?, , ? ? ? , . ?         ! ! , , ! ! ? , . !        . . , , . . . , . . 

По завершении упражнения получившиеся тексты озвучиваются.  

Обсуждается вопрос: чем отличается информация, с которой мы столкнулись в двух упражнениях? Естественно, одна словесная, другая – без слов. Здесь мы «общались» с помощью интонации. И более выраженные интонации делают информацию боле эмоционально окрашенной

  1. Как лучше подавать информацию?
  2. Упражнение «Собираемся в поход».  

Выбирается 3-4 добровольца, которые выходят из класса.   Класс получает инструкцию: «представьте себе, что вы – компания, которая собирается в эти выходные в поход. Вы не ограничены в деньгах, поэтому пришли в магазин с хорошим обслуживанием с твердым намерением: купить все необходимое из снаряжения и еды. Но есть одно условие: вы покупаете только те товары, названия которых начинается на букву «С» (например, сапоги и спички, но не  ботинки и зажигалку). Продавцы не знают о вашем уговоре. Их задача – догадаться, какие товары вы у них покупаете. Вы можете отвечать на их предложения только утвердительно или отрицательно».  Теперь инструкция для добровольцев: «Вы – продавцы супермаркета. К вам пришли необычные покупатели – группа туристов, собирающиеся в поход. Вы будете, как вежливые продавцы, предлагать им товары: сумки, рюкзаки, макароны, шашлыки и т.п. что-то они будут брать, что-то нет. Вам нужно догадаться, по какому принципу они выбирают покупки».  Как правило, игра продолжается около семи минут, после чего «продавцы» начинают возмущаться непоследовательностью «покупателей». Тогда целесообразно приостановить игру и дать им минутку на размышления. Особенно помогает предложение составить на доске список приобретенных «покупателями» товаров.  В обсуждении поднимается вопрос: как лучше сообщать информацию? Например, как лучше подавать информацию, если задали сделать доклад перед классом.

  1. Упражнение Работа в малых группах.  

Как правильно подавать информацию другим? Группы формулируют правила, которые фиксируются на доске. Три самые главные правила подчеркиваются.

 Например:

 Начать с главного

 Кратко

 Понятными всем словами

 По плану, соблюдать логику

 Разборчиво

 Громко и четко

  1. Как лучше понять информацию

5.  Упражнение «Диктант». 

Выбираются три добровольца, которые на время покидают класс. За дверью они получают задание: это листки, на которых изображены различные сочетания геометрических фигур (их примеры приведены в приложении). Нужно продиктовать свой рисунок одноклассникам так, чтобы у них получились именно такие картинки. Чертить руками в воздухе (а тем более рисовать на доске) нельзя. Класс получает свою инструкцию. Необходимо внимательно выполнять задания диктующего. Но первого ни в коем случае нельзя ни о чем переспрашивать. В классе должна стоять идеальная тишина. Второго можно спрашивать только так, чтобы он отвечал только «да» или «нет». Третьего можно спрашивать на полную катушку.  

  1. Барьеры на пути получения информации

6.  Упражнение «Испорченный телефон».  

Ведущий передает ребятам, сидящим на первой парте, сообщение, например: «ОБЕЩАЮТ, ЧТО ЭТИМ ЛЕТОМ БУДЕТ ХОРОШАЯ ПОГОДА, ТОЛЬКО АВГУСТ БУДЕТ ДОЖДЛИВЫМ», - и вручает листок бумаги. Парта «номер один» записывает это сообщение на листке бумаги, соблюдая правило: ни одно из слов ведущего не должно повториться. Мысль нужно сформулировать другими словами.  

         Времени на обдумывание очень мало. Закончив работу (например «синоптики объявили, что в каникулы будет жарко, только в последний месяц холодно и мокро»), ребята передают свой ответ на вторую парту. Там его перефразируют, заворачивают первый ответ «гармошкой», чтобы его не было видно, и передают далее.   Получив от последней парты текст, ведущий зачитывает для начала только свою первую фразу и последнюю фразу-ответ (в нашем примере оказалась такая развязка: «Соседи сказали, что в феврале будет слякоть, и поэтому сделают дополнительные каникулы»). При желании можно проследить судьбу посланной фразы поэтапно.  

В обсуждении выясняется, что одни и те же слова человека можно истолковать совершенно по разному (можно попросить ребят привести соответствующие примеры «из жизни»).

По итогам урока совместно с ребятами формулируется схема под названием «Барьеры в общении» (на модели сообщения, которое некий Петя передает некому Васе):  

Петя          

   

Вася

Задумал 100%      

Барьер словаря у Пети  

Сказал

Барьер внимания у Васи    

Услышал

Барьер словаря у Васи    

Запомнил  

Барьер памяти у Васи    

Помнит на следующий день 5 %

   

Важно отметить, что цифра в 5% является условной и относится скорее к прослушанной лекции, чем к общению, которое было интересным для Васи, но тем не менее…

Как правило, усваивается боле эмоционально окрашенная информация

Общение является важной частью нашей повседневной жизни. Мы постоянно получаем информацию, делимся ей с окружающими и очень важно, чтобы та информация, которую мы получаем, не травмировала нас, а мы не стали источниками слухов и сплетен.

7. Упражнение «Слухи»

  1. Рефлексия «Я благодарен этому дню за то, что….»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как слово наше отзовется..."

О проблемах духовно-нравственного воспитания на уроках русского языка и литературы....

Родительское собрание "Как слово наше отзовется?"

Родителям предлагается поближе познакомиться с молодежным сленгом, сыграть в интеллектуальную игру  "Ненормативная лексика"....

"Как слово наше отзовется..." (Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы)

В данной презентации рассмотрены различные формы работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся....

"Как слово наше отзовется..."

Все мы, родители, хотим видеть своих детей радостными  и счастливыми, благополучными и умными. И всем нам, конечно же, хочется, чтобы  наш ребенок, научился добиваться поставленных целей,...

Классный час "Как слово наше отзовется"

Классный час о вреде сквернословия...

Материал для проведения внеклассного мероприятия, посвященного Дню русского языка и Дню рождения А.С. Пушкина «Как слово наше отзовется».

Материал для проведения внеклассного мероприятия, посвященного Дню русского языка и Дню рождения А.С. Пушкина  «Как слово наше отзовется»....