Классный час для 7 класса "Семья – первичное лоно человеческой культуры"
классный час (7 класс)

Симонова Наталья Михайловна

Данное внеклассное мероприятие вызвано актуальностью проблемы семейного воспитания в подростковом возрасте, утратой семейных ценностей, увеличением числа неполных семей. Проведению внеклассного мероприятия предшествовала большая исследовательская работа: работа с историческим источником  XVI в. «Домостроем»; поиск русского фольклора по теме «Семья»; моделирование семейных заповедей школьника; сравнительный анализ процесса становления и развития исторических личностей. Мотивация познавательного интереса сформирована составлением генеалогического древа своей семьи. Изучение истории своей семьи должно побудить обучающихся к углублённому изучению истории своей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya-lono_kultury.doc188.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

учителя истории высшей категории

Симоновой Натальи Михайловны

Семья – первичное лоно человеческой культуры

В семейном кругу мы жизнь создаём.

Основа основ – родительский дом

Цели и задачи:

  1. Заинтересовать детей изучением истории своей семьи, привить уважение к культурным традициям семьи и страны;
  2. Показать на примерах воспитания исторических деятелей роль семьи в жизни человека;
  3. Формировать позитивную мотивацию на создание в будущем устойчивой многодетной семьи;
  4. Помочь ребёнку оценить своё место в семье;
  5. Сплочение коллектива для совместной творческой деятельности.

Тип классного часа: комбинированный.

Метод: объяснительно-иллюстрированный, проблемный или частично поисковый.

Форма познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование: высказывания великих людей о семье, пословицы о семье; фотографии с изображением семьи; исторический источник: извлечения из «Домостроя»; генеалогическое древо Рюриковичей; статистические данные о кризисе в современной семье.

План классного часа:

  1. Как появилась семья.
  2. Кнуты и пряники «Домостроя».
  3. Роль воспитания исторической личности.
  4. Кризис современной семьи.
  5. Кто мы? Наши корни.
  6. Роль матери в нашей жизни.
  7. Семейные заповеди.
  8. Родительский дом.
  9. Рефлексия. Толерантность в семье.

Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир семьи. Слово «семья», как и слово «хлеб», «солнце», не требует расшифровки, оно впитывается с первых мгновений жизни. Семья - это начало всех начал, это дом, родители и дети, бабушки и дедушки. Это заботы и радость, это привычки и традиции, это любовь. Мы все родом из семьи!

Ролевая игра «Как на Земле появилась семья?».

(Действующие лица: Автор, Ева, Адам.)

Как появилась слово «семья»?

Когда-то о нём не слыхала земля,

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

- Сейчас я тебе 7 вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

Кто платье сошьёт, постирает бельё?

Меня приласкает, украсит жильё?

Ответь на вопрос, подруга, моя?

-Я, я, я, - Ева молвила, - Я.

Сказала она знаменитых 7 «Я»…

И так на земле появилась семья!

Вопрос:

  1. В какой семье вы хотели бы жить?

(Большой, дружной, где почитают старость, где трудолюбивы и послушны дети, где есть взаимопонимание и доброта).

Учитель.

Это признаки традиционной крестьянской семьи, основанной на религиозных ценностях. Законы и правила такой семьи изложены в книге XVI в. «Домострой». Известен «Домострой» предписанием строгости домашнего уклада, т.к. составлен в эпоху Ивана Грозного.

Вопросы:

  1. Определите черты традиционной крестьянской семьи по «Домострою».

  • «Наказывай сына твоего в юности, и он принесёт тебе честь».
  • «Не улыбайся, не играй с сыном».
  • «Мужья должны поучать жён своих … Жёны должны им во всём покоряться».

(Телесные наказания детей, патриархальная семья).

2. Нравятся ли вам такие взаимоотношения в семье?

3. «Наказывать», «покоряться» - годятся ли эти советы для современной семьи?

(Родители должны быть примером для детей. Если родители примера не подают, бесполезно наказывать детей).

Вопрос:

  1. Определите законы семьи по русским пословицам.

  • «В семье и каша гуще».
  • «Птица крыльями сильна, жена мужем красна».
  • «Семейное согласие всего дороже».
  • «Если хочешь детей сделать счастливыми – научи их работать и уважать старость».

Учитель.

Любой человек - это не только отдельная личность, но и его семья. По мнению некоторых психологов, в судьбе отдельного человека в миниатюре отражается история его семьи. Есть такая пословица: «Если человек плохой, значит, мать у колыбели не пела ему песен».

Вопрос:

1. Исходя из этой пословицы, смоделируйте условия воспитания Ивана IV Грозного.

Учитель.

После смерти отца 3-летний Иван остался на попечении матери, умершей, когда ему было 8 лет. Иван рос в обстановке дворцовых переворотов, борьбы за власть враждующих между собой боярских родов Шуйских и Бельских. Убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нем подозрительности, мстительности и жестокости. Склонность мучить живые существа проявлялась у Ивана уже в детстве, и приближенные одобряли ее. О своих ранних годах он писал, что ни в чём не поступали с ним так, как следует поступать с детьми. Всё это повлияло  на впечатлительного мальчика и отразилось на чертах его характера.

Учитель.

Первые годы после рождения Павел рос под присмотром императрицы Елизаветы Петровны, его родители Пётр III и Екатерина II к нему почти не допускались, и он фактически не знал материнской ласки.

Вопрос:

1. Предположите на основании условий воспитания Павла I: продолжит ли он политику своей матери императрице Екатерине II?

(Нет. Контрреформы Павла I по отношению к реформам матери Екатерины II).

Учитель.

Сразу после рождения Александр I был взят у родителей своей бабкой императрицей Екатериной II, которая намеревалась воспитать из него идеального государя, продолжателя своего дела. Свои чувства к родителям ему приходилось тщательно скрывать, что способствовало формированию в нем таких черт, как притворство и лукавство. Александру I постоянно приходилось иметь как бы две маски: одну для бабки, другую для родителей.

Александр II получил хорошее образование. Наставником его был В. А. Жуковский, среди учителей — М. М. Сперанский (законодательство), Е. Ф. Канкрин (финансы). Личность наследника престола формировалась под влиянием Жуковского, который стремился воспитать в будущем монархе человека просвещенного, дарующего своему народу разумные законы, монарха-законодателя.

Вопрос:

1. Александр I или Александр II отменил в 1861 г. крепостное право?

(Александр II).

Вопрос:

1. Какова роль семьи в воспитании?

(Главная. Семья – колыбель человеческой культуры).

Учитель.

Где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, бабушках и дедушках, о братьях и сёстрах. Издавна одной из традиций русского народа было знание своих корней, своей родословной. Например, генеалогическое древо первых русских князей Рюриковичей выглядит так.

Вопрос:

1. Кто вы? Каковы ваши корни?

(Дети рассказывают о своей родословной).

Учитель.

Знаете ли вы, почему русского князя Всеволода назвали Большое Гнездо? Действительно, у него было большая семья: 8 сыновей, 8 внуков, не считая девочек. В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье у меня задачка. Попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек.

Ученики решают задачку.

Задам сейчас задачу я.

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота. А почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка,

Сестра, невестка, дочка,

А самый младший – я.

Какая же у нас семья?

(Ответ: 6 человек – брат, сестра, их родители, бабушка и дедушка).

Учитель.

Приключилася беда –

Ты к кому пойдёшь тогда?

Мамин нужен всем совет,

Он спасёт от всяких бед.

Посоветует, поймёт,

Крепко так к себе прижмёт…

Станет горе – не беда:

Мама выручит всегда!

(Звучит песня из к/ф «Мама»).

Учитель.

Мама – твой друг и защитник. Она всегда протянет тебе руку помощи.

Учитель.

Создать мир и уют в вашей семье помогут заповеди.

Семейные заповеди школьника:

1) Свято храни честь своей семьи.

2) Люби свою семью и делай её лучше. Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.

3) Проявляй заботу и участие к близким и далёким родственникам.

4) Помни: богатство семьи - это достоинство отдельных личностей.

5) Подари радость родителям.

6) Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.

7) Доброе дело – дороже богатства.

8) Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.

9) Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти её.

Учитель.

Все мы родом из детства, говорил Экзюпери. Все мы родом из отчего дома, все мы вышли из наших семей, связаны с ними, как дерево связано с почвой, на которой выросло. Человек стремится внести в отношения с другими людьми теплоту, душевность, сердечность отношений в своём родительском доме - доме его детства.

В семейном кругу мы с вами растём.

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основа основ – родительский дом.

Задание.

На «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом».

(Дом - это….(крепость, уют, тепло, полная чаша, очаг…).

Вопрос:

  1. Хотели бы вы жить в построенном доме?

Учитель.

А венчать наш Дом будет надпись: «Приходите к нам в гости!»

Рефлексия.

Практическое задание «Терпимы ли вы в семье?»

Если ответ тебе ближе, загни пальчик. Сосчитай, сколько пальчиков ты загнул.

  1. Младший брат сломал твою игрушку …
  • Ты его простишь, ведь он сделал это не нарочно
  1. Ты поссорился с мамой …
  • Ты признаёшь себя виновным и просишь прощенье
  1. Ты смертельно устал, но пообещал бабушке сходить в магазин …
  • Ты не обращаешь внимания на усталость и идёшь в магазин
  1.  Тебе не хочется идти на прогулку со своими родителями …
  • Ты идёшь с ними гулять

(Если 4 пальчика, то прекрасно: вы проявляете большую терпимость! Вы понимаете, что ваша свобода заканчивается там, где начинается свобода других!

Если менее 4 пальчиков, то вам стоит быть более терпимым  к другим людям, к родным).

Учитель.

В старые времена на Руси говорили: «Стол в дом пришёл – всех вокруг собрал». Когда вся семья собиралась в праздник за столом, ребятишки лезли под него и по солнцу опутывали ножки стола лыковой верёвкой. Тогда в следующий раз снова все вместе за столом соберутся, бедой не разольются.

 (Звучит песня М. Рябинина «Родительский дом»).

Где бы ни были мы, но по-прежнему

Неизменно уверены в том,

Что нас примет с любовью и нежностью

Наша пристань родительский дом.

И пускай наше детство не кончится,

Хоть мы взрослыми станем людьми,

Потому что родителям хочется,

Чтобы мы оставались детьми.

Поклонись до земли своей матери,

И отцу до земли поклонись,

Мы с тобою в долгу неоплаченном,

Свято помним об этом всю жизнь.


1 ученик:

Что значит для меня моя семья?

Конечно - счастье и уют домашний,

Семь правил обязательных храня,

Лишь только семь, но очень - очень важных.

2 ученик:

Во - первых, это главное - любовь.

Всем сердцем и душою всей, и разумом.

Не просто чтоб бурлила страстью кровь,

А трепетно, и каждый день по-разному.

3 ученик:

Второе - дети. Что за дом без них?

Пустыня без колодца - не напиться.

А дети - это жизнь, это родник

И продолженье рода. Пусть струится!

4 ученик:

Потом забота. Лишь она

Очаг семейный сбережет от ветра.

Старайся, чтоб с улыбкою весна

Была всегда с тобою, а не где-то.

5 ученик:

Четвертое - терпение. Оно

Поможет пережить невзгоды, беды...

И отогреет солнышком окно.

Что инеем заледенело белым.

6 ученик:

А пятое - ответственность и дом

В фундаменте семейном веский камень.

Они помогут защитить любовь,

От ветра уберечь душевный пламень.

7 ученик:

Шестое — уваженье. Только с ним

Приобретешь успех, признанье общее

Всегда, считаясь с мнением других,

Научишь, чтоб с твоим считались собственным.

8 ученик:

И наконец, седьмое - чистота

Везде - в дому, в душе твоей и помыслах...

Вот так я представляю свой очаг,

Где я любима, счастлива где полностью.

Главный закон в семье - забота о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ребенок в семье твердо должен знать этот закон, тогда его семья, его дом будет местом, где его любят, ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно.

   Это мы находим и в «Поучении» князя древнерусского Владимира Мономаха: « …Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев…. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите… Что умеете хорошо, того не забывайте, а что не умеете, тому учитесь…Добро не творя, не ленитесь ни на что хорошее…»

    Давно «Поучение» написано было. Много веков прошло. Слова же и сейчас звучат уместно. Вот она, мудрость веков! Мудрость наших великих предков!

Петр – « скала, камень» (др. греч.);

Хотели бы вы, ребята в будущем стать великими? Давайте проверим, обладаете ли вы качествами, необходимыми, для того чтобы стать великими. Ответьте честно на следующие вопросы:

- Вы целеустремленный человек?

- Испытываете ли вы постоянную тягу к знаниям?

- Вы трудолюбивый человек?

-  Являетесь ли вы патриотом своей страны?

Поведем итоги. Если вы обладаете всеми перечисленными качествами, то может быть, в будущем вы станете великим человеком.

Тот живущий, кто сберечь сумеет

Свою душу, принципы и честь,

Тот, кто добр, себя кто не жалеет,

Ненавидит ложь, не терпит лесть,

Труд души - теперь моя задача,

Чтоб прожить не прячась, не дрожа,

Чтоб смотреть, глаза свои не пряча,

Истинно Отечеству служа.

А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Н. А. Некрасов.

Значит, отечество - это «земля отцов». А каждый отец передает свои знания, опыт своим сыновьям, встает на защиту сынов и «земли отцов», и приходит время - и сыновья создают живой щит на пути врага.

1)    Военную службу начал с 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. Имел почти все русские награды. Дипломат. В разные годы был послом России в Константинополе и Берлине. В годы Великой Отечественной войны в его честь был учрежден орден трех степеней. (Михаил Кутузов)

2)   В 12 лет зачислен в лейб-гвардии Семеновский полк. Прошел все

воинские звания. Блестяще воевал с турками и французами. Разработал солдатский учебник «Наука побеждать». Сущность его тактики - глазомер, быстрота, натиск. Его воспитанники: Кутузов, Багратион, Раевский. (Александр Суворов)

Есть в мире знак святой и вещий ярко обозначенный в веках! Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках.

Спасибо, мамочка за нежность,

Твою святую доброту,

терпенье, такт и теплоту!

* Задание для первой бригады: на «кирпичиках», предложенных вам, записать как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом».

Дом- это….(крепость, очаг…). Надпись: «Приходите к нам в гости!»

Вывод

Сегодня общение ребенка ограничено кругом его семьи, по мере его роста оно будет все более и более расширяться. Какие традиции отношений с людьми перенесет ребенок из семьи в школу, а затем в наше общество в целом? Принесет ли он в общественную жизнь своекорыстные претензии эгоиста или будет думать, чувствовать и действовать как коллективист? Это во многом зависит от отношений, которые» сложились у ребенка в его самой первой социальной среде - семье.

Значит, семья должна быть подлинным коллективом, где каждый окружен любовью и заботой, каждый имеет и права, и обязанности, где не только взрослые, но и дети участвуют в ведении общего хозяйства, где потребности и взрослых, и детей удовлетворяются разумно. Семья, обладающая всеми признаками коллектива, говорил А.С. Макаренко, - это "организация воспитания и счастья". В такой семье радостно жить.

Заповеди школьника:

1) Свято храни честь своей семьи.

2) Люби свою семью и делай её лучше. Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.

3) Проявляй заботу и участие к близким и далёким родственникам.

4) Помни: богатство семьи - это достоинство отдельных личностей.

5) Подари радость родителям.

6) Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.

7) Доброе дело – дороже богатства.

8) Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.

9) Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти её.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика и музыка-два полюса человеческой культуры

Это интегрированный урок является обобщением изученных тем прошлых уроков по музыке ("Музыкальный ритм и размер") и по математике ("Обыкновенные дроби"). Поэтому основная работа ведётся на повторение...

Математика и литература - две ветви человеческой культуры (1.12.2015)

Презентация внеклассного мероприятия к Неделе математики...

Интегрированный урок "Математика и литература - две ветви человеческой культуры"

Интегрированный урок математики и литературы «Математика и литература – две ветви человеческой культуры» ЦЕЛИ УРОКА:Развитие познавательного интереса к обучению.Применение интег...

Классный час по теме « Первичные средства пожаротушения».

Знать противопожарные объекты в здании – пожарные щиты, огнетушители, запасные выходы; уметь ориентироваться по плану эвакуации на случай пожара; знать последовательность действий при пожаре....

Филология лежит в основе всей человеческой культуры

В статье рассматривается человек, как главное звено филологии и актуальность формирования культуры личности....

Математика и человеческая культура.

Почти два десятилетия назад начались экономические реформы в России. Реформы вынужденные, поскольку экономический уровень страны (ВВП), а с ним и уровень благосостояния населения опустились ниже некуд...