организация работы с родителями
материал по теме

Линтас Елена Алексеевна

Из опыта работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_s_roditelyami.docx40.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хабарицкая средняя общеобразовательная школа»

Организация педагогом работы с родителями

Классный руководитель 9 класса

Линтас Елена Алексеевна

Хабариха

2018

В настоящее время обострились проблемы организации взаимодействия школы с семьей, набирает силу процесс отчуждения родителей от образовательного учреждения. Это  сказывается на успеваемости детей, их активности. Между тем, в статье 47 Закона об образовании сказано:  «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение ими начального общего и основного общего образования и создать условия для получения ими среднего общего образования…».         Образование же в свою очередь мы уже рассматриваем с позиций ФГОС, в основе которого «…лежит  системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества…».  

Необходимость организации работы с родителями обосновывается заботой о индивидуальном и всестороннем развитии ребенка. Необходимо, чтобы семейное воспитание гармонировало с воспитанием в школе, чтобы не было противостояния родителей и педагогов. Для этого нужна прозрачность школьной жизни для родителей и владение информацией педагогом о системе воспитания и взаимоотношениях в семье. На  ум приходит высказывание Гиппократа: «Есть трое: ты, я и твоя болезнь. На чью сторону ты встанешь, тот и победит». Продуктивнее направить силы на объединение, чем на выяснение отношений, недовольство друг   другом или равнодушие. Большинство проблем ребенка можно решить, если в этом заинтересованы все стороны.

И здесь очень важна атмосфера взаимоотношений взрослых, окружающих ребенка. Это в первую очередь зависит от нас, педагогов.

Я хочу поделиться своим опытом выстраивания отношений.

Наиболее важные факторы успешности обучения и  воспитания ребенка, на которые оказывают влияние родители, это:

  • посещение ребенком ОУ;
  • выполнение домашних заданий, дополнительное образование;
  • количество и качество просматриваемых телевизионных программ, пользование Интернетом;
  • выполнение режима дня;
  • сохранение и укрепление здоровья;
  • становление характера.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – эта важная и ответственная задача учителя. В работе с родителями мною поставлена цель «Вовлечение родителей учащихся в единое образовательное пространство, установление доверительных и партнерских отношений, совершенствование  у детей осознания ценности семейных отношений».

Чтобы достичь поставленной цели, в плане работы с родителями выделяю следующие направления:

  1. психолого - педагогическое просвещение родителей;
  2. участие родителей во внеклассной работе;
  3. индивидуальная работа с родителями;
  4. информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся;
  5. изучение семей учащихся;
  6. участие родителей в управлении.

Чаще всего первые четыре  направления очень тесно переплетаются,  и бывает сложно отделить их друг от друга.  Поэтому проще проанализировать работу с родителями исходя из работы с детьми.

План  воспитательной работы  составлен мною на основе общешкольной Программы воспитания и социализации, в которой выделены  11 направлений:

  • Гражданско-патриотическое
  • Нравственное  и духовное воспитание
  • Воспитание положительного отношения  к труду
  • Интеллектуальное воспитание
  • Здоровьесберегающее воспитание
  • Социокультурное и медиакультурное воспитание
  • Культуротворческое и эстетическое воспитание
  • Воспитание семейных ценностей
  • Правовое воспитание и культура безопасности
  • Формирование коммуникативной культуры
  • Экологическое воспитание

Работа по данным  направления способствует:

  1. развитию познавательной сферы ребенка (Гражданско-патриотическое воспитание, интеллектуальное воспитание, экологическое воспитание, правовое воспитание и культура безопасности)
  2. развитию  личностной и социальной сфер (Нравственное  и духовное воспитание, воспитание положительного отношения  к труду,  социокультурное и медиакультурное воспитание,  культуротворческое и эстетическое воспитание, формирование коммуникативной культуры
  3. сохранению и укреплению здоровья детей (Здоровьесберегающее воспитание)
  4. взаимодействию с семьями.

Эти четыре момента являются важными как для педагогов, так и для родителей детей.  

  1. Влияние родителей на развитие  познавательной сферы жизни ребенка.
  1. Развитие учебных умений, познавательной активности. Надо обратить внимание на выработку единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности. Трудность – адаптационный период.

В  5 класс перешли  семь  учащихся,  шесть из которых закончили 4 класс с тройками, по трем учащимся стоял вопрос о повторном обучении.  Поэтому так важно было наладить сотрудничество с родителями, вовлечь их в образовательный процесс, повысить их персональную ответственность за результаты обучения. 

Эффект на родительских собраниях дают практические работы. Например, родители сами работают с текстом, читают, находят информацию для заучивания наизусть, осваивают методы работы с большим текстом (метод ключевых слов, метод «5П»). Это особенно важно при переходе в 5 класс, так как структура учебников, объем теоретического материала в них значительно отличаются от учебников в начальной школе.  А смысловое чтение является ключевым по всем предметам. Одному  учителю-предметнику не справиться.

И дети, и родители уже в первой четверти отмечали положительный настрой на учебу, проявление интереса к изучаемым предметам, повышение успеваемости.

Итогом совместной работы стало повышение успеваемости учащихся по четвертям и за год.  

Таблица 1. Динамика успеваемости обучающихся при переходе из 4 в 5 класс.

Ф.И.О.

4 класс

5 класс

Средний балл

% качества

Средний балл

% качества

1 учащийся

3,6

38

4,3

63,6

2 учащийся

4,2

77

4,1

81

3 учащийся

3,6

38

3,8

45

4 учащийся

3,6

38

3,8

45

5 учащийся

5

100

5

100

6 учащийся

3,8

66

4,2

73

7 учащийся

3,8

50

3,9

45,5

В следующем учебном году в 5 класс перешли 5 обучающихся. Проблем с успеваемостью у этих учащихся не было, но с первого месяца выявилась  проблема их пассивности: посещение внеклассных и общешкольных мероприятий, кружков. На  втором собрании при анализе адаптационного периода перед родителями 5 класса был поставлен вопрос: как они встречают ребенка из школы, какие вопросы задают. Выяснилось, что основные вопросы касались оценок, поведения, питания. В ходе круглого стола  проанализировали Миссию школы по ФГОС, Устав школы, выслушали мнение родителей, что же в их взрослой жизни важнее: оценки или знания, насколько важно научиться правильным взаимоотношениям между людьми, нужна  ли внеклассная и общественная деятельность, дополнительное образование  для всестороннего развития ребенка, посещение мероприятий – это необходимость или ненужное времяпровождение?    В результате активного обсуждения родители пришли к выводу, школа-это не только уроки и получение знаний,  важен весь образовательный процесс, включающий обучение, воспитание, развитие ребенка. Поэтому необходимо изменить и вопросы, с которыми они встречают ребенка из школы. Родители предложили варианты: что нового узнал, что было интересного, что запомнилось, какие мероприятия будут в классе, школе на этой неделе. Именно эти вопросы покажут ребенку заинтересованность родителей, помогут ему еще раз оценить свой учебный день.  Классному руководителю были даны рекомендации - записывать в дневники информацию о внеклассных и общешкольных  мероприятиях, чтобы можно было проконтролировать детей и по возможности посетить их.

То есть родительские собрания должны быть продуманы под конкретных детей, не просто информирование о неудачах или успехах. Тогда родители будут заинтересованы в их посещении.

  1. Расширение кругозора и познавательного интереса. Внимание нацелено на осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление.

Участвуют родители в подборе информации и подготовке выступлений детей на общешкольных и классных мероприятиях:

- материал для стенгазеты.

- к вахте памяти у Знамени Победы в декабре 2015 года в школе прошли классные часы, на которых учащиеся рассказывали о своих родственниках, воевавших или трудившихся во 1941-1945 годах. С каждым из родителей провела работу, чтобы они оказали помощь  детям в подборе материала (объяснила, для чего нужна информация, как оформить и др.).

На  собраниях  родители высказывают пожелания по организации внеклассной деятельности.  По предложению родителей была организована поездка в Усть–Цильму с посещением музея и катка. Мама одной учащейся сопровождала детей во время поездки.  Во время посещения музея выяснилось, что дети очень мало знают о географии и истории нашего района. Результатом поездки стал классный час- виртуальная экскурсия. Лучше запоминается то, что интересно.

  1. Развитие личностной и социальной сфер жизни ребенка.

В совместной работе с родителями в этом направлении обращаю внимание на:

  1. Овладение навыками бесконфликтного общения.

Без помощи родителей классному руководителю не справиться с проблемами, возникающими в этом направлении.   Самый проблемный в этом вопросе – 7 класс.

Конфликты в семьях. Л.Н. Толстой сказал: “Счастлив тот, кто счастлив дома”. Если ребенка любят в детстве – принимают, уважают, понимают, относятся с теплотой и нежностью, он будет любим другими людьми и сам будет любить. Это влияет и на взаимоотношения между детьми. Домашнее воспитание отличается от воспитания в школе тем, что оно  - воспитание чувственное, основано на эмоциях.

Маленькое село-многое известно, наблюдения за детьми дают материал для коррекции взаимоотношений.

Возникают самые разные ситуации: у одной –конфликты с мамой, другая считает, что ее не любят в семье, третьего практически никогда не хвалят дома.

Проблемы общения возникают не только в семьях, но и в классе.

 В силу особенностей возраста и характера возникли сложности в отношениях между девочками. Конфликты  стали происходить и во время уроков, нарушая рабочую обстановку. В них стали втягиваться родители. Только круглый стол на родительском собрании с обсуждением возникшей проблемы, осознанием её серьёзности, объяснением причин конфликтов, выработкой плана совместных действий родителей и классного руководителя, привели к значительному изменению обстановки в классе. Родители осознали, что бессмысленно обвинять чужого ребенка в создавшейся ситуации, потому что страдают все дети.  Главное – помочь девочкам преодолеть трудности. Нет плохих детей, есть проблемы, которые дети не умеют решать в силу возраста.  Результат – спокойные доброжелательные отношения детей.  В ходе беседы с учащимися выяснила – дети сами устали от сложностей во взаимоотношениях.  Помощь родителей,  беседы с ними и классным руководителем привели к осознанному решению не ссориться. Обстановка значительно улучшилась, но совместно с родителями держали эту проблему на контроле, проводила тренинги, упражнения.

Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для учащихся.

Главная роль общечеловеческих ценностей - стать регулятором норм общения между людьми, критериями оценки поступков человека. Именно на это опираемся мы с родителями, беседуя с детьми.

  1. Формирование свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся личности.

С целью осознания детьми ценности семейных отношений был организован двухнедельный проект, посвященный Дню матери России. Ребята писали сочинения о мамах, в творческой мастерской изготавливали цветы, вместе с мамами выпекали угощение для праздничного стола. (У нас это правило сохранилось в течение всех лет) Проект  завершился праздником, на котором дети узнали многое о мамах своих одноклассников (где родились, сколько детей было в семье и др.). Это мероприятие вызвало и у родителей и у детей много положительных эмоций,   способствовало обогащению межличностных отношений педагог-родители-дети.

Еще одна форма родительского собрания -   выставка – презентация работ детей «Мои увлечения». На  этом мероприятии уже родители больше узнали об одноклассниках своих детей.   Каждый ребенок рассказал о своем хобби или о том, чем он больше всего любит заниматься. Часть родителей принимала участие в подготовке детей к выступлению. Это были компьютерная презентация, письменные сообщения, кто-то выступил устно и коротко.  Выступление одного из детей сначала вызвало смех у присутствующих, так как его увлечением было «Гулять на улице». В ходе обсуждения ребята выяснили, что это интересное и полезное увлечение, если оно правильно организовано: с играми, друзьями, в определенное время. К обсуждению подключились мамы с воспоминаниями о своем детстве. Как оказалось, многие игры передаются из поколения в поколение. Это общение напомнило детям и их родителям, что они есть друг у друга. К сожалению, с бытовыми проблемами это иногда забывается.

Активно сотрудничаю с родителями и по дополнительному образованию детей.  Причем учащихся можно разделить на 2 группы:  

Первая: учащиеся, активно занимающиеся во многих кружках, секциях.

Вторая: ребята, не посещающие занятия по доп. образованию.

Проблемы возникают у родителей и тех, и других. У первых они связаны с утомляемостью, влиянием загруженности на успеваемость, участие в домашних делах. Проблемы вторых – нежелание детей заниматься в кружках или отсутствие кружков по интересам. В данном вопросе вырабатываем с родителями единую позицию по отношению к ребенку, обсуждаем перечень имеющихся кружков, выбираем необходимые по нашему мнению  для посещения. Так с мамой девочки, проживающей в интернате,  выбрали для неё лыжную секцию (без нагрузок и соревнований), театральную студию, математический кружок. Каждое из направлений обосновано: лыжи для укрепления здоровья, театральную студию для развития коммуникативных навыков, математический кружок для развития познавательных навыков. Пожелания родителей относительно  перечня кружков и режима их работы вносятся в протокол родительских собраний, доводятся до администрации школы.

На развитие социальной сферы ребенка немалое влияние оказывает общественная работа.

 Родители  вместе с детьми вырастили дома рассаду для клумбы возле школы.  

Ежегодно  в селе и школе проходят мероприятия, посвященные Победе в Вов. Учащиеся  с родственниками участвовали в акции по обновлению памятника воинам, погибшим в Вов (покраска памятника, ограды, уборка территории). В ноябре чистили  дорожки, укрепляли венки возле памятника.

Среди  родителей отношение к общественной работе детей неоднозначно, поэтому на родительских собраниях говорю о положительном влиянии на становление личности ребенка этого вида деятельности.

Немало дает и личный пример родителей.

  1.  Сохранение   и укрепление здоровья.

 Проблемы  физического здоровья учащихся являются важными, поскольку именно от качества здоровья ребенка зависят успехи в учебе и уровень его развития.

Совместная деятельность в этом вопросе направлена на:

  1. Привлечение родителей к деятельности по общешкольной программе «Здоровье».  

Участие в общешкольном Дне здоровья, для школьной спартакиады родители подготовили единую форму (сшили маечки, пришили буквы), в следующем году приобрели одинаковые футболки.

  1. Информирование родителей о специфике физического и психического развития, вынесение вопросов сохранения физического здоровья на родительские собрания.  

Уже названная выше проблема излишнего количества кружков ведет к перегрузке и утомляемости. Это  тревожит и классного руководителя и родителей. Родители  ходатайствовали перед администрацией, чтобы кружковая деятельность и секции начинались в одно время и не раньше 17.00.  Тогда перед учащимися встанет выбор: что посещать.   Снижение количества посещаемых кружков не только снизит утомляемость, но и может повысить  результаты внеурочной деятельности, так как больше внимания будет уделяться конкретным направлениям.

  1. Изучение мнения родителей о питании в школьной столовой, о нагрузке в течение учебной недели, кружках,  о режиме дня.
  2. Индивидуальная работа с родителями по заболеваниям, выполнению режима дня, питанию детей, одежде, загруженностью кружками.

Работа проводится как по поводу пропусков из-за заболеваемости, так и по поводу посещения школы болеющими  детьми.

Индивидуальная работа преобладает во взаимоотношениях с родителями детей, проживающих в интернате.

  1. Участие родителей в управлении.

В нашей школе мало учеников, поэтому нет классных родительских комитетов. В классах выбраны члены общешкольного родительского комитета.

Считаю, что большее влияние на управление школой оказывает родительское собрание. Именно мнение родителей, отраженное в протоколе родительского собрания, позволяет обратиться к администрации школы по волнующим вопросам, вносить коррективы в  план воспитательной работы.

Заключение.

  1. Мое мнение - ни один родитель не должен остаться с нерешенными проблемами или без ответов на свои вопросы. Бывает, что родители приходят рассерженные, возбужденные, но уйти они должны спокойными. Необходимо быть в курсе взаимоотношений между детьми, их проблем, чтобы аргументировать свою позицию перед родителем. Стараюсь заинтересовать, поощрять родителей,  в ответ получаю положительные отзывы и помощь в работе с детьми.  Родители прислушиваются к мнению классного руководителя, обращаются за советом. Они  способны объединиться, не смотря на разногласия, придти к общему решению, чтобы оказать помощь детям в сложных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация работы с родителями в УДОД"

Содержание работы с родителями, её значение в учреждении дополнительного образования детей....

Формы организации работы с родителями.

Презентация "Формы организации работы с родителями.Основные направления в работе.Функционирование деятельности"....

"Организация работы с родителями по спортивно-оздоровительному направлению"

Организация работы с родителями по спортивно-оздоровительному направлению в условиях современной школы....

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Для того. чтобы партнерство с родителями было наиболее действенным...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько чётко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Для того. чтобы партнерство с родителями было наиболее действенным...

Проектирование и организация работы с родителями в условиях реализации ФГОС " Семья и школа: традиции и инновации в организации взаимодействия( из опыта работы учителя информатики)

Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям -- растущие потребности общества предъявляют к семье все новые тр...

Методическая разработка совместных досуговых мероприятий для учащихся и их родителей по программе «Соленое тесто» «Использование театрализации и игр в организации работы с родителями и совместной досуговой деятельности взрослых и детей»

Данная методическая разработка представляет вниманию педагогов опыт использования тематических кукольных представлений и игр в рамках проведения досуговых мероприятий и праздников для учащихся и их ро...