Математика и музыка-два полюса человеческой культуры
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме

Ледовская Ольга Михайловна

Это интегрированный урок является обобщением изученных тем прошлых уроков по музыке ("Музыкальный ритм и размер") и по математике ("Обыкновенные дроби").

Поэтому основная работа ведётся на повторение и закрепление пройденного материала. Данный урок- урок исследование. Нетрадиционное построение урока имеет несколько целей:1) заинтересовать необычностью преведения этапов урока; 2) снять напряжение через чередование различных видов деятельности; 3)охватить большее количество учащихся.

Предложены: 1.конспект урока;

                           2. презентация урока;

                           3.лист заданий;

                           4.маршрутный лист

                           5.сопровождающие материалы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное  учреждение

средняя  образовательная    школа  № 1226

с  углубленным  изучением  английского  языка

Г. Москва

План – конспект

интегрированного

открытого   урока  по  математике

в  7  классе

ГБОУ  СОШ  №  1226

с  углубленным  изучением  английского

языка

Тема : «Математика  и  музыка  -

два  полюса

человеческой  культуры»

Урок подготовили:

Учитель математики : Ледовская О.М.

     Учитель  музыки :  Чернова Ж.Н.

 

Тип  урока: обобщение  изученного  материала

Форма  урока: урок – исследование

            Цель  урока:

формирование  представления о единой картине мира, через  межпредметную связь математики и музыки.

            Задачи:

Развитие познавательного интереса учащихся, умения проводить аналогии между музыкой и математикой. Развитие абстрактного логического мышления. 

Воспитание эстетического отношения к действительности. 

Развитие навыков самостоятельной  деятельности, навыков работы в команде. 

Оборудование :  проектор ,  экран , доска , ноутбук , презентация  power  point , маршрутный  лист , кроссворд.

Музыка – это  радость  души, которая  вычисляет, сама  того  не  замечая.

                                                                                                       Лейбниц

Ход  урока

Организационный  момент

Учитель  математики:  Темы  бывают  разные , в  том  числе  вечные . Устройство  мира , его  гармония – одна  из  них .

Сообщение  темы  урока, цели и задачи

Звучит  музыка. На  фоне  музыки  (Клодт  Дебюсси  «Лунный  свет» )  учащиеся  выполняют  задание на  определение  темы  урока.

Задание №1. Выполните  действие  и  найденное  число  замените  буквой .

:

    На  доске  появляется  тема  урока:  Математика  и  музыка.

Учитель  математики: Наверняка , каждый  из  вас  сейчас  подумал , какая  же  связь  может  быть  между  математикой – мудрой  царицей  всех  наук  и музыкой.

Учитель  музыки:  Как  могут  взаимодействовать  такие  совершенно  разные , человеческие  культуры ? Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков.

Учитель  математики:

Решая задачи, погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна соседствуют друг с другом .Люди  уже  очень  давно  задумывались о  связи  музыки  и  математики .  Путем   долгих  и  сложных  математических  правил  и  законов  древним  ученым  все-таки  удалось  ее  доказать . Древнегреческий  математик , философ , астроном  Пифагор  один  из  самых  первых  установил  связь  между  музыкой  и  математикой .  Он  создал  учение  о  звуке , заложил  основы музыкальной  грамоты. Мы  конечно  же,  не  будем  сомневаться  в  заключениях  таких великих  ученых, как  Пифагор ,  не  будем  углубляться  в  трудные  законы  математики , а сами  используя  свои  знания  попробуем  установить  эту  связь. Какое  предположение  можно  выдвинуть ?

Существование  связи  между  математикой  и  музыкой.

Как  мы  назовем  утверждение , которое  сформулировали ?  (гипотеза)

Почему  это  утверждение  мы  назвали  гипотезой ?

Как  убедиться , что  гипотеза  стала  истиной , т.е. , что  она  справедлива.

Длительность ( 1 этап  исследования )

Учитель  музыки:

Чтобы  записать  слова – мы  используем  буквы, числа – цифры , а  музыку  ноты.

Учитель  математики: Предлагаем  вам  ответить  на  вопросы  кроссворда  «Музыкальная  мозаика» и в  ответах  найти  названия  нот.

Как  называются  слагаемые, у  которых  одинаковая  буквенная  часть.

Математический  знак.

Какое  свойство  используется  для  раскрытия  скобок  в  данном  задании:

Древнегреческий   философ, установивший  связь  между  математикой  и  музыкой .

Как  называется  линия, которая  состоит  из  нескольких  звеньев.

Отгадайте  шараду: 

 С буквой Н, мои друзья,
Ничего не значу я,
Н на С перемените -
Смело в суп меня кладите

Каким  свойством  обладают  данные  фигуры?

Вывод: Мы  получили названия  нот . А  сколько  их .(7).

-Числа с глубокой древности играют важную и многогранную роль в жизни человека. Неудивительно, что они всегда вызывали пристальное внимание к себе со стороны разума. Числам древние люди приписывали особые, сверхъестественные свойства, практически в любой религии есть свои "священные числа". Одни числа сулили счастье и успех, другие могли вызвать удар судьбы, одни благоприятствовали путешественникам и воинам, другие священным мистериям. Задумайтесь: спектр света состоит из семи цветов, в музыкальной гамме семь нот. В древности люди считали, что в мире существует семь морей и построили семь чудес света в знак своего господства над планетой. Величайшие мыслители человечества на теоретическом уровне пришли к выводу, что число 7 лежит в основе наших представлений о времени. Жизнь человека разбивается на семь периодов; в неделе семь дней.

 Вспомните ,  где  и  когда  в  жизни  мы  встречаемся  с  числом  7 ? (  работа  в группах )

Учитель  музыки:  Мы  знаем , что  при  записи  мелодии , звуки  имеют  свою длину (длительность). В  музыке  длительности  составляют  основу  любого  ритма.

Учитель  математики:  Длительности  получаются  также  как  и  дроби:  они  возникают  при  делении целой  на  равные доли. Поэтому  длительности  можно  подсчитывать  как  дробные  числа.  (заполнение  таблицы)

музыка

математика

Целая  нота

Целое  число      1

Половина целой  ноты - половинная

Делим целую ноту на 4 части - четвертная

Делим целую ноту на 8 частей - восьмая

Делим целую ноту на 16 частей - шестнадцатая

Учитель  математики:

Поставьте  знаки

Каждую  из  сумм  переведите  на  язык  длительностей.

Запишите  с  помощью  чисел  равенства  и  проверьте их  справедливость.

РИТМ ( 2 этап  исследования )

Учитель  музыки:

Итак , второй   этап  нашего  исследования. Окружающий  нас  мир  полон  ритмов . Оглядитесь  вокруг: ритмично  наше  дыхание, ритмично  звучат  шаги ,шумит море , поют  птицы …  Приведите  свои  примеры  ритмичного  в  нашей  жизни.

Когда  мы  произносим  слово  ритм  , наши  мысли  обращаются  к  музыке  и  это  вполне  понятно : ведь ритм – один  из  важнейших  элементов  музыки .  Давайте  обратимся  к  музыке .

На  фоне  музыки Ray.Vip edition   учащиеся выполняют  задание  на  прохлопывание  ритмического  рисунка.

 Учитель математики:

Ритмы  можно  обнаружить  и  среди  чисел. Посмотрите  на  экран. Первые  сто  натуральных  чисел  расположены  в виде  правильной  фигуры , которая  называется  квадрат  Пифагора.  Займемся  поисками  ритмов , используя  данную  таблицу.

-Какие  закономерности  вы  заметили?  ( у  чисел  стоящих  в  одной  строке  совпадают  первые  цифры ,  у  чисел , стоящих  в одном  столбце ,  совпадают  вторые  цифры)

-Теперь  попытайтесь  обнаружить  закономерности , скрытые  в других  таблицах .(работа  с  таблицами ).  Приложение  1.

Противоположности ( 3  этап  исследования )

Учитель  математики: Волшебный  квадрат

-Задание : Выберите  одно  число  из  каждой  строки. Ячейки  должны  быть  разного  цвета ( 4  числа ) . Вычислите  сумму  данных чисел .

-Найдите  модуль  полученного  числа .

-Что  можно  сказать  об  этих  числах.

Учитель  музыки :

-Найдите  противоположности  в  музыке.

Параллели ( 4  этап  исследования )

 Учитель  математики:  Сколько  пар  параллельных  отрезков  в  слове «НОТЫ».

- С  понятием  параллельных  прямых  мы  познакомились  с  вами  на  уроках  геометрии .

-Какие  прямые  прямые  называются  параллельными ?

- Приведите  примеры  предметов  окружающего  мира , дающих  представление  о  параллельных  прямых. Параллельные  линии  можно  увидеть  не  только  в  названных вами  предметов  но и  …

Игра «Пазлы»  (  музыкальные  инструменты)  

 Наложите  геометрические  фигуры  на  игровое  поле так , чтобы  данные  равенства стали  верными.

Учитель  музыки: Параллели можно  обнаружить  и в самом   звучании  музыки .

-Сравните , что  получится , если  одна  и  та  же  мелодия  будет  исполнена  различными  голосами , т.е.  одновременно.

-Какую  мы  здесь  наблюдаем  параллельность ? Голоса  поют  одинаковую мелодию  ,  только  женский  будет  звучать  в  верхнем  регистре ,  а  мужской  -  в  нижнем , а  звучат  они  параллельно .

-Параллельно  могут  звучать  голос  и фортепианное  сопровождение.

-Параллельно  звучат  голоса  туристов  при  исполнении  песен  у костра , а  может  и  в  хоре.

Итог  урока.

-Какую  гипотезу  мы  выдвигали  в  начале  урока ?

-Где  мы  обнаружили  связь  двух  предметов : математики  и  музыки ?

Рефлексия

Исполнение  песни  О. Митяева «Как здорово ,что  все  мы сегодня  собрались»

Приложение  1.

Таблица  четных  чисел.

2

4

6

8

10

12

14

16

18

20

22

24

26

28

30

32

34

36

38

40

42

44

46

48

50

Таблица  чисел , кратных  4.

4

8

12

16

20

24

28

32

36

Таблица  чисел , кратных 6 .

6

12

18

24

30

36

42

48

52

Список использованной литературы:

Ю.Н.Макарычев,Н.Г.Миндюк,К.И.Нешков,С.Б.Суворова  ,Алгебра-7,издательство «Просвещение»

Журнал «Математика» № 13 , 2010 г.

Интернет – источники

Фестиваль  педагогических  идей .1 сентября «Музыка и математика»  http://festival.1september.ru

http://pro-uroki/ru/music/intlesson/urok2/



Предварительный просмотр:

1.

Сообщение  темы  урока. Задание : Выполните  действие  и  найденное  число , замените  буквой.  

2.

Как   называется  предположение , которое  мы  выдвинули ?

3.

Кроссворд  «Музыкальная  мозаика»

4.

  Используя   данные  пункта  3. ,  ответьте  на  вопрос : Где  встречается  число  7 ?

5.

Заполните  таблицу :

музыка

математика

Целая  нота


Половина  целой  ноты - половинная


Делим целую  ноту  на  4  равные  части - четвертная


Делим  целую  ноту  на 8  равных  частей - восьмая


Делим  целую  ноту  на  16  равных  частей - шестнадцатая


6.

Задание  № 1 :  Поставьте  знак   <,>,=.


Задание  № 2 :  Каждую  из  сумм  переведите  на  язык  длительностей.


Задание  № 3 :  Запишите  с  помощью  чисел  равенства  и  проверьте  их  справедливость.

7.

Задание :  работа  с таблицами :

Подчеркните  числа , кратные  3 :

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12

Подчеркните  числа , кратные 4 :

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12…


Подчеркните  числа , кратные 6 :

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12…

8.

Волшебный  квадрат

1.Выберите  одно  число  из  каждой  строки.

Ячейки  должны  быть  разного  цвета ( 4  числа )

-124

-338

-135

-237

-89

-303

-100

-202

0

-214

-11

-113

-77

-291

-88

-190





9.

Сколько  пар  параллельных  прямых  в  слове  :  НОТЫ

10.

Игра  «Пазлы»

11.

Итог  урока



Предварительный просмотр:

Маршрутный  лист---------------------------------------------------------

1.Тема  урока --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2.Кроссворд «Музыкальная  мозаика»

Задание: Ответьте  на  поставленные  вопросы  и  найдите  в  ответах  названия  нот .

3.Задание  №1.  Поставьте  знаки   >  ,   <  , =  .

Задание  №2.  Каждую  из  сумм  переведите  на  язык  длительностей.

Задание №3.  Запишите  с  помощью  чисел  равенства  и  проверьте  их  справедливость.

4.Задание  №4.

Подчеркните  числа , кратные  3 :

0,1,2,3,4.5,6,7,8,9,10,11,12...

Подчеркните  числа , кратные  4 :

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12…

Подчеркните  числа , кратные  6 :

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12…

5.Работа  с  таблицами.

6.Волщебный  квадрат.

Выбери  одно  число  из  каждой  строки.  Ячейки  должны  быть  разного  цвета ( 4  числа )

-124

-338

-135

-237

-89

-303

-100

-202

0

-214

-11

-113

-77

-291

-88

-190

7.Сколько  пар  параллельных  прямых  в  слове : НОТЫ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Целая Половинная

Слайд 5

учащихся 7-х классов

Слайд 6

Как называются слагаемые , у которых одинаковая буквенная часть. Математический знак. Какое свойство используется для раскрытия скобок в данном задании: Древнегреческий философ , установивший связь между математикой и музыкой . Как называется линия , которая состоит из нескольких звеньев. Отгадайте шараду : С буквой Н, мои друзья, Ничего не значу я, Н на С перемените - Смело в суп меня кладите . 7. Каким свойством обладают данные фигуры ? Кроссворд «Музыкальная мозаика»

Слайд 7

М А Т Е

Слайд 10

М А Т И

Слайд 11

К А М У

Слайд 12

К А З Ы

Слайд 13

Работа с таблицами Работа с таблицами Работа с таблицами


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

два полюса человеческой культуры. Слушая музыку, мы попадаем в волшебный мир звуков. Решая задачи, погружаемся в строгое пространство чисел. И не задумываемся о том, что мир звуков и пространство чисел издавна соседствуют друг с другом. Математика и музыка -

Слайд 4

формирование представления о единой картине мира, через межпредметную связь математики и музыки. Развитие познавательного интереса учащихся, умения проводить аналогии между музыкой и математикой. Развитие абстрактного логического мышления. Воспитание эстетического отношения к действительности. Развитие навыков самостоятельной деятельности, навыков работы в команде. Цель урока: Задачи :

Слайд 5

«Музыка – величайшая сила. Она может заставить человека любить и ненавидеть, прощать и убивать» Пифагор Самосский ( 570 — 490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ и математик , создатель религиозно-философской школы пифагорейцев .

Слайд 6

Как мы назовем утверждение , которое сформулировали ? Как убедиться , что гипотеза стала истиной , т.е. , что она справедлива . А почему это утверждение назвали гипотезой ? гипотеза Существование связи между математикой и музыкой

Слайд 7

Ответьте на поставленные вопросы и найдите в ответах названия нот. « Музыкальная мозаика»

Слайд 8

Как называются слагаемые , у которых одинаковая буквенная часть. Математический знак. Какое свойство используется для раскрытия скобок в данном задании: Древнегреческий философ , установивший связь между математикой и музыкой . Как называется линия , которая состоит из нескольких звеньев. Отгадайте шараду : Каким свойством обладают данные фигуры ? «Музыкальная мозаика»

Слайд 9

-Числа с глубокой древности играют важную и многогранную роль в жизни человека. Неудивительно, что они всегда вызывали пристальное внимание к себе со стороны разума. Задумайтесь : спектр света состоит из семи цветов, в музыкальной гамме семь нот. В древности люди считали, что в мире существует семь морей и построили семь чудес света в знак своего господства над планетой. Величайшие мыслители человечества на теоретическом уровне пришли к выводу, что число 7 лежит в основе наших представлений о времени. Жизнь человека разбивается на семь периодов; в неделе семь дней . Это интересно

Слайд 10

Представьте данную запись в виде суммы и найдите ее значение :

Слайд 11

Задание № 1 Поставьте знак 1 2 3 > = < > < > 1 Вариант 2 вариант

Слайд 12

Задание № 2 Каждую из сумм переведите на язык длительностей 1 вариант 2 вариант

Слайд 13

Задание № 3 Запишите с помощью чисел равенства и проверьте их справедливость = = 1 вариант 2 вариант

Слайд 15

Задание: 1 ряд 2 ряд 3 ряд прохлопай ритм


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Квадрат Пифагора

Слайд 2

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Слайд 3

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 3 6 9 12 15 18 21 24 27 30 4 8 12 16 20 24 28 32 36 40 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50 6 12 18 24 30 36 42 48 54 60 7 14 21 28 35 42 49 56 63 70 8 16 24 32 40 48 56 64 72 80 9 18 27 36 45 54 63 72 81 90 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Таблица Пифагора

Слайд 4

2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 38 40 42 44 46 48 50 Таблица четных чисел

Слайд 5

2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 38 40 42 44 46 48 50 2 4 6 8 10 12 14 16 18 20 22 24 26 28 30 32 34 36 38 40 42 44 46 48 50 Числа ,кратные 4 Числа , кратные 6

Слайд 6

4 8 12 16 20 24 28 32 36 6 12 18 24 30 36 42 48 52 Числа ,кратные 4 Числа , кратные 6

Слайд 7

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Слайд 8

-124 -89 0 -77 -338 -303 -214 -219 -135 -100 -11 -88 -237 -202 -113 -190 - 628 Волшебный квадрат

Слайд 9

Сколько параллельных отрезков в слове ноты ?

Слайд 10

Решая задачи и слушая великую музыку, мы открываем в ней совершенство, простоту, гармонию и еще нечто такое, что неподвластно выражению словом...

Слайд 12

- - неуверенность + - радость + - удовлетворение 0 - безразличие Итог урока

Слайд 13

Спасибо за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика и литература - две ветви человеческой культуры (1.12.2015)

Презентация внеклассного мероприятия к Неделе математики...

Доклад "Роль учителя музыки в формировании человеческих чувств"

Доклад "Роль учителя музыки в формировании человеческих чувств"...

Интегрированный урок "Математика и литература - две ветви человеческой культуры"

Интегрированный урок математики и литературы «Математика и литература – две ветви человеческой культуры» ЦЕЛИ УРОКА:Развитие познавательного интереса к обучению.Применение интег...

Классный час для 7 класса "Семья – первичное лоно человеческой культуры"

Данное внеклассное мероприятие вызвано актуальностью проблемы семейного воспитания в подростковом возрасте, утратой семейных ценностей, увеличением числа неполных семей. Проведению внеклассного меропр...

Филология лежит в основе всей человеческой культуры

В статье рассматривается человек, как главное звено филологии и актуальность формирования культуры личности....

Математика и человеческая культура.

Почти два десятилетия назад начались экономические реформы в России. Реформы вынужденные, поскольку экономический уровень страны (ВВП), а с ним и уровень благосостояния населения опустились ниже некуд...