Классный час по теме "Берегите хлеба каждую крупицу…"
классный час (6 класс)

Классный час « Берегите хлеба каждую крупицу…»  был проведен в 6 классе,нацелен на  воспитание  у детей бережного  и внимательного  отношения к хлебу; любви к родной природе; уважения  к людям труда,  развивает  и расширяет словарный запас,  пробуждает  интерес к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beregite_hleba_kazhduyu_krupitsu.docx32 КБ
Файл albom.docx2.59 МБ
Файл put_hleba.pptm2.15 МБ

Предварительный просмотр:

План- конспект внеклассного мероприятия для 6 класса

учителя МКОУ «Тутончанская средняя школа»

Кожиной Ирины Вениаминовны

                                  ( дата проведения - 25 сентября 2013 г)

Тема: Берегите хлеба каждую крупицу…

Цели:

1.воспитывать у детей бережное и внимательное отношение к хлебу; любовь к родной природе; уважение к людям труда.

2. развивать  и расширять словарный запас,

3. пробудить интерес к окружающему миру.

Оборудование: Пословицы о хлебе, презентация «Путь хлеба», мультипликационный фильм «Сказка о девочке, которая наступила на хлеб», стихи о хлебе, стихотворение Ирины Токмаковой «Что такое хлеб?».

  • Хлеб – всему голова.
  • Худ обед, коли хлеба нет.
  • Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.
  • Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в закромах.
  • Хлеб на столе, и стол – престол.
  • Без соли, без хлеба- половина обеда.
  • Без хлеба и медом сыт не будешь.

Учитель.  Здравствуйте! Приглашаем вас принять  участие в заочном путешествии. Наше путешествие пройдет под девизом: «Берегите хлеба каждую крупицу!» По ходу нашей работы мы создадим альбом  под названием «Берегите хлеба каждую крупицу!»  

Страница  легенд.

Учитель.  «Хлеб – всему голова»,  «Без соли, без хлеба- половина обеда», «Без хлеба и медом сыт не будешь» - так в разные времена с любовью говорили о хлебе. Действительно, какой обед без хлеба: не сытный, не питательный, то ли поел, то ли нет. Да с хлебом и вкуснее все! Даже сидя на хлебе и воде, можно выжить, а вот без хлеба - никуда.

Эта страница очень  древняя. Люди, живущие на ней, знают много легенд и преданий. Послушайте предание о том, как пришел к людям хлеб.

А как появился хлеб?

Было это давным – давно. Так  давно, что еще не было на свете ни бабушек, ни дедушек, ни даже прабабушек.

Людям жилось тогда очень трудно: они не умели приручать животных, выращивать растения.  Чтоб не умереть с голоду, они бродили по дремучим лесам и полянам  в поисках съедобных трав, кореньев, плодов. И вот однажды они нашли траву…  Какими  вкусными показались семена людям! Ученые предполагают, что это был дикорастущий ячмень.

Сначала люди питались сырыми зернами.  Пришло время, человек научился добывать огонь и применять его для  приготовления пищи.  Приспособив два камня, человек создал нечто вроде мельничного жернова и научился делать муку. Замесив измельченное зерно с водой, он открыл новый вид пищи – кашу. Считается, что именно каша была «праматерью» хлеба. Открытие огня позволило человеку усовершенствовать свою пищу. Может быть, совсем нечаянно женщина, готовившая еду для своей семьи, «спекла» однажды кашу, и по недосмотру получилась твердая лепешка. Однако из этой «ошибки»  люди извлекли пользу. Лепешки оказались лучше и удобнее каши. Вначале лепешки ели в горячем виде в качестве приправы к мясу, потом стали употреблять в пищу и холодными. А холодная лепешка была уже хлебом! К тому же ее можно было брать с собой на охоту.

        Время шло век за веком, открытие за открытием. И человек сделал следующий шаг в искусстве приготовления хлеба. От выпекания пресных лепешек он перешел к изготовлению кислого хлеба. Способ его приготовления был открыт около пяти тысяч лет назад в Древнем Египте. По  недосмотру раба, приставленного к кухне, тесто подкисло.  Желая избежать наказания, он испек лепешки. И они оказались вкуснее, пышнее, румянее тех,  которые готовились раньше. Вместо  наказания раб заслужил похвалу.        

        Искусство приготавливать кислое тесто и выпекать из него хлеб перешло от египтян к древним евреям и финикиянам, а от них – к грекам и римлянам. Во II веке до нашей эры в Риме и в других городах уже существовали специальные пекарни, в которых выпекали хлеб на дрожжах.

Да, не сразу стали зерна

   Хлебом, тем, что на столе.

                                                   Люди долго и упорно

                                                   Потрудились на земле!

Учитель.  Попрощаемся с жителями Страницы Легенд, отправимся в путь.  Послушайте немного интересных сведений о хлебе.

  • В старину рожь называли житом – от слова  «жить». Есть хлеб – есть и жизнь.
  • В России хлеб, испеченный из муки, просеянной через решето, называли решетным, через сито – ситним.
  • Землю называли матушкой, хлеб – батюшкой!

Учитель.  Открываем следующую страницу  Путь хлеба.  О чем мы будем говорить?  Есть пословица в народе «Хлеб на столе, и стол – престол». Как приходит хлеб к нам на стол? (презентация)

Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

  • Прежде, чем из семян будет получено зерно, надо землю подкормить удобрениями, вспахать, проборонить, затем засеять ее с помощью тракторов, плугов и  других машин. После посева надо постоянно обрабатывать почву, подкармливать ее, бороться с сорняками.
  • Но выращенные в поле колосья – еще не хлеб. Их надо сжать, а труд этот очень тяжелый, хоть и приходит на помощь человеку техника.  На  полях разворачивается настоящая битва – жатва.
  • Затем зерно обмолачивают, после его надо просеять, рассортировать, просушить и перевести на зерносклады.
  • А вы знаете, что…
  • Слово «амбар» появилось в русском языке не ранее XVI века. С самого начала постройке амбара крестьяне уделяли внимание не меньше, чем постройке избы. И это понятно. Хлеб был главным богатством. Пропадет хлеб – пойдешь по миру. Надо было сделать так, чтобы сберечь его. Поэтому амбар строили холодным, сухим, хорошо проветриваемым. Для этого амбары располагали на открытом ветрам месте. Сооружали прочно, из хорошего материала, из того же, что и избу. Большинство амбаров – это срубы около  16 м2 , поставленные у умелых хозяев на «стулья» (деревянные столбы) или на крупные камни. Пространство между полом и землей оставалось открытым и служило для вентиляции. Перед входом в амбар  обычно делали широкую выступающую площадку – выступень. Над дверью – навес, козырек. Пол амбара набирали из прочных толстых досок, прилегающих плотно одна к другой: чтобы зерно не сыпалось на землю. Внутри вдоль стен амбара устроены сусеки и закрома  (сусеки – это высокие ящики из толстых досок, разделенных на несколько секций для разных сортов зерна). Сусеки были устроены так, что хлеб из мешков в них высыпался сверху, слоем до полутора метров. А выбирался снизу через отверстия с лоточками, сделанными у дна сусека и закрывающимися задвижками. При  таком устройстве  зерно долго не залеживалось. Сначала выбиралось то, которое было засыпано раньше и могло быстрее испортиться. Когда хозяйка брала зерно через этот лоток, оно в сусеке пересыпалось  и проветривалось.
  • Затем от туда берут зерно, перемалывают его и превращают в муку. Из муки готовят тесто  и выпекают хлеб.
  • А вы знаете, что…
  • Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемых «клибанос». От сюда произошло готское слово «хлайфс», которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке  сохранилось слово «хлайб», очень напоминающее наш «хлеб» или эстонское «лейб».
  • А вы знаете, что…
  • На Руси существовал обычай – после еды со стола сгрести в ладонь хлебные крошки и съесть. Часто, когда старые люди учат тому обычаю, молодые только улыбаются: «Не рационально. Крошечную прибавку к обеду желудок просто не заметит». Соблюдая старинные обычаи, люди как бы обращаются к хлебу на «Вы», выказывают ему свое почтение. Во многих культурах хлеб запрещалось выбрасывать, это считалось грехом. «Кто недоеденные куски бросает, а не птицам скармливает, тот бедным станет» - считали наши предки.

Учитель.  Видите, насколько труден и долог путь хлеба к нашему столу. И, наверное, самое трудное – искусство быть хлеборобом! Хлеборобы с осени до весны хранят в закромах зерно, чтобы снова засеять пашню, а затем вместе с ним  пройти  трудный путь рождения хлеба. Какой еще профессии люди трудятся вместе с хлеборобами?

  • Вот он хлебушек душистый,

С хрусткой корочкой витой.

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем залитой.

  • В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло:

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

  • В нем земли родимой соки.

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!

Учитель.  Итак. Продолжим наше путешествие. Мы открываем страницу  Бережливых.

        Мы посмотрим  сказку о девочке, которая наступила на хлеб.  ( время: 10 минут)

        Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Еще совсем маленькой она ловила мух и жуков и отрывала им крылышки: ее забавляло, какими они становятся жалкими и беспомощными. Однажды мать Инге испекла большой хлеб и сказала: «доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке». Инге надела свое лучшее платье  и нарядные башмачки и отправилась в путь.

        Дорога проходила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу. Но едва Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с ней стал стремительно погружаться в болото. Только черные пузырьки пошли по воде.

        И оказалась Инге в зловонном подземелье у ядовитой старухи Болотницы.

        «Эге, - зашипела Болотница,- эта девочка с задатками. Из нее выйдет отличный истукан для моей прихожей».

        И стала Инге истуканом. Руки и ноги ее окаменели, и жирные пауки оплели их своей паутиной. А по лицу ползали мухи с оторванными крыльями.  Пастухи видели, что случилось на болоте, и очень скоро бродячие трубадуры разнесли по всей стране историю о девочке, которая наступила на хлеб. Однажды горячая слеза упала на голову Инге.  «Ах, Инге, Инге, спесь погубила тебя. Спесь до добра не доводит.». это плакала мать Инге. «Какой толк, что мать хнычет обо мне»,  думала Инге, и душа ее становилась все грубее и ожесточеннее. Однажды эту песню услышала маленькая девочка. «Бедная, бедная Инге! – заплакала девочка. – Как бы я хотела, чтобы она попросила прощения  и ей позволили вернуться на землю!»

        Эти слова дошли до сердца Инге. Впервые она оглянулась на свою недолгую жизнь и залилась слезами раскаяния. В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю.

        Была суровая зима. Для птиц и зверей было трудное время. Маленькая  птичка отыскивала на дороге  зернышки и крошки. Но сама она съедала только одно зернышко в день, а все остальное отдавала другим птичкам. За зиму птичка собрала и раздала столько зерен и крошек, что вместе  они составили бы целый хлеб. И когда была найдена и отдана последняя крошка, маленькая птичка превратилась в Инге. Инге вернулась в родительский дом. И не было в тот день на земле человека  счастливее, чем мать Инге.

Учитель. 

  • Ребята, как вы думаете, какой была девочка Инге?   (злая, дерзкая, ленивая)
  • Что с ней произошло?
  • За что  наказана девочку  Болотница?
  • В кого она превратила девочку?
  • Как она искупила свою вину?
  • Какой стала Инге?
  • Правда ли, что если наступишь на хлеб, то сквозь землю провалишься?

Наступишь на хлеб – от стыда сквозь землю провалишься.

  • Чему учит эта сказка?

  Мне больно, когда случается  вижу.

            Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

                                           Эй, ты, пинающий корку ногою,

           Ты топчешь  достоинство наше людское.

Ты мать оскорбил, ты обиду нанес

                                           Земле, на которой родился и рос.

Учитель.  Помните всегда, что хлеб – труд человеческий, надежда на будущее, мерка, по которой будет измеряться совесть ваша.

        Знаете, почему ваши бабушки и дедушки знают цену каждой крошки хлеба? Потому что они помнят  годы войны, когда хлеб был на вес золота. С полей собирали каждый колосок

А теперь задумайтесь, как вы сами относитесь к хлебу?.                

Учитель.  Может быть, кто – нибудь  тоже думает: «Подумаешь, хлеб! Вот шоколад, мороженное – другое дело!» Так? Так, да не так!

Ученые провели опыт: кормили человека целый день одними сладостями. День – два он съедал  много сладкого и посмеивался: «Вот, как мне повезло!» Через 3-4 дня аппетит его поубавился. Через 5-6 дней  он уже не смог смотреть  на лакомства. В хлебе есть и жиры, и углеводы, и белки , и витамины, необходимые для нашего организма.

У бережливых  людей вы нигде не увидите брошенного кусочка хлеба, так как они  знают много рецептов, как освежить хлеб, если он зачерствел,  или как приготовить из него различные вкусные блюда.

  • Освежить черствый хлеб можно,  завернув его во влажную тряпку на пять минут, потом развернуть и положить  на 20 – 25 минут в не очень горячую духовку.
  • Зачерствевший хлеб можно нарезать тонкими ломтиками и подсушить в духовке с приправами. Получатся сухарики- настоящее лакомство.
  • А вы знаете, что…
  • Хлеб – не только основа русского национального стола, но и нечто большее. Он – символ народного благополучия.  При этом хлеб  всегда  был главным кушаньем на любом пиршестве: хоть бедняцком, хоть боярском. Хозяин разрезал хлеб на ломти  и подавал гостям вместе с солью.  «Хлеб с солью не бранится!» - так гласила народная присказка. Хлеб также означал почет и уважение. С тех давних пор и вошло в обиход  выражение «хлебосольный хозяин». Отсюда, видимо, и пошли на Руси обычаи, связанные с хлебом-солью, пережившие многие столетия и в почти в неизменном виде дошедшие до наших дней. Таков. Например, древний русский обычай приветствовать друзей, дорогих, почетных гостей, молодоженов, новоселов хлебом и солью, то есть выносом на полотенце или подносе большого каравая с солонкой.  Хлеб в таком сочетании означает полный стол, а соль является древним, уже позабытым символом охраны, оберега дома. Позднее она стала еще и высоким мерилом  ценности и вкуса пищи, то есть символом хорошей еды.  Вынос хлеба-соли как высший  и торжественный знак расположения сохранился и до сих пор. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что. Принимая хлеб – соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Учитель.  Ну, что же, наше путешествие подходит к концу. Давайте закончим его стихотворением  Ирины Токмаковой «Что такое хлеб?»

Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим:

Хлеб!

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим:

Хлеб!

Вот зерно течет рекою,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим:

Хлеб!

Тесто кружиться в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим:

Хлеб!

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился свежий хлеб!

Итог:

  • О чем сегодня мы говорили?
  • Что нового для себя вы узнали?

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как хлеб на стол пришёл?

Слайд 2

Булки, баранки, батон и буханки Пекарь из теста Испёк спозаранку .

Слайд 3

С чего всё начинается? ВЕСНА. ПОЛЕ ПАШУТ И БРОСАЮТ В ЗЕМЛЮ ЗЕРНО – СЕЮТ ХЛЕБ.

Слайд 4

Хлебное поле – большое и красивое. Говорят: «Золотая нива!»

Слайд 5

Пришла пора убирать урожай. На поле выходят комбайны. С УТРА И ДО ГЛУБОКОЙ НОЧИ ИДЁТ УБОРКА ХЛЕБА, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ НИ ЗЁРНЫШКА.

Слайд 7

ЗАТЕМ ЗЕРНО ОТПРАВЛЯЮТ НА ЭЛЕВАТОР – ТАМ ЕГО СУШАТ И СОРТИРУЮТ.

Слайд 8

В ЭТИХ БАШНЯХ ХРАНИТСЯ ЗЕРНО Они огромные!!!

Слайд 10

ДАЛЬШЕ ПУТЬ ЗЕРНА ЛЕЖИТ НА МЕЛЬНИЦУ. ТАМ ЗЕРНО ПЕРЕМАЛЫВАЮТ В МУКУ . А это разве мельница?

Слайд 11

Я видел в сказках такие мельницы.

Слайд 12

Далее муку везут на хлебозавод в специальных машинах.

Слайд 13

А уж на заводе пекут хлеб

Слайд 14

А вот и магазин, там мы покупаем наш хлебушек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по толерантности "Люди, каждый день окунайтесь в источник человечности"

Цель занятия:Вырабатывать у детей правильное и разумное отношение к людям с ограниченными возможностями;Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;С...

Сценарий классного часа “Победа в сердце каждого живет”.

Сценарий классного часа “Победа в сердце каждого живет”....

классный час "История Бородинского хлеба"

Классный час на английском языке.  Посвящён истории появления бородинского хлеба, истории любви генерала Тучкова и Маргариты Тучковой....

Классный час "Правила дорожные знать каждому положено". Презентация "Правила дорожные знать каждому положено".

Классный час был проведён в рамках республиканского конкурса "Зелёный огонёк" с целью уточнения и расширения представлений обучающихся о правилах дорожного движения....

Классный час на тему: "Хлеб всей жизни основа!"

Классный час на тему: "Хлеб всей жизни основа!"...

Классный час "Цена блокадного хлеба".

Классный час посвящен 75-летию Победы. С тспользованием интерактивной доски....

Классный час по теме "Хлеб- всему голова"

Классный час  по теме «Хлеб – всему голова»Цели:1.Познакомить с историей хлеба, историческими фактами  времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, с тру...