Система работы классного руководителя по профилактике правонарушений, безнадзорности и беспризорности
статья

Нехай Фатима Аскербиевна

Проблема помощи детям и подросткам с отклонениями в поведении обозначена в нашем обществе особенно остро (агрессия, хамство, наглость, цинизм). Сегодня каждое одиннадцатое преступление совершает подросток. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nehay_f.a.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы классного руководителя по профилактике  правонарушений,  безнадзорности и беспризорности

(Работа учителя географии МБОУ «СОШ №1 им. Ю.К. Намитокова» а. Понежукая Теучежского района Республики Адыгея,

Нехай Фатимы Аскербиевны)

Проблема помощи детям и подросткам с отклонениями в поведении обозначена в нашем обществе особенно остро (агрессия, хамство, наглость, цинизм). Сегодня каждое одиннадцатое преступление совершает подросток. К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много.

Поэтому одной из важных целей работы классного руководителя является профилактика и оказание своевременной и квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные социальные, семейные, педагогические и прочие ситуации.

В  МБОУ «СОШ № 1» реализовывается Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Задачи программы:  выявление проблемного поля ребенка и его семьи на ранних стадиях возникновения асоциального поведения; создание условий для правового воспитания и правовой защиты учащихся путем взаимодействия и сотрудничества взрослых; повышение уровня воспитательно-профилактической работы с учащимися; развитие творческих способностей и социальной активности школьников.

  В ходе реализации Программы в школе ежемесячно проводятся  мероприятия по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, предупреждению ДТП, употребления ПАВ,  проявлений экстремизма, терроризма, во время осенних, зимних, весенних каникул проходит  операция «Каникулы». 

  Традиционно, в начале года, проводится межведомственная профилактическая акция «Внимание, дети!», целью которой является воспитание у обучающихся  навыков, связанных с безопасным поведением на улицах и дорогах, адаптации к транспортной среде в местах постоянного жительства и учебы. В рамках акции проходят: уроки правовых знаний;  уроки безопасности; классные часы, беседы  по ПДД; конкурс рисунков, плакатов, фотографий «По безопасной дороге - в безопасное будущее»; игра по станциям «Мы - участники дорожного движения», «Безопасное колесо».  На 1 этаже школы оформлен стенд по ПДД, в кабинетах начальных классов имеются уголки по ПДД. Создан отряд «Юных инспекторов движения», куда вовлекаются дети «группы риска».

    Ежемесячно классные руководители проводят инструктажи с обучающимися по ТБ, знакомят с правилами  поведения в лесу (во время походов), на  водоемах,  на льду,  в общественных местах,  на дороге,   ТБ  при проведении массовых мероприятий, пожарной безопасности и др.,  с последующей подписью обучающихся в журнале прохождения инструктажа.

С целью предупреждения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и формирования личностных качеств и поведенческих навыков, предопределяющих выбор здорового образа жизни,  проводится  месячник по профилактике правонарушений, безнадзорности, алкоголизма, наркомании, курения среди несовершеннолетних и защите их прав. Профилактические мероприятия распределяются по тематическим неделям.  Так, 1 неделя  - «Неделя медицинских знаний».  В ее рамках проводятся  профилактические  беседы,  встречи. Цель  -  ознакомление учащихся с медицинскими аспектами  курения, алкоголизма, наркомании, токсикомании. К проведению бесед привлекаются  медицинские работники.

2 неделя - «Неделя правовых знаний». Девиз недели: «Действуем вместе!».  Проводятся  беседы с целью ознакомления с правовыми аспектами табакокурения, алкоголизма, безнадзорности и преступности среди несовершеннолетних. К работе привлекаются: психолог, работники правоохранительных органов.

3 неделя - «Познай себя».  В рамках этой недели проводятся: тематические классные часы, деловые игры: «Наши права – наши обязанности», «Человек и закон», «Единый урок права», игра «Правовой лабиринт», анкетирование обучающихся по проблемам отклоняющегося поведения, беседа: «Экстремизм в современном мире»,  «От шалости к административным правонарушениям» и др.

4 неделя - «Знаю, умею, могу»  - является итоговой  неделей всего месячника профилактики. В рамках этой недели проводятся:  конкурс сочинений, плакатов, выпуск листовок по пропаганде ЗОЖ, выпуск буклетов «Пропаганда ЗОЖ как средство профилактики курения, алкоголизма, токсикомании, наркомании среди подрастающего поколения» и др.

Вопросы профилактики правонарушений и состояния безнадзорности среди несовершеннолетних систематически рассматриваются на совещаниях при директоре, педсоветах.

На основании  Положения в школе создан Совет профилактики, работающий по утверждённому плану.  Цель Совета профилактики – воспитательное воздействие на личность обучающегося.  Задачи: выявление характера и причин отклонения в поведении и обучении учащихся,  разработка плана воспитательных мер в целях коррекции поведения, консультации в решении сложных и конфликтных ситуаций. 

   Разработано Положение о порядке постановки учащихся на внутришкольный учет и снятия с учета; составлен план совместной работы с комиссией по делам несовершеннолетних; определены источники воспитательного влияния на ребенка.

  Каждый  классный руководитель составляет «банк данных» обучающихся своего класса.  На основании «банка данных» классных коллективов составляется социальный паспорт школы.   В начале учебного года выявляются «трудные дети», за которыми в течение учебного года ведется наблюдение, осуществляется контроль за поведением, успеваемостью, посещаемостью.

Сложилась определенная система сбора сведений по пропускам уроков. Данные о пропусках записываются в журнал ежедневно, выясняются причины отсутствия.  Также ведется учет пропусков по независящим от учащихся причинам (медосмотр, низкая температура и т.д.); поддерживается тесная связь с родителями. В случае длительного отсутствия ученика  социальный  педагог и классный руководитель посещают ученика по месту жительства. С родителями проводится большая профилактическая работа: беседы, консультации, встречи с педагогами и инспекторами по делам несовершеннолетних.

Введено в практику заслушивание на педсоветах и заседаниях МО классных руководителей тех классов, где допущен рост нарушений учащихся и пропусков уроков без уважительной причины. Решением МО классных руководителей пятница объявлена Днем профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В соответствии с графиком, мобильные группы посещают семьи учащихся, состоящих на разных видах учёта,  семьи, где родители не уделяют должного внимания воспитанию, обучению и содержанию своих несовершеннолетних детей. Сведения по фактам нарушений передаются администрации школы.

В течение года осуществлялся периодический патронаж  семей, в которых воспитываются опекаемые дети, составляются акты обследования жилищно-бытовых и  социально-психологических  условий проживания несовершеннолетних. С опекунами проводятся индивидуальные консультации, решаются вопросы по оказанию  необходимой помощи.

   Дети из социально незащищённых малообеспеченных и многодетных  семей обеспечиваются бесплатным горячим питанием.

   В работе по профилактике правонарушений большую  роль играет вовлечение учащихся в школьные органы самоуправления и детские организации. В нашей школе  создана детская организация «Созвездие», куда входят все учащиеся, орган ученического самоуправления – Совет старшеклассников. Целью  деятельности Совета является формирование активной жизненной позиции, развитие лидерских качеств  школьников, социальной ответственности.  Учащиеся вовлекаются  в активную школьную жизнь через организацию различных видов деятельности;  развивается  их  творческой индивидуальности.

     Предметом особого внимания в школе является формирование системы дополнительного образования учащихся. Чем больше ребенок будет задействован во внеурочной деятельности, тем меньше у него останется времени на совершение правонарушений.

    Внеурочная деятельность и дополнительное образование в школе рассматриваются как важнейшие составляющие образовательного процесса, обеспечивающего развитие успешной личности.  90 % учащихся заняты в школьных кружках разного направления, посещают факультативы по разным предметам,  посещают секции ДЮСШ, кружки ЦДТ и РДК, отделения Детской школы искусств.

    Организационные формы работы с подростками направлены на развитие их познавательных процессов и способностей. Только  дифференцированный подход в выборе тех или иных форм сможет обеспечить эффективность их воздействия. Ода из таких форм - художественная форма. Включает в себя сообщения о наиболее активных событиях, которые объединены по степени важности и преподносятся образно при помощи эмоциональных средств воздействия. Это  массовые представления, вечера отдыха, литературные вечера, творческие встречи с известными людьми, которые проводятся в школе очень часто.

     Особую актуальность вопросы организации досуговой занятости детей и подростков приобретают в каникулярное время, когда свободного времени у детей становится больше. Более пристального внимания требуют подростки, чей отдых не носит организованный характер.

  Каждый год, во время летних каникул,  на базе школы с целью занятости, укрепления здоровья, организации отдыха детей и подростков организовывается  детский оздоровительный лагерь  на 100 человек, в который, в первую очередь включаются несовершеннолетние из малообеспеченных семей, семей «группы риска», «трудные дети».  К работе в лагере активно привлекаются работники Дома культуры, Детской школы искусств, Центра детского творчества.

     Одной из стратегических линий развития и успешного функционирования школы является серьезное и целенаправленное психолого-педагогическое просвещение родителей  по вопросам взросления ребенка, его социализации, внутрисемейных отношений.  В течение учебного года родительский всеобуч осуществляют классные руководители, завучи, психолог, согласно запланированной тематике. Общешкольные родительские собрания посвящены взаимодействию семьи и школы в вопросах пропаганды здорового образа жизни, профилактики безнадзорности и правонарушений, профилактики вредных привычек, обеспечению безопасности детей.     Родители являются активными помощниками классных руководителей в организации  классных и общешкольных мероприятий. При содействии родительских комитетов организовываются туристические экскурсии и поездки учащихся.     В течение года осуществляется  работа классных  и общешкольного родительских комитетов.   В целом  взаимодействие школы и семьи осуществляется  посредством  установления заинтересованного диалога и сотрудничества, направленного на обеспечение  целостности  воспитательной системы.

       В рамках профилактики правонарушений и асоциального поведения, формирования высоких нравственных качеств с начала учебного года проведены следующие профилактические мероприятия:

Предупредительно-профилактическая деятельность:

- обновление банка данных по всем категориям, нуждающимся в социальной помощи;

- организация профилактической работы по предупреждению правонарушений среди детей «группы риска»;

- организация бесед и консультаций для учителей, учащихся «группы риска» и их родителей совместно с психологом;

- организация мониторинга социальной среды учащихся школы;

- беседы на темы: «Административная ответственность несовершеннолетнего за нарушение правил поведения в школе и на уроке», «Профилактика экстремизма в подростковой среде»;

- лекции медработника школы по темам: «Формирование здорового образа жизни», «Рациональное питание»; «Формирование представления о здоровье как ценности»;

- классные часы и беседы по формированию нравственных качеств;

- организация профилактической работы со слабоуспевающими, пропускающими уроки без уважительных причин и подростками из проблемных семей;

- осуществление контроля за распределением свободного времени учащихся, состоящих на ВШУ;

- организация и проведение антинаркотической акции «Спорт вместо наркотиков!»;

- проведение декады борьбы со СПИДом (конкурс плакатов, беседы с учащимися).

Индивидуальная работа с учащимися «группы риска»

По индивидуальному плану работы с учащимися данной группы проводились:

 Наблюдение за поведением на уроках, в общении со сверстниками и учителями, тестирование по определению уровня воспитанности;

 Отслеживание успеваемости и посещаемости уроков трудными учащимися;

 Беседы: «Я в ответе за свои поступки», «Ты и закон», «Привычки: полезные и вредные», «Наши права и обязанности».

Заседания  школьного Совета профилактики;

 Привлечение детей группы «риска» к участию в спортивных мероприятиях школы,  к работе в различных кружках;

     На базе нашей школы функционирует ДЮСШ. Более 200 учащихся (в том числе все учащиеся «группы риска») посещают секции волейбола, баскетбола, футбола, самбо, дзюдо, шахмат, тенниса. Наличие в школе оборудованных всем необходимым двух спортзалов,  4-х спортплощадок даёт учащимся возможность полноценно заниматься физической культурой и спортом и достигать хороших результатов по разным видам спорта.

       Также  на базе нашей школы работает  районный Центр детского творчества. В кружках различных творческих направлений занимаются ученики с 1 по 11 классы.

Работа с родителями по профилактике семейного неблагополучия

Беседы, ндивидуальные консультации по разрешению проблем, возникающих с детьми в семье;

 Приглашение родителей детей «группы риска» на заседания школьного Совета  профилактики для обсуждения и предупреждения правонарушений их детьми, а также проблем, связанных с охраной прав детей, их обучением, воспитанием и социальной адаптацией, с привлечением инспектора ПДН;

Привлечение родителей к организации и участию в общешкольных мероприятиях.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

- Федеральный закон № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»

- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп. от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г.) // СЗ РФ, 28.06.1999, N 26, ст. 3177.

- «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (в ред. ФЗ – Ф3/ Федеральный Закон от 24.07.98 г. № 000 – Ф3)

- Демина В.С. Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2002. - № 20 (176) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности у обучающихся

Как классный руководитель 7 класса  я третий год провожу  работу по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности. Я под...

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Материал показывает систему работы классного руководителя по формированию сплочённого  коллектива...

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. (Из опыта работы Баюновой В.И.)

Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса....

Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/

Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....

Система работы классного руководителя по формированию сплочённости классного коллектива

Материал статьи будет полезен не только для классных руководителей,но и для учителей предметников...

Система работы классного руководителя по профилактической работе с детьми группы риска

в докладе изложен опыт работы классного руководителя по профилактической работе с детьми и семьями группы риска...