Литературно - музыкальная композиция "Обретшим крылья посвящается..."
классный час

   Сценарий литературно-музыкальной композиции составлен из лирических произведений на военную тематику, песен патриотического содержания, рассказов о Героях  Великой Отечественной войны и о Героях России - всего, что может вызвать сопереживание детей, их отклик на  исторические события .

   В сценарии представлены стихи и песни военных и послевоенных лет, в том числе произведения наших современников - А Шаганова, В.Евзерова.

   Тема литературно-музыкальной композиции не случайна. Прошло 75 лет со Дня Великой Победы, но произведения на военную тематику не утратили актуальности. Мир доселе потрясают взрывы, поэтому стихи и песни далеких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. В них запечатлены и трагические, и счастливые страницы героических лет, сохранены для грядущих поколений уроки мужества и храбрости. Слушая стихи и песни о войне, возрождаем традиции памяти, задумываемся о своих исторических корнях, чувствуем неразрывную связь с ушедшими и грядущими поколениями Отечества.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ход мероприятия

Оборудование:  мультимедийное оборудование,презентация, видео на песню «Летят журавли», фонограммы песен, фоновая музыка, журавли, изготовленные по технике оригами, транспарант.

Цель мероприятия: формирование духовно развитой личности, наделенной гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и гражданским сознанием, чувством патриотизма.

Задачи:

  • воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, уважительного отношения к историческому прошлому;
  • формировать коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе творческой деятельности;
  • формировать собственное отношение к литературным произведениям, осознать их связь с современностью;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения лирических произведений.

Оборудование: мультимедийное оборудование, журавли, изготовленные по технике оригами, презентация, видео на песню «Летят журавли», фонограммы песен, фоновая музыка, транспарант.

На кране проецируется видеоклип, сопровождающий песню «Улетают журавли» (слова Виктора Татаринова, музыка Аллы Евдотьевой)

Ведущий 1. Во всем мире журавль является символом общения с Богами. На Руси эти птицы наравне с аистами и соловьями считаются божьими птицами. И это неспроста. Образ журавля символизирует человеческую душу, устремляющуюся в вечность…

Ведущий 2. Этот образ стал близким миллионам людей. Огромную роль в его популяризации сыграла песня на стихи Р.Гамзатова «Журавли». Это своеобразный гимн памяти погибшим на войне солдатам, символ единения и надежды на мир.

Исполняется песня на стихи  Р.Гамзатова «Журавли».

Ведущий 1. Первое мое знакомство с войной состоялось в пятилетнем возрасте. Родители смотрели по телевизору художественный фильм «Офицеры», снятый режиссером Владимиром Роговым, а я в это время безмятежно играла с куклой. Мама произнесла странную, как мне казалось, фразу: «Война несет смерть». На мою просьбу объяснить, что это значит, она, увлеченная сюжетом фильма, не откликнулась, прозвучало будничное  «Подрастешь - узнаешь». Я все пыталась представить, какая она, эта Война. Старая колдунья с клюкой? Или сказочная ведьма, дружившая с какою-то Смертью? Как они выглядят? Я представляла себе героев, похожих на чудищ, и мне становилось страшно.

Ведущий 2. Мне же  война представляется только в черном цвете. Тьма, Холод, Страх – всегдашние спутники войны.

Ведущий 1. Трудно в стихах возвысить таких «спутников»… Где же поэты находят пронзительные слова, способные воскресить события страшных лет?

Ведущий 2. В душе и в высокой духовности! Лирические песни и стихи зовут к чуткости, чистоте помыслов, взывают к нравственности. Только из сильных эмоций, на мой взгляд, рождается патриотическое чувство.

Исполняется песня на стихи А.Шаганова «Мы – русские! С нами – Бог!»

Ведущий 1. Известный английский журналист Александр Верт, который почти всю войну провел в Советском Союзе, в книге «Россия в войне 1941-1945гг. свидетельствовал: «Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый».

Ведущий 2. Уходили новобранцы воевать, провожали их родные, не теряющие надежды на скорейшее их возвращение. И особо щемящее чувство в такие минуты на самом деле  вызывали стихи о войне.

Чтец

На закате в саду заброшенном

На прощанье мне руку пожми,

Все, что было у нас хорошего,

Ты в дорогу с собой возьми.

Мало толку в тоске и жалости,

Не бери их с собою в путь,

И в дороге прошу, пожалуйста,

Если можешь, веселым будь.

Ты в края уезжаешь дальние,

Кровью залитые поля.

За тобой сквозь поля туманные

Пусть идет любовь моя.

Погляди на меня внимательно,

Поцелуй десять раз подряд

И запомни ты обязательно

Каждый вздох мой и каждый взгляд.

Ведущий 1. Это стихотворение было написано неизвестным автором и сохранено для новых поколений фронтовиком Александром  Колотушкиным, призванным в Красную Армию в декабре 1943 года. Каждая строка этого произведения излучает самоотверженную любовь.

Ведущий 2. Любовь и человечность всегда отличали русского солдата. Не зря, наверное, Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» победу русских над многомиллионной армией Наполеона назвал нравственной победой. Людей, способных любить по-настоящему в самые лихие годы, невозможно победить.

Ведущий 1. Вспомним историю любви, которую поведал герой Великой Отечественной войны  генерал-майор Алексей Рапота. В сентябре 1941 года Алексей Рапота в числе лучших курсантов был выпущен из авиационного училища и в звании старшего сержанта  направлен в полк ночных бомбардировщиков. 1 мая 1942 года во время праздничного митинга молодым бойцам вручили поздравительные открытки от студенток  Московского педучилища. Вместо адреса девушки написали просто: «На Западный фронт». Думали, хоть до кого-то, но дойдет… Письмо Татьяны Шлыковой получил Алексей Рапота. Вот так в мае 42-го и началась их переписка.

Ведущий 2. Молодым представился случай познакомиться воочию. Таня в день встречи проходила полосу препятствий с допризывниками. Прибежала домой - грязная, голодная, замерзшая… Ну а жених был хоть куда – уже офицер, в красивой летной форме да еще и с боевыми орденами. Вот так они в первый раз и увиделись… Но полюбили они друг друга не за красивую внешность, их связали семейными узами письма, в которых проглядывалась красивая человеческая душа.

Чтец (в костюме почтальонки)

И. Уткин «Ты пишешь письмо мне»

На улице полночь. Свеча догорает.

Высокие звезды видны.

Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая,

Окончишь и примешься вновь,

Зато я уверен: к переднему краю

Прорвется такая любовь!

…Давно мы из дома. Огни наших комнат

За дымом войны не видны.

Но тот, кого любят,

Но тот, кого помнят,

Как дома, и в дыме войны!

Теплее на фронте от ласковых писем.

Читая, за каждой строкой

Любимую видишь

И родину слышишь,

Как голос за тонкой стеной.

Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.

И время такое придет:

Останутся грусть и разлука за дверью,

А в дом только радость войдет.

И как-нибудь вечером вместе с тобою,

К плечу прижимаясь плечом,

Мы сядем и письма, как летопись боя,

Как хронику чувств перечтем…

Ведущий 1. Как рождается любовь к литературе на военную тематику?

Ведущий 2. Из любви к родной земле! А это чувство зарождается в самом юном возрасте, когда ребенок, сродни журавленку, обретает крылья. Кроме того, в становлении маленького человека как личности большую роль играют еще и книги.

Ведущий 1. Это неоспоримо. Мне очень нравится рассказ Андрея Платонова «Никита». Много раз перечитывала произведение и испытывала тревожные чувства! Картины лихого времени увидела глазами героя рассказа – маленького Никиты. Пятилетний мальчик, вынужденный проводить время в одиночестве, не чувствует защиты и всего боится. Казалось бы, совсем обычные вещи: дощатая бочка, старая, покосившаяся баня, даже иссохший трухлявый пень – в воображении мальчика становятся таинственными существами, с которыми он хотел поговорить, но пугался. Он видел мир только в черных красках, и этот мир рождал в нем страх. Но как все изменилось, когда с фронта вернулся отец! Жизнь маленького Никиты заиграла новыми красками, добрыми и светлыми.

Ведущий 2. Да, война отбирает у человека самое ценное – счастливое детство, мятежную молодость, счастливую старость. Мы помним об этом! Поэтому каждый год, 9 Мая, в день Великой Победы над фашизмом, говорим войне – НЕТ!

Ведущий 1. Прошло 75 лет со Дня Победы… И уже не одно поколение родилось и выросло в мирное время. Но память о лихих годах жива: мои современники знают свои  исторические корни, чувствуют неразрывную связь с героями Великой Отечественной войны.

Ведущий 2. И это не может нас радовать! На смену мужественным Журавлям подрастают не менее мужественные Журавлята!

Чтец

Стихотворение И.Шафермана «Журавленок»

Ушло тепло с полей,
и стаю журавлей
Ведёт вожак в заморский край зелёный.
Летит печально клин,
И весел лишь один,
Один какой-то журавлёнок несмышлёный.

Он рвётся в облака,
торопит вожака,
Но говорит ему вожак сурово:
— Хоть та земля теплей,
А родина милей,
Милей — запомни, журавлёнок, это слово.
Запомни шум берёз
и тот крутой откос,
Где мать тебя увидела летящим;
Запомни навсегда,
Иначе никогда,
Дружок, не станешь журавлём ты настоящим.

У нас лежат снега,
У нас гудит пурга,
И голосов совсем не слышно птичьих.
А где-то там вдали
Курлычут журавли,
Они о Родине заснеженной курлычут.

Ведущий 1. Древнегреческий мудрец Сократ однажды спросил своих учеников: «Что такое мужество?» Лахес, один из его воспитанников, ответил, почти не задумываясь, что мужествен тот, «кто, оставаясь в строю на своем месте, старается отражать неприятелей и не бежит». Сократ согласился с доводом своего ученика. Стойкостью и смелостью действительно отличаются  мужественные люди.

Ведущий 2. Бытует мнение, что в наши дни стремительно утрачиваются нравственные ориентиры и мужественности в современном мире  нет места. На смену самоотверженности и отваге якобы приходит желание богатства и успеха…

Ведущий 1. Опровержений этому расхожему мнению можно найти множество. Нравственность и мужество всегда отличали русского человека. Вспомним нашего современника, спецназовца Александра Прохоренко, участника военной операции в Сирии, героя России, который погиб 17 марта 2016 года. Около недели молодой солдат был в тылу врага. Все, что ему оставалось сделать, - сдаться в плен боевикам… Но он не пожелал быть покоренным и вызвал огонь на себя. Александр пожертвовал своей жизнью, а вместе с ним погибли и окружившие его боевики.

Ведущий 2. Поступок Александра Прохоренко  стал продолжением ратных подвигов героев Великой Отечественной войны.

Герои на Руси не перевелись! Мы искренне верим, что сильные люди всегда будут гордостью нашей страны.

   Ведущий 1. В память  об Александре Прохоренко написана песня на слова заслуженного артиста России Владимира Евзерова «Он не мог иначе». Но нам кажется, будет справедливей исполнить эту песню в память всех Героев минувших дней и нашего времени.

   Ведущий 2.

Каждый выбирает по себе.

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Ю.Левитанский

В исполнении всех участников литературно-музыкальной композиции звучит песня Владимира Евзерова «Он не мог иначе». На экране проецируются фотографии Героев России. На руках участников мероприятия транспарант с надписью «Они не могли иначе».

Библиографический список

  1. Георгий Михайлов. «Психология мужества»// Санкт-Петербург, 2010.
  2. Ю.Н.Лубченков. «Слышишь, я снова живой…»// Екатеринбург: Издательская группа «Караван», 2018.
  3. Видео на песню «Летят журавли»//https://www.yotube.com.
  4. Энциклопедия знаков и символов //symbo/arium.ru>index.php/Журавль.
  5. Александр Верт. «Россия в войне 1941-1945» // belousenko.com>boots/memoirs/werth/werthwar.htm.
  6. Военные истории любви // aeslib.ru> Военные истории любви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась...» Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…

Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…Цель:    привлечь   внимание   учащихся   к   поэтической   судьбе   МариныЦв...

Литературно-музыкальная композиция «Вставай, страна огромная…» (70-летию Московской битвы посвящается)

Литературно -  музыкальная  композиция“Вставай, страна огромная….”(посвященное  разгрому  немецко-фашистскихзахватчиков  под  Москвой)    На  сце...

Литературно-музыкальный сценарий 70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается

Сценарий литературно-музыкальной композиции к 70-летию полного снятия блокады Ленинграда...

литературно-музыкальная композиция "Памяти Тихона Хренникова посвящается..."

Знакомство с жизнью и творчеством замечательного русского композитора Т.Н.Хренникова...

литературно-музыкальная композиция "Памяти Тихона Хренникова посвящается..."

Знакомство с жизнью и творчеством замечательного русского композитора Т.Н.Хренникова...