Доклад на научно-практической конференции "Образование без границ" на тему: "Проблемы и пути решения социализации обучающихся в рамках внеклассной воспитательной работы".
статья по теме

Куприяшина Ирина Владимировна

В докладе раскрываются проблемы, пути решения социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (глухих и слабослышащих) во внеклассной воспитательной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kupriyashina-statya.docx31.36 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы и пути решения социализации обучающихся в рамках внеклассной воспитательной работы.

И.В. Куприяшина, воспитатель ГПД

                                                  КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся

с ограниченными   возможностями здоровья №1»

       Знаменитые  психологи П.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин  в качестве доминирующей стороны в развитии  личности называют социальный опыт, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. В процессе социализации актуализируется опыт ранних этапов онтогенеза, связанный с формированием психических функций и первоначальных форм социального поведения; передача социального опыта через систему обучения и воспитания; и, наконец, взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности.

Основная проблема социализации - это отклонения от нормального становления  личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности   и целеустремленности,  что приводит к значительному ослаблению «силы личности».

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе.

Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных организациях для социальной адаптации детей.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья достигается путём проведения социально-педагогической реабилитации и подготовки детей, родителей, педагогов к принятию детей с особенностями в развитии.

Результаты исследования психологов, педагогов, опрос родителей и детей с ограниченными возможностями показали, что проблемы социализации и реабилитации детей с отклонениями в развитии, их адаптация в обществе важна и актуальна.  Для более успешного решения этих проблем обязательно должно быть обеспечение и выполнение следующих условий:

  • осуществление современной диагностики причин, вызывающих нарушения в развитии ребёнка;
  • учёт индивидуальных и возрастных физических возможностей и психических особенностей ребёнка с нарушенным слухом в процессе воспитания и обучения;
  • осуществление психолого-педагогического и медицинского просвещения родителей детей с ограниченными возможностями;
  • расширение сети социально-психологических служб города и образовательных учреждений с целью оказания своевременной и квалифицированной помощи детям с нарушениями слуха и членам их семей.

          Формирование социальной компетентности обучающихся  с нарушениями слуха является одной из важных задач воспитательной работы нашей школы и реализуется как в учебной деятельности, так и во внеурочное время. Педагогическая реабилитация, имея своей основной целью обучение, воспитание и развитие ребёнка для подготовки  к жизни в обществе и профессиональной деятельности, для детей с нарушениями слуха предполагает решение общих и специфических задач специальными методами и средствами. Основной задачей обучения и воспитания обучающихся является их развитие и подготовка к жизни. В этом смысле можно сказать, что уроки - это подготовка к жизни, а вся внеурочная деятельность-это некая модель самой жизни. Ученик, выйдя из стен нашей школы, безболезненно должен стать полноправным членом общества и это является конечной целью воспитательной деятельности педагогов.

         Большую роль в освоении социального опыта обучающимися с нарушениями слуха играют различные виды деятельности, проводимые нами  во внеурочное время и направленные на формирование жизненной компетентности детей. Этими видами деятельности являются следующие занятия:

  • мир вокруг нас (ознакомление с событиями, произошедшими в окружающем мире);
  • внеклассное чтение;
  • профессиональная ориентация;
  • экскурсия;
  • социально-бытовая ориентировка.

         Содержанием занятий «Мир вокруг нас» является освоение обучающимися явлений внутреннего мира человека, превращение в объекты познавательной деятельности событий социальной жизни, умение их  осмысливать, анализировать и оценивать. Целями занятий являются:  формирование потребности интересоваться различными событиями общественной жизни; обучение умению рассказать о событии;  проанализировать значение данного события для общества и для самого обучающегося. В настоящее время дети получают информацию как через телевидение и интернет, так и из газет и журналов. Чтобы заинтересовать детей, приходится тщательно подбирать интересные сообщения, события, произошедшие как в нашей стране, так и в других странах. Особенно привлекают внимание  статьи, где отражена жизнь их сверстников. Многие дети самостоятельно включаются в процесс поиска интересных событий, некоторым помогают родители. На занятии мы обсуждаем их, анализируем, делаем выводы. В результате проводимой  работы, у детей с нарушениями слуха повысился интерес к событиям в окружающем мире.

         Формирование социальной компетентности  обучающихся с нарушениями слуха предполагает освоение культуры человеческих отношений, социальных норм, ролей и функций. Не секрет, что детям с нарушенным слухом присущ дефицит нравственности, в силу их развития и пробелов воспитания. Очень сложен процесс формирования фундаментальных человеческих качеств, без которых ребёнок с нарушенным слухом, став взрослым, возможно будет отторгнут социумом в реальной жизни в столь сложных социокультурных и экономических  условиях. Для воспитания высоконравственной личности с активной жизненной позицией проводятся занятия «Внеклассное чтение».  Читая произведения, дети учатся строить и анализировать взаимоотношения людей, дают оценку поступкам героев, определяют моральные качества действующих персонажей, что в свою очередь способствует самостоятельному решению  жизненных проблем детьми с нарушенным слухом.

         Важнейшей социальной функцией нашей школы является подготовка к сознательному выбору профессии. Профессиональная ориентация в обучении и воспитании обучающихся с нарушениями слуха реализуется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, и в том числе во внеурочное время на воспитательских занятиях. В процессе знакомства школьников с различными профессиями формируется положительное отношение к ним, воспитываются стремление к активной трудовой деятельности, трудолюбие, целеустремлённость, точность и чёткость в деятельности, оказывается помощь в выборе профессии, соответствующей способностям, возможностям и интересам ученика. Для организации работы по профориентации используем различные виды  занятий:

  • экскурсии;
  • игры (деловые, сюжетно-ролевые, творческие);
  • беседы;
  • составление альбомов, стендов;
  • практическая деятельность;
  • встречи с выпускниками, интересными людьми (писателями, спортсменами и другими);
  • дискуссии о профессиях;
  • моделирование ситуаций;
  • анкетирование учеников и родителей.

В результате проведения профориентационной работы, у воспитанников формируются знания и интерес к будущей профессиональной деятельности. Показателем эффективности работы по профориентации будет как возможность выбора профессии, трудоустройства воспитанников так и дальнейшего их обучения. А выбор профессии должен быть сознательным, с  учетом потребности общества, интересов и склонностей обучающихся с нарушениями слуха. Это ещё одно из условий успешной социализации.

Одним из важных условий формирования социальной компетентности обучающихся с нарушениями слуха является проведение экскурсий. Список объектов для посещения детьми велик и разнообразен - это профессиональные учреждения, библиотеки, кинотеатры, кафе, парикмахерские, магазины, музеи, передвижные и стационарные выставки, школы искусств и многие, многие другие. Экскурсионная деятельность способствует расширению культурно-речевой среды детей с нарушениями слуха, взаимодействию и сотрудничеству со слышащими сверстниками и взрослыми. Дети осваивают правила, законы социального поведения, что ведет к более успешной их адаптации в обществе.

Основная цель занятия «Социально-бытовая ориентировка» - формирование личности воспитанника, способного адаптироваться и интегрироваться в обществе. Для реализации данной цели, ставим следующие задачи: всесторонне сформировать личность обучающегося; воспитать потребность в здоровом образе жизни; осуществлять нравственное, патриотическое, эстетическое и этическое воспитание обучающихся;  сформировать  полноценную речевую деятельность; овладеть опытом социального поведения и умением регулировать собственное поведение. В результате работы по данному направлению обучающиеся с нарушениями слуха приобретают жизненный опыт, могут самостоятельно выбирать социально приемлемые выходы из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.

            В нашей школе создаются оптимальные условия для формирования у воспитанников социальной компетентности. Дети постоянно принимают участие в разнообразных фестивалях, художественной самодеятельности, творческих конкурсах, выставках, спортивных соревнованиях и т.д.   Для детей с нарушениями слуха  особенно важно овладение социальной компетентностью, т.е. способностью действовать в обществе, умением полноценно жить и работать. Практическая значимость данной проблемы заключается в развитии и формировании  коммуникативности  как основной жизненной компетенции для обучающихся с нарушениями слуха.

            Таким образом, главная цель воспитательной работы нашей школы – сформировать  у обучающихся определённые личностные качества: уверенность в себе, способность к активному включению в жизнь общества, коммуникабельность, самостоятельность и инициативу в действиях, что в результате должно привести к успешной адаптации в обществе слышащих и интегрироваться в социум.

       

Литература.

  1. Воспитание глухих детей в школе. Под ред. Зикеева А.Г., Хотеевой Э.Н.-М., 1979.
  2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.- М., 1995.
  3. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: опыт проектирования нового содержания обучения. Дефектология-1998.- №3.
  4. Зыкова Т.С., Хотеева Э.Н. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и  II вида.- М., 2003.
  5. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида; под. ред. Е.Г. Речицкой. - М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Проблемы подростка и пути их решений».

«Проблемы подростка и пути их решений». 1.     Взаимоотношения родителей. Ребенок – плод  взаимоотношений родителей.- Мы корни дерева, каковы к...

Тема «Проблемы преемственности и пути их решения при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено».

Вопрос о преемственности между начальной и средней школой далеко не новый. Другое дело, что данная проблема получила свое отражение в новых документах, касающихся ФГОС....

Доклад Городская научно –практическая конференция по теме: «Физическая культура и массовый спорт как средство социализации подрастающего поколения.»

В докладе расказывается об истории создания ГТО и о внедрении спортивных нормативов сегоднешних  реалях....

Доклад на научно-практическую конференцию исследовательских работ среди обучающихся "Физкультура, спорт, здоровье-будущее России"

Содержание работы по теме "Мониторинг физической подготовленности обучающихся 5-9 классов в МОАУ СОШ с. Озерное":1. Теоретические  аспекты мониторинга физического развития в проце...

Доклад на МО по теме «Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей обучающихся в рамках ФГОС».

Доклад на МО  по теме «Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей  обучающихся в рамках ФГОС»....

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Знакомимся с ситуациями духовно-нравственного воспитания:ь     ситуации выбора;ь     ситуации встречи с прекрасным;ь     ситуации встречи с ...