Особенности работы воспитателя кадетского корпуса с родителями кадет
статья по теме

Дудик Дмитрий Александрович

Статья для педагогов и родителей. Хорошая психологическая обстановка в семье - залог успешности вашего ребенка. Педагогу необходимо профессионально относиться к вопросу детско-родительских отношений, найти необходимый вектор в сложных семейных ситуациях и помочь ребенку найти правильное решение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_raboty_vospitatelya_s_roditelyami_kadet.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Дудик Дмитрий Александрович воспитатель ФГКОУ «Санкт-Петербургский кадетский военный корпус  Министерства обороны Российской Федерации»

Особенности работы воспитателя кадетского корпуса с родителями кадет

Воспитатель кадетского корпуса работает не только с обучающимися, но и с семьями кадет, акцентируя внимание на вопросах социальной защиты, воспитания, формирования здорового общественного мнения и настроения. В задачи воспитателя учебного курса входит изучение настроения, запросов и нужд детско-родительских отношений в семьях кадет и систематическое информирование руководителей корпуса и специалистов различных служб о назревших задачах работы с родителями кадет. Одним из важных направлений работы с семьями воспитанников является сопровождение формирования мировоззренческой культуры, уважительного и бережного отношения к истории и нравственным ценностям государства и Вооруженных Сил Российской Федерации. Для этого используются разнообразные формы работы.

Для организации работы с родителями воспитателями учебной группы составляются следующая документация: перспективный план работы на год, списки льготных категорий воспитанников (многодетных, малоимущих семей, вдов военнослужащих, семей погибших при выполнении интернационального долга, имеющих детей-инвалидов, детей с хроническими заболеваниями, участников боевых действий в Афганистане, Чечне и других «горячих точках», ветеранов Вооруженных Сил и Великой Отечественной войны), список состава родительского комитета, протоколы собраний, заседаний, материалы сборов и др., график встреч педагогического коллектива учебного курса с родителями кадет.

Перспективный план работы включает в себя такие разделы, как методическая работа, правовая просветительская работа, работа с родителями, культурно-массовая и спортивная работа, организация военно-патриотической работы и социально-культурной деятельности, работа, направленная на сохранение воинских традиций, преемственность, чувства долга, патриотизма; работа с неблагополучными семьями. Для повышения эффективности взаимодействия с семьями кадет необходимо иметь папку, содержащую следующие документы: аналитические данные, доклады и материалы ротно-педагогических совещаний, собраний, планы работы, систему по работе с семьями воспитанников, информационно-справочные данные, социальные портреты семей, списки неблагополучных семей, списки многодетных семей, списки семей, имеющие тяжелобольных, списки семей имеющих серьёзные жилищные проблемы, список разведенных семей, список функционирующих кружков и спортивных секций, характерные проблемы для всех семей и их различных категорий, сведения о медицинском страховании и обслуживании, перечень жалоб, заявлений, просьб, поступившие от родителей и принятые меры, журнал собеседований по личным вопросам, методические разработки «Родительский опыт», «Семейные праздники», «Проблемы воспитания» и др.

Семья кадета остается одним из важнейших составных элементов педагогического процесса кадетского корпуса. Уклад семейной жизни и быта во многом оказывает влияние на успеваемость и морально-психологическое самочувствие воспитанников. Важнейшие события в судьбе кадета становятся значимыми для всех членов семьи. Социологические исследования показали, что семья воспитанника играет заметную роль в обеспечении нормального функционирования учебной роты. Весьма ощутимо, например, влияние семейных неурядиц, наносящих прямой ущерб учебной активности кадет.

Умение справляться с трудностями, адекватно реагировать на происходящие события и своевременно, безболезненно для членов семьи приноравливаться к возникающим изменениям - все это отличительные черты дружной семьи, в которой происходит постепенное отождествление детско-родительских потребностей, интересов, желаний и намерений. В дружной семье черпаются духовные силы, моральная поддержка, тепло и нежность - словом, все то, что не может не влиять на учёбу и поведение кадета, и в итоге - на уровень успеваемости всей учебной роты. Вот почему мы должны стараться уделить большое внимание семьям. Невыполнение родителями своих родительских функций приводит к социальной дезорганизации семьи.

Этот процесс происходит, по крайней мере, по двум причинам. Первая носит объективный характер - социальные и экономические проблемы, культурно-бытовые трудности. Вторая - субъективные факторы: низкий уровень интеллектуального развития и образования родителей, невысокая культура семейных отношений, неучастие одного из родителей в воспитании детей или разногласия в методах воспитания, субъективные обстоятельства (слухи, наговоры, распри, ревность).

Семьям кадет присущи три формы дезорганизации. Начальная – тихая, скрытая. Родители постепенно отходят от выполнения тех или иных функций. Вслед за тихой формой наступает остроконфликтная, характерная затянувшимися неурядицами. Взгляды супругов на совместную жизнь и воспитание детей значительно расходятся. Затем наступает развязка, связанная, как правило, с расторжением брака и психологической травмой для воспитанника. Совокупность этих симптомов называют неблагополучной семьей. Такие семьи специалисты подразделяют на типы: конфликтная семья, асоциальная семья, кризисная семья, формальная семья, проблемная семья и семья с алкогольным бытом.

Конфликтная семья - та, в которой существует психологическая напряженность, отсутствует взаимопонимание и имеются расхождения во взглядах, установках, интересах, потребностях; мир и согласие в ней держатся на временных компромиссах.

Асоциальная семья - это та, в которой преобладают антиобщественные тенденции, паразитический образ жизни, члены семьи вступают в противоречие с законом.

В кризисной семье противостояние интересов и потребностей супругов носит резкий характер и захватывает важные сферы ее жизнедеятельности.

В формальной семье отсутствуют общность потребностей, жизненных целей, взаимное уважение, семейные обязанности выполняются формально.

Проблемная семья - та, перед которой возникли особо трудные жизненные ситуации, способные нанести удар стабильности семьи.

В семье с алкогольным бытом основные интересы ее членов или одного из супругов сосредоточены на употреблении спиртных напитков, а не на выполнении каких-либо социально-положительных функций.

Часто неблагополучие в семье бывает скрытым и только поведение и самочувствие воспитанника обращает внимание на имеющиеся проблемы. Воспитатель обязан знать о них и учитывать при планировании и проведении воспитательной работы с кадетом.

Чрезвычайно трудно начать работу в проблемных семьях. В ходе беседы родители часто занимают наступательную или беспомощную, пассивную позицию. Основная цель общения с такими родителями состоит в объединении усилий в деле преодоления трудностей по жизнеобеспечению воспитанника. На первом этапе общения реализуется действие "сопротивления" эмоциональному  воздействию собеседника. Для этого  следует обрести нейтральное состояние "резервуара" - пустой формы, не наполняемой психологическим содержанием собеседника. Не включайтесь эмоционально в ситуацию разговора, будьте психологически отстраненными от нее, поддерживайте в себе спокойный и охлажденный нейтралитет. Через 10 - 15 минут, в течение которых, в форме монолога родителем будут высказываться свои претензии. Постарайтесь оставаться спокойным, уверенным в себе, не теряя вежливой доброжелательности, спокойно кивайте вашему собеседнику головой, вставляя некоторые нейтральные фразы, такие,  например, как "Я Вас слушаю", "Я Вас понимаю". Почувствовав Вашу нейтральную позицию, и эмоциональную отстраненность, родитель начнет "остывать", его эмоции станут иссякать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с Вами. На втором этапе беседы вашей задачей является организация равноправного взаимодействия. Проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Стремитесь к объединению усилий по искоренению возникшей проблемы. Не берите на себя груз ответственности за результат. Людям нравится ощущать собственную значимость. Одним из эффективных способов привлечения к сотрудничеству является подчеркивание значимости роли самого родителя в процессе воспитания.

Иногда воспитателю приходится выступать в роли посредника между конфликтующими сторонами – двумя родителями или родителями и кадетом. Деятельность посредника в конфликтной ситуации заключается в том, чтобы сблизить участников, развить и укрепить конструктивные элементы в их общении и взаимодействиях, облегчить улаживание конфликта. Реализуя посредничество, нельзя принимать точку зрения ни одного из конфликтующих, необходимо остаться нейтральным относительно объекта конфликта. Важно так же сохранить спокойное, сбалансированное и доброжелательное настроение и не попасть под воздействие негативных эмоций участников.

Методика посредничества по улаживанию конфликта состоит из четырех шагов.

1 шаг: "Найдите время, чтобы поговорить". Разговор должен быть длительным (до 2 часов). Помещение лучше выбрать так, чтобы исключить различные помехи (телефонные разговоры, открывание дверей, случайные заглядывания и проч.). Время для разговора выбрать так, чтобы ни один из участников  никуда не спешил.

Когда Вы  договоритесь о переговорах, для участников необходимо сформулировать два главных правила - запрета.

Первое: если переговоры начались, то запрещается выходить из комнаты раньше, чем закончится установленное время. Нельзя выбегать, "хлопая дверью", нельзя говорить фразы типа: "Я вообще не  хочу об этом говорить!", "Ну, теперь все  ясно,  о чем  здесь можно говорить?!", "Я вижу, что меня здесь не поймут!".

Второе:  Запрещается использовать "силовые приемы" (заставлять другого человека уступать, сдаваться).  Нельзя унижать и оскорблять партнера по общению.

2 шаг: "Спланируйте  организацию" В самом начале разговора важно его правильно "запустить". Возможен следующий вариант начала речи: "Конфликты и столкновения часто возникают в общении и взаимодействиях людей. Полностью исключить конфликтные  ситуации никогда не удается. Ваша задача: найти правильное решение, добиться взаимопонимания и согласия. Установка, которую Вы реализуете на переговорах, заключается в том, что Вы не заставляете ни одного из участников полностью отказаться от собственной позиции. Вместе Вы  вырабатываете новую позицию, в которой, по возможности, будут учитываться пожелания участников конфликта. В переговорах постарайтесь избежать трех основных ошибок:

  1. Мнение, что только одна из конфликтующих сторон может быть права в конфликте, а другая - всегда не права.
  2. Доказательство того, что собеседник плохой человек, имеющий тяжелый характер. Такие высказывания необходимо парировать: «Давайте не будем никого обвинять! Все люди имеют как  хорошие, так и плохие черты характера, и Вы, и я! Давайте выработаем общее решение».
  3. Возможно, в процессе переговоров показалось, что конфликт является неразрешимым. Предложите найти временный компромисс, устраивающий обе стороны, но ни в коем случае не берите на себя ответственность принятия однозначного решения. Предложите встретиться еще раз, через некоторое время.

4. Выговоритесь. На данном этапе перед участниками и перед посредником стоит задача выявления причины конфликта и формулирование имеющейся проблемы. Дайте конфликтерам выговориться, полностью высказать свою позицию и выслушать позицию другого.

5. В ходе разговора постепенно наступает момент, когда участники выговорились, "облегчили душу" и становятся психологически готовыми к примирению. Они успокаиваются, снижается напряженность их высказываний. Наступает момент для составления соглашения.

Подростковый возраст имеет свои специфические особенности, поэтому в заключение хочу остановиться на базовых принципах взаимодействия с подростками.

Правда, совесть, раскаяние, честность и порядочность, помноженные на труд - главные воспитатели личности ребенка.

Гармоничное, успешное сочетание системы поощрений и наказаний воспитателями в семье. При этом нельзя замыкаться только на требованиях и постоянно думать о защищенности детей.

Умеренность контроля в воспитании и недопущение ни при каких обстоятельствах физических наказаний, оскорблений, грубости. Помнить о научном и практическом постулате, подтвержденном исследованиями, - заключении о том, что вседозволенность (отсутствие контроля за поведением ребенка) и слишком суровые наказания способствуют повышению агрессивности, асоциальности  ребенка.

Преобладание в воспитании детей  любви, вечных человеческих ценностей - доброты, свободы, стремления к независимости, доверия, уважения к достоинству личности, бережного отношения к демократизму, гуманизму в межличностных отношениях. Воспитывать другого может только любящий человек.

Сохранение и развитие в ребенке того лучшего, что есть в нем. Научить детей любить самих себя, свои потенциальные возможности.

Высокая требовательность и уважение к ребенку, его интересам, смысл в том, чтобы заронить в детские души потребность истинного счастья.

Создание таких благоприятных педагогических условий, когда есть возможность ребенку, всем членам семьи стремиться к наслаждению, удовольствию и удовлетворению своих потребностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Педагогика сотрудничества воспитателя кадетского корпуса и родителей кадет"

В достижении этой цели роль воспитателя неизмеримо велика. На мой взгляд, современный воспитатель кадетского корпуса должен быть внутренне свободным, сориентирован на ребенка, как на высшую ценн...

КАДЕТСКИЕ КОРПУСА И РОССИЙСКИЕ КАДЕТЫ

иСТОРИЯ КАДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ...

Торжественная церемония передачи Первому Московскому кадетскому корпус знамени Объединения кадет российских кадетских корпусов в Венесуэле

«Всегда любить Россию, как бы не было ей трудно,и какие бы беды ты не переживал сам».А.Б.Легков ВЫСТУПЛЕНИЕ АЛЕКСЕЯ БОРИСОВИЧА ЛЕГКОВА НА ТОРЖЕСТВЕННОЙ ЦЕРЕМОНИИ ПЕРЕДАЧИ ПЕРВОМУ МОСКОВ...

Возможности воспитателя кадетского корпуса в профилактике курения

Курение наносит вред практически всем системам человеческого организма и является привычкой, от которой нелегко избавиться. Однако, общая профилактика курения сводится к формуле "Минздрав предуп...

Об имидже воспитателя кадетского корпуса

На современном этапе развития системы образования актуален вопрос об имидже педагога. Педагогические вузы готовят специалистов, владеющих определенными знаниями и умениями, а человековедческим дисципл...

Методическое пособие по строевой подготовке для офицеров-воспитателей кадетского корпуса

Строевая подготовка является одним из основных предметов в обучении и воспитании кадет кадетского корпуса. Цель строевой подготовки – выработка строевой выправки, подтянутости, выносливости, дисциплин...

План воспитательной работы старшего офицера-воспитателя кадетского корпуса

План воспитательной работы на год старшего офицера-воспитателя 2 сотни (роты) кадетского корпуса....