Слово о словах
методическая разработка (5 класс) на тему

Замулина Вера Станиславовна

Праздник о культуре речи, о бережном отношении к родному слову.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovo_o_slovah.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель.

    Ребята, слово сопровождает нас в течение всей жизни,и оно само её часть , дух и плоть.

    Известный русский философ Н. Бердяев писал : « Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живём в их царстве». Так пусть в этом царстве минуют наше слово равнодушие и болезни , рабство моды и штампа. Пусть будет оно всегда чистым и новым..

    В русском языке есть крылатое выражение « Нет мук сильнее муки слова» . Возникло оно на основе стихотворения Семёна Надсона в 1882 г. И используется обычно в ситуации , когда человек испытывает затруднения при выражении своих мыслей в устной  или письменной речи.

     Достаточно вспомнить все те муки , которые испытываются вами в школьных стенах. И вам , ребята , и нам , учителям , знакома ситуация на уроке , когда ученик говорит : « Вот всё понимаю , а сказать не могу ! Слова не идут с языка».

     Поговорим сегодня о словах , сделаем их своими верными друзьями .

Ученик.  Вот как говорится о слове в «Энциклопедическом словаре юного филолога» : « Слово понадобилось человеку для того , чтобы дать имя всему , что есть в мире , и самому себе . Ведь чтобы о чём – то говорить и даже думать , надо его как – то называть , именовать» .

    Самые простые слова  -  названия того , что человек  видит вокруг себя . Они как этикетки : « это кошка», « это ель» , «это снег». Такими словами – этикетками  как бы  увешано всё вокруг нас. И «приклеены» они так накрепко , что кажутся нам уже частью самого мира.

     У каждого из нас есть имя . Имена , ребята , есть и у предметов , которые нас окружают .

Ученица читает стихотворение М . Пляцковского ,

                 Есть сладкое слово  -  конфета ,

                 Есть быстрое слово -  ракета ,

                 Есть кислое слово -  лимон ,

                 Есть слово с окошком – вагон .

                 Есть слово колючее – ёжик ,

                 Есть слово промокшее – дождик ,

                 Есть слово упрямое – цель ,

                 Есть книжное слово – страница ,

                 Есть слово лесное -  синица ,

                 Есть слово пушистое – снег ,

                 Есть слово весёлое – смех .

Учитель . М. Пришвин говорил , что человек делает машину по своему образу и подобию и части её называет по – человечески : пальчики , спинка , головка , шейка .

Но вот перед ним не машина ,а природа… Какие имена давать существам природы ?

Человек и природу называет своими словами : есть незабудка , мать – и – мачеха , есть даже анютины глазки…

        Сила слова  - беспредельна . Вспомним пословицы о словах .

               Сердечное слово до сердца доходит .

                Слово – жемчуг , но когда их много – они  теряют цену .

               Слово – серебро , молчание – золото .

               Слово не воробей : вылетит – не  поймаешь .

               Слово молвит – соловей  поёт .

               Слово дано человеку , животным – немота .

                Живое слово дороже мёртвой буквы .

                Пустые слова – что  орех без ядра .

                Слов много , а толку  нет.

Учитель . « Хромое слово – кривая  речь» , - гласит ещё одна русская народная пословица . Действительно , чем больше слов знает человек , тем точнее , ярче , образнее выражает он свою мысль . Чтобы речь не была «кривой» , а красивой , надо не только знать слова , но и уметь с ними обращаться , тогда вы будете хорошо понимать прочитанное и увиденное , сумеете точно рассказать об этом .

                                                                

Ученики читают стихотворение о словах .

                                   Слово о словах .

                  Когда ты хочешь молвить слово ,

                    Мой друг , подумай , не спеши .

                    Оно бывает то сурово ,

                    То рождено теплом души .

                   

                    Оно то жаворонком вьётся ,

                    То медью траурной поёт ,

                    Покуда слово сам не взвесишь ,

                    Не выпускай его в полёт .

           

                    Им  можно  радости  прибавить

                    И радость людям отравить .

                    Им можно лёд зимой расплавить

                    И камень в крошку раздолбить .

               

                    Оно одарит иль ограбит ,

                    Пусть ненароком  , пусть шутя .

                    Подумай , как бы им не ранить

                    Того , кто слушает тебя .

                                                        ( В . Солоухин ) .

          Брал человек холодный мёртвый камень ,

          По искре высекал из камня пламень .

                            Твоя судьба не менее сурова –

                            Вот  так же высекать огонь из слова !

          Но труд ума , бессонницей больного , -

          Всего лишь дань за радость неземную :

                             В своей руке сверкающее слово

                             Вдруг ощутить , как молнию ручную !

                                                          ( Н. Рубцов ) .

Учитель. А теперь поговорим о некоторых словах , так или иначе связанных со школой .

                                  Школа

       Представляю , как вы удивитесь , узнав , что слово школа , заимствованное нами из древнегреческого языка , значило «досуг» .

     Не правда ли , странно : школа – и вдруг досуг?

   Дело в том , что в прошлом греки под досугом подразумевали не безделье , а свободные , на досуге беседы мудрецов-философов со своими учениками о разных науках.

   Вначале проводились только беседы , но позднее появились самые настоящие занятия , где детям преподавали чтение , письмо , счёт , гимнастику , музыку , поэзию , ораторское искусство . Родилась школа .

                                          Урок

      Приглядитесь повнимательнее к слову урок . Вы увидите : да это же точная копия слова уговор : приставка та же самая , а основа говор ( от говорить ) равнозначна корню рок/рёк , того же корня , что слово реку «говорю» , речь .

    У-рок – это у-словие .

                                 Красная  строка

     Когда мы пишем , то прибегаем к красной строке .И в книгах есть красные строки . Но почему строку , с которой начинается каждый абзац , мы называем красной , а не белой или синей ?

   А вот почему . Когда ещё не было изобретено книгопечатание , книги переписывались от руки .Перед писцом стояли баночки с чернилами двух цветов – чёрной и красной . Весь текст переписывался чёрными чернилами , а начиная новую страницу , писец менял кисточку , рисовал замысловатый узор , выводил красной краской фигурную первую букву .

     В древнерусском языке слово красный употреблялось в значении «красивый». Ср. красноречие , ради красного словца ,. Красная девица , на миру и смерть красна .

   Обозначать цвет этим словом стали позже .

                                               Ошибка

  А вот одно не очень стоящее словечко .

 Из слов сшибать , отшибить легко выделить корень –шиб- , означающий «бросок», «удар» . В некоторых народных говорах и сейчас слово ошибаться означает «нанести удар мимо цели». Таким образом , ошибка буквально понималась как промах , неточное попадание при ударе.

Учитель . А  сейчас ребята , вспомните о словах , которые ссорятся друг с другом.

Послушайте стихотворение одной школьницы и найдите эти слова .

Ученик читает стихи .

Повстречались в разговоре слово друг

                                                           и слово враг.

Слово друг – любитель  игр , а слово враг –

                                                    любитель драк .

Повстречались , стали рядом , и пошёл у них

                                                    скандал,

Потому что слово враг сразу драться

                                                     предлагал,

Ну , а слово друг – играть : и поссорились

                                                     опять.

Сколько речь наша жива , будут ссориться слова.

День  и  ночь, война  и  мир  будут  спорить

                                                     что есть сил .

Ведь у слов , как у людей , добрый  есть

                                                      и есть злодей,

Ссориться  не надо нам , не придётся и словам .

Учитель. Почему же некоторые слова между собой «ссорятся» ?  ( Они антонимы

                   Давайте отгадаем загадки. Отвечаем хором .

Я  антоним к слову зной , я в реке , в тени густой

И в бутылке лимонада , и зовут меня…( прохлада).

Я  антоним  слова лето , в шубу снежную одета ,

Хоть люблю мороз сама , потому что я …( зима ).

Я антоним к слову смех , не от радости ,утех ,-

Я бываю поневоле от несчастья и от боли ,

От обиды, неудач . Догадались ? Это … (плач).

Я антоним шума , стука , без меня вам ночью мука ,

Я для отдыха , для  сна , называюсь …( тишина ).

__   А  теперь  вспомним про синонимы .

Я то же , что и ураган , но только гость восточных стран .

На море я гроза для шхун , а называюсь я  … ( тайфун ).

 Простое слово промежуток : в театре несколько

                                                                                        минуток ,

Пока начнётся новый акт, мы называем всё…( антракт ).

На время что-то прекратив, мы объявляем …( перерыв ).

В борьбе, в труде устали слишком – дают уставшим …

                                                                                     (передышку).

Учитель. Часто бывает, что слово одно, но очень по-разному служит оно.

Ребята представляют инсценировку отрывка из рассказа «Овсянка» Н. Сладкова

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

__ А у меня дома овсянка! – Подумаешь, - сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка.

__  Люблю я овсянку! – добавил Сашка. – И я люблю! – сказал Матвей.

__   Она жёлтая, красивая такая! – И вкусная. Особенно с молоком!

__   Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка.

__   Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.

__   Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

__   Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей.

__   Про какую овсянку! – Про обыкновенную овсянку.

__   А ты про какую?

__   И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и пела песни.

__   Каша песни пела?! – изумился Матвей.

__   Какая каша ? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую,что ли? – рассердился Сашка и добавил: __ Айда ко мне – мою овсянку слушать.__  Айда! – согласился Матвей.- Потом ко мне – мою овсянку кушать! И друзья побежали.

Учитель.Почему в разговоре двух друзей возникла путаница?

    Ребята рассказывают про омонимию, приводя свои примеры.

Учитель. Ребята, а любите ли вы играть в слова? Словесных игр очень много: это и различные превращения слов, и игры в рифмы, и головоломки. Они обогащают вашу речь, ум, расширяют кругозор, учат любить и чувствовать слово, будят творческие способности, развивают фантазию, сообразительность, эрудицию. Если спортивные игры укрепляют здоровье, то игры «с карандашом в руке» развивают внимание и терпение, волю и сноровку, да и другие качества, столь необходимые  современному человеку. Предлагаю вам поиграть в слова.

       Перед вами фразы из песен, в которых «перепутан» порядок слов. Кто быстро сумеет правильно прочитать все четыре предложения, тот и победит.

Провожала как мать меня родная, набежала как тут родня вся моя.

Мы рождены былью, чтоб сказку сделать.

Утро прохладой нас встречает. Ветром встречает нас река.

Ну-ка лучами ярче брызни, солнце, обжигай золотыми.

Учитель. Устали? Давайте тогда поиграем в рифму.

Погода была ужасная. Принцесса была…(красная, прекрасная, первоклассная).

Ой конёчек-горбуночек! Прибегай скорей…(сыночек, дружочек, свисточек).

Белый снег в лесу лежит, зайка под кустом…(дрожит, жужжит, скрипит).

Эй, не стойте очень близко – я тигрёнок, а не…(миска, Лизка, киска).

Гриб растёт среди дорожки, голова на тонкой…( ножке).

Панцирь носит черепаха, прячет голову от…(страха).

Роет землю серый крот, разоряет…(огород).

Ходит по лесу хорёк, хищный маленький…(зверёк).

Я один имею рог, называюсь…(носорог).

Он весёлая игрушка, и зовут его…(Петрушка).

А сейчас попробуем досказать слово.

Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие…

В нашем доме на окошке сидят серенькие…

Мишка плачет и ревёт: просит пчёл, чтоб дали…

Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько…

Михаил играл в футбол и забил в ворота…

Лежебока рыжий кот отлежал себе…

Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли…

На жарком солнышке подсох и рвётся из стручков…

__   Я в зелёнку угодил! – горько плачет…

Учитель. Я ещё раз советую всем тем, кто хочет стать умным и находчивым, узнать интересное и разгадать трудное, побольше играть в слова. Играть можно одному и с товарищем, с гостями на дне рождения или с одноклассниками в школе. Играя, вы сможете проявить знания, волю, сообразительность и получить истинное удовольствие от своих маленьких побед.

          «Любовь к родине невозможна без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту и величие нашей Родины, кто дорожит родным словом. Человек, который не любит языка родной матери, которому ничего не говорит родное слово – это человек без рода и племени». (В.А. Сухомлинский).

Ученик читает стихотворение И. А. Бунина «Слово».

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бесценный – речь!

Цели: 1) Повторение пройденного материала по лексике и          

                 фразеологии;

            2) Проверка смекалки и языкового чутья  учащихся;

            3) Воспитание любви к родному языку.

Оборудование: плакаты с высказываниями писателей о русском языке, научно-популярные книги по языкознанию и русистике.

Место проведения: кабинет русского языка и литературы

                                    Задействованы    уч-ся  5  класса.                                            

                                                                                                                                                                                   

           Муниципальное  казённое общеобразовательное   учреждение

               «Горшеченская    средняя     общеобразовательная     школа

               им. Н.И.Жиронкина»

 

                                 

                                               

                                               

                                                                                         

                                                                                      Подготовила и провела

                                                                             учитель русского языка и

                                                                              литературы

            ПРАЗДНИК                            Замулина В.С.                                                

                                                                                           

                       

                                                                       

                                                                                                           

 

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - коспект занятия по развитию речи у дошкольников 4,5 - 5,5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов  в слове, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная...

письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"

Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект  был разработан с учетом индивидуальных особ...

Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом

Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и  чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...

Слово- молитва, слово-проклятие, слово-признание в любви.

Слово- молитва, слово-проклятие, слово-признание в любви....

Методическая разработка по коррекции слоговой структуры слова. Тема: "Слова 8 вида (трёхсложные слова со стечением согласных и открытым слогом)"

В презентации представлены слова 8 вида (по Марковой А.К.) - трёхсложные слова со стечением согласных и открытым слогом, схемы к ним. Слова подобраны с простыми согласными звуками, на автоматизацию зв...