Викторина по сказкам К.И. Чуковского, посвященная юбилею писателя 135 лет.
классный час на тему

Карева Анна Александровна

Цель: Показать детям всю мудрость и красоту удивительного мира сказок К. Чуковского.

Дидактическая цель: способствовать обобщению знаний детей о прочитанных сказках.

Задачи: Показать многократность таланта К.И. Чуковского- поэта- сказочника.

Материалы: Портрет К. Чуковского, выставка детских книг К. И. Чуковского, компьютер, презентация, иллюстрированный материал, кроссворд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 00067740-13aedbce.docx203.77 КБ

Предварительный просмотр:

У сказки чистая душа,

Как ручеек лесной.

Она приходит не спеша

В прохладный час ночной.

Родной народ ее творец,

Народ – хитрец, народ – мудрец,

В нее мечту свою вложил,

Как золото в ларец.

Викторина по сказкам К.И. Чуковского, посвященная юбилею писателя 135 лет.

Цель: Показать детям всю мудрость и красоту удивительного мира сказок К. Чуковского.

Дидактическая цель: способствовать обобщению знаний детей о прочитанных сказках.

Задачи: Показать многократность таланта К.И. Чуковского- поэта- сказочника.

Материалы: Портрет К. Чуковского, выставка детских книг К. И. Чуковского, компьютер, презентация, иллюстрированный материал, кроссворд.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Предварительная работа: Чтение произведений К. Чуковского, просмотр мультфильмов.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодняшнее занятие мы посвятим известному детскому писателю- сказочнику. Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К. Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый.

С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок Корнея Чуковского!

- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
   Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя- Николай Васильевич Корнейчуков.

 – Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка.

Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

И так приступим, сегодня мы совершим с вами необычное путешествие и встретимся с героями сказок Корнея Чуковского, которые так нам полюбились.

1. «Вспомни сказку».

1. "Вот обрадовались звери!

Засмеялись и запели,

Ушками захлопали,

Ножками затопали. " (Путаница).

2. "Но не слушали газели

И по - прежнему галдели:

- Неужели в самом деле

Все качели погорели?

Что за глупые газели. " (Телефон).

3. "Долго, долго целовала

И ласкала их она,

Поливала, умывала,

Полоскала их она. «(Федорино горе).

4. "А рядом прикорнула

Зубастая акула,

Зубастая акула

На солнышке лежит. " (Айболит).

5. "Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня. " (Мойдодыр).

6. "А слониха-щеголиха

Так отплясывает лихо,

Что румяная луна

В небе задрожала

И на бедного слона

Кубарем упала. " (Тараканище).

7. Он страшными глазами сверкает

Он страшными зубами стучит,

Он страшный костер зажигает

Он страшное слово кричит:

«Карабас! Карабас! Пообедаю сейчас» (Бармалей).

8. То побежит за петухом

И сядет на него верхом

То с лягушатами в саду

Весь день играет в чехарду (Бибигон).

9. Но медведю воевать не охота:

Ходит – ходит он, Медведь, круг болота,

Он и плачет, Медведь, и ревет,

Медвежат он из болота зовет. (Краденое солнце)

2. «Найди рифму и назови произведение, откуда взяты строчки»

• У тебя на шее Вакса,

У тебя под носом …. (клякса; "Мойдодыр")

• Пошла муха на базар

И купила …. (Самовар; "Муха - Цокотуха")

• И снова медведь: - О, спасите моржа!

Вчера проглотил он морского … (ежа; "Телефон")

• Загляни-ка ты в кадушку

- И увидишь там - … (лягушку; "Федорино горе")

• Со слонами на ходу

Поиграли в (чехарду; "Бармалей")

• Море пламенем горит,

Выбежал из моря … (кит; "Путаница")

• Стыдно старому реветь

- Ты не заяц, а … (медведь; "Краденое солнце")

• Но как черная железная нога

Побежала, поскакала … (кочерга; "Федорино горе")

• Тут и мыло подскочило,

И вцепилось в волоса,

И юлило, и мылило,

И кусало, как … (оса; "Мойдодыр")

Воспитатель: -  Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А это вышло это так.

 Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, он по улицам ходил. Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

3 тур «Кто есть кто».
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит -
 (доктор)
Бармалей -
(разбойник)
Федора -
(бабушка)
Каракула -
(акула)
Мойдодыр -
(умывальник)
Тотошка, Кокошка -
(крокодильчики)
Цокотуха
- (муха)
Барабек -
(обжора)
Рыжий, усатый великан -
(таракан)

Воспитатель: - Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”

4.  тур. «Конкурс знатоков».

- Разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая сказка писателя.

http://festival.1september.ru/articles/518574/img1.gif

По горизонтали:

  1. Имя акулы в сказках Чуковского.

И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет. (Айболит)

  1. Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.

Вот и стал Таракан победителем,

И лесов, и полей повелителем.

Покорилися звери усатому.

(Чтоб ему провалиться, проклятому!)

А он между ними похаживает,

Золоченое брюхо поглаживает:

"Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,

Я сегодня их за ужином скушаю!" (тараканище)

     

  1. Имя мухи – именинницы.

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

  1. Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил

  1. Умывальников начальник и мочалок командир.

Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!

  1. Кто вернул краденое солнце?

Не стерпел Медведь,
Заревел Медведь,
И на злого врага налетел Медведь.

Уж он мял его и ломал его:
"Подавай сюда наше солнышко!"

Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил, а из пасти
Из зубастой солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.

  1. Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?

И встал Айболит, побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
"Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!" (Айболит)

  1. Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.

Наш бегемот провалился в болото...
- Провалился в болото?
- Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете -
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!! (телефон)

По вертикали:

Первая сказка Чуковского. КРОКОДИЛ

Воспитатель: - Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”.

5. «Найди связь»

– На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”? (На трамвае)
– Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”?
(Они объелись лягушками)
– Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке?
(Гоголем-моголем)
– Продолжите фразу из сказки “Мойдодыр”. “ Да здравствует мыло душистое и…”
– Кто напал на муху-цокотуху?
(Паук)

Воспитатель: - Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться.

6. Дети разделились на 2 команды. Розданы листки с вопросами к викторине, где они должны дать правильные ответы. (Приложение 1.)

(Подведение итогов двух команд)

Итог занятия

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Ну, я вижу, что сказки вы читали, помните их названия.

Вот и подошла наша встреча к концу. Но это не значит, что закончилась встреча с утешителем и развлекателем детей и взрослых Корнеем Ивановичем Чуковским. Ведь книги доброго волшебника всегда ждут своих читателей. Когда вам вдруг захочется снова повеселиться, вспомнить любимые всеми сказки с их героями - возьмите книжки. И вы снова будете разгадывать загадки, хитрости "дедушки Корнея".

Хорошие книжки писал дед Корней,

Воспитывал взрослых он и детей.

Будут и внуки наши и дети

Сказки читать весёлые эти.

Ираклий Андроников писал: «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь.»

Рефлексия: в конце нашего занятия, прошу Вас высказать свое мнение:

  1. Сегодня я узнал…….
  2. Было интересно…….
  3. Было трудно…………
  4. Теперь я могу……….
  5. У меня получилось……….
  6. Меня удивило……………
  7. Мне захотелось………….

Приложение 1

Команда 1                                                                                       Команда 2

I. Подчеркните настоящее имя  Чуковского

А) Николай Корнейчуков
Б) Корней Чуковский
В) Николай Чуковский

II.  «Вспомни сказку».
- Напишите, какими словами оканчивается строчка, напишите название  сказки.
Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого…
Комара (Муха-Цокотуха)

  

Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше…
Ворону (Телефон) ______________________________________________________

 

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких  
Детей (Бармалей)

_____________________________________________________


Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор
Айболит (Айболит)

______________________________________________________________

 

Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает…
Воробей (Тараканище)

_____________________________________________________________

 

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти…
Не могу (Федорено горе)

 ____________________________________________________________

 

А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое
Чудовище (Крокодил)

____________________________________________________________

 

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке…
Темно (Краденное Солнце)

 ______________________________________________________________


 Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки…
Захрюкали хрю-хрю (Путаница) _______________________________________________________________

III. Вопрос - ответ.

1.Как звали сыновей Крокодила? Тотоша и Кокоша._______________________________

2.Как звали сестру доктора Айболита? Варвара._______________________________

3. В этом стихотворении курочки закрякали, а кошечки захрюкали? «Путаница»_______________________________

4. Кто освободил солнце в сказке «Краденое солнце»?  Медведь._______________________________

5.Какой цветок использовал Бибигон как парашют во время своего прыжка из вороньего гнезда на землю в сказке «Приключения Бибигона»? Лилия._______________________________

6. Как называется чудесное лекарственное средство, с помощью которого доктор Айболит моментально вылечил шею обезьяне Чичи?  Мазь._______________________________

7.Кто победил в бою: Паук или Комар в сказке «Муха-Цокотуха»? Комар._________________________

8. Какого насекомого испугались все звери?

 Таракана из сказки «Тараканище»_______________________________

9.Куда мыши посадили кошку в сказке «Путаница»? Мышеловка._______________________________

10. Как переводится со звериного языка слово «чичи» — кличка обезьяны в прозаической сказке «Доктор Айболит»? Молодчина._______________________________

11. Кто одной из первых пожалела Федору? Чашка._______________________________

12. Кто помог добраться доброму доктору Айболиту до Африки?

Волки, орлы, кит._______________________________

13. Кто проглотил морского ежа в сказке «Телефон»? _ Морж.______________________________

14. Кто проглотил солнце в сказке «Краденое солнце»? _ Крокодил.______________________________

15.К кому попали в плен Таня и Ваня в Африке? _ 

К. Бармалею.______________________________

16. Кто в сказке «Телефон» объелись лягушками и попросили дать им лечебные капли? ____ Цапли.___________________________

17.Как переводится со звериного языка на русский сложное слово «гин-гин» в сказке «Айболит»? _________ Ау.______________________

18. Из чего тушили пылающее море два ерша в сказке «Путаница»? _______ Ковш.________________________

19. У Котауси были злые глазауси. А что еще? __ Зубауси, «Котауси и Mayси»._____________________________

20. Кого встречал в Таврическом саду мальчик-грязнуля? __ Крокодила с Тотошей и Кокошей._____________________________

21. Какое отчество у главной героини сказки «Федорино горе»? _________ Егоровна.______________________

IV.  Чьи это слова?  Напишите имя сказочного персонажа, которому принадлежат эти слова.

-«Где убийца, Где злодей?

Не боюсь его когтей!»

Комар

- «Кому велено чирикать-

Не мурлыкайте!»

Заинька

- «Я знаменитый капитан!

Мне не страшен ураган!»

Бибигон

- «Стыдно старому реветь-

Ты не заяц, а Медведь.

Ты поди-ка, косолапый,

Крокодила исцарапай…»

Зайчиха

- «Я Федорушку прощаю,

Сладким чаем угощаю.

Кушай, кушай, Федора Егоровна.»

Самовар

V. Посчитай - ка!

Напишите, сколько и какие сказки К.И. Чуковского «живут» в этом стихотворении?

Я за свечку,
Свечка – в печку!
Я за книжку,
Та бежать
И вприпрыжку 
Под кровать.
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень!
Наступила темнота.
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал –
Заблудился и пропал.
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку.
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы.
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили…

Всего сказок _____________________

Названия сказок:

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

______________________________________________________________


VI. Напишите, из какой сказки иллюстрация?

Photo-0002.jpg

Photo-0001.jpg

Photo-0003.jpg

http://www.maam.ru/upload/blogs/3e6e42e74e78054cac1ebf3835cdc031.jpg.jpg

http://www.re-animate.com/test/kobzarev/t2.jpg

C:\Users\Елена\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\i.jpg

VII. «Героический поступок».
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.

Айболит                         

Вылечил зверей.

Воробей 

Съел таракана.                         

Крокодил 

Проглотил солнце.                            

Комар 

Спас Муху – Цокотуху.

Федора   

Помыла свою посуду.

Медведь 

Вернул солнце в небо.                        

Лисички

Зажгли море.

Бабочка   

Потушила море.

VIII.   Подчеркни названия сказок, которые написал К.И.Чуковский.

 «КОЛОБОК»,  «АЙБОЛИТ»,  «ВИННИ-ПУХ»,  «ДЮЙМОВОЧКА» , «КРОКОДИЛ»,  

 

«ПРИКЛЮЧЕНИЕ  БИБИГОНА».

IX.«Расшифруйте имена сказочных героев».
- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.

БРМЛЙ -

ЙБЛТ -

ЦКТХ -

ТРКНЩ -

МЙДДР -

КРКДЛ -

ФДР -

КРКЛ -

(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по сказке К.И.Чуковского "Айболит"

Презентация к итоговому уроку чтения в 4 классе 1 вида. Тема: сказка К.Чуковского "Айболит"....

Викторина по сказкам К. И. Чуковского.

К уроку по литературе. Викторина по сказкам К. Чуковского....

Викторина по сказкам К.И. Чуковского

Закрепление пройденного материала по творчеству К.И Чуковского...

Викторина по сказкам К.И. Чуковского

закрепление пройденного материала по творчеству К.И Чуковского...

Открытый урок по дисциплине литература в 10 классе, посвященный юбилею писателя В.Г. Распутина: «Живем и помним»

Валентин Григорьевич Распутин – русский писатель, прозаик, представитель так называемой «деревенской прозы».С 1966 года Валентин Григорьевич стал профессиональным литератором, а чере...