Программа Гражданско-патриотического воспитания подростков с девиантным поведением «Я - гражданин России»
проект (6 класс) по теме

Василенко Светлана Юрьевна

 

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию.

В этих условиях особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе демократических ценностей, гражданского патриотизма.

Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства.

В общественном сознании отмечается обострением проблемы формирования духовности и духовной личности. Гипертрофия эгоизма, культа индивидуализма становятся более привычными в сфере межличностного общения, ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами, добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни.

Образование - это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня - не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.

Прежде всего, духовная личность - результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Духовный человек - это гражданин и патриот с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Добрый и отзывчивый, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

Подростковый и юношеский возраст считается трудным для воспитания, хотя эти трудности могут быть предупреждены, если воспитатели знают подростка, семью, знает характер затруднений, возникающих в его развитии.

Для девиантных подростков характерны пробелы в знаниях, извращенное представление о нравственных нормах, выражающееся в ложном героизме, товариществе, основанном на круговой поруке, инфантилизме, сопровождающемся равнодушием к острым социальным проблемам и внутри коллективной жизни. Все это осложняет отношение подростка с окружающими, противопоставляет его коллективу, самым близким людям. В результате деформируются отношения личности.

Размытость понятий «долг», «честь», «духовность», «патриотизм» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние воспитанника.

Одним из критериев воспитанности человека признается культура его поведения, этикет, совокупность норм общения.

Основными показателями социализации индивида выступают:

  • знание традиционных устойчивых норм поведения;
  • представления об этических нормах поведения и общения в процессе деятельности;
  • нормативная система этикета.

В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданско-патриотического воспитания.

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных занятий, проведения воспитательной работы, а также создания демократического уклада училищной жизни и правового пространства учебного заведения, формирование социальной и коммуникативной компетентности воспитанников средствами учебных дисциплин и непосредственное взаимодействие с семьёй. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Взаимоотношения в семье проецируются на отношение в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Воспитание личности в училище должно быть направлено на формирование гражданско-правовой,                     гражданско-патриотической

компетентности и духовно-нравственного развития личности каждого воспитанника.


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: «Совершенствование системы гражданско- патриотического воспитания, формирование у подростков гражданской ответственности и правового самосознания, патриотизма, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

Для достижения этой цели в процессе воспитательной работы в училище необходимо решить следующие задачи:

  • продолжить создание системы духовно-нравственного, гражданско- правового и патриотического воспитания подростков;
  • повышать качество духовно-нравственного, гражданско-правового и патриотического воспитания подростков;
  • развитие у воспитанников гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей на основе исторических событий и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
  • совершенствование форм и методов работы по повышению уровня правовой культуры подростков;
  • формирование у подростков уважительного отношения к праву как социальной ценности, выработка установки на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка;
  • повышение роли психолого-педагогической службы в профилактике девиантного поведения (по программе «Реабилитация и коррекция девиантного поведения»);
  • оказание помощи семье в решении проблем духовно-нравственного воспитания детей, организация и развитие психолого-педагогического просвещения родителей; усиление роли семьи в воспитании детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie.docx156.05 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное специальное учебно- воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением «Специальное профессиональное училище открытого типа

г.Абакана»

Программа

Гражданско-патриотического воспитания подростков с девиантным поведением

«Я - гражданин России»

Г Абакан 2013г.

Паспорт программы

Наименование программы

Программа гражданско-пахриотическое воспитание «Я - гражданин России»

Разработчик программы

Василенко С.Ю. Воспитатель Абаканского спец ПУ

Исполнители программы

  • администрация;
  • классные руководители и воспитатели;
  • педагоги-предметники;
  • СПС;
  • библиотекарь;
  • училищное самоуправление.

Цель программы

«Совершенствование системы гражданско- патриотического воспитания, формирование у воспитанников гражданской ответственности и правового самосознания, патриотизма, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

Задачи программы

  • продолжить создание системы гражданско- патриотического воспитания воспитанников;
  • повышать качество духовно-нравственного, гражданско-правового и патриотического воспитания подростков;
  • развитие у воспитанников гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей на основе исторических событий и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
  • совершенствование форм и методов работы по повышению уровня правовой культуры подростков;
  • формирование у подростков уважительного отношения к праву как социальной ценности, выработка установки на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка;
  • повышение роли психолого-педагогической службы в профилактике девиантного поведения
  • оказание помощи семье в решении проблем духовно- нравственного воспитания детей, организация и развитие психолого-педагогического просвещения родителей; усиление роли семьи в воспитании детей

Сроки и этапы реализации программы

2013-2016 годы

Источники

финансирования

программы

Местный орган самоуправления, спонсорская помощь, администрация училища.

• развитие традиций гражданско-патриотического -

воспитания подрастающего поколения;

• ценностное отношение к России, своему народу,

своему краю, отечественному культурно-историческому

наследию, государственной символике, законам Российской

Федерации, русскому и родному языку, народным

традициям, старшему поколению

• повышение компетентности детей и подростков в

области правовых знаний;

Ожидаемые конечные

• снижение уровня правонарушений и преступлений;

результаты программы

  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально- психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
  • рост социального оптимизма подрастающего поколения;
  • поддержка инновационной деятельности педагогического коллектива, оптимизация воспитательного процесса.

Пояснительная записка

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно-исторических традиций, к устойчивому развитию.

В этих условиях особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе демократических ценностей, гражданского патриотизма.

Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства.

В общественном сознании отмечается обострением проблемы формирования духовности и духовной личности. Гипертрофия эгоизма, культа индивидуализма становятся более привычными в сфере межличностного общения, ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами, добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни.

Образование - это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня - не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.

Прежде всего, духовная личность - результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Духовный человек - это гражданин и патриот с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям. Добрый и отзывчивый, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

Подростковый и юношеский возраст считается трудным для воспитания, хотя эти трудности могут быть предупреждены, если воспитатели знают подростка, семью, знает характер затруднений, возникающих в его развитии.

Для девиантных подростков характерны пробелы в знаниях, извращенное представление о нравственных нормах, выражающееся в ложном героизме, товариществе, основанном на круговой поруке, инфантилизме, сопровождающемся равнодушием к острым социальным проблемам и внутри коллективной жизни. Все это осложняет отношение подростка с окружающими, противопоставляет его коллективу, самым близким людям. В результате деформируются отношения личности.

Размытость понятий «долг», «честь», «духовность», «патриотизм» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние воспитанника.

Одним из критериев воспитанности человека признается культура его поведения, этикет, совокупность норм общения.

Основными показателями социализации индивида выступают:

  • знание традиционных устойчивых норм поведения;
  • представления об этических нормах поведения и общения в процессе деятельности;
  • нормативная система этикета.

В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданско-патриотического воспитания.

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных занятий, проведения воспитательной работы, а также создания демократического уклада училищной жизни и правового пространства учебного заведения, формирование социальной и коммуникативной компетентности воспитанников средствами учебных дисциплин и непосредственное взаимодействие с семьёй. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Взаимоотношения в семье проецируются на отношение в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Воспитание личности в училище должно быть направлено на формирование гражданско-правовой,        гражданско-патриотической

компетентности и духовно-нравственного развития личности каждого воспитанника.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: «Совершенствование системы гражданско- патриотического воспитания, формирование у подростков гражданской ответственности и правового самосознания, патриотизма, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

Для достижения этой цели в процессе воспитательной работы в училище необходимо решить следующие задачи:

  • продолжить создание системы духовно-нравственного, гражданско- правового и патриотического воспитания подростков;
  • повышать качество духовно-нравственного, гражданско-правового и патриотического воспитания подростков;
  • развитие у воспитанников гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей на основе исторических событий и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
  • совершенствование форм и методов работы по повышению уровня правовой культуры подростков;
  • формирование у подростков уважительного отношения к праву как социальной ценности, выработка установки на законопослушное поведение и активное неприятие нарушений правопорядка;
  • повышение роли психолого-педагогической службы в профилактике девиантного поведения (по программе «Реабилитация и коррекция девиантного поведения»);
  • оказание помощи семье в решении проблем духовно-нравственного воспитания детей, организация и развитие психолого-педагогического просвещения родителей; усиление роли семьи в воспитании детей.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ 2013 -2016 годы

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:

  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Семейный кодекс РФ. Раздел 4 « Права и обязанности родителей и детей; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан российской Федерации на 2011-2015годы»
  • Устав Абаканского спец ПУ.

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ

ПРОГРАММЫ

  1. Привлечение интереса воспитанников к гражданско-патриотическим и духовно-нравственным вопросам с использованием различных форм и методов работы.
  2. Уважения прав и свобод человека, взаимная поддержка, взаимная ответственность.
  3. Принцип положительной мотивации - поощрение творческой активности, доброжелательность к суждениям, их анализ.
  4. Деятельностный подход к воспитанию личности, организацией непосредственно жизнедеятельности ребенка и развитие имеющегося потенциала
  5. Возрастной целесообразности, отбор содержания и форм деятельности в соответствии с ведущими потребностями ребенка;
  6. Открытость, информированность итогов педагогической деятельности по воспитанию у подростков элементов гражданско-патриотического и духовно-нравственной культуры.

УРОВНИ ВОСПИТАНИЯ

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание осуществляется на трех уровнях: когнитивном, эмоционально-чувственном, поведенческом.

На когнитивном уровне предполагается сформировать систему экономических, правовых, социологических знаний, понимание собственной роли и места в жизни.

На эмоционально-чувственном уровне необходимо развивать чувство эмоциональной привязанности к Родине.

На поведенческом уровне важно подготовить воспитанников к взаимодействию с другими людьми, прививать навыки поведения в соответствии с общественными нормами, а также законопослушность.

Управление системой гражданско-патриотического воспитания в

училище

  1. Функции управления:
  • целепологание - педагогический анализ;
  • координация - разработка модели гражданско-патриотического воспитания;
  • контроль -переход к организационным задачам.
  1. Состав и структура системы управления:
  • администрация;
  • воспитатели и классные руководители;
  • педагоги-предметники;
  • СПС;
  • библиотекарь;
  • ученическое самоуправление. 1. Методическое обеспечение:
  • внедрение нового содержания, форм и методов гражданско-правового и духовно-нравственного воспитания;
  • организация методической учёбы коллектива и педагогического просвещения родителей.

Методы формирования качества личности

Группа методов

Методы

Свойства методов

п/п

|

I.

Методы

Убеждение,

Постановка подростка в ]

формирования

внушение, беседы,

позицию полноправного

сознания личности

лекции, дискуссии,

участника процесса, т.е.

метод примера

он не объект для

применения данных

методов, а сам

принимает активное

участие в их

использовании.

II.

Методы

Педагогическое

Необходимо создавать

организации

требование,

ситуации, в которых

деятельности и

требование

подросток упражнялся

формирования

коллектива,

бы в гражданско-

опыта гражданско-

общественное мнение,

патриотической

патриотического

поручение, метод-

деятельности, осознавал

поведения

требование, создание

свои обязанности по

воспитывающих

отношению к

ситуаций,

коллективу, обществу,

коллективное

ответственность за свои

творческое дело,

поступки. Важно

метод проектов

демонстрировать

значимость гражданско-

патриотической

деятельности подростков

для общества. С

помощью регулирующих

требований

формируются традиции

поведения.

III.

Методы

Соревнование,

Необходимо побуждать

стимулирования

поощрение,

подростка

деятельности и

наказание,

корректировать свое

поведения

взаимовыручка, создание ситуации успеха

поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ

подростков

Организация гражданско-патриотического развития и воспитаниявоспитанников осуществляется по следующим направлениям:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, закон и правопорядок, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни;

справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике;

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие;

  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
  • Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое;
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание;

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

МОДЕЛЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Решению поставленных задач призвана способствовать модель гражданского образования и направления работы:

В современных условиях создание именно такой модели может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России,

граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством.

Предметный уровень:

Преподавание учебных предметов, которые способствуют формированию гражданственности личности, её нравственной и правовой культуры.

  • Обществознание: формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры; воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, приверженности к демократическим ценностям; умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и в типичных жизненных ситуациях.
  • История: формирование патриотизма, уважение к истории и традициям разных стран и истории России, становление государственности, формирование духовно-нравственной культуры через осмысление знаменательных исторических событий.
  • «Право»: формирования основ правовых знаний, умений и навыков поведения в правовой сфере, права и обязанности человека, защита своих прав, знакомство с законодательством РФ.
  • Литература: изучение художественной литературы позволяет в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения и общения, о вариантах решения нравственных задач, переживать понимаемое и вырабатывать оценку происходящему, способствует мыслительно-эмоциональному «переносу» ребенка в ситуацию, описываемую в произведении, помогает идентифицировать себя с героем.
  • Воспитательские занятия: (воспитательские, социальные и психологические часы): профилактика преступлений и правонарушений и употребления ПАВ, формирование ЗОЖ, коррекция девиантного поведения.

На всех уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность подростка, обогащается его жизненный опыт. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты. В процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям

Межпредметный уровень - через весь комплекс учебных предметов, интегрированные уроки, межпредметную интеграцию, способствовать осмыслению учащимися всего объема школьных знаний, необходимых в реальной жизни, освоению средств различных наук для анализа социальных ситуаций.

  • Литература и право: правовая тематика в произведениях русской литературы;
  • Литература и история: история России в произведениях русской литературы;
  • Русский язык и право: тексты, работа с понятийным словарём, правописание понятий и терминов; составление деловых бумаг.
  • История и право (обществознание): история развития государства и права на примере истории разных стран, знакомство с историческими правовыми документами, государственная символика, воинская обязанность.
  • Математика и география: законы природы и экологии, законы математики при составлении географических карт, вычисление масштаба, экономика.
  • География и право: международное право, аграрное право, правовая ответственность за загрязнение окружающей среды.
  • Физкультура и биология: человек, его особенности как вида, формирование здорового гражданина, безопасность жизнедеятельности человека.
  • Проведение школьных предметных недель

Воспитательный уровень - привитие педагогами детям умений и навыков общения, основанного на взаимоуважении и дружелюбии, терпимости и взаимопомощи, через

  • воспитательские часы, часы мужества;
  • воспитательные мероприятия, конкурсы рисунков, сочинений;
  • акции, общеучилищные мероприятия, концерты;

® экскурсии, походы;

  • организация досуговой деятельности;
  • работа самоуправления училища;

® работа школьного сайта;

  • взаимодействие с организациями города (ОДН, КДН, медучреждения, и др) и с общественными организациями изучение и привитие народных традиций;
  • участие в городских, краевых и всероссийских мероприятиях.

Институциональный уровень предполагает: деятельность администрации училища (по соблюдению прав и обязанностей воспитанников, учителей), педагогов и воспитанников для создания училищного правового пространства; управление и самоуправление всего образовательного процесса (создание активов, групп); организация работы по правовому просвещению всех субъектов образовательного процесса: педагогов,воспитанников , родителей (семинары, обучающие курсы); изучение, обобщение и распространение передового опыта учителей, классных руководителей по духовно-нравственному, гражданско-правовому и патриотическому воспитанию подрастающего поколения, формирование научно-информационной и методической базы по вопросам духовно- нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся для использования в учебно-воспитательном процессе.

Мероприятия:

  1. Проведение проблемных семинаров с учителями и учащимися и родителями
  • Создание модели гражданско-патриотического образования вучилище» по формированию ценностных установок подростков и педагогов на демократические и правовые отношения в школе.
  • Активные формы и методы в гражданском образовании и воспитании;
  • Самопознание и саморазвитие личности воспитанника;
  • Толерантность - жить в мире с собой и другими.
  1. Педсовет «Гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков в современных условиях».
  2. Проведение родительского всеобуча по проблемам воспитания «Гражданско-патриотическое воспитание детей и подростков в современных условиях».
  3. Совместное заседание администрации и методического совета «Демократическое управление в училище» (директор школы, руководитель МО).
  4. Выборы органов училищного самоуправления.
  5. Заседания проблемных групп

Проектный уровень: реализация общественно значимых проектов, связанных с совместными действиями воспитанников и педагогов при взаимодействии с другими организациями города. Участие в проектной деятельности способствует социальной адаптации подростков, получению необходимых навыков гражданско-патриотического поведения.

Инициатором создания того или иного проекта могут быть учителя, воспитатели, администрация училища, органы детского самоуправления. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

  • развитие традиций гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;
  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению
  • повышение компетентности детей и подростков в области правовых знаний;
  • снижение уровня правонарушений и преступлений;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально- психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
  • рост социального оптимизма подрастающего поколения;
  • поддержка инновационной деятельности педагогического коллектива, оптимизация учебного процесса;

Конечным результатом реализации Программы должны стать положительная динамика формирования гражданско-патриотических, духовно-нравственных ценностей.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Л'»1|/и

Критерий успешности программы

Диагностические средства

1 ;

Уровень сформированное™ личностных качеств гражданина и патриота

Резщьтаты анкетирования Наблюдения воспитателей, преподавателей

2

Ак-тязнссть у частт. воопит&кк^о"; а мероприятиях разного уровня

Статистический анализ Результаты участия

3

Уровень осознания воспитанниками ценности здоровья

Анализ здоровья воспитанников по результатам медицинских осмотров

Анализ участия воспитанников в мероприятиях, сохраняющих и укрепляющих здоровье.

4

Степень формирования позитивного: влияния па личность ребенка кулылрм семейных отношений

Результаты анкетирования

Анализ зключеиня родшельской общественности в реализацию учшшцных программ V, ■

5

Охват воспитанников кружковой деятельностью

Статистический анализ участия воспитанников в работе кружков и секций.

с

"Уровень законопослушности

( |ишс1'1"1скн!1 анализ, совершенных правонарушений и преступлений

7

Успешная социализация выпускников

Статистический анализ распределения выпускников

МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Ла

Мероприятия

>. «ипксмшл-

1

2

3

4

1

Проведение методического совета по утверждению программы «Я-гражданин России»

сентябрь

Зам. директора по ВР

2

Проведение совещание классных руководителей и воспитателей по организации и планированию работы

сентябрь

Зам. директора по ВР

3

Организация работы по реализации программы

В течение всего периода

Зам. директора по ВР

4

Участие в семинарах, совещаниях, педсоветах, родительских собраний по организации работы по гражданско- патриотическому воспитанию

В течение всего периода

Зам. директора по ВР

5

Сбор и анализ информации по реализации программы

В течение всего периода

Зам. директора по ВР

6

Формирование банка данных, несовершеннолетних детей группы риска

В течение всего периода

Зам. директора по ВР Социальные педагоги

7

Организация взаимодействия с организациями города и общественными организациями

В течение всего периода

Зам. директора по ВР педагог-организатор

8

Организация каникулярной занятости

Октябрь, декабрь, март, апрель

Зам. директора по ВР Социальные педагоги

9

Планирование воспитательного блока по реализации программы

1 раз в месяц

Зам. директора по ВР

10

Создание банка методических разработок

В течение всего периода

воспитатели, библиотекарь

11

Планирование на новый учебный год

август

Зам. директора по ВР

*

Т у\0 1 УТ * ' 1 ' ' ' , ' ; '11 : ; 1,

. 1 1 1НП III 1.1 II ИИ. ' ''л

. ...... V

1

Торжественная линейка «День знаний»

1 сентября

Зам.директора по ВР, педагог-организатор

2

Месячник безопасности и гражданской защиты детей. Акция «Внимание дети!» -занятия по ПДД, ПБ; -оформление тематических стендов; -конкурсы рисунков;

  • эвакуации;
  • КВД «Тропа безопасности» и др.

Сентябрь - октябрь

Ответственный по ГО и ЧС, педагог-организатор

3

«Я, ты, он, она, вместе дружная семья»

сентябрь

педагог-организатор

4

Уроки мужества и гражданственности

  • Уроки памяти, посвященные жертвам политических репрессий

-День народного единства

  • Встреча с участниками войн в Афганистане, Чечне
  • День защитника отечества
  • День Победы

1 раз в месяц

Воспитатели педагог-организатор

5

Экологические акции «Сохраним природу Хакасии» «Всемирный день защиты животных» «Пернатые друзья».

Сентябрь- октябрь. Январь

Классные руководители, воспитатели, педагог- организатор

6

Парламентский урок

октябрь

воспитатели

7

Декада правовых знаний. Игра «Имею право», Деловая игра «Я -гражданин России», Полотно мира «Многонациональная Россия» и др

Ноябрь- декабрь

Социальные педагоги, Педагог-организатор воспитатели

8

Анкетирование подростков: уровень гражданско-патриотической позиции

ноябрь, апрель

воспитатели

9

День защитника отечества «А ну-ка, парни»

февраль

воспитатель, педагог- организатор

10

Интеллектуальный марафон

март

Педагог- организатор,воспитатель

11

«Училище - мой дом, и я хозяин в нём» (трудовой десант)

апрель

Классные руководители воспитатели

12

КВД «Мы вместе»

май

воспитатели, педагог- организатор

13

Акция «Этих дней не смолкнет слава!», посвященная Дню Победы -воспитательские часы;

  • стенгазеты, конкурс рисунков -выпуск боевых листков
  • концертная программа -военизированная эстафета и др.

май

Зам.директора по ВР Педагог-организатор воспитатели

14

Открытые воспитательские часы

По

согласованию

в течение учебного года

воспитатели

15

Благотворительные акции

В течение учебного года

воспитатели

16

Экскурсии, походы, сплавы

В течение учебного года, в каникулярное время

воспитатели

16

Участие в городских, краевых, Всероссийских мероприятиях

В течение учебного года

воспитатели

18

Работа с воспитанниками по подготовке к мероприятиям

В течение учебного года

педагог- организатор,воспитатели

Мероприя тия с семьёй : ■ '

1

Работа с родителями

В течение у.г.

воспитатели

2

Концертные программы к дню пожилого человека, к Дню матери, к 23 февраля и 8 марта, Праздничное гуляние «Масленица»

В течение учебного года

Педагог-организатор Учитель физкультуры воспитатели

3

Выставка детского декоративного и изобразительного творчества. Фотовыставки

В течение учебного года

воспитатели

4

Акция «День семьи»

ноябрь

Классные руководители

1

Реализация профилактических программ «По реабилитации и коррекция девиантного поведения»

В течение учебного года

СПС воспитатели

2

Взаимодействие с профилактическими организациями города

В течение учебного года

Воспитатели СПС

3

Формирование банка данных воспитанников, состоящих на учёте.

В течение учебного года

СПС

4

Организация каникулярной занятости

В течение учебного года

Зам.директора по ВР СПС, воспитатели Классные руководители

5

Работа училищного самоуправления

В течение учебного года

воспитатели

[ШОГТ

1

Организация тематических проверок по реализации программы

В течение учебного года

Зам.директора по ВР

2

Сдача отчётов

3

Анализ участия и результативности в мероприятиях разного уровня

Примерное содержание программы воспитательских часов

5 класс

  1. Классный час «Мои интересы, мои увлечения»
  2. Диспут «Разумное и нравственное всегда рядом»
  3. Беседа «Протяни руку помощи»
  4. Практикум «Как помочь товарищу, если он попал в беду»
  5. Литературно- музыкальная гостиная «В мире духовности»
  6. Классный час «Мой дом, моя семья», Выставка «Моя семья»
  7. Классный час «Спешите делать добро»
  8. Диспут «Надо ли любить всех?»
  9. Беседа «Кому легче жить?»
  10. Конкурс сочинений «Самый дорогой человек»
  11. Практикум «Вежливые слова»
  12. Диспуг «Сеющий неправду пожнет беду»
  13. Конкурсно - игровая программа «Дело в шляпе, или еще раз о дружбе»
  14. Символы нашей Родины.
  15. Гражданин и патриот.
  1. класс
  1. «Обычаи и традиции нашей семьи»
  2. Презентация «Процветай, моя родная Хакасия»
  3. Диспут «Если твоя ложь несет благо...»
  4. Классный час «Культура речи»
  5. Игровая программа «Слабое звено»
  6. Практикум «Давайте говорить друг другу комплименты!»
  7. Этическая беседа «О вежливости»
  8. Классный        час «Страна, в которой мне хотелось бы жить» 9Диспут «Можно ли стать красивым?»
  1. Беседа «Если твоя правота несет зло...»
  2. Интерактивная игра «Иметь свое мнение - это важно?»
  1. Практикум «Портрет моего современника»
  2. Гражданин и гражданственность.
  1. класс
  1. Дискуссия «Я гражданин?»
  2. Игра «Мои гражданские права и обязанности»
  3. Беседа «Вверх по лестнице жизни»
  4. Практикум «День добрых сюрпризов»
  5. Беседа «Роль книги в жизни человека»
  6. Классный час «Преданья старины глубокой»
  7. Классный час «Народные праздники»
  8. Классный час «Береги честь смолоду»
  9. Дискуссия на тему «Жить так, чтобы не вредить окружающим»
  10. Классный час «Этот молодой, разноцветный мир»
  11. Беседа-Обсуждение «Нужно ли всегда говорить правду родителям»
  12. Беседа-Обсуждение «Равны ли взрослые и дети в обществе»

8 класс

1. Диспут «Что такое духовность человека?»

  1. Беседа- диалог «Так ли безобидны современные молодежные течения и увлечения?»
  2. Тренинг «Мои добрые дела» (час вежливости)
  3. Этическая беседа «Умение прощать»
  4. Ситуативный практикум «Правила, обязательные для всех»
  5. Практикум «Путешествие по городу Вежливости».
  6. Беседа «Чтобы иметь друга, надо быть им»
  7. «Будьте добрыми и человечными»
  8. Турнир «Знатоки этикета»
  9. Беседа «Береги честь смолоду»
  10. Вечер вопросов и ответов «Мы живём в правовом государстве»
  11. Диспут «Азбука нравственности»
  12. Беседа «Нравственные истины»
  13. Вечер вопросов и ответов «Моральный долг и совесть человека»
  14. Диспут «Истоки милосердия»
  15. Символика нашей Родины.

9 класс

  1. Час общения «Что для меня является духовной ценностью?»
  2. Викторина «Классики литературы о добре и зле»
  3. «Не позволяй душе лениться!»
  4. «Долг человека по отношению к обществу»
  5. Тренинг «Нравственный аукцион»
  6. Час общения «Как научиться жить без конфликтов!»
  7. Ситуативный практикум «Я- в общественном месте»
  8. Вечер вопросов и ответов «Должен ли быть человек толерантным?»
  9. Беседа «Честь и честность»
  10. Диспут «Моральный долг и совесть человека. В чем они проявляются?»
  11. Практикум «Можно, нельзя, нужно»
  12. Воспитательский час «Ложь на скамье подсудимых»
  13. Кто такой Патриот?
  14. Гражданином быть обязан!
  15. Символы РФ

Воспитатели в своей работе с воспитанниками используют данную тематику воспитательских часов часов, так же могут подобрать тематику воспитательских часов в зависимости от уровня воспитанности и контингента подростков и проблем, возникающих в процессе воспитания.

Список литературы.

  1. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы". М.,2006
  2. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения/ под редакцией Н.Воскресенской и С.Шехтера; при участии А.Иоффе и Ч.Уайта. - М.: Межрегиональная ассоциация "За гражданское образование"; фонд "Сивитас", 2005.-с 85
  3. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы / Под редакцией В. А. Великородского, О. Е. Жиренко, Т. М. Кумицкой. - М.: ВАКО, 2006
  4. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие / сост. Г. В. Дмитренко, Т. С. Зорина, Т. В. Черникова / под ред. Т. В. Черниковой. - М.: Глобус,2006.
  5. Современные образовательные технологии/ Г.К.Селевко. - М: Народное образование, 1998
  6. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса/ В.М. Монахов. - Волгоград: Перемена, 1995
  7. Технология личностно-ориентированного образования/' Н.С.Якиманская. - М: Сентябрь, 2001

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско - патриотического воспитания для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин"

  Программа гражданско-патриотического воспитания  для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин" включает в себя 10 направлений, связанных межд...

Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся "Я - Гражданин и Патриот"

Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у ...

Программа гражданско-патриотического воспитания "Я - гражданин и патриот"

Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как она способствует формированию гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отнош...

Духовно-нравственное воспитание подростков с девиантным поведением

Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей вызывают у подростков сложности в развитии и становлении. Поэтому одним из главных направлений в работе педагогического коллектива должно ...

программа гражданско-патриотического воспитания учащихся "Я -гражданин России"

Цель:-возрождение в нашем обществе социальной активности, гражданской ответственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей;- формирование и развитие подрастающего пок...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «МОЯ УНИКАЛЬНОСТЬ», ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ИХ «ОБРАЗА Я»

Программа “Моя уникальность” разработана для обучающихся с девиантным поведением с учетом возрастных особенностей старших подростков и способствует позитивной социализации учащихся.  ...

Программа "Сопровождение детей и подростков с девиантным поведением"

Психокоррекционная программа направлена на коррекцию неконструктивных моделей общения подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Работа в рамках программы направленна на формирование у подр...