Аналитическая деятельность классного руководителя
учебно-методический материал

Копылова Надежда Евгеньевна

Воспитание в школе - это творческий целенапрвленный процесс взамодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий организации усвоения социально-культурных ценностей общества и, как следствие, развития их индивидуальности, самоактуализации личности.

   Позиция классного руководителя и его деятельность - важное звено в этом процессе, поэтому очень важна работа по повышению его коммуникативной компетентности.

   На современном этапе очень важным является формирование у учителя умений в области профилактических работы, анализа, планирования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskaya_deyatelnost_klassnogo_rukovoditelya.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аналитическая деятельность классного руководителя

Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся

- Особенности отношений учащихся класса с окружающим их социумом, наиболее заметные изменения в этих отношениях, произошедшие за прошедший учебный год. Какие факторы особенно повлияли на эти изменения?

 - Основные ценностные ориентации учащихся класса, особенности отношения учащихся класса к людям, к труду, учебе, школе, классу и т.д.

 -  Изменения круга наиболее значимых людей (референтного окружения) учащихся класса. Кто для них является (становится) наиболее значимым? Какова степень влияния ближайшего социального окружения (родителей, сверстников), занятий в кружках, секциях и других объединениях на процесс и результат социализации школьников?

-  Кто и что влияет в большей мере на развитие личности учащихся, на формирование их личностных качеств (эмоциональных, интеллектуальных, физических, организаторских и т.д.) дарований и способностей?

-  Какую роль в социальном развитии школьников играет классное сообщество?

Анализ развития коллектива класса.

-Характеристика социально-психологического микроклимата в классе: характер взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу) , взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности, заботы и т.д.);

- Преобладающее отношение учащихся к учителям и школе. Доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса, особенности общения в классном коллективе.

-  Социометрическая. Ролевая и коммуникативная структуры класса, уровень развития коллективных взаимоотношений, степень включенности учащихся в жизнедеятельность класса, в процесс планирования, организации и анализа совместной деятельности.

-  Развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность, участие в самоуправлении класса).

-  Изменения состава класса, произошедшие в течение года, индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном коллективе.

-   Особенности общественного мнения в классе и его влияние на интересы и поведение учащихся. Кто (что) оказывает наибольшее влияние на общественное мнение класса?

Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя.

- Что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами? А к каким остались равнодушными? В каких были пассивными? Почему?

-  Насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем учебном году?

- Какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учебе и труду?

- Какие совместные дела, проведенные в прошедшем году способствовали сплочению классного коллектива?

- Какие методы воспитательного взаимодействия, формы работы и средства педагогического влияния наиболее положительно повлияли на развитие учащихся?

Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы.

- Основные мотивы участия учащихся класса в школьных мероприятиях, степень их заинтересованности и вовлеченности в жизнь школы, активность и результативность (для развития личности и для обеспечения жизнедеятельности школы) участия членов классного коллектива в школьных делах.

-  Участие учащихся класса в школьном самоуправлении, организаторской деятельности, работе школьных кружков, секций, клубов и других объединений; влияние этой деятельности на воспитание и развитие личности учащихся.

Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса и с родительским активом.

-  Частота и характер контактов с семьями учащихся.

-  Изменение отношения родителей к школе за учебный год.

-  Влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса (в предъявлении требований к содержанию и организации педагогического процесса, в планировании и организации классных дел и мероприятий).

-  Результативность педагогического просвещения родителей и информирования их о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса в классе (в зависимости от содержания и форм, применявшихся до этого).

-  Результативность организации родительских собраний в классе.

-  Эффективность индивидуальной работы с родителями.

-  Особенности взаимодействия с родительским активом.

-  Результаты педагогических наблюдений за воспитанием в семьях учащихся класса, участие родителей в подготовке детей к семейной жизни.

-  Взаимодействие с «проблемными» семьями, требующими особенного внимания педагогов школы.

Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса.

-  С кем из педагогических, медицинских, социальных работников и представителей других сфер осуществлялось педагогическое взаимодействие?

-   Кто из взрослых, работавших с учащимися класса, оказывает значительное влияние на воспитание и развитие личности учащихся?

-  В какой мере классному руководителю удалось организовать взаимодействие педагогов, обучающих и воспитывающих учащихся класса?

-  Какие методы педагогического взаимодействия взрослых были наиболее эффективными?

Составление характеристики учащихся

Характеристика учащихся – это обобщение педагогического и психологического наблюдения. Практика общения на уроке, вне занятий, в трудовых делах, знание семейных отношений, друзей позволяет классному руководителю определить тип характера, потенциальные способности, познавательные интересы и прогнозировать мотивы поведения в тех или иных ситуациях.

Особое внимание следует уделить эмоционально-волевой характеристике личности. Это переживания, связанные с учебой, адаптацией в коллективе. Внешнее проявление эмоций (чувств) в поведении, жестах, мимике, настроении.

К волевым качествам относятся целеустремленность, настойчивость, выдержка, смелость, дисциплинированность. Развитие волевых качеств приводит к формированию деловых качеств личности, что особенно важно в современных условиях развития российского общества: предпринимательство на всех уровнях жизни, возможность занять свое место в обществе.

Изучение коллектива и индивидуумов можно условно разделить на несколько этапов педагогического и психологического исследования: индивидуальные беседы, эксперимент (анкетирование, тестирование), психологический и педагогический анализ.

Завершающим этапом исследования является составление характеристики. Индивидуальная характеристика учащегося включает следующее:

1. Сведения об учащемся.

2. Уровень отношения к учебе.

3. Характеристика качеств личности.

4. Характеристика темперамента

Приложение

Характеристика типов темперамента

  1. Сангвинический темперамент

- живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений;

- веселый, жизнерадостный;

- Эмоционально  неустойчивый, легко поддается чувствам, но они у него обычно не сильные и не глубокие;

- Быстро забывает обиды, легко переживает неудачи;

- легко устанавливает контакты, общителен, доброжелателен, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения.

- если учебный материал интересен, доступен, то вызывает эмоциональный отклик, быстро усваивает новое, запоминает, легко переключает внимание;  если же учебный материал неинтересен и для его изучения требуется длительная, напряженная, однообразная работа, не сангвиник плохо усваивает новое, отвлекается.

       2.  Холерический темперамент

            - быстрота (иногда лихорадочная быстрота) движений и действий, порывистость, возбудимость;

            - неуравновешенность: с увлечением, страстью берется за дело, проявляет инициативу, работает с подъемом, но  если работа однообразна и требует усидчивости и терпения, настроение резко падает и исчезает.

         - в отношениях  с людьми допускает резкость, вспыльчивость, раздражительность, эмоциональную несдержанность (что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей) и на этой почве часто создает конфликтные ситуации в коллективе.

     3. Меланхолический темперамент

      -  психические процессы замедленно, с трудом реагируют на сильные раздражители;    

     -  длительное и сильное напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а затем и прекращение ее;

    -  быстро утомляются;

    -  в привыч­ной и спокойной обстановке чувствуют себя спокойно и работают продуктивно.;

    - Эмоции возникают медленно, но отличаются  глубиной, большой силой и длительностью;

    -  легкоуязвимые, тяжело переносят обиды, огорчения, но внешне все эти переживания выражаются у них слабо;

     - склонны к замкнутости,  избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются;

      -  на основе этого типа могут развиться такие черты, как болезненная ранимость, подавленность, мрачность, мнительность, скрытность, пессимизм;

    - уклоняется от общественной деятельности;

    - при благоприятных условиях может добиваться больших успехов в искусстве — музыке, рисовании, поэзии;

    -   отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью.

   4. Флегматический темперамент

- медлителен, спокоен, нетороплив;

- в деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство.;

- склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чем бы то ни было;

- как правило, доводит начатое дело до конца;

- в отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое;

- нелегко вывести из себя и задеть эмоционально,  уклоняется от ссор, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи;

- легко может сформировать такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость;

- при неблагоприятных обстоятельствах у флегматика могут развиться такие специфические отрицательные черты, как вялость, инертность, пассивность, лень. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное, равнодушное отношение к труду, окружающей жизни, людям и дате к самому себе.

Уровень отношения к себе

   Высокий уровень ответственного отношения к учебе.

   Учится в полную меру сил, способностей, старательный, требовательный к себе, слова не расходятся с делом, доводит начатую работу до логического завершения.

   Личные успехи в учении рассматривает в единстве с общественными интересами, как дело коллектива группы, учебного заведения в целом. Настойчив в достижении цели.

  Значимы не только познавательные, но и нравственные мотивы долга и ответственности в учении.

  Целеустремленный. Обладает самостоятельностью  в принятии решений, в действиях.

  Близкий к высокому  уровень  ответственного отношения к учебе.

 Характерно преобладание проявлений ответственного отношения к учению, но суждения о долге и ответственности не всегда подкрепляются требовательностью к качеству и результатам своего труда.

 Иногда активен по престижным мотивам. Из-за этого в коллективной учебной деятельности создается напряженная обстановка.

 Ответственность перед родителями выше, чем перед коллективом.

  Средний уровень ответственного отношения к учению.

 Характерно незначительное преобладание положительных проявлений ответственного отношения к учению;

  Имеет множество отклонений от нормы: ситуативный характер ответственности, инертность; имеет рассеянное внимание, отвлечения, связанные с внеучебными занятиями, леность.

  Активность проявляется в условиях коллективной работы.

  Низкий уровень ответственного отношения к учению.

  Характерно преобладание отрицательных проявлений к учению по всем предметам.

 Не рассматривает учебу как обязанность перед обществом, а считает сугубо личным делом.

 Пассивен на уроках, не имеет деловых контактов в учебе со своими одноклассниками.

 Не выполняет « Единые педагогические требования» на уроках, с готовностью поддерживает нарушителей порядка и дисциплины. Ведет себя вызывающе, грубит и т. д. Не умеет (или не хочет) работать индивидуально, коллективно. характеристике необходимо отметить личностные качества учащегося, такие, например, как инициатива, отношение к другим, лидерство и т. д.

Характеристика качеств личности

  Инициатива

Ищет дополнительные занятия, очень искренний, находчив, смекалист при выполнении заданий. Выполняет необходимый объем работ без указаний. Безынициативный, ждет напоминаний, указаний.

 Отношение к другим 

 Позитивное дружелюбное отношение к товарищам по учебе, преподавателям, работникам учебного заведения. Иногда с ним трудно работать, общаться. Сварливый, некоммуникабельный. Не терпит вмешательства в свои дела, не прислушивается к мнению других.

Лидерство.

  Сильный,  внушает уверенность и доверие. Умело отдает эффективные приказы, ведущий, ведомый. Пользуется уважением в учебной группе и у преподавателей. Надежный в делах. Независимый, искренний. Любит власть, стремится к власти, болезненно воспринимает, когда указывают, что делать и как делать. Если не удается стать лидером, может стать бунтарем, агрессивным. Нерешительный, малодушный.

Ответственность.

Добросовестно и в срок выполняет поручения. Соглашается с поручениями, хотя и не без протеста. Неохотно соглашается с поручениями. Уклоняется от любых поручений.

 Организаторские способности.

 Очень способный в убеждении людей и выстраивании фактов в логическом порядке. Способный организатор, средние организаторские способности, плохой организатор.

 Решительность 

 Быстрый и точный, основательный и осторожный, осмотрительный. Быстрый, но часто делает ошибки, сомневающийся и боязливый.

 Упорство 

 Целеустремленный, его нелегко обескуражить трудностями. Предпринимает постоянные усилия. Добивается цели любыми средствами. Средний уровень упорства и решимости. Низкий уровень упорства и решимости.

 Оптимист (пессимист) 

 Оптимистом человек может быть от рождения или стать им. Оптимизм может перейти в необузданное легкомыслие. Здоровый юмор, самоирония. Реалист. Пессимист не видит выхода из окружающих его проблем. Подвержен депрессии, нуждается в помощи для выхода из нее.

  Нерешительный 

 Взвешивает все «за» и «против» в любой жизненной ситуации. Если удается переложить принятие решения на плечи другого, вздыхает с облегчением. Часто принимает половинчатые решения. На собраниях предпочитает молчать, чаще из-за трусости. На человека нерешительного трудно положиться, он может в любой момент подвести.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

Заседание МО классных руководителей «Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя?»

Заседание методического объединения классных руководителей по теме «Как добиться   успехов   и   избежать   в воспитательной   деятельности...

Аналитическая деятельность классного руководителя

Аналитическая деятельность классного руководителя...

Аналитическая справка по результатам деятельности классного руководителя 5 класса за уч.год

1.      Цель воспитательной работы  –    создание  воспитательной системы класса, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка....

Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....