Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Тимошевский Дмитрий Юрьевич

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Казенное образовательное учреждение Республики Калмыкия

«Казачий кадетский корпус Республики Калмыкия» им. О. Городовикова

СОВРЕМЕННАЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН РОССИИ  В КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ

Выполнил:

Офицер – воспитатель 2 взвода

Тимошевский Дмитрий Юрьевич

 Городовиковск 2014

СОВРЕМЕННАЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН РОССИИ  В КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ

Любимой стране служить мы не устанем,
Мы – дети российских народов, и пусть
Пока – мы кадеты, но скоро мы встанем
В ряды офицеров за новую Русь.

М. Левина

История последних десятилетий ХХ века убедительно показывает, что человечество вступило в фазу осмысления мира в его целостности и взаимосвязи. Усиление интеграционных процессов в современном сообществе актуализирует задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации. Идея воспитания гражданина мира имеет большой позитивный смысл, предполагает воспитание уважения к людям различных культур, национальных и религиозных конфессий, но вместе с тем погружение в этот процесс не должно привести к утрате своих национальных особенностей.

Конец XX века и начало XXI века для России – это время формирования гражданского общества и правового государства, признания прав и свобод человека, перехода к рыночной экономике. Функционирование демократии и, в конечном счете, построение правового государства зависит от образованности граждан, имеющих доступ к широчайшему спектру информации, активно участвующих в жизни общества, принимающих осознанные и ответственные решения. Социально-политические изменения в обществе предъявляют новые требования к российской системе образования, призванной воспитывать социально ориентированную личность, сочетающую в себе высокий уровень общей культуры и активную гражданскую позицию.

В содержании воспитания подрастающего поколения на современном этапе большое внимание уделяется гражданскому становлению личности, что находит подтверждение в основополагающих законодательных актах Российской Федерации: Конституции РФ, Законе РФ “Об образовании”, “Федеральной программе развития образования” и др.

Кадетское движение на территории Российской Федерации рассматривается как сообщество общеобразовательных учреждений всех типов и видов, осуществляющих обучение и воспитание кадет, направленное на гражданско-патриотическое становление и социализацию молодых людей. Миссия кадетского движения – воспитание государственных деятелей, людей, которые не только будут исповедовать идеи и принципы служения Отечеству, но и достойно ему служить. Кадетское движение – важная составляющая системы гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. 

Кадетское образование и воспитание сегодня направлено на возрождение в молодёжной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желание отстаивать независимость и величие своей страны. Кадетство нельзя рассматривать узко, только как путь подготовки к военной службе, оно обеспечивает комплексное развитие личности.

Большое внимание в работе с кадетами уделяется воспитательной и гражданско-патриотической работе. Воспитательная система в кадетском корпусе представляет собой комплекс, в основе построения которого лежит принцип реализации базовых потребностей личности: быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации, потребности в поиске смысла, в творчестве, красоте, духовности.

В современной социокультурной ситуации особенно актуализировались вопросы военно-патриотического воспитания, потому что формируется чувство патриотизма, сознания активного гражданства, обладающего политической культурой и мышлением, способностью самостоятельно сделать свой выбор. Кроме того, военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому психологическая подготовка и знание основ военного дела помогает молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию. Небезразлична нравственная позиция молодёжи, которой государство может доверить защиту Отечества.

Цель воспитательной системы состоит в выработке нравственно-этических качеств кадетов, развитии интеллектуальных возможностей и способностей, подготовке кадетов к осознанному выбору профессии служения Отечеству на военном и гражданском поприще.

Задачи:

  • создание и обеспечение возможностей кадетов для выработки специальных профессиональных знаний, навыков и умений, необходимых будущему защитнику Отечества;
  • содействие развитию патриотических качеств личности кадета, его уважения к культурному и историческому прошлому России, родного края;
  • воспитание в кадетах высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, нравственных ценностей;
  • развитие и совершенствование работы по формированию навыков здорового образа жизни кадетов и негативного отношения к вредным и пагубным для здоровья привычкам;
  • развития форм кадетского самоуправления.

Для реализации данной цели и задач, воспитательная работа в кадетском корпусе ведется по следующим направлениям:

Интеллектуальное  развитие определяет круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии (участие в районных олимпиадах, марафонах знаний, интеллектуальных конкурсах).

Духовно – нравственное воспитание направлено на осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни. К основам духовности ребята прикасаются на уроках литературы, истории, так как именно эти уроки являются неисчерпаемым источником нравственных истин. Кадеты соблюдают “Кодекс чести”.

Кодекс чести

  • Защита Отечества – священный долг и обязанность каждого гражданина Российской Федерации.
  • Кадетский класс есть подготовка к действительной военной службе или к службе на мирном поприще, подготовка к службе Родине.
  • Быть верным Отечеству.
  • Быть храбрым.
  • Быть верным Присяге, стойко переносить трудности.
  • Постоянно овладевать знаниями.
  • Быть праведным и верным своему слову.
  • Соблюдать правила вежливости. Всегда быть чисто и аккуратно одетым.
  • Кадеты должны быть примером для других учащихся, быть выдержанными и тактичными.
  • Вести здоровый образ жизни.
  • Помнить всегда, что ты кадет.
  1. Гражданско-патриотическое воспитание воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга. В связи с этим проводятся занятия на тему “ Воспитание патриота – гражданский долг”, “ Твои права и обязанности”, “ Гимн России”, “ Наш флаг”, “ Знамя Победы”, “ Я и Закон” и т.д.
  2. Военно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций. Проводятся классные часы и мероприятия: это торжественный вечер “Посвящение в кадеты” где ритуал принятия Клятвы напоминает ритуал принятия военнослужащими Присяги, для будущих защитников Родины это ступенька на пути к военной службе; это День Защитника Отечества; посещение музея; военкомата
  3. Спортивно-патриотическое воспитание направлено на развитие морально - волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Большая работа ведётся по пропаганде здорового образа жизни. Все кадеты посещают секции и кружки.

Понимание и роль патриотизма в процессе личностного становления человека

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте.

Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А.Н.Вырщикова,  это«своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».

За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.  Обобщая,  можно дать такое определение: «Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее   развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам,  к их национальным обычаям и традициям,  неразрывно связан с культурой межнациональных отношений   и  определяется  в  педагогике  как  «такое нравственное качество,  которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее  величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее  честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость»

Приведенные  определения  позволяют уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и  культурные достижения своей страны;
  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека,  указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Гражданско-патриотическое воспитание осуществляется на основе освоения  общегражданских ценностей. В характеристику гражданина, в круг присущих ему свойств включается:

  • умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность;
  • способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений;
  • умение устанавливать контакты с другими людьми;
  • готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию, неприятию агрессии, жестокости, насилия над личностью.

Теоретической основой гражданско-патриотического воспитания в современной отечественной педагогике является системно - деятельностный подход к воспитанию патриотизма и гражданственности.

В основу нашего подхода к феномену гражданско-патриотического воспитания положено  определение воспитания как профессиональной педагогической деятельности, направленной на создание организационно-педагогических условий для мотивационно - ценностного  развития человека.  Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения.

Истинный патриотизм – это такое нравственное качество, которое включает в себя:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
  • гордость за своё Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Говоря о гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо подчеркнуть, что мы вложим в ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому гражданско - патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.

Основные педагогические принципы, используемые в воспитательной работе в кадетском корпусе

Воспитательная работа в кадетском корпусе строится на следующих принципах:

  • принцип историзма и культуросообразности, предполагающий развитие воспитания в соответствии с отечественными историко-культурными традициями, ценностями и нормами национальной культуры;
  • принцип гуманизации воспитательного процесса, формирование у детей гуманистического отношения к истории своей страны, объектам культуры, природе, людям и к себе;
  • принцип адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов гражданско-патриотической работы с учётом возраста воспитанников, их социокультурной среды;
  • принцип активности в осуществлении патриотически-воспитывающего обучения;
  • принцип интеграции гражданско-патриотического и других видов воспитания в комплексном воздействии на мировоззрение и установки воспитанников;
  • принцип учёта региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей.

Один из главных результатов воспитательской работы – эффективность гражданско-патриотического воспитания кадет, заключающийся в их желании служить на благо Родины и защищать её.

Библиографический список

  1. Лузина Л.М., Степанова Е.Н. «Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания», Творческий центр, Москва 2002.
  2. Куликов А.С. «Диагностирование духовно-нравственной сферы личности школьника», Владимир 2005.
  3. Худик В.А. «Изучение профессиональной направленности личности в подростковом и юношеском возрасте», 1992.
  4. Гурковский  В. А. Кадетские корпуса в России (XVIII — начало XX вв.).-  Журнал "Образование и общество" 2002 № 1, 2.
  5. Крылов В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты. СПб., 1998.
  6. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников.- М.: Гло-бус, 2007.
  7. Комплексная программа по гражданско-правовому и патриотическому образованию школьников «Я – гражданин России».- Тула, 2004.
  8. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры.- М.: 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция «Приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России» .

Лекция «Приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России» ....

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"

Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...

Программа Гражданско-патриотического воспитания граждан России в кадетском корпусе

Программа Гражданско-патриотического воспитания граждан России в кадетском корпусе...

Работа МБОУ СОШ № 27 над проектом «Метапредметный подход в формировании системы гражданско- патриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого – патриотической тропы «Мысхако»

Наша школа является инновационной площадкой , работаем по теме "ИМетапредметный подход в формировании гражданско - партриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого ...