Семинар-практикум для педагогов. «Конфликтные ситуации с родителями: стоит ли их избегать?»
методическая разработка на тему

Письменная Ольга Николаевна

Древнегреческий  философ Ксенофонт сказал: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится».

 Много уже говорилось об имидже педагога, но давайте подумаем,  а кто же  является основным создателем имиджа педагога? Конечно, это родители!  Мы можем безупречно выглядеть и обладать прекрасными профессиональными знаниями и умениями, но если мы не сможем найти общий язык с родителями школьников – все наши усилия по созданию положительного имиджа окажутся бесполезными!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар

«Конфликтные ситуации с родителями. Стоит ли их избегать?»

Часть I.

Древнегреческий  философ Ксенофонт сказал: «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится».

 Сегодня очень много уже говорилось об имидже педагога, но давайте подумаем,  а кто же  является основным создателем имиджа педагога? Конечно, это родители!  Мы можем безупречно выглядеть и обладать прекрасными профессиональными знаниями и умениями, но если мы не сможем найти общий язык с родителями школьников – все наши усилия по созданию положительного имиджа окажутся бесполезными!

Педагог, как и 100 лет назад, должен быть широкообразованным, добрым, чутким, интеллигентным, красивым, хорошим психологом. Причем, в век информации, когда есть телевизор, сотовые телефоны, компьютеры, Интернет, и уже подавляющему большинству родителей и воспитанников не стоит труда этой информацией обладать, к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. Уже в наше время, тем более в будущем, главной задачей педагога становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования.

Именно из-за широкой информационной доступности каждый родитель знает порой больше нас , что и как должен делать  учитель,воспитатель, часто просто не обращая внимание на свои обязанности по воспитанию ребёнка.

В повседневной практике общения с родителями часто возникают ситуации, из которых невозможно найти выход, не избежав конфликта.

  Психолог.

Сегодня мы с Вами попробуем разобраться, что такое конфликт и как его избежать.

Сегодня будем говорить с вами о конфликтах в системе «учитель - родитель». Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». 

Формула конфликта:

конфликтная ситуация ( накопившиеся противоречия )+ повод (инцидент) “последняя капля”=конфликт.

Причины конфликтов между педагогом и родителями различны:

  • неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от школьногоучреждения;
  • субъективная причина конфликтов связана с тем, что   учитель(воспитатель)порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их;
  • это страх родителей, в особенности мам, потерять контроль над своим ребенком;
  • причина, косвенно разрушающая отношения между учителем(воспитателем) и родителями, - это особенности самого ребенка ;
  •  болезненно реакция даже на небольшую царапину или синяк, принесенный ребенком из школы. Ответной реакцией может быть претензия к учителю(воспитателю) по отношению к "злостному обидчику".

Давайте подумаем, конфликт имеет только отрицательные стороны или мы можем извлечь из возникшего конфликта что- то положительное?

Упражнение «Нужны ли конфликты с родителями?»

Положительные и отрицательные стороны конфликтов.

 Работа в  группе

Группа делится на две команды: одна подбирает аргументы в пользу того, что конфликты с родителями недопустимы, другая отстаивает позицию, что конфликты в общении с родителями необходимы. В течение 5 минут каждая подгруппа записывает свои аргументы, затем зачитывает их вслух.

Зотова Н.В.

Положительные

 • Получение социального опыта

• Нормализация морального состояния

• Получение новой информации

• Разрядка напряжённости

• Помогает прояснить отношения

• Стимулирует позитивные изменения

Отрицательные

 • Настроение враждебности

• Ухудшение социального самочувствия

• Формализация общения

• Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение

• Эмоциональные затраты

• Ухудшение здоровья

• Снижение работоспособности

Вывод: Таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.

Часть II.

Психолог. Упражнение «Яблоко и червячок»

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!»

Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.5 мин.

Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций:

Соревнование (конкуренция) — самый распространенный и одновременно самый неэффективный способ решения проблемы, стремиться добиться своего в ущерб другому.

Недостатки: При поражении – неудовлетворенность, при победе - чувство вины, испорченные отношения.

«Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» 

Избегание ( уклонение) уклонение от решения конфликтной ситуации. Желание выиграть время, сохранение покоя, исход не очень важен.

Недостаткипереход конфликта в скрытую форму.

 характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера «Вон посмотри, какая там красивая груша» 

Компромисс — поиск решений за счет взаимных уступок.

Недостатки: получение только половины ожидаемого, причины конфликта полностью не устранены.

- достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

«Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам»

Приспособление — игнорирование собственных интересов в пользу других людей, желание сохранить мир, правда на другой стороне, отсутствие власти.

Недостатки: вы уступили, решение этого вопроса откладывается.

предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.«Такая, видно, у меня доля тяжкая» 

Сотрудничество — самый оптимальный способ реагирования на конфликт, при котором учитываются интересы каждой из сторон. Именно при сотрудничестве выигрывают все конфликтующие стороны.

Недостатки: временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха.

-является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон «Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные»

Психолог

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.

Любой конфликт разрешаем,  но есть родители, которые не стремятся к сотрудничеству. Невозможно заставить другого человека идти на компромисс, если он этого не хочет. Эффективное решение конфликта может быть только в том случае, если удовлетворены оба участника ситуации.

Зотова Н.В.

 «Мудрость заключается в том, чтобы уметь изменять то, что изменить можно, уметь смириться с тем, что изменить нельзя, и уметь отличить одно от другого».

Если вы не в состоянии изменить ситуацию, значит необходимо поменять отношение к этой ситуации.

Психолог

 «Правило построения эффективного общения».

- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить

 «Правило трех плюсов» Самые универсальные – это:

  • улыбка,
  • имя собеседника
  • комплимент.

Часть III.

Деловая игра «Конфликтные ситуации».

Ситуации представлены таким образом:

сначала предлагается ситуация, затем описываются действия учителя, воспитателя в данной ситуации, в конце дается комментарий психолога/завуча.

 Работа в  группах ( 3 группы).

1. Учитель (Воспитатель) обращается к маме  ученика с рассказом о том, что  сегодня мы работали с проектами на внеурочной деятельности,и предложила закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко отвечает, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность учителя (воспитателя) – он «за это деньги получает».

Комментарий психолога: Конечно, очень хорошо, когда родители и учителя (воспитатели) действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами.

 Данный конфликт невозможно решить путем сотрудничества, ведь заставить маму заниматься с ребенком невозможно. В данном случае лучше уклониться от конфликта, это поможет сохранить достоинство учителя (воспитателя), как профессионала.

Очень важно не поддерживать навязываемый Вам резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить совместно с воспитателем (учителем) и психологом стенд или  алгоритм об организации занятий  дома, с рекомендациями .

2. Маша – активная, подвижная девочка, с трудом адаптируется в  классе. Учитель, воспитатель советует маме обратиться за помощью к детскому невропатологу. Мама девочки приняла совет «в штыки» и обвинила  учителя, воспитателя, что та не любит ее дочь, сказав, что пойдет жаловаться к директору.

Комментарий психолога: Если бы такую информацию родитель получил от врача  школы или педагога – психолога, реакция была бы другой, и не было бы конфликта с  учителем,воспитателем. Не берите «огонь на себя», обращайтесь к помощи специалистов. Важно помнить о границах своей компетенции!

3. У ученицы 7 класса снижена успеваемость и мотивация к учебе. Девочку не пугают даже полученное большое количество двоек по многим предметам. Родители обеспокоены успеваемостью дочери. Считают, что учитель недорабатывает: не проводит индивидуальную работу, не оповещает своевременно родителей. Все это проговаривает при частной встрече с классным руководителем.

Зотова Н.В. Комментарий психолога:

 НЕ следует избегать таких встреч с родителями.

Возможно, кл. рук., воспитателю  необходимо составить индивид. План работы с данным учеником, где они  расписать  совместные действия: регулярность встреч  родителей с кл. рук,   периодичность  анализа успеваемости, сетевое взаимодействие и т.д. Следовать данному плану безукоризненно, чтобы  родитель почувствовал прямую заинтересованность  и помощь педагога и школы в целом.

 Рефлексия.  На маленьких листочках. «Сегодня на занятии мне было полезно…»

 Не зачитывать. Собрать.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

«Приёмы разрешения конфликта»

1. Понимание другого - проявлять эмпатию к собеседнику.

Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему.

2. Внутренняя безмятежность и сохранение достоинства. Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может. «Здесь могут низко поступить, унизить нас они не могут!». Если вы знаете себе цену, с чего вы поверите словам другого? Стремитесь адекватно воспринимать и сознавать конфликт.

3. Первому сделать шаг к нормализации отношений. Ваша ответная агрессия – неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.

Миролюбие – ваш союзник. Будьте готовы преодолеть свое самолюбие, признать свои ошибки, извиниться, если вы виноваты в какой-то доле. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться и видеть виновным только вас. Будьте гибкими.

Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.

4. Прибегнуть к мнению третьего, авторитетного лица, которое должно рассмотреть деловую, не эмоциональную сторону конфликта.

Существует формула мудрого поведения в конфликте (ОПРСТ)

О - открытость ума.

П - положительное отношение.

Р - рациональное мышление.

С - сотрудничество.

Т - терпимость к людям.

ПАМЯТКА

«Приёмы разрешения конфликта»

1. Понимание другого - проявлять эмпатию к собеседнику.

Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему.

2. Внутренняя безмятежность и сохранение достоинства. Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может. «Здесь могут низко поступить, унизить нас они не могут!». Если вы знаете себе цену, с чего вы поверите словам другого? Стремитесь адекватно воспринимать и сознавать конфликт.

3. Первому сделать шаг к нормализации отношений. Ваша ответная агрессия – неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.

Миролюбие – ваш союзник. Будьте готовы преодолеть свое самолюбие, признать свои ошибки, извиниться, если вы виноваты в какой-то доле. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться и видеть виновным только вас. Будьте гибкими.

Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.

4. Прибегнуть к мнению третьего, авторитетного лица, которое должно рассмотреть деловую, не эмоциональную сторону конфликта.

Существует формула мудрого поведения в конфликте (ОПРСТ)

О - открытость ума.

П - положительное отношение.

Р - рациональное мышление.

С - сотрудничество.

Т - терпимость к людям.

ПАМЯТКА

«Приёмы разрешения конфликта»

1. Понимание другого - проявлять эмпатию к собеседнику.

Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему.

2. Внутренняя безмятежность и сохранение достоинства. Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может. «Здесь могут низко поступить, унизить нас они не могут!». Если вы знаете себе цену, с чего вы поверите словам другого? Стремитесь адекватно воспринимать и сознавать конфликт.

3. Первому сделать шаг к нормализации отношений. Ваша ответная агрессия – неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.

Миролюбие – ваш союзник. Будьте готовы преодолеть свое самолюбие, признать свои ошибки, извиниться, если вы виноваты в какой-то доле. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться и видеть виновным только вас. Будьте гибкими.

Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.

4. Прибегнуть к мнению третьего, авторитетного лица, которое должно рассмотреть деловую, не эмоциональную сторону конфликта.

Существует формула мудрого поведения в конфликте (ОПРСТ)

О - открытость ума.

П - положительное отношение.

Р - рациональное мышление.

С - сотрудничество.

Т - терпимость к людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликтные ситуации между родителями и детьми и способы их решения

Родительское собраниеКонфликтные ситуации между родителями и детьми и способы их решения.Аннотация - В основе всякого конфликта лежит противоречие.- Противоречие, которое лежит в основе конфликта...

Родительское собрание «Конфликтные ситуации между родителями и детьми, способы их решения»

Конфликты в нашей жизни неизбежны, так как все мы разные люди со своими взглядами, интересами, убеждениями. Большинство людей негативно относится к конфликтам, и это не случайно, ведь любая конфликтна...

Презентация психологического занятия "Стратегии поведения при конфликтной ситуации с родителями"

Цель: предоставление возможности педагогам получить теоретические знания и практический опыт конструктивного разрешения конфликтов в системе «учитель-родитель».Задачи: предоставить теорети...

Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме «Особенности, содержание и анализ урока иностранного языка в условиях реализации ФГОС ООО»

Программа муниципального обучающего семинара – практикума для молодых педагогов Высокогорского муниципального района по проблеме «Особенности, содержание и анализ урока иностранного я...

Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»

Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»...