Программа гражданско-патриотического воспитания "Я - гражданин и патриот"
методическая разработка (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Деулина Людмила Юрьевна

     Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как она способствует формированию гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям,

прививает навыки самотстоятельности, ответственного отношения за порученное дело, навыки профессинальной деятельности: исследовательской, поисковой, краеведческой.

Структура программы соответствует четырем стержневым понятиям: Семья, Школа, Родина, Память

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №167
Центрального района Санкт-Петербурга

               Рассмотрена                                                         «Утверждаю»

    на педагогическом совете                                           Директор ГБОУ СОШ №167
         ГБОУ СОШ №167                                                                   Бегельдиева С.М.

    Протокол № ____от_____                                           ''____'' _________ 2016 г.

Образовательная программа

                          дополнительного образования детей

по гражданско-патриотическому воспитанию

                                   «Я – гражданин и патриот»

Срок реализации программы один год

Автор-составитель:

Деулина Людмила Юрьевна воспитатель ГПД

                                                       

                                                        

Санкт-Петербург

2016

Программа "Я – гражданин и патриот"

Актуальность программы


В целях формирования у молодежи высоких нравственных, морально-психологических качеств, составляющих основу патриотизма и гражданственности, чувства долга и ответственности за судьбу Отечества создана государственная программа
"ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на 2016-2020 годы» утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493

Её основные проектно-программные ориентиры сохраняют сложившиеся за последние десятилетия традиции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и обеспечивают непрерывность воспитательного и социокультурного процесса формирования патриотического сознания российских граждан в контексте инновационных процессов развития российского общества.

Программа имеет государственный статус и ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан Российской Федерации при сохранении приоритета патриотического воспитания подрастающего поколения – детей и молодёжи.

Её новизна заключается в том, что она закладывает основы взаимодействия государственных структур и гражданского общества в решении широкого спектра проблем реализации исторической миссии современного российского патриотизма в обеспечении будущего России, укрепления её позиций на международной арене и обеспечении национальной безопасности, а также придания процессу патриотического воспитания динамики, соответствующей инновационным процессам развития российского общества.

В соответствии с данной государственной программой была разработана программа                         гражданско-патриотического воспитания учащихся ГБОУ СОШ №167

Цель программы

Целью гражданско-патриотического воспитания является развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.

Задачи программы

• Развитие духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы                                          с общественными.

• Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства                                 любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего                     народа. Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы.

• Развитие нравственных взаимоотношений в семье.

• Воспитание гордости за героическое прошлое своей Родины и уважения к культуре своей страны.  

Педагогическая целесообразность

Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. она способствует                  формированию гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения                              к людям, прививает навыки самостоятельности, ответственности за порученное дело, навыки профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, краеведческой и т.п.

Структура программы 

соответствует четырём стержневым понятиям:

    Семья, Школа, Родина, Память.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка.                                                     стр.4-6
  2. План реализации программы                                            стр.7-8                    
  3. Учебно-тематический план.                                              стр.9
  4.  Содержание изучаемого курса                                         стр.10-14
  5. Формы проведения занятий                                               стр.15
  6. Методическое обеспечение программы                           стр.16
  7. Дидактический материал                                                   стр.17
  8. Материально-техническое обеспечение программы      стр.18
  9. Виды контроля                                                                    стр.19
  10. Подведение итогов реализации программы                    стр.20
  11. Список литературы                                                            стр.21  

Пояснительная записка

     В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане.

     Любая страна нуждается в наличии действенной системы патриотического воспитания. Исследования ученых убедительно доказали, что воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма.

     «Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения.».

           Разрабатывая эту программу, нужно исходить из конкретных возможностей школы.

 

     Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека.

     Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”.

     Необходимо вести работу с учетом того, что за последние годы содержание понятия «патриотизм» существенно изменилось в общественном сознании, в его понимании новыми поколениями. У значительной части детей и молодежи, выработалось критическое отношение к своей стране, государственной политике.

     Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к                   большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной.

     Именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения.

    Основу формирования патриотизма составляет двуединый процесс, в котором юный человек ощущает заботу и поддержку со стороны своей Родины и учится деятельностно отвечать на эту заботу. Любовь к своей Родине не может базироваться на чувстве превосходства по отношению к другим народам и странам; только понимание патриотизма как любви и уважения к стране своих предков; к стране, в которой будет комфортно жить будущим детям; к стране, которая уважаема в мире – может быть воспринято как современный патриотизм. Патриот старается сделать все возможное, чтобы не только он сам, но его Родина стремилась к нравственному национальному идеалу и понимает, что иногда этот путь сложен не только для отдельных людей, но даже для таких великих культур как российская.

     Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Правовой базой для составления программы являются

• Конвенция ООН о правах ребенка.                                                                                                      

• Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2016-2020 годы»

• Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”

• Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей.

Формирование ценности гражданственности и патриотизма

        Главная цель  - формирование у учащихся  современного  патриотического сознания, чувства верности культуре своей Родины (большой и малой), готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.        

 Программа предполагает последовательное решение группы задач воспитания юных жителей города за счет его главного потенциала – потенциала петербургской культуры и заботы о детстве.    

        Формировать понимание у учащихся сущности Родины (малой и большой), сокрытую в духовной жизни народа, в традициях и обычаях, исторической памяти, которая передается из поколения в поколение, в пространственно-географических представлениях. Создавать условия для приобретения живого и непосредственного духовного опыта, с помощью которого можно убедиться в безусловных достоинствах своего Отечества. Воспитывать просвещенный патриотизм.

        В процессе воспитательной работы развивать социальную память – способность хранить и осмысливать собственный опыт и опыт предшествующих поколений. Использовать прошлое как сокровищницу моральных примеров, высоконравственных поступков. Знакомить учащихся с жизнью и деятельностью национальных героев – созидателей Родины.

        Развивать опыт деятельностной, созидательной любви юных жителей к своему городу. Разрабатывать и реализовывать проекты, направленные на сохранение культуры города, помощь его жителям, улучшение условий жизни и труда.  

        Развивать интерес у учащихся к истории родного края. Использовать уникальную историю и традиции Санкт-Петербурга. Историческая тематика должна быть «вплетена» в повседневную жизнь образовательного учреждения.

            Развивать интерес учащихся к современной жизни города и проектированию его будущего. Разрабатывать и реализовывать программы взаимодействия с учреждениями культуры, с современной наукой и производством. Встраивать «контакты с городом» в образовательные программы учебного заведения.

          Формировать способность к реализации прав и обязанностей гражданина России. Воспитывать ответственность за социальный выбор, последовательно формировать общественную инициативу, направленную на улучшение жизни своего ближайшего социального окружения, школы, района, города, страны.

Отличительные особенности данной программы

Отличительной особенностью программы патриотического воспитания является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах деятельности, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.

Возраст детей

Программа адресована подросткам 12—16 лет и рассчитана на 1 год обучения - 72  часа в зависимости от психологической готовности к обучению, физического, интеллектуального уровня готовности учащихся к освоению образовательной программы и др.

Режим занятий

 Для учащихся одного года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа

Ожидаемые результаты реализации Программы.

Реализация данной Программы способствует формированию личности гражданина и патриота с присущими ему ценностями, взглядами, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, готовностью к активному проявлению значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества

Учащиеся будут знать:

— историю школы, города и страны во время Отечественных войн;

— экологические проблемы;

будут уметь:

— пользоваться инструментами, материалами;

— умело сочетать различные материалы для реализации творческого замысла;

— создавать компьютерные презентации;

у них будут развиты:

— воображение, творческая активность, фантазия;

— умение анализировать, давать оценку;

— умение самостоятельно мыслить и принимать решения;

будут обладать следующими качествами:

— умение отстаивать своё мнение;

— ответственное отношение к учебе и общественно-полезному труду;

— владение культурой речи и культурой общения со сверстниками и взрослыми;

— самокритичность в оценке своих творческих и деловых способностей;

— умение воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве;

— любовь и уважение к семье, к культуре и традициям других народов, бережное сохранение традиций и культуры своего народа.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Название мероприятия

Место проведения

Сроки проведения

Ответственные

       1.

Классные часы, посвященные Дню солидарности в борьбе с терроризмом. День памяти жертв трагедии в Беслане.

Школа

                         02.09.16

Педагог доп.образования, учащиеся 7-10 кл.

        2.

Классные часы, посвящённые Дню памяти жертв блокады Ленинграда в годы ВОВ 1941-1945 годов.

                      08.09.16

3.

Концертная программа, посвященная Дню памяти жертв блокады Ленинграда»

4.

«Подвиг жителей блокадного Ленинграда» – классные часы и беседы

                      30.09.16

Педагог

доп.образования, уч-ся 7-10 кл., кл.руководители

          5.

Акция «Милосердие», посвященная Дню пожилого человека (открытки-поздравления, концерт)

03.10.16

                  6.

Классные часы, посвященные Дню народного единства

Конец октября

Педагог доп.образования, кл.руководители

9.

День добровольного служения городу (субботники)

В городе

Октябрь, апрель 2017

Педагог доп.образования, кл.руководители

        10.

                Волонтерская работа:

 Гражданско-патриотическая акция «Я гражданин России» (оказание помощи ветеранам ВОВ, поздравление с праздниками, возложение цветов на могилы защитников города и т.п.

Город и

школа

В течение года

Педагог доп.образования, учащиеся 7-10 кл.

кл.руководители

12.

Реализация программы «Экскурсии по местам воинской славы»

В городе и пригородах

Классные руководители

13.

Встречи учащихся с бывшими узниками концлагерей и с ветеранами ВОВ в музее Холокоста и на торжественных мероприятиях, посвященных периоду Великой Отечественной войны

Школа,               наб.р.Мойки,

58

Педагог доп.образования, кл.руководители

14.

Мероприятия, посвященные Дню Конституции

                        Школа

К 12.12.16 г.

Педагог доп.образования,                                      кл.руководители

15.

Уроки  мужества «Мы память бережно                                                      храним», в честь  72-й годовщины Победы в ВОВ

В течение года

16.

Классные часы «Ведь эта память – наша совесть», посвященные 73-ой годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

К 27.01.17 г.

Классные руководители

17.

Спектакль «Дети блокады», в честь 73-годовщины полного освобождения Ленинграда от блокады

Конец января 2017 г.

Педагог доп.образования, учащиеся,

кл.руководители

18.

К.Т.Д.  «Открытка  ветерану» в честь 73-ой годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

Школа

К 27.01.17 г.

Учащиеся, учитель ИЗО,

педагог доп.образования, кл.руководители

19.

Выпуск  стенгазет о блокаде Ленинграда

20.

Рыцарский турнир "А ну-ка, мальчики", посвящённый Дню защитника Отечества

Февраль

Учащиеся, учителя физкультуры,

педагог доп.образов.

21.

Классные часы «Забавы богатырские»                                                                  

Классные руководители

22.

Выпуск стенгазет «23 февраля – День защитника Отечества»

Учащиеся, учитель ИЗО,

педагог доп.образов.

23.

Литературно-музыкальная композиция к 23.02    

Педагог доп.образования, учащиеся

24.

Праздничные мероприятия, посвященные Дню 8 марта

Март

25.

Конкурс поздравительных открыток

"Это главное слово- мама "

К 8 марта

Учащиеся, учитель ИЗО,

педагог доп.образования,

      26.

Всемирный День  Земли - 22 апреля            Экологические акции, посвященные Дню Земли                                                                                     Неделя окружающей среды. Неделя экологии

Апрель

Педагог доп.образования, учащиеся

27.

Классные часы, посвященные Дню космонавтики

Классные руководители

     28.

Классные часы "История школы – частица  истории  страны"

Педагог доп.образования,,

кл.руководители

29.

Беседы о подвигах и героизме российских солдат во время ВОВ

Май

Учащиеся,

педагог доп.образования,

30.

Общешкольный классный час «Помнить, чтобы жить»

31.

Выпуск стенгазет к Дню Победы

К 9 мая

Уч-ся, учитель ИЗО,

педагог доп.образования,

32.

К.Т.Д.  «Открытка-поздравление ветерану»

с днем Победы в ВОВ

Май

33.

«Наша память» - концерт-встреча учащихся с ветеранами ВОВ

Педагог доп.образования, учащиеся

34.

Празднование Дня города (конкурсы рисунков, викторины, экскурсии)

Школа, город

Формы реализации Программы: 

тематические беседы, уроки, коллективные творческие дела, устный журнал, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и с бывшими узниками концлагерей, встречи с интересными людьми, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, круглые столы, организация выставок, акции, проведение «Уроков мужества», фототеки, тематические стенды.

            Учебно-тематический план программы "Я - гражданин и патриот"

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

1

-

1

2

Обсуждение задач организаторской и патриотической работы в учебном году. Планирование работы

1

-

1

3

Память о жертвах трагедии в Беслане

1

1

2

4

Подвиг города-героя Ленинграда

2

3

5

5

Милосердие

2

2

4

6

День народного единства

1

1

2

7

"Спасибо вам, учителя!"

1

3

4

8

"История школы - частица истории страны"

1

1

2

9

"Я и моя семья"

2

2

4

10

"Я - гражданин России" - волонтерская работа

2

2

4

11

Толерантность "Мы разные и в этом наша сила"

1

2

3

12

Добровольное служение городу (субботники)

-

4

4

13

"Мы память бережно храним"

2

3

5

14

"Защитник Отечества"

1

2

3

15

"Это главное слово - мама"

1

2

3

16

Гордость России - наши писатели и поэты.

1

2

3

17

"Наша голубая планета"

2

2

4

18

Летопись Великой Отечественной войны

4

6

10

19

Знай и люби свой город

2

2

4

20

 Экскурсии по местам воинской славы                                

-

4

4

                                                       

Итого:

28

44

72

Содержание изучаемого курса программы

    "Я - гражданин и патриот"

Тема 1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Цель обучения. Гражданственность и патриотизм. Инструктаж по технике безопасности

при проведении занятий.

Тема 2

Обсуждение задач организаторской и патриотической

 работы в учебном году. Планирование работы

Обсуждение задач патриотического воспитания и плана работы в учебном году.

Тема 3

Память о жертвах трагедии в Беслане

Теория

Классные часы о трагедии в Беслане (чтение стихов о Беслане).  

Зло на планете (стихи о трагедиях в Южной Осетии, в Москве, о войне в Сирии)

Практика 

Рисунки и плакаты к Дню солидарности в борьбе с терроризмом.

Тема 4

Подвиг города-героя Ленинграда

Теория

Классные часы и беседы учащихся 7-10 классов с младшими школьниками, посвященные

 жертвам блокады Ленинграда.

"Подвиг жителей блокадного Ленинграда "- классные часы с просмотром фильма о блокаде.

Практика

Выпуск стенгазет, рисунки и плакаты, конкурс стихов и песен о блокаде.

Подготовка к концерту и к спектаклю «Дети блокады» (разучивание стихов, песен о ВОВ и блокаде, репетиции участников спектакля)

Тема 5

Милосердие

Теория

День пожилого человека "Чтобы старость была в радость". Беседы о бабушках и дедушках, о пожилых людях, о мудрости, доброте, о том, что не старость ослабляет тело, а неразумная молодость.

Практика

Открытки-поздравления пожилым людям, приглашения на чаепитие, организация концерта, показ видеороликов и презентаций (например, презентация о школе, о детях)

Тема 6

День народного единства

Теория

Знакомство учащихся с историей установления праздника, историческими событиями и

героями, связанными с этим праздником. Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило начало конца так называемому Смутному времени.

Практика

Сбор материала и создание презентации о праздновании Дня народного единства.

Фото и рисунки о Минине и Пожарском, о Сусанине.

Тема 7

"Спасибо вам, учителя!"

Теория

Беседы о Всемирном празднике "День учителя", рассказы об учителях.

Практика

Праздник, посвященный Дню учителя. Выпуск стенгазет.

Открытки-поздравления учителям.

Конкурс стихов "О школе с улыбкой".

Презентация "Спасибо вам, учителя!".

Конкурс творческих работ "Подарок учителю".

Тема 8

"История школы - частица истории страны"

Теория

Классные часы и беседы об истории школы №167, о выпускниках школы 1941 года.

Практика

Сбор материала о школе (интервью, статьи, эссе, фотографии).  Выпуск стенгазеты о школе. Встречи с выпускниками школы.

 

Тема 9

"Я и моя семья"

Теория

Уроки семьи и семейных ценностей: рассказы о семье, об уважении и любви, о семейных традициях. Анкетирование "Знаете ли вы друг друга?" (анкета для ребят о родителях, анкета для родителей о детях). Проект "Семейные традиции" (подбор материала учащимися

о семейных традициях, исследования, выводы и, как результат, презентация проекта).

Практика

Встречи школьников с родителями в неформальной обстановке, например, за чаепитием.

Спортивные соревнования "Папа, мама, я - спортивная семья". Проекты "Семейные традиции". Конкурс поздравительных открыток "Любимой мамочке", конкурс стихов и песен ко Всемирному Дню Матери «Милая мама».

Тема 10

"Достойный гражданин России" - волонтерская работа

Теория

Беседы о гражданской ответственности, о преданном служении своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, об укреплении силы духа, стойкости характера.

Практика

Гражданско-патриотическая акция «Я гражданин России» (оказание помощи ветеранам ВОВ, открытки-поздравления с праздниками, возложение цветов на могилы защитников города)

 

Тема 11

Толерантность "Мы разные и в этом наша сила"

Теория

Беседы и лекции: геноцид еврейского, славянских и других народов мира; история Холокоста; Холокост на территории СССР; сопротивление; мемориалы Холокоста; об узниках фашистских концлагерей.

Практика

Стенгазеты и рисунки к Дню толерантности.

Интервью, статьи, эссе и т.п. о жертвах фашизма.

Спектакль, посвященный Международному дню толерантности.

Встреча с бывшими узниками концлагерей в музее Холокоста (их рассказы и

воспоминания о днях, проведенных в фашистских концлагерях).

Тема 12

Добровольное служение городу (субботники)

Практика

Наведение чистоты и порядка вокруг школы и на близлежащих территориях города.

Тема 13

"Мы память бережно храним"

Теория

Уроки мужества: «Ведь эта память – наша совесть», посвященные 73-ой годовщине

 полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Практика

 Спектакль «Дети блокады». 

«Открытка ветерану» в честь 73-ой годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Встречи учащихся с ветеранами ВОВ на торжественном мероприятии в честь снятия блокады.

Тема 14

"Защитник Отечества"

Теория

О российской армии, о подвигах российских солдат, об их мужестве и доблести  

во время великих событий русской военной истории.

Практика

Рыцарский турнир "Забавы богатырские", посвящённый Дню защитника Отечества.

Литературно-музыкальная композиция с презентацией к 23 февраля.

   

Тема 15

"Это главное слово - мама"

Теория

Об истории Международного женского праздника 8 марта.

Практика

Праздничные мероприятия, посвященные Дню 8 марта. Конкурс стихов и песен

«Самой дорогой и любимой мамочке».

Конкурс поздравительных открыток "Это главное слово- мама "

Тема 16

Гордость России - наши писатели и поэты.

Теория

Подборка статей, очерков, рассказов, стихов, поэм, докладов к Всемирным дням писателя

и поэзии. Беседы с чтением рассказов и стихов, с показом видеороликов и презентаций о писателях и поэтах.

Практика

Встреча с детским писателем Н.Н.Прокудиным.

Проект "Наши писатели"

Тема 17

"Наша голубая планета"

Теория

Всемирный День Земли. Экология окружающей среды.

Практика

Экологические акции, посвященные Дню Земли. Неделя экологии: рисунки, плакаты,

фотографии, стенгазеты. Спектакль на экологическую тему.

Тема 18

Летопись Великой Отечественной войны

Теория

Наша страна во время ВОВ. Первые победы и первые награды. О героях ВОВ.

Труженики тыла. Женщины и дети на войне. Маршалы Победы. Уроки мужества

"Мы память бережно храним" в честь 72-й годовщины Победы в ВОВ.

Практика

Выпуск стенгазет. «Открытка-поздравление ветерану» с днем Победы в ВОВ. «Наша память» - концерт-встреча учащихся с ветеранами ВОВ.

Тема 19

Реализация программы "Экскурсии по местам воинской славы"

Теория

Обсуждение и выбор экскурсионных программ.

Практика   Экскурсии по городу и области.

Тема 20

Знай и люби свой город

Теория

История Санкт-Петербурга с 1703 года до наших дней - основные события.

Практика

Викторина об архитекторах Санкт-Петербурга (исторические здания в центре). Конкурс

рисунков о Петербурге.

Подготовка и проведение спектакля "Были и небылицы Невского проспекта" (подборка материала, написание сценария, разучивание ролей, репетиции).

Формы проведения занятий

Теоретические

Практические

Беседы

Викторины

Лекции

Конкурсы

Классные часы

Акции

Уроки мужества

Встречи

Обсуждения

Репетиции

Концерты

Праздники

Спектакли

Презентации

Просмотр фильмов и

видеороликов

Экскурсии

Методическое обеспечение программы

Основными видами деятельности являются

информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.

Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ, беседу, самостоятельную работу с литературой.

Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение плакатов, открыток, костюмов, декораций и т.п.  Эта деятельность способствует развитию внимания, усидчивости, аккуратности учащихся.

Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную работу учащихся, такую, как написание эссе, статьи, выполнение компьютерной презентации и т.п.

Взаимосвязь этих видов деятельности дает учащимся возможность проявить свои творческие способности.

Дидактический материал:

   

   образовательная программа,

   учебно-наглядные пособия:

   плакаты,

таблицы,

рисунки,

компьютерные презентации,                                                    

видеоролики,

фильмы,

аудиозаписи,

   сценарии,

   статьи,

   газетные вырезки,

   подборки стихов, песен,

   фотоматериалы и т.п.

Материально-техническое обеспечение программы

Помещение:

- кабинет: столы и стулья для педагога и учащихся, шкафы для хранения

  наглядных пособий.

Материалы и инструменты для изготовления костюмов и декораций:

ткани, нитки,

иголки, ножницы, бумага,

самоклеющаяся пленка.

Для изготовления плакатов, открыток, рисунков и т.п.:

чертежная бумага,

карандаши, линейки, угольники, фломастеры, кисти, краски.

А также: фотоаппарат, компьютер, принтер

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Текущий контроль

В течение всего учебного года

Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения.

Педагогическое наблюдение, опрос,                 самостоятельная работа

Промежуточный контроль

По окончании изучения темы или раздела. В конце месяца, четверти, полугодия.

Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения.

Выставка, конкурс, концерт, праздник, творческая работа, самостоятельная работа, презентация творческих работ

Итоговый контроль

В конце учебного года или курса обучения

Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

Выставка, конкурс, праздник, концерт, творческая работа, презентация творческих работ, эссе, отзыв, коллективный анализ работ, самоанализ и др.

Виды контроля

Подведение итогов реализации образовательной программы:

Выявление результатов

Фиксация результатов

Предъявление результатов

Анализ результатов участия детей в социально-значимых мероприятиях

Журнал, грамоты, дипломы, фотографии, готовые работы

Выставки, конкурсы,  концерты, праздники, спектакли, статьи, эссе и т.п.

Анализ приобретенных навыков общения

Самооценка учащихся

Выявление способностей  учащихся во время конкурсов, концертов, праздников, во время изготовления плакатов, открыток, декораций и т.п.

                                 Список литературы

1. Государственная программа  " Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2016-2020 годы»

2. Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации”

3. Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей .

4. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004.

5. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. –

6. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие

 / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005.

7. Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

8. Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.

9. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков,

разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско - патриотического воспитания для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин"

  Программа гражданско-патриотического воспитания  для обучающихся воспитанников с ОВЗ " Я - человек, Ученик, Гражданин" включает в себя 10 направлений, связанных межд...

Программа гражданско-патриотического воспитания учащихся "Я - Гражданин и Патриот"

Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у ...

Программа гражданско-патриотического воспитания "Патриот"

В условиях становления гражданского общества и правового государства современной России происходит обогащение понятия «гражданин» новым содержанием. Данная концепция представляет собой современное пон...

Программа гражданско-патриотического воспитания «Патриоты Кузнецка»

Программа гражданско-патриотического воспитания «Патриоты Кузнецка». Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в муниципальном бюджетном учрежд...

Программа гражданско-патриотического воспитания школьников «Я – ПАТРИОТ»

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, имеет большое значение для решения воспитательных и социальных проблем. Гражданско-пат...

Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы – патриоты своей страны»

Программа  гражданско-патриотического  воспитания  "Мы – патриоты своей страны»...

«Я – ГРАЖДАНИН и ПАТРИОТ» ПРОГРАММА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно вли...