Классный час «Нужно ли помнить о трагедии Холокоста?»
классный час (7 класс) по теме

Сторожева Оксана Александровна

Классный час посвящён памяти жертв Холокоста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл holokost.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Нужно ли помнить о трагедии Холокоста?»

Учитель: Сегодня наш классный час посвящён памяти жертв Холокоста. К сожалению, в наше время многие не знают, что это такое. Сколько боли и горя стоит за этим словом.

Так давайте вспомним, как всё это было…
(Приложение, презентация слайд1)


Холокост – от др/греч. всесожжение – систематическое уничтожение, истребление немецкими нацистами евреев. Это было целенаправленное уничтожение целой расы. И для нацистов не было каких - то рамок, или чувств. Они относились к убийству детей, женщин, стариков, мужчин, просто как к своей работе.

 
(Учащийся читает стихотворение)
Мужчины мучали детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучали детей.
И это каждый день опять,
Кляня, ругаясь без причины.
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье.
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье..

(«Дети в Освенциме» Наум Коржавин)


Немного из истории Холокоста.

(презентация слайд3)
Нацистская партия сформировалась в 1919 году. Свой путь к диктатуре А. Гитлер начал со своего вступления в Мюнхене в нацистскую партию. Вскоре он оказался в числе руководителей, отличившись публичными выступлениями против евреев. 

Учитель: Каковы же причины уничтожения евреев? Ваше мнение?
(звучат ответы учащихся)
Учитель: Воспользовавшись общим недовольством и экономическими трудностями, Гитлер утверждал расистскую теорию, открыто выступая против евреев.
Евреи были обвинены в поражении Германии, в распространении коммунистических идей, в стремлении разрушить демократические режимы в Европе. В своей книге «Моя борьба» Гитлер обвинил евреев в экономическом покорении Европы, в осуществлении политического контроля над ней, в «гнусных и преступных замыслах против человечества». Они якобы поставили себе целью поработить наиболее активные народы. Была объявлена беспощадная борьба против еврейства - за чистоту немецкой (арийской) расы.


В 1935 году были запрещены браки немецкого населения с евреями, позже евреям было запрещено поступать на государственную службу, и было объявлено, что они не могут быть гражданами Рейха.
В 1937 году нацисты переходят от теории к практике. Евреев стали оправлять в концентрационные лагеря. В этих лагерях трудоспособные евреи должны были трудиться как рабы, когда у них кончались силы, их убивали. Некоторых использовали для медицинских экспериментов. Старики и инвалиды направлялись прямиком в газовые камеры.
В ночь на 4 ноября 1938 г. произошел еврейский погром, вошедший в историю как «Хрустальная ночь» (ночь битых стекол). Тогда погибли около 100 евреев.
Новый период Холокоста начинается в 1939 г., когда Германия развязывает войну со странами – участницами Антанты.
Евреев стали переселять  в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить. Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать,  как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день. 


(Звучит композиция Т.Альбиони «Адажио», учащиеся зачитывают отрывки из воспоминаний свидетелей)
Из воспоминаний Симы Марголиной (местечко Узда, Белоруссия):
"Около 7 часов в гетто стали въезжать спецмашины, в них загоняли узников. В основном это были женщины, дети, старики... Стоял раздирающий душу крик.
Тех, кто отказывался лезть в машину, расстреливали на месте.
Всех заставили раздеться догола. Убивали из пулеметов, трупы сбрасывали в ров. Если пулеметная очередь допускала "пробелы" и огонь не прошивал всех подряд, а чаще всего это были дети), их сбрасывали живыми в ров вместе с убитыми."


Из дневника Романа Кравченко. Город Кременец. Август 1942 г.:
"Объявлено что-то вроде осадного положения. Ходить можно только до шести.
...Слышен пулемет. Что должны чувствовать люди, обреченные на смерть, забившиеся по углам своих домов? Жуткая тишина.
8 августа
Последний акт трагедии в нашем городе подходит к концу. Пишу о вчерашних событиях. Вчера не мог, не было сил.
...Вывоз из гетто начался примерно в три часа утра и продолжался до поздней ночи.
Ужасное зрелище! Ворота гетто широко открыты, и за ними - очередь обреченных. По двое в ряд. Подъезжает автомобиль, очередь в молчании подвигается, первые пары укладываются на дно грузовика. Следующие - на них, и так - в несколько слоев. Полное молчание - ни говора, ни крика , ни плача.
...Один за другим едут автомобили. Уже вечер, они не так заполнены - на дне сидят женщины, девушки, дети.
...Люди в апатии. Лишь бы скорее кончилось, лишь бы скорей. Так действуют голод, побои."
Из дневника учителя А. Ерусалимского:
"3 октября
Школа закрыта. Ребятишек частью растаскали по лагерям, частью до сих пор они бродят по гетто. Учителя разбрелись по разным местам. Старшие обязаны идти на работу, а младшие - от 10 до 13 лет - сами стремятся на работу, чтобы не числиться в категории нетрудоспособных.
Накануне ликвидации гетто нацисты всегда устраивали охоту за детьми."
"Пятница 5 ноября
Самый мрачный день нашей безрадостной жизни в гетто: у нас отобрали детей.
[...] Всюду, где можно было спрятаться, они искали детей, и, если находили, то вытаскивали их, голых и босых, на площадь. Там они поднимали детей за волосы и за руки и швыряли в машины. Они гонялись за малышами, которые случайно оказывались на улицах или во дворах, стреляли в них и ловили. За детьми бежали несчастные родители, они рыдали и умоляли, но их избивали и отгоняли.


Учитель: Во время Второй мировой войны на оккупированных Германией территориях были построены лагеря смерти, предназначенные для убийства миллионов людей;  при этом технология уничтожения совершенствовалась. Грандиозные, межнациональные масштабы истребления: на всей оккупированной Германией территории Европы жертвы преследовались и отсылались в концентрационные лагеря и лагеря уничтожения. 


По оценкам «Энциклопедии Холокоста» погибло
до 3 миллионов польских евреев, 1,2 миллиона советских евреев из них:140 тысяч евреев Литвы 70 тысяч евреев Латвии;800 тысяч евреев – Белоруссии.560 тысяч евреев Венгрии, 280 тысяч — Румынии, 140 тысяч — Германии, 100 тысяч — Голландии, 80 тысяч евреев Франции, 80 тысяч — Чехии, 70 тысяч — Словакии, 65 тысяч — Греции, 60 тысяч — Югославии


Немецкое руководство создало широкую сеть различного типа лагерей. Первый концентрационный лагерь в Германии был создан почти сразу после прихода к власти Гитлера, в 1933 г. на окраине городка
Дахау.В 1937 г. неподалеку от Веймара был построен концлагерь Бухенвальд, всемирно известный надписью над входом «Jedem das Seine» (каждому свое).
С конца 1930-х по 1945 г. в Бухенвальде было уничтожено более 56 тыс. человек из общего числа 250 тыс. заключенных.
По приказу Генриха Гиммлера от 27 апреля 1940 года был создан концлагерь
Освенцим. Концентрационных лагерей было около 14 тысяч.

Учитель: Самое массовое убийство при Холокосте произошло в сентябре 1941 года в урочище Бабий Яр недалеко от Киева в Украине, где было убито более 33000 евреев всего за два дня. Евреев заставили раздеться и подойти к краю оврага. Когда немецкие отряды стреляли в них, они падали вниз. Затем нацисты заваливали стены оврага, погребая и мертвых и живых. Полицаи хватали детей и также сбрасывали их в овраг. В своих мемуарах Рудольф Гесс описывал, как детей евреев обманом заманивали в газовые камеры. Чтобы избежать паники, им говорили, что нужно раздеться для душа и дезинфекции. Нацисты использовали «Особые отряды» (других еврейских заключенных), которые поддерживали спокойную обстановку и помогали тем, кто отказывался раздеваться. Дети часто плакали, но после того как члены Особого отряда утешали их, они входили в газовые камеры, смеясь, играя или болтая друг с другом, часто все еще с игрушками в руках.
Спаслось из Бабьего Яра 29 человек.
(учащийся читает стихотворение)
Говорят погибшие. Без точек. 
И без запятых. Почти без слов. 
Из концлагерей. Из одиночек. 
Из горящих на ветру домов.
Говорят погибшие. Тетради. 
Письма. Завещанья. Дневники. 
На кирпичной, на шершавой глади 
Росчерк торопящейся руки.
На промозглых парах железякой. 
На стене осколками стекла. 
Струйкой крови на полу барака 
Расписалась жизнь — пока была.
Говорят погибшие. Дыханье 
В грудах пепла раздувает жар. 
Маутхаузен. Орадур. Дахау. 
Бухенвальд. Освенцим. Бабий Яр.
У меня мечта есть у живого: 
В эти мне отпущенные дни 
Вымолвить хоть слово, хоть полслова, 
Но из тех, что унесли они.


Учитель:Этот страшный, ужасный и кровопролитный период в истории человечества закончился 27 января 1945 г. Именно в этот день солдаты Красной Армии освободили узников Освенцима. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января Международным днём памяти жертв Холокоста.


Готовясь к классному часу, вы посмотрели фильм «Мальчик в полосатой пижаме». Расскажите о своих впечатлениях, мыслях. 
В чём необычность этого фильма?
Что особенно потрясло вас?
О чём фильм заставил задуматься?
(ответы учащихся)
Учитель: «Мальчик в полосатой пижаме» повествует нам о реальных событиях во время Второй мировой войны, когда немцы вели политику планомерного уничтожения евреев. Это история двух мальчиков, оказавшихся по обе стороны мира, между которыми колючая проволока. Перед нами два ребенка, глазами которых мы можем увидеть ужас, страх, жестокость и смерть, которые несет война.
Так не должно быть. Эта мысль не покидает на протяжении всего фильма.
Этот фильм - хорошее средство, чтобы сказать все людям: смотрите! смотрите и думайте, что вы можете сделать! Это предостережение всем будущим поколениям.
К сожалению, современный мир полон событий, которые являются ярким проявлением нетолерантного поведения, доходящего до геноцида. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости,
Понять причины современного геноцида, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста. Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; это часть всемирной истории. Мы должны ответить на один из важных вопросов, помнить события Холокоста или все-таки их следует забыть.
(презентация слайд14)
Есть замечательное высказывание И. Бауэра "Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями". Давайте обсудим, что оно может означать, и как вы его понимаете.
(обсуждение)
Считаете ли вы, что Холокост является уникальным событием в человеческой истории, полной войн и убийств? Почему?
Каково общее значение явления Холокост для каждого из нас?
(учащиеся высказывают мнения)
Нужно ли сегодня говорить о Холокосте? Почему?
(ответы)
Что вы вынесли из сегодняшнего разговора?
(ответы)
Учитель: Холокост – это не только трагедия народа еврейского, это Катастрофа всего человечества, это, в сущности, кризис мировой цивилизации, получивший продолжение в Афганистане, Югославии, Израиле, Чечне, в терактах по всему миру. Мы, современные люди, не просто должны помнить ужас тех лет, но и стать толерантными, то есть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий, чтобы не повторились события, унесшие жизни миллионов людей, виновных лишь в том, что были евреями. Пока мы помним – мы живы. И жива память о миллионах погибших в аду Геноцида и Холокоста. Мы обязаны знать причины Холокоста, обязаны думать о том, почему такое стало возможным, и делать все, чтобы этот ужас никогда больше не повторился. Сохранится память — сохранится народ.
Мы рождены гораздо позже. 
По счастью нам не довелось 
Быть там, где выжить невозможно, 
Где даже воздух полон слез.
И память павших в этой битве 
Увековечить и почтить 
Мы можем только лишь молитвой, 
Которую нельзя забыть.
И только стоя на коленях, 
И только в полной тишине 
Забыв про все на миг, на время, 
Произнесем ее в душе.
Спасибо вам за внимание. У нас сегодня был тяжёлый разговор, но я уверена, что сегодня никто не уйдет с нашего мероприятия с холодным сердцем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час " Нужно ли нам сейчас милосердие?"

В этом  конспекте подобран материал о милосердных людях, продуманы вопросы, приглашающие детей к обсуждению этого вахного вопроса....

классный час "Нужно ли сегодня говорить о Холокосте?"

Мероприятие посвящено трагедии еврейского народа , осмыслению Холокоста. Поднимается вопрос межнационального общения в наши дни....

Единый Всекубанский классный час "Краю-75: помним, гордимся, наследуем!"

Разработка классного часа для учащихся 11 класса на 1 сентября 2012 года, посвящена дню рождения Краснодарского края....

Мы помним..., посвященный трагедии в Беслане

Классный час  Тема: "Мы помним...", посвященный трагедии в Беслане.Цели: формирование у обучающихся толерантности, неприятия идей ксенофобии.Задачи:Дать определение понятий «террор», «терроризм»,...

Классный час "Нужно ли уважать себя"

Классный час "Нужно ли уважать себя", 6 класс...

Классный час \' Мы помним \'. Посвященный трагедии в г.Беслан

Учить осознавать важность извлечения уроков истории для собственного и национального будущего.Способствовать пониманию событий, происходящих в стране и мире, адекватно оценивать их.Воспитывать уважени...

Классный час "Нужна ли человеку профессия?"

Разработку классного часа можно использовать для учащихся 5-8 классов....