Классный час на тему «Роскошь человеческого общения»
классный час на тему

Завьялова Мария Юрьевна

Классный час на тему «Роскошь человеческого общения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_-_roskosh_chelovecheskogo_obshcheniya.docx66.11 КБ
Файл obshchenie.pptx293.05 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Роскошь человеческого общения»

Цель: показать важность и значимость общения в жизни людей.

Задачи:

  • воспитывать культуру общения;
  • раскрыть личностную и социальную значимость общения;
  • способствовать формированию у обучающихся потребности строить собственную жизнь и жизнедеятельность своего школьного коллектива на основе духовно-нравственных ценностей;

•    развивать творческие и дискуссионные навыки.

Контингент: обучающиеся 8 класса

Форма проведения: беседа с элементами обсуждения, диалог групп. Оборудование: проектор, экран, ноутбук, листочки, ручки, карточки.

Место классного часа в воспитательном учебном процессе: проведение классного часа на данную тему – одна из важных составляющих направления воспитательной работы.

Содержательный компонент классного часа

  1. Вступительная часть.
  2. Основное содержание:
  1. Понятие об общении и его значимость.
  2. Виды общения.
  3. Работа в группах:

3.1.Эксперимент.

3.2. Понимаете ли вы шутки?

Заключительная часть.

Предварительная подготовка:

Ход классного часа

Хочешь быть умным,

Научись разумно спрашивать,

Внимательно слушать,

Спокойно отвечать и переставать говорить,

Когда нечего больше сказать. И. Лафатер

I.        Вступительная часть

Классный руководитель: Здравствуйте! Сегодня мы поговорим с вами о таком важном качестве, как умение общаться, и попробуем определить необходимые качества человека, умеющего общаться. Тема нашего классного часа – «Роскошь человеческого общения».

II.        Основное содержание

Классный руководитель: Известный философ Л. Фейербах определял значение общения следующим образом: «Общение облагораживает и возвышает, в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве». А так ли уж важно в наше время уметь общаться? И что мы вкладываем в понятие «общение»?

 Обратите внимание, что в ответах на вопросы анкеты уверенность в умении общаться сочетается с незнанием многих вещей. На первый вопрос анкеты Вопрос детям: («Умеете ли вы общаться?») утвердительно ответили почти 80%. Остальные 20% ответили не так уверенно («Думаю, что да» или «Не знаю»).

Если считать, что «умение общаться» означает «умение правильно общаться», а только так и надо понимать вопрос (никто не скажет, что, например, «умеет играть в шахматы, но неправильно»), то типичный ответ можно оценить как недостаточно скромный.

Оно и понятно, ведь для вас «общение» – это прежде всего беседа, разговор и ничего больше, между тем «общение» – понятие более глубокое. Попробуем выделить необходимые качества человека, умеющего общаться.

Вступая во взаимоотношения с окружающими, мы обыч-
но обнаруживаем, что они нравятся нам или не нравятся. Как правило, эту
оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте попробуем
определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем. Задание будет
выполняться письменно. Возьмите лист бумаги, выберите одного человека,
который по своим личным качествам импонирует вам. Укажите пять харак-
теристик, которые особенно нравятся вам в этом человеке. И так же, не ука-
зывая самого человека, укажите пять качеств, которые вам в нём не нравятся.
На выполнение задания вам даётся 3 минуты. Теперь все по очереди    читайте характеристику, а мы вместе попробуем узнать по ней человека, которого она характеризует.

Классный руководитель: Пожалуйста, кто начнёт?

Ответы. Например,

  • хорошие качества: аккуратный, безотказный, благоразумный, вежливый, воспитанный, любознательный, доброжелательный, дружелюбный, ответственный;
  • плохие качества: агрессивный, безответственный, безынициативный, вредный, дерзкий, жадный, ленивый.

Классный руководитель: А сейчас можно подвести итоги. Кого из присутствующих мы узнали быстрее всего, следовательно, кто оказался в числе самых популярных личностей.

1.        Понятие «общение» и его значимость

Вопрос: Как вы думаете, действительно ли общение необходимо каждому человеку? Может быть, можно прожить без него?

Ответы. Например, «Да, действительно. Без общения прожить невозможно».

Классный руководитель: Учиться жить среди людей, уметь общаться так же важно, как изучать математику или биологию, поскольку общение – это главное условие и способ существования людей.

Вопрос: Если бы наши предки не общались, разве они могли бы выжить и достичь того, чем обладает современный человек?

Ответы. Например, «Именно в процессе общения люди обменивались опытом и накапливали полезные знания для своей жизнедеятельности».

Классный руководитель: Что же такое «общение»? Обратимся к толковому словарю. Общение – это форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща.

Всем людям необходимо общение, так распорядилась природа. Недаром, наказывая человека, его изолируют от других. И далеко не все человеческие ценности могут сравниться с такой, как возможность общаться с умными, близкими тебе по духу и взглядам людьми.

В Японии существует специальное духовное испытание для самосовершенствования под названием «мотарио». Человека на неделю помещают в пустую пещеру и запрещают разговаривать даже с самим собой. Люди сви-детельствуют, что к концу изоляции жажда общения становится невыносимой. При последующих контактах общение доставляет им острую, ни с чем не сравнимую радость. Верно, говорят, что самая большая роскошь, существующая в человеческом обществе, – это роскошь общения.

2.        Виды общения

Вопрос: Как вы думаете, с кем или с чем человек может общаться?

Ответы. Например, «Со своим “Я” – самообщение, с реальным человеком, с воображаемым партнёром, с вещами, животными, природой, культурное общение – “обмен культур”».

Классный руководитель: Общение может быть:

  • деловое (учитель – ученик; начальник – подчинённый и т. д.);
  • личностное (родственники, друзья, враги, знакомые, приятели). Главным средством общения в человеческом обществе являются наш

язык и наша речь.

Вопрос: Как вы думаете, можно ли общаться без слов?

Ответы. Например, «Да, с помощью жестов, позы тела, мимики лица».

Классный руководитель: Совершенно верно, общаться можно с помощью жестов, взгляда, мимики лица, походки, позы тела. Такое общение называют невербальным.

3.   Работа в группах

Итак, общение бывает: вербальным (речевое) и невербальным (при помощи жестов, мимики, пантомимы).

Чтобы узнать, какое общение важнее, вербальное или невербальное, проведём эксперимент.

3.1. Эксперимент (группа делится на две команды)

1-е задание выразить свои эмоции: я тебя боюсь; я тебя люблю; хочу спать; я удивлён; мне холодно.

2-е задание – сообщить следующие сведения: алгебры сегодня не будет; у тебя очень красивые глаза; ты позитивно настроен на разговор; мы поедем к бабушке послезавтра; у тебя во втором предложении две ошибки.

Классный руководитель: сделаем вывод: вербальное общение лучше всего подходит для передачи информации, а для передачи эмоций – невербальное.

Вопрос: Можно ли обидеть человека средствами невербального общения?

Ответы. Конечно можно.

Классный руководитель: Ни один человек не может обойтись без жестикуляции во время разговора. Ученые считают, что в процессе общения только 7% информации передается вербально, около 38% мы получаем с помощью интонации, остальные 55% – через выражение лица, позы, жесты и взгляды.

Некоторым людям бывает просто мало слов, чтобы выразить свои мысли и особенно чувства, которые их переполняют, поэтому они прибегают к активной жестикуляции.

3.2.        Понимаете ли вы шутки?

Классный руководитель: «Не понимает человек шутки – пиши, пропало! И знаете: это уже ненастоящий ум, будь человек хоть семи пядей во лбу!» – это слова А.П. Чехова. Очень часто общению мешает то обстоятельство, что один человек, обладая чувством юмора, любит шутить и подшучивать, а другой, напротив, этим чувством не обладает и поэтому обижается. Трудность обнаружения у себя самого слаборазвитого чувства юмора заключается в том, что вообще не существует людей, которые бы не смеялись. Но смех может вызываться разными причинами. Если эти причины ничтожны, то здесь уместна поговорка «Смех без причины – признак дурачины».

Приведите примеры смешных случаев и случаев, когда людям не до смеха. Но чтобы узнать наверняка, что с чувством юмора у вас всё в порядке,

ответьте на вопросы теста. На каждый вопрос отвечайте лишь «да» или «нет» (Приложение 1). (Группа выполняет задание. Подведение итогов.)

Классный руководитель: Если вы ответили «да» на пять и более вопросов, то у вас с чувством юмора всё в порядке, и это помогает с достоинством выйти из самых трудных ситуаций. Если же у вас четыре и менее ответов «да», то с чувством юмора плоховато. Попытайтесь изменить себя и посмотреть на жизнь окружающих вас людей и себя со смешной, веселой стороны.

Да, чувство юмора очень ценное качество человека. Но в повседневном общении нам очень часто не хватает запаса слов и мы мучаемся, пытаясь найти его – это единственно нужное, правильное, точное слово. Речевое общение, пожалуй, самое важное. Оно закрепляет и сохраняет опыт человечества, ведь язык – орудие культуры. Но орудие может быть разным: дубиной дикаря и современным компьютером. Но знаем ли мы свой родной язык? «Конечно, – ответят многие, – ведь с детства им пользуемся. Вот чужой, иностранный – другое дело». Но так ли это на самом деле? Давайте остановимся на таких простых словах обращения друг к другу. Надо заметить, что любое обращение, употребляемое нами, может быть окрашено разными чувствами, настроениями, отношениями с собеседником. И если эти чувства добрые, то мы ощущаем ответную доброжелательность и стремление к сотрудничеству.

Такое простое слово, как «здравствуйте», можно произнести на разный лад. Давайте попробуем, а сколькими способами владеете вы, попросив послушать и «оценить» подтекст, который вы вкладываете в приветствие. (Студенты говорят слово «здравствуйте» с различной интонацией.)

III. Заключительная часть

Классный руководитель: Вот и заканчивается наша встреча, на которой мы с вами познакомились с понятием «общение» и его видами, определили важность и значимость общения в жизни каждого человека.

Расширение и обогащение своего лексикона позволит вам лучше, точнее выражать свои мысли, подчёркивать свои лучшие человеческие качества в общении.

Конечно, сразу научиться искусству общения нельзя. Человек учится этому всю жизнь, и, если мы будем стараться жить, получая истинную радость от общения, то мир покажется большим, солнечным и прекрасным.


Список использованной литературы и интернет-ресурсов

1.        Библиотека учебной и научной литературы [Электронный ресурс]. –
Режим доступа:
http://sbiblio.com/biblio/content.aspx?dictid=47&wordid=196469

  1. Герасимова В.А. Классный час играючи. – М.: Сфера, 2002.
  2. Радугина А.А. Психология и педагогика. – М.: Центр, 1997.

Приложение 1 Тест

Если ваш ответ положительный, то напишите «Да» напротив цифры (номера вопроса).

  1. Смеётесь ли вы наедине с собой, когда читаете или смотрите по телевизору что-нибудь смешное?
  2. Умеете ли с юмором выходить из неприятных ситуаций?
  3. Если вы заметили, что вас обманывают, можете ли вы не показать вида?
  4. Часто ли вы смеётесь над шутками своих друзей?
  5. Рассказывают ли вам ваши сверстники анекдоты, весёлые истории?
  6. Если вы находитесь в компании, то являетесь ли центром внимания?
  7. Когда вы в плохом настроении, раздражает ли вас смех окружающих?
  8. Из всех жанров изобразительного искусства вы предпочитаете… комедию?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ» Хочешь быть умным, Научись разумно спрашивать, Внимательно слушать, Спокойно отвечать и переставать говорить, Когда нечего больше сказать. И. Лафатер

Слайд 2

Хорошие качества : аккуратный, безотказный, благоразумный, вежливый, воспитанный, любознательный, доброжелательный, дружелюбный, ответственный ; Плохие качества : агрессивный, безответственный, безынициативный, вредный, дерзкий, жадный, ленивый.

Слайд 3

Общение – это форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. Виды общения: - Деловое (учитель-ученик; начальник-подчинённый); Личностное (родственники, друзья, враги, знакомые, приятели); Вербальное (речевое); Невербальное (при помощи жестов, мимики, пантомимы)

Слайд 4

ЭКСПЕРЕМЕНТ Задание 1-е - Выразить свои эмоции: Я тебя боюсь; я тебя люблю; хочу спать; я удивлён; мне холодно. Задание 2-е – Сообщить следующие сведения: алгебры сегодня не будет; у тебя очень красивые глаза; ты позитивно настроен на разговор; мы поедем к бабушке послезавтра; у тебя во втором предложении две ошибки

Слайд 5

ОБЩЕНИЕ; ВИДЫ ОБЩЕНИЯ; ВАЖНОСТЬ и ЗНАЧИМОСТЬ ОБЩЕНИЯ в жизни человека. «РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»

Слайд 6

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения.

Никогда никого не упрекайте ни в чем. Правда, говорящему нередко кажется, что он не упрекает, а высказывает справедливые замечания....

Классный час для 6 класса "Роскошь человеческого общения"

Разработка классного часа "Роскошь человеческого общения"...

Классный час "Роскошь человеческого общения"

Цель  :·                         создание условий для формирования у обучаю...

Классный час "Роскошь человеческого общения"

Цель: привить учащимся знания и навыки культуры поведения, общения с людьми и друг с другом.Задачи: 1.      Включить учащихся в осмысление простых типических понятий.2....

Классный час на тему: "Самая большая роскошь на земле - роскошь человеческого общения"

Сценарий классного часа содержит материалы о культуре   общения, о правилах ведения беседы....

Классный час по теме Культура человеческого общения

Тема: «Культура человеческого общения».Цель: Развитие способностей эффективного взаимодействия с окружающими и конструктивного выстраивания отношений с другими.Задачи:- развивать...

Эссе на тему «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Эссе на тему "Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения"....