Классный час в 9Б классе "Что значит быть личностью?"
классный час (9 класс)

Очень часто приходится вам слышать: «Это сильный человек, настоящая личность». Понятие «личность» люди нередко рассматривают как синоним понятий «настоящий», «сильный духом»,

 «мужественный». Что же значит, проявлять себя как личность? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Классный час в 9Б классе  « Что значит быть личностью?»

Классный руководитель: Хомутникова Наталья Олеговна

Цель: Формирование нравственных представлений учащихся о   личности и ее проявлениях и побуждение к осмыслению своих личностных качеств.

Задачи:

  1. Уяснить сущность понятия «личность» и ее проявлений.
  2. Выявить собственные противоречия и проблемы на пути к личностному росту.
  3. Смоделировать действия учащихся по формированию собственной личности.

Форма проведения: проблемный семинар.

Этап подготовки

Цитата на доске: «Каждый выбирает ту крепость, которую хочет взять. Для одного это соперник, наделенный дарованиями, большими, чем он, и, гонимый тщеславием, он тратит все свои духовные силы на то, чтобы побороть этого соперника. Но есть и другие - цвет человечества-они осаждают и штурмуют единственную крепость – собственную личность» (Чабуа Амирэджиби, грузинский писатель).

Выборочный опрос учащихся по определению понятия «личность».

Формирование трех групп  для выполнения поискового задания.

Этап проведения

Шаг первый: «Определение проблемы»

Кл. руководитель: Очень часто приходится вам слышать: «Это сильный человек, настоящая личность». Понятие «личность» люди нередко рассматривают как синоним понятий «настоящий», «сильный духом»,

 «мужественный». Что же значит, проявлять себя как личность? По совокупности, каких признаков люди делают вывод о человеке как о личности? Насколько важно стремиться к тому, чтобы стать личностью?

Незадолго до нашей встречи я провела устный выборочный опрос студентов о том, как они понимают, что такое личность.  Вот какие ответы были: «Быть личностью – это не давать себя в обиду, если надо, дать сдачи», «Быть личностью - это значит не подлизываться к преподавателям и тем, кто сильнее», «Быть личностью - это значит добиваться своего, даже если очень тяжело», «Это значит чего-то стоить в этой жизни», «Это значит зарабатывать уже с детства, и тратить деньги самому, не клянча у родителей».

Шаг второй: «Определение понятия»

Кл. руководитель: Ну что ж, давайте попробуем разобраться в этом множестве мнений и представить целостную картину личности. Поскольку понятие «личность» сложное, я попрошу вас разделиться на 3 группы и дать свое понятие «личности», (группы по очереди представляют свое понятии о личности)

Кл. руководитель: Итак, давайте обобщим услышанное, и вместе в вами попытаемся создать модель личности.

Объединимся в группы по 4 человека и выполним задание, не боясь ошибиться, сделать «не то « и «не так». Ваша задача состоит в том, чтобы из небольших бумажных фрагментов (круги, овалы, квадраты) собрать и приклеить к большому листу (в центре которого закрепляется сочетание «личность-это….») ее «компоненты». Начать каждый фрагмент можно со слова «Отношение к …», можно перечислять качества, которые, по- вашему мнению, ее исчерпывают. Время на работу 7 минут.

Возможные варианты представления модели учащимися:          

                                                                       

        

Кл. руководитель: Спасибо! Вы верно «схватили» главные составляющие личности. Сейчас мы обобщим результаты на доске.

Схема «Структура личности»

Кл. руководитель: А теперь разберемся в составляющих личности.

Шаг третий: «Отношение к другим людям».

Человек-существо социальное и в процессе жизни вступает в самые  различные контакты с другими людьми. При этом может проявлять себя доброжелательным или жестоким, бескорыстным или эгоистичным, правдивым или ленивым. Давайте, попробуем выявить признаки того или иного отношения к окружающим людям (на доске с помощью мела формируется схема, привлекающая к обсуждению учащихся):

Комментарий к схеме (дается Кл. руководителем или учащимися ):

Человека, который не любит, не почитает своих родителей, вряд ли можно назвать личностью. Если внук ходит за лекарствами для престарелого деда только из-за 50 рублей, которые получает из дрожащих рук, то он достоин презрения, ничтожен. Это низкий безнравственный человек, хотя тоже является личностью. Он не может служить для нас ориентиром. Истинная личность бескорыстна и искренна в своих добрых порывах в пользу и во имя людей.

Мы часто рассуждаем о том, как жестоки люди, что они ведут войны, убивают детей, затевают страшные конфликты. А каковы мы сами? Вы только вдумайтесь, сегодня в России почти 200 тысяч человек живет в домах для престарелых! В очереди - умереть по-людски. А ведь более чем у половины  из них есть дети.

Нормальный человек, настоящая личность, никогда не сможет отгородиться от бед и проблем других. Наоборот, помогая другим, он, прежде всего, помогает себе, оберегает себя от жестокосердия, уныния и безразличия.

Когда случилась беда на представлении мюзикла «Норд-ост», тысячи людей, абсолютно незнакомых пострадавшим, пришли, чтобы сдать кровь, принесли вещи, продукты и подарки. Что ими двигало? Внутренняя потребность сделать добро, поддержать, помочь- это свойства настоящей личности.

Упражнение « Ситуации »

Обратимся теперь с этой точки зрения к себе. Сейчас я вам раздам тексты. В них попробуйте подчеркнуть одной чертой то, что вам пока не удается, а то, что вы способны проявить - двумя.

Содержание текста:

  • Когда я вижу, что человеку неловко, то стараюсь изменить ситуацию в удобном для него направлении.
  • Если я чувствую, что человек застенчив, пытаюсь в общении с ним большую часть беседы взять на себя.
  • Когда человек говорит неправду, и я чувствую это, то стремлюсь не показывать неловкости.
  • Если кто-то расстроен, то не спешу его расспрашивать, а стараюсь отвлечь или просто успокоить.

Подумайте над результатами, сделайте каждый свои выводы для себя.

Кл. руководитель: Л.Н.Толстой писал: «Истинная личность испытывает счастье, живя для других». А мы сейчас поняли, что наше отношение к людям несовершенно. Это надо осознавать и стремиться изменить себя. Русский поэт Николай Заболоцкий писал так:

«Два мира есть у человека-

  Один, который нас творил.

    Другой, который мы от века

      Творим по мере наших сил»

Шаг четвертый: «Отношение к самому себе»

Кл. руководитель: Познание себя - естественная потребность каждого человека. Не случайно римский философ Марк Аврелий писал: « Неизбежно будет несчастен тот, кто не следит за движениями своей души». От того, насколько правильно он оценивает свою личность, зависит очень многое: характер, чувства, отношения с окружающими. Каждый отвечает себе на вопрос: « кто я?», «Какой я?», то есть производит самооценку. Низкая самооценка - психологический комплекс неудачника.

Упражнение «Я - идеальный и я - реальный»

Сейчас вы попробуете соотнести свои представления о себе с мнениями своих товарищей. Для этого на обороте листа бумаги каждый из вас напишет свою фамилию. Затем разделит лист вертикальными линиями на 3 части. В левой трети в течение 3 минут каждый напишет в столбик 10 слов, которые, на ваш  взгляд, полностью вас характеризуют. По истечении времени вы лист свернете так, чтобы текст не был виден, и передадите его ведущему студенту.

Собрав «характеристики», ведущий «запускает» их в работу: вручает каждому студенту по одной (обязательно не своей) и просит написать на ней по одному слову, характеризующему того, чья фамилия написана сверху, а затем передать лист следующему. Так на свет появляется то, что о вас думают товарищи. По завершению работы каждый студент получает свою «характеристику».

Кл. руководитель: А сейчас каждый из вас может открыть лист и сопоставить свои притязания и мнение товарищей о себе. При этом следует помнить, что каждый человек- это целый мир со своими законами и тайнами, неведомыми для других. Поэтому внешние проявление личности не всегда раскрывают ее суть. Возможно, однокурсники еще чего-то не поняли в вас, и есть возможность со временем убедить их в своей уникальности. Часто то, что люди считают нашими недостатками, является лишь выражением нашей индивидуальности. Иногда реальная самооценка является одновременно и освобождением от мнения других. Если вы это поймете, то пропадет желание постоянно сравнивать себя с другими.

Шаг пятый: «Отношение к миру»

Человек приходит в этот мир не напрасно. Существует высокое предназначение, которое непременно должно быть реализовано. Мир может представляться человеку либо враждебным и чужим, либо добрым и полным надежд. Человек мучительно ищет смысл жизни.

Старый  музыкант из повести Л.Н.Толстого «Люцерн» каждый день приходил на площадь и играл. Он не мечтал о наградах и аплодисментах, а просто делился с людьми тем, что любил - музыкой. И его искренность совершала чудо: люди думали о хорошем, о том, что они могли бы сделать и не сделали, их тревожила печаль о несбывшемся в себе. Его жизненное кредо - высокое служение, радость от ощущения собственной полезности.

Иные люди делают смыслом своей жизни накопительство, погоню за деньгами. Отсюда возникает опасность, что во имя материальной ценности можно попрать интересы самого человека, его свободу, волю, достоинство, даже жизнь.

Кл. руководитель: Итак, мы убедились, что если человек- личность, он стремится самовыразиться, состояться, найти свое «я» в любом деле, иногда сложном и даже опасном, а иногда простом, но кропотливом и продолжительном.

Завершая наш разговор, я хочу вам предложить анкету «Я и смысл моей жизни». Можете не подписывать тексты.

Выполните, пожалуйста, следующие задания:

  1. Закончи предложения:

Хорошая жизнь- это…

Счастливый человек- это тот, кто…

Больше всего я ценю в людях…

Смысл моей жизни заключается в том, что…

  1. Укажи, какие из перечисленных ниже целей жизни и качеств человека для тебя являются важными. Обведи кружком ниже каждого выражения одну цифру, которая будет вашим ответом.

Цифры обозначают:

1- совсем неважно; 2- почти неважно; 3- немного важно; 4- довольно важно; 5-очень важно.

Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках             1 2 3 4 5

Уверенность в себе (свобода от внутренних  противоречий,

 сомнений)                                                                                               1 2 3 4 5

 

Материальная обеспеченность (отсутствие материальных

 затруднений)                                                                                               1 2 3 4 5

 

Здоровье                                                                                                        1 2 3 4 5

Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений,

 приятного проведения времени)                                                       1 2 3 4 5

Интересная работа                                                                                       1 2 3 4 5

Любовь (духовная и физическая близость

 с любым человеком)                                                                     1 2 3 4 5

Свобода как независимость в поступках и действиях                             1 2 3 4 5

Красота (переживание прекрасного в природе и искусстве)                  1 2 3 4 5

Хорошие и верные друзья                                                                           1 2 3 4 5

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора)  1 2 3 4 5

 

Счастливая семейная жизнь                                                                       1 2 3 4 5

Творчество (возможность творческой деятельности)                              1 2 3 4 5

Общественное признание (уважение окружающих,

коллектива, товарищей)                                                                              1 2 3 4 5

Активная, деятельная жизнь                                                                       1 2 3 4 5

Равенство, братство, равные возможности для всех                                1 2 3 4 5

Кл. руководитель: Пусть в сложной работе по созданию личности вашим напутствием станут слова грузинского писателя Чабуа Амирэджби:

«Каждый выбирает ту крепость, которую хочет взять. Для одного это соперник, наделенный дарованиями, большими, чем он, и, гонимый тщеславием, он тратит все свои духовные силы на то, чтобы побороть этого соперника. Но есть и другие - цвет человечества - они осаждают и штурмуют единственную крепость – собственную личность»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Что значит быть хорошим человеком"

Классный час проведен в рамках празднования Дня Первого Президента Республики Казахстан...

Классный час по теме "Что значит быть настоящим человеком"

Цель - расширить представление обучающихся о человеческих качествах, способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера....

Классный час по теме: "Что значит быть законопослушным?"

Внеклассное мероприятие по правовой ответственности...

классный час - размышление "Что значит быть патриотом сегодня?"

Классный час в 9 классе на тему: Что значит быть патриотом сегодня?...

Сценарий классного часа "Быть современным, значит быть толерантным!"

Классный час "Быть ссовременным, значит быть толерантным!"  , приурочен  к Всемирному дню толерантности, ориетирован на обучающихся 9 -х классов....

Классный час на тему: "Что значит быть толерантным"

Классный час: “Что значит быть толерантным?” (5 класс)Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.Задачи:• Ввести и закреп...