Программа Гражданско-патриотического воспитания граждан России в кадетском корпусе
рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему

Тимошевский Дмитрий Юрьевич

Программа Гражданско-патриотического воспитания граждан России в кадетском корпусе

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

«КАЗАЧИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ ИМ. О. ГОРОДОВИКОВА»

Программа

«Гражданско-патриотическое воспитание граждан России в кадетском корпусе»

Воспитатели 2 взвода  Тимошевский Д. Ю.

Бирюков В.И.

 Городовиковск  2015

Программа

«Гражданско-патриотическое воспитание граждан России в кадетском корпусе»

       «Всякая благородная личность глубоко

осознает свое кровное родство,

свои кровные связи с Отечеством».

В.Г. Белинский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

       Программа гражданско–патриотического воспитания «Гражданско-патриотическое воспитание граждан России в кадетском корпусе» определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в кадетском корпусе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

         Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

       Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

Актуальность проблемы патриотического воспитания детей и молодежи

Необходимость работы по патриотическому воспитанию школьников в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения. Последнее десятилетие XX века активно разрушался фундамент, на котором десятки лет строилось патриотическое воспитание, разрушались ориентиры, на которые нацеливалась молодежь.

Современное состояние общества, смена духовных ценностей, разрушающее воздействие пропаганды в СМИ чуждых идеалов и стереотипов оказали негативное влияние на общественное сознание большей части молодёжи, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

Всё  более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта ещё сохранили качества нравственных идеалов, что создаёт реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Под патриотическим воспитанием понимается процесс  формирования у учащихся любви к своей Родине, чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого, постоянная готовность к её защите.

       Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

       Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Цель и задачи Программы

       Цель: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

       Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь кадет, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

  • проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
  • создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина;
  • способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.
  • формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
  • воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений, гордости за героическое прошлое, любви к своему родному  краю  как к малой родине, активной жизненной позиции.
  • утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
  • привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
  • развитие самостоятельности, ответственности, духовных качеств, памяти, мышления, логики, творческих способностей, умения работать в команде;
  • получить опыт реализации проектной работы

 Возраст детей, участвующих в организации программы. Сроки реализации программы

       Программа «Гражданско-патриотическое воспитание граждан России в кадетском корпусе»

 рассчитана на 1 год. Программа ориентирована на все возрастные группы учащихся и коллектив педагогов кадетского корпуса.  

       Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги и учащиеся.

Форма реализации Программы

       Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Принципы, положенные в основу массовых мероприятий

 Патриотическое воспитание понимается  как систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.

       Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. 

Этапы реализации Программы

 I этап: проектный 

 Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи

  1. Изучить материальную и нормативную базы; 
  1. Разработать, обсудить и утвердить план программы по гражданско-патриотическому воспитанию. 
  1. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. . 

 II этап: практический 

 Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию «Гражданско-патриотическое воспитание граждан России в кадетском корпусе»

Задачи:

  1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
  1. Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.
  1. Расширять и укреплять связи и отношения кадетского корпуса  с другими образовательными учреждениями и силовыми структурами.
  1. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  1. Проводить мониторинг реализации программы.
  1. Принимать участие в конкурсах и мероприятиях по гражданско-патриотическому воспитанию.

 III этап: аналитический 

 Цель: анализ итогов реализации программы.

 Задачи: 

  1. Обобщить результаты работы учреждения. 
  1. Провести коррекцию затруднений в реализации программы. 
  1. Спланировать работу на следующий период. 

Механизм реализации Программы

       Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство кадетского корпуса  сотрудничает с музеем, библиотеками, образовательными учреждениями и силовыми структурами.  Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия. 

 При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения  институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.

 Оценка эффективности реализации Программы

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Срок реализации программы: 1 год.

В результате реализации Программы ожидается:

-      создание системы гражданско-патриотического воспитания;

-      обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

-      вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

Мероприятия по реализации программы

Реализация данной программы подразумевает три этапа:

1 этап – «Патриотическое просвещение» включает в себя приобщение кадет  к системе духовно-нравственных и культурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, в том числе с помощью литературы и искусства, формирование интереса к истории и культуре своего края, своей малой родины; воспитание положительного отношения к труду как важной ценности в жизни;

2 этап – «Патриотическое сознание» включает в себя: осознание кадетами  нравственной ценности  причастность  к судьбе Отечества, его прошлому,  настоящему, будущему; поддержание чувства национальной гордости, национального  самосознания в  сочетании с  пониманием места и роли своего народа и  страны в развитии мировой культуры воспитание идеи Родины, чувства причастности к ней,  личного отношения к Родине.

 3 этап – «Патриотическая деятельность» включает в себя: воспитание у учащихся чувство патриотизма и любви к Родине, любви к своему родному  краю  как к малой родине, привлечение кадет к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края. гордости за героическое прошлое, коллективная и творческая работа.

№  этапа

Направление

Форма занятия

1 этап

«Патриотическое просвещение»

Беседы: «Всякая вещь трудом создана», «Труд народа Родину славит», «Подвиг Б. Эрдниева», «История казака К.Н. Недорубова»; «Маршалы Победы – О.И. Городовиков»; «Героический подвиг сына калмыцкого народа Б.Б. Городовикова (биография, подвиг во время ВОВ, военная карьера, мирный труд на благо калмыцкого народа I-ого секретаря  ОБКОМА Партии

Мероприятия: «Государство российское», «География России», «Великие города + 7 чудесных мест России», «Ратное дело России»;

Анкета-опрос: «Почему нужно знать историю своей страны?»

2 этап

«Патриотическое сознание»

Беседы: «Учеба наш главный труд», «Война в моем доме»; Говорим! Показываем! Рассказываем!: «Аллея героев» «Их подвиг бессмертен» «Ратный труд будет жить вечно!» (Велегурин Д.А, Дедов Ф.И, Бембешев Э.М, Чурюмов С.Н.); «Наши земляки – Герои Советского Союза» (Лазарев И.Е, Попов Ф.Г, Зигуненко И, Хичеев Б) – их подвиг бессмертен.

Диспут: «Что для Вас Родина?», «Можно ли выбрать Родину?»;

Мероприятия: «Посвящение в кадеты», «Никто не забыт, ничто не забыто», по памятным датам ВОВ 1941-1945 гг, возложение венков и цветов к памятникам героям, коллективные просмотры фильмов и компьютерных презентаций о войне с последующим обсуждением;

Сочинение: «Для чего людям нужен мир?», «Напишем письмо солдату на фронт»

3 этап

«Патриотическая деятельность»

Конкурсы: «Конкурс стихов «Дети о войне» + стихи на калмыцком языке, конкурс военно-патриотической песни «Прикоснись к подвигу сердцем» + песни на калмыцком языке, «Лучшая открытка ветерану», Конкурс рисунков «Война глазами детей»;

Мероприятия: Рассказы кадет «История моей малой Родины», «День памяти» - 28 декабря посещение памятника «Скорби»,  «Пресс-конференция «12 апреля», Фотовыставка «Война и моя семья», «Путешествие на машине времени», Акция:  «Бессмертный полк», Викторины о ВОВ 1941-1945 гг., «Шефская помощь ветерану», «Участие во Всероссийской молодежно-патриотическое акции «Георгиевская ленточка», военно-патриотические и военно-спортивные игры, военно-полевые сборы, легкоатлетические кросс к памятным датам и праздникам, участие в районных, республиканских, городских конкурсах и мероприятиях патриотического воспитания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы - юность России"

Программа гражданско -патриотического воспитания "Мы - юность России!" разработана для работы классного руководителя и расчитана на 3 года. Программа стала призёром городского конкурса "Самый классный...

Проект программы «Гражданско - патриотическое воспитание обучающихся в условиях кадетской школы-интерната»

Современная международная обстановка, положение дел внутри страны показывают, что в настоящее время в России нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамот...

Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы - дети России"

События последнего времени показали, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп н...

Программа гражданско-патриотического воспитания "России верные сыны"

Программа гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы "России верные сыны". Программа предусматривает комплексный подход к гражданско-п...

ПРОГРАММА гражданско-патриотического воспитания учащихся 5 класса «Мы - дети России» 2012 – 2016 г.г.

Программа гражданско-патриотического воспитания ,разработана в 2012году для учащихся 5 класса...

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...