Статья на тему: «Социализация детей с ОВЗ. Проблемы и пути решения»
статья

Батова Ольга Владимировна

В статье рассматриваются проблемы и пути решения социализации детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sotsializatsiya.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Социализация детей с ОВЗ.
Проблемы и пути решения»

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

процесс формирования личности - развитие и самоизменение человека в процессе освоения и воспроизводства культуры, которое происходит на всех возрастных этапах.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (согласно федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" 1995 г.).

ОВЗ “ ограничение возможности здоровья ” - человек неспособный выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным.

Дети с ОВЗ составляют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в социально-демографической структуре общества. Особенность этой группы выражается в неспособности самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности реализации этих прав у детей с ОВЗ различны и зависят от социального статуса родителей. Не секрет, что именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди других людей. Анализируя ситуацию по нашему общеобразовательному учебному заведению, МБОУ «С(К)ОШ №16», можно утверждать: с каждым годом резко увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно, нарушением речи. Именно поэтому педагогическое сопровождение детей с ОВЗ может обеспечить оптимальное развитие, успешную интеграцию его в социум. Т.е. то, что мы называем социализацией, включающей в себя комплекс разнообразных методов, о которых мы и поговорим сегодня.

При первичной социализация главную роль играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.

Вторичная социализация происходит в школе, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке, приобщаясь уже не к малой группе, а к средней.

Высшим уровнем социализации личности является её самоутверждение, реализация её социального потенциала.

Дети в процессе социализации проходят следующие стадии:

1)имитация - в процессе которой копируют поведение взрослых;

2) игра – в процессе которой исполняют простейшие роли со значением;

3) групповые игры – где роль рассматривается как ожидаемое от нее поведение.

Т.о. образовательное пространство при социализации составляют:

  • дети
  • родители
  • педагоги
  • специалисты (мед. работник, психолог, логопед, дефектолог, работник доп. образования)

Если не будет тесного взаимодействия всех участников, положительных результатов не будет!

Бесспорно, положительным является тот факт, что в России создается и функционирует сеть реабилитационных учреждений для детей с ОВЗ, школ-интернатов, специализированных коррекционных школ (как наша), центров социальной помощи, спортивно-адаптивных школ и т.д., что вносит свой посильный вклад в решение основной проблемы социализации  - преодоление отклонений от нормального  становления личности, через реализациюосновных задач, тесно взаимосвязанных меж собой:

  • пробуждение социальной активности;
  • воспитание чувства собственного достоинства;
  • максимальная индивидуализации обучения;
  • формирование стремления к самоопределению;
  • формирование способности к выбору жизненной позиции;
  • формирование стремления к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества;
  • формирование навыков правильного поведения;
  • трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда;
  • развитие творческих способностей.

Решение этих задач - не просто сложный процесс и вот почему.

С одной стороны, общество заинтересовано, чтобы каждый ребенок смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом.

С другой стороны, на формирование личности ребенка большое влияние оказывают разнообразные стихийные процессы, происходящие в окружающей жизни.

С третьей стороны, к сожалению, на сегодняшний день в России не разработана целостная, эффективная система включения детей с ОВЗ в социальную жизнь и гарантирующая им полноценную социальную защиту, возможности удовлетворения основных потребностей, реализацию интересов. Несмотря на ряд существующих нормативно-законодательных актов федерального и регионального уровней (Президентской Программой "Дети России", в части целевой программы "Дети-инвалиды", федеральными законами "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"), общество не выработало специальных законов и нормативных актов, устанавливающих ответственность органов государственной власти и управления, должностных лиц, учреждений и организаций за реализацию прав детей с ОВЗ на охрану здоровья, социальную реабилитацию и независимое существование. С вышеперечисленными задачами социализации связаны три главные проблемы в обучении и воспитании ребенка:

  • развитие его личности и межличностного общения;
  • подготовку к самостоятельной жизни;
  • профессиональную подготовку.

Отсюда возникает вопрос «С чего начать?». Одна из главных  задач, стоящих  перед нашим учреждением - создание учебно-воспитательного пространства   для реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и творческое развитие, следствием которых является их успешная интеграция и социализация в современное общество.

Вся работа начинается с проведения социально-психологического мониторинга, в основе которого:

1. Организация работы со всеми участниками взаимодействия: с ребенком, его семьей, ближайшим окружением.
2. Взаимопомощь – приобщение к работе добровольных помощников из числа самих обучающихся и добровольная взаимная поддержка. 

Необходимо снять страх ребенка перед недоступной средой, раскрепощая его и высвобождая его духовные и физические силы, направляя их на развитие и проявление способностей и талантов.

Творческие  способности ребенка подчас трудно разглядеть невооруженным глазом.  Наш педагогический коллектив работает над выявлением и развитием творческих способностей каждого воспитанника  уже с первых дней его появления в школе. На занятиях  используется технологии продуктивного и личностно-ориентированного обучения. Групповые и парные формы работы, применяемые на занятиях,  развивают коммуникативные навыки, культуру общения воспитанников, что, несомненно, способствует личностному росту и развитию - неотъемлемых составляющих социальной адаптации детей.

Ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве. Именно поэтому в роли ведущих концертных программ себя пробуют все. Каждый ребёнок при этом чувствует поддержку зала, своих педагогов, сверстников, родителей. Очень важно, что в концертных и постановочных программах взрослые участвуют вместе с детьми.

Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у детей с ОВЗ собственная активность снижена. Им необходимы танцы, зарядка, разнообразные виды физических нагрузок, поднимающие общий уровень активности, ребенка, положительно влияющие на тонус организма, стимулируют творческую активность. Спортивно-оздоровительная работа в нашей школе включает в себя проведение недель здоровья, ежедневные спортивные часы, спортивные мероприятия, направленные на привитие учащимся культуры здорового образа жизни. Они важны в социализации детей с ОВЗ.

Особое место в нашей школе отводится коррекционно-развивающей работе.

С этой целью активно внедряются упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера), игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, рассказы, беседы, игры и этюды на выражение основных эмоций и на выразительность мимики, пантомимики, речи и др.

Широко используется игровая терапия , которая выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую.

Терапевтические игры ставят своей целью устранение препятствий в межличностных отношениях, а обучающие – достижение более адекватной адаптации детей. В играх подбираются специфические ситуации, которые хорошо понятны ребенку и актуальны для него. В процессе игры происходит обучение детей адекватному взаимодействию с окружающими детьми и взрослыми.

Включение в коррекционную работу театрализованной деятельности позволяет решить многие проблемы, связанные с робостью, трудностями общения, неуверенностью в себе.

Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми.

(Например игра ►«Ласковые имена». Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение одного ребенка к другому. Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Сереженька, Богданчик, Олечка и т.д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.

Конечный результат деятельности - всесторонний анализ  результатов проведенной коррекции по основам социализации и межличностных отношений + разработка рекомендаций по дальнейшему обучению, воспитанию и социально-психологической адаптации.

Одна из важнейших задач по социализации, стоящих перед школой -  это профориентационная  работа и  трудоустройство выпускников.

Безусловно, не все дети с проблемами в развитии могут успешно интегрироваться в социум, поэтому мы считаем главной задачей для себя - работать в содружестве  с общественными организациями, организовывать встречи с интересными людьми, проводить экскурсии. Мы стремимся преодолеть традиционную точку зрения на приобретение профессии детьми – инвалидами.

Важным для педагогов школы является положительный психолого – эмоциональный климат в учебно-воспитательном процессе.  Уроки должны проводятся методически грамотно и профессионально, с использованием проблемных ситуаций, игровой деятельности, чтобы каждый урок был для учеников маленьким островком радости. Главное - радоваться успеху вместе с ребенком. Это мощнейший стимул для его жизненного успеха. Особые дети очень тонко чувствуют оценку собственного труда со стороны окружающих.

Необходимо признание роли семьи. Что получает ребёнок в семье?

  • Социальные нормы.
  • Стиль жизни.
  • Знакомится с трудовыми навыками, учится уважать труд родителей.
  • Познает, что такое добро, зло, любовь, дружба, верность.
  • Семья выполняет образовательную функцию, связанную с образованием детей и продолжением образования родителей.

Поскольку мы заговорили о значимости семьи в процессе социализации, остановимся на формах работы с родителями, включающими как коллективные, так и индивидуальные мероприятия.

  1. Коллективные формы взаимодействия с родителями (таблица). Это то, что рекомендуют нам все методические пособия. Но не секрет, что пункты 1, 2, 5 – наиболее распространены, а вот п. 3, 4 нам покат внедрить не удалось.
  1. Общие родительские собрания. Задачи: решение организационных вопросов;информирование родителей по вопросам взаимодействия школы с другими организациями и социальными службами.
  2. Групповые родительские собрания. Задачи: обсуждение с родителями задач, содержания и формы работы; сообщения о формах и содержании работы с детьми в семье; решение текущих организационных вопросов.
  3. Родитель-консультант. Задачи: участие родителей в образовательно - воспитательном процессе.
  4. Семейный клуб.

- Формы проведения: тематические доклады; плановые консультации; семинары; тренинги; круглые столы; конференции.

- Задачи: знакомство и обучение родителей приемам оказания психолого – педагогической помощи детям, друг – другу.

  1. Проведение детских праздников.(1-4кл). Задачи: поддержание благоприятного психологического микроклимата в коллективе, привлечение в этот процесс семьи.
  1. Индивидуальные формы работы с семьей. Могу сказать, что эти формы взаимодействия с родительской общественностью мы используем чаще всего и небезуспешно.
  1. Анкетирование и опросы. Задачи: сбор необходимой информации о ребенке и семье; изучение мнения родителями работы специалистов и учителей, всего коллектива.
  2. Беседы и консультации специалистов. Задачи: оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам воспитания; оказание индивидуальной методической помощи родителям.
  3. Школа родителя. Задачи: оперативное регулирование администрации на различные ситуации и предложения.
  4. Консультации медицинского работника. Задачи: контроль за здоровьем детей с ОВЗ.

Памятка для родителей. Эти памятки разрабатываются социальным педагогом и педагогами- психологами, размещаются на инфомационном стенде и в разделе «Родителям» официального сайта школы.

Вы обратили внимание на то, что я часто употребляю понятия социализации и реабилитации. Это не случайно и не является ошибкой, т.к. под реабилитацией в широком смысле слова понимают итог всех затрат и действий, которые способствуют обеспечению людям, неполноценным вследствие врожденных пороков, болезней, или несчастных случаев, возможности вести нормальный образ жизни, обретать свое место в обществе, в полной мере проявлять свои способности. Значит, оба понятия тесно взаимосвязаны.

В заключении хочу отметить, что проблема социализации ребёнка с ОВЗ напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки  детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности. Если в результате социализации у детей будут сформированы навыки продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, значит, мы достигли главной цели: адаптации их к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире.

У нас задачи с вами очень сложные. 
Пусть на дворе и 21-й век,
 
Но в век больших технических возможностей
 
На первом месте все же человек.
 

В любых делах, проблемах, начинаниях
 
Роль первая ему отведена.
 
А, между тем, и помощь, и внимание,
 
И добрая поддержка всем нужна.

На том стоит вся сфера социальная, 
Чтоб вовремя помочь и подсказать,
 
Кого-то поддержать материально,
 
Кому-то слово доброе сказать.
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Астапов В.М., Лебединская О.И, Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями.// Детский практический психолог.2005№ 7.
  2. Выготский Л.С. Основы дефектологии/ Л.С. Выготский. – Спб., 2003. 656с.
  3. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
  4. Дианова В.И. Роль социализации в системе помощи детям-сиротам с ограниченными возможностями здоровья//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2008. - № 5, с.53-56
  5. Доклад Государственного совета РФ ″Образовательная политика России на современном этапе″ от 10.08.2007, ст.2, п.2.1
  6. Закон ″Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальное образование)″ от 2.06.1999 г. ст.7
  7. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция / В.П. Кащенко. – М. :Академия, 2000. – 304 с.
  8. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.
  9. Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости. / Под ред. А. Н. Гаранского. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. С. 37.:
  10. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 160 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные образовательные технологии и методики обучения детей в области искусства. Проблемы и пути решения"

Россия – страна великой культуры и высокой духовности. Нравственность и духовный авторитет всегда ценились у нас  выше, чем богатство и власть. В последние годы много говорится о разрушенны...

статья на тему "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию профессионально-трудовой подготовки"

Вестник образования, науки и техники. Серия "образование" том 7. Сборник трудов всероссийских научно пратических конференций за 16 января 2015 по 15 февраля 2015 года. Статья на тему "Социализация дет...

Доклад на научно-практической конференции "Образование без границ" на тему: "Проблемы и пути решения социализации обучающихся в рамках внеклассной воспитательной работы".

В докладе раскрываются проблемы, пути решения социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (глухих и слабослышащих) во внеклассной воспитательной работе....

Почему дети не читают? Проблема и пути ее решения.

Попытка проанализировать, почему современные дети не любят и не умеют читать, а также предложить пути решения этой проблемы....

"Воспитание детей в семье: проблемы и пути решения"

Выступление на общешкольном родительском собрании...

Статья Применение дистанционного обучения в СПО — проблемы и пути решения.

Пандемия и повсеместный карантин вынесли на поверхность такую форму учебы, как дистанционное обучение, которое сразу же обнажило возникшие проблемы и потребовало поиска на ходу их решения.Ну вот...