Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы - дети России"
методическая разработка по обж (11 класс) по теме

Худорожков Павел Валерьевич

События последнего времени показали, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения, снизили воспитательное воздействие на формирование гражданской позиции, патриотизма российской культуры, искусства и образования. В общественном сознании получили распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.События последнего времени показали, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения, снизили воспитательное воздействие на формирование гражданской позиции, патриотизма российской культуры, искусства и образования. В общественном сознании получили распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_-_deti_rossii.docx429.28 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 150

СОГЛАСОВАНО:                                                                                УТВЕРЖДАЮ:

на заседании педагогического                                                            Директор школы № 150

совета № 1                                                                                            _____________Селютина Н.В.

« 29 »     августа     2011 г.                                                                   « 29 »     августа     2011 г.

ПРОГРАММА
гражданско-патриотического воспитания
«МЫ – ДЕТИ РОССИИ»

Историческое значение каждого... человека измеряется

его заслугами Родине, а человеческое достоинство - силою его патриотизма.

Н.Г. Чернышевский

г. Екатеринбург

Пояснительная записка

Проблема

События последнего времени показали, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения, снизили воспитательное воздействие на формирование гражданской позиции, патриотизма российской культуры, искусства и образования. В общественном сознании получили распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

Анализ состояния гражданско-патриотического воспитания позволяет выделить следующие проблемы:

  1. отсутствие действенных механизмов координации деятельности образовательных учреждений с органами местного самоуправления, общественных объединений, творческих союзов и религиозных организаций по решению проблемы гражданско-патриотического воспитания;
  2. низкий уровень ресурсного обеспечения программ и проектов гражданско-патриотической направленности, реализуемых в образовательных учреждениях;
  3. несоответствие учебно-материальных условий, обязательных при организации обучения граждан, начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы;
  4. низкая динамика вовлечения молодых граждан в деятельность общественных объединений гражданско-патриотической направленности, оборонно-спортивных лагерей, военно-патриотических клубов.

Цели программы:

  1. способствовать формированию и развитию у учащихся высоких морально-психологических качеств, любви к своей Родине – России, готовности к ее защите, высокого чувства долга и ответственности за порученное дело, мужества, отваги, выдержки и самообладания, инициативы и находчивости, взаимной выручки и физической выносливости;
  2. пропаганда боевых и трудовых традиций России, ее Вооруженных Сил.

Основные задачи программы:

  1. формирование у учащихся гражданско-патриотической позиции;
  2. укрепление физического здоровья учащихся, формирование ценностей «здорового образа жизни»;
  3. формирование позитивного отношения к военной службе и положительной мотивации у молодых людей;
  4. профилактика экстремизма;
  5. совершенствование организации досуга, приобщение к творчеству, выявление талантов и дарований среди учащихся;
  6. создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
  7. способствовать улучшению материально-технической базы школы в вопросах гражданско-патриотического воспитания учащихся;
  8. усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
  9. приобщение к воспитательной работе родителей, включение семьи в единое воспитательное пространство;

Нормативно- правовое обеспечение программы:

Федеральные документы:

  1. Конституция Российской Федерации;
  2. Федеральный Закон «Об образовании»;
  3. Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе»;
  4. Федеральный Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»;
  5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы»;
  6. Концепции Министерства образования Российской Федерации по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи;
  7. Государственные программы по предметам: «История России», «Обществознание», «Литература», «Основы Российского законодательства», «Основы права», «Основы безопасности жизнедеятельности».

Региональные документы

  1. Информационные письма и приказы Главы Администрации муниципального образования «город Екатеринбург», касающиеся данной проблемы;
  2. Информационные письма и приказы начальника Управления образования Администрации муниципального образования «город Екатеринбург», касающиеся данной проблемы;
  3. Информационные письма и приказы Главы Администрации Кировского района муниципального образования «город Екатеринбург», касающиеся данной проблемы;

Локальные акты

  1. Устав ОУ;
  2. приказы директора ОУ;
  3. положения.

Принципы построения и реализации  Программы:

  1. научность, гуманизм, демократизм;
  2. приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
  3. системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся, с учетом особенностей ее различных категорий;
  4. многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;
  5. его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;
  6. тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.

Направления реализации Программы:

  1. социальное – формирование добросовестного отношения к учебе; формирование терпимости к чужой вере (религиозные отношения); формирование культуры межличностных отношений (в том числе межнациональных); воспитание уважения к традициям семьи; формирование взаимопонимания между семьей и ребенком.
  2. политическое – воспитание правовой культуры; формирование понимания политических и правовых событий; формирование последовательной, твердой, аргументированной активной гражданской позиции и патриота своей страны.
  3. экономическое – формирование функциональной экономической грамотности; бережного отношения к вопросам собственности.
  4. нравственное – воспитание чувства прекрасного; воспитание любви к Родине; знание и формирование уважения к Российским традициям (в том числе религиозным); формирование общечеловеческих ценностей.

Ожидаемые результаты.

В результате реализации Программы ожидается:

В учреждении как в образовательной системе:

  1. совершенствование  работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
  2. обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
  3. вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
  4. отсутствие случаев девиантного поведения среди старших школьников;
  5. частичное решение проблемы дефицита услуг в системе дополнительного образования посредством социального проектирования и т.д.

В образе выпускника:

  1. в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
  2. в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений
  3. в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Этапы реализации программы:

I этап: проектный – май-август 2011 года.

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

  1. изучить нормативную базу, подзаконные акты;
  2. разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию;
  3. проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы;
  4. подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический – 2011-2015 учебные годы.

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию.

Задачи:

  1. отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия;
  2. обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания;
  3. проводить акции гражданско-патриотической направленности;
  4. развивать ученическое самоуправление;
  5. разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию, расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями города;
  6. вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
  7. проводить мониторинг реализации программы;
  8. принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический – 2015-2016 учебный год.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

  1. обобщить результаты работы школы;
  2. провести коррекцию затруднений в реализации программы;
  3. спланировать работу на следующий период.

Содержание Программы

п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1 этап. Создание нормативно – правовой базы для реализации Программы.

1

Разработка и утверждение программы гражданско-патриотического воспитания учащихся.

май-август 2011

зам директора по ПВ

2

Проведение социологических исследований среди учащихся  по вопросам патриотического воспитания: его значения, исторической и моральной ценности, влияния на будущие поколения.

сентябрь-ноябрь 2011

Классные  руководители

3

Корректировка положений:

  1. о  проведении смотра строевой подготовки
  2. о проведении военизированной эстафеты.

сентябрь 2011

преподаватель ОБЖ

4

Организация тематических выставок по патриотическому воспитанию учащихся в  читальных залах.        

ноябрь, февраль, май (ежегодно)

зав. библиотекой

2 этап. Практическое выполнение Программы.

5

День знаний.

1 сентября

зам директора по ВР

6

Городской слет «Юный турист».

сентябрь (ежегодно)

преподаватель ОБЖ

7

Кросс наций.

сентябрь (ежегодно)

преподаватель физкультуры

8

День здоровья.

сентябрь (ежегодно)

зам директора по ВР

9

Мероприятия ко «Дню пожилого человека.

24 сентября

зам директора по ВР

10

Участие в фестивале «Самый классный класс».

в течение всего периода

зам директора по ВР

11

Мероприятия ко «Дню народного единства.

1-4 ноября

зам директора по ВР

12

Военно-спортивна игра «Зарница».

ноябрь

(ежегодно)

преподаватель ОБЖ

13

Мероприятия ко «Дню матери».

ноябрь

зам директора по ВР

14

Мероприятия к «Всемирному дню борьбы со СПИДом».

1 – 10 декабря

зам директора по ПВ

15

Мероприятия ко «Дню героев».

9 декабря

зам директора по ВР

16

День Конституции РФ.

преподаватель истории

17

Месячник посвященный «Дню защитника Отечества».

23 января-

23 февраля

зам директора по ПВ;

зам директора по ВР

18

Лыжня России.

февраль

преподаватель физкультуры

19

Участие в сетевом проекте «Мы выбираем будущее».

февраль

зам директора по ВР

20

Мероприятия ко «Дню космонавтики».

12 апреля

преподаватель физики

21

Проведение акции «Помоги детскому дому».

апрель

(ежегодно)

зам директора по ВР

22

«День защиты детей»

апрель

преподаватель ОБЖ

23

Подготовка и участие в конкурсе агитбригад «Юный пожарный».

апрель

зам директора по ВР

24

Мероприятия, посвященные Дню Победы.

май

зам директора по ПВ;

зам директора по ВР

25

Слет-соревнование «Школа безопасности».

май

(ежегодно)

преподаватель ОБЖ

26

Оборонно-спортивный лагерь.

июнь

преподаватель ОБЖ

27

Мероприятия ко «Дню Памяти и Скорби».

22 июня

начальник оздоровительного лагеря

28

Работа  объединения ученического самоуправления.

постоянно

зам директора по ВР

29

Участие в конкурсе патриотической песни.

ежегодно

преподаватель музыки

30

Участие в акции «Я – гражданин России».

ежегодно

зам директора по ВР

31

Участие в городском конкурсе юнармейских отрядов.

ежегодно

преподаватель ОБЖ

32

Приобретение оборудования, снаряжения, инвентаря для реализации Программы.

постоянно

директор школы

Юбилейные мероприятия.

33

Мероприятия к 200-летию со дня Бородинского сражения.

сентябрь 2012

зам директора по ПВ;

зам директора по ВР

34

Мероприятия  к 200-летию победы России в Отечественной войне 1812 года.

декабрь 2012

зам директора по ПВ;

зам директора по ВР

35

Мероприятия, посвященные 25-летию вывода советских войск из Афганистана.

январь 2013

зам директора по ПВ;

зам директора по ВР

36

Мероприятия, посвященные 70-летию создания Уральского добровольческого танкового корпуса

апрель 2013

зам директора по ПВ;

зам директора по ВР

37

Мероприятия, посвященные 70-летию разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.

февраль 2012

зам директора по ПВ;

зам директора по ВР

38

Мероприятия, посвященные 70-летию разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве.

август, сентябрь 2013

зам директора по ПВ;

зам директора по ВР

39

Мероприятия, посвященные 70-летию полного снятия блокады города Ленинграда.

январь 2014

зам директора по ПВ;

зам директора по ВР

40

Мероприятия, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

май 2015

зам директора по ПВ;

зам директора по ВР

41

Разработка и выпуск методических рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей.

В течение всего периода

зам директора по ПВ;

зам директора по ВР

42

Отслеживание условий реализации Программы.

В течение всего периода

зам директора по ПВ;

зам директора по ВР

3 этап. Мониторинг качества реализации Программы.

43

Разработка критериев мониторинга (активность, отсутствие правонарушений, набор в ВС РФ и т. д.)

сентябрь, октябрь 2015

зам директора по ПВ;

зам директора по ВР

44

Сбор материала к мониторингу.

В течение всего периода

зам директора по ПВ;

зам директора по ВР

45

Творческие отчеты классов.

1 полугодие 2015/2016 учебного года

зам директора по ПВ;

зам директора по ВР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы - юность России"

Программа гражданско -патриотического воспитания "Мы - юность России!" разработана для работы классного руководителя и расчитана на 3 года. Программа стала призёром городского конкурса "Самый классный...

Программа по гражданско - патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"

В данной программе раскрываются цели и задачи,способы реализации одного из важнейших направлений воспитательной работы школы: Гражданско-патриотического воспитания учащихся....

Программа гражданско-патриотического воспитания "России верные сыны"

Программа гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания обучающихся средней общеобразовательной школы "России верные сыны". Программа предусматривает комплексный подход к гражданско-п...

ПРОГРАММА гражданско-патриотического воспитания учащихся 5 класса «Мы - дети России» 2012 – 2016 г.г.

Программа гражданско-патриотического воспитания ,разработана в 2012году для учащихся 5 класса...

Программа Гражданско-патриотического воспитания подростков с девиантным поведением «Я - гражданин России»

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегриро...

программа гражданско-патриотического воспитания учащихся "Я -гражданин России"

Цель:-возрождение в нашем обществе социальной активности, гражданской ответственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;- формирование и развитие подрастающего пок...