Доклад: "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения"
материал

МО классных руководителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «СОШ №1 ст. Сторожевой»

                                                                   Подготовила:

                                                                   Классный руководитель 11 «А» класса

                                                                   Татаренко Е. И.

2013 год

 

   «Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей…» (А.А. Захаренко) 

   Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, в выборе жизненного пути, был интересной личностью. Чаще всего - это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы.
        Какой же ребенок не мечтает оказаться на месте взрослого. Ведь иногда так хочется пофантазировать, представить себя на месте учителя или даже строгого директора. В мечтах ребенок чувствует себя взрослым. С его точки зрения он умеет все: правильно учить, интересно рассказывать, помогать кому-то в трудной ситуации, ругать за плохие оценки и за плохо выученные уроки, советовать, заботиться и заступаться за слабого.
     Воспитание - это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя ее цели, насыщая ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющимися условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.
     Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.
     Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, но и включает в свою практику новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая  деятельность, ролевой тренинг и т.д.
     Каким же должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?
     Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.
     Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.
     В настоящее время классный руководитель идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах. Классный руководитель интересуется вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий. Регулярно повышает свою квалификацию.
     Мечта любого классного руководителя - создать единый дружный коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие - коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива.
     Итак, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.
     В процессе своей деятельности современный классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам. Это и разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, и совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях.

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание.  Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нам нужно помнить, что она формируется личностью самого учителя. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.

     В воспитательной деятельности важным считается внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика. Это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личностных компетенций школьника.

   Современные образовательные стандарты, безусловно, базируются на классике педагогики. Виктор Федорович Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать "эффект соленого огурца". Главное создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой "рассол"? Что взять за его основу?

В последнее время  отношение к обучению  у учащихся изменилось. Сейчас часто можно слышать от детей фразы, выражающие нежелание выполнять домашние задания, идти в школу, на занятия. Многие дети не стремятся расширять запас своих знаний: пассивны на занятиях. Им большее удовольствие приносит деятельность, не связанная с обучением. Крушение оптимизма (а именно признание, любовь и уважение со стороны взрослого, одноклассников) - серьезная проблема на сегодняшний день.

Поэтому  деятельность классного руководителя  в современной школе актуальна, так как школьники  нуждаются в коррекции поведения, нуждаются во влечении  в процесс обучения. Для самоактуализации личности растущего человека  классному руководителю необходимо создать каждому ребенку ситуацию успеха.

 Константин Дмитриевич Ушинский писал: "…только успех поддерживает интерес ученика к учителю, познанию нового. Он появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться, трудиться". Первой заповедью воспитания К.Д.Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.

Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что методы,  используемые в учебной и воспитательной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего его мира, а образовательное учреждение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения и т.д.

Причем успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть шансы на успех в жизни. Поэтому вся воспитательная деятельность классного руководителя ориентирована на выпуск успешного ученика.

Основное назначение классного руководителя – в рамках общей цели воспитания обеспечивать индивидуальное развитие личности школьников, открытие мира культуры, введение в мир современной культуры, приобщение к ценностям культуры, оказание помощи в выборе среды жизнедеятельности и способов реализации в культуре. Классный руководитель занимается воспитательной деятельностью, он центральное лицо воспитательного процесса.  

Классный руководитель – это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:

-     духовным посредником между обществом и ребёнком в усвоении основ человеческой культуры;

-     защитником от моральной деградации, нравственной гибели;

-     организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;

-     организатором условий для самовыражения и развития каждого ребёнка, осуществляющим (совместно с психологом, социальными педагогами) коррекцию процесса его социализации;

-     помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;

-     координатором усилий педагогов, семьи, социума – словом, всех воспитательных институтов общества, влияющих на становление и развитие воспитанников;

-     создателем благоприятной микросреды и морально-психологического климата в детском и подростковом коллективе, объединении, группе.                                    

Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, республика, родители, – максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства (Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития).

Классный руководитель реализует эти задачи в своём учебном заведении:

1) осуществляет непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием учащегося;

2) содействует созданию оптимальных условий для формирования каждой личности;

3) организует взаимодействие и сотрудничество всех воспитательных сил;

4) вносит необходимые коррективы в этот процесс, способствуя свободному и полному проявлению и развитию способностей воспитанников;

5) помогает организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации;

6) работает над созданием классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, социума, обеспечивающего социализацию каждого ребёнка.

Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания. Она предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое  использование наиболее эффективных средств и методов воздействия.

 Функции и содержание работы классного руководителя:

1. Аналитическая функция определяет следующее содержание работы классного руководителя:

-     изучение индивидуальных особенностей детей и подростков;

-     изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника;

-     анализ и оценка уровня воспитанности;

-    изучение и анализ становления и формирования коллектива класса;

2. Прогностическая:

-     предвидение результата намеченного дела или воспитательного воздействия;

-     прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся;

-     прогнозирование этапов становления и формирования коллектива;

-    предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений (между воспитанниками, между педагогами и воспитанниками, педагогами и родителями учащихся и др.).

3. Организационно-координирующая:

-     помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков;

-     помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления;

-     организация взаимодействия с семьями учащихся;

-    помощь и сотрудничество во взаимодействии с социальными институтами;

-     стимулирование творческой, инновационной деятельности, как учащихся, так и педагогов, родителей учащихся;

-    координация воспитательных усилий педагогов класса, психологов, социальных работников различного профиля;

-    участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для внеурочной деятельности, воспитательной работы.

4. Коммуникативная:

-     помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде;

-     построение оптимальных взаимоотношений: «учитель – ученик», «учитель – родители», «родители – ученик» и т.д.;

-      помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом.

Современные цели и задачи модернизации российского образования требуют от педагога личностно ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников. Для этого необходимо внести изменения в содержание и методы подготовки и переподготовки педагогов с учетом положений Конвенции  ООН и других документов о правах ребенка. Государственная политика в области образования требует от педагога более высокого уровня профессионализма в работе с детьми.

Критерии эффективности работы классного руководителя.

Деятельность классного руководителя представляет  собой некий управленческий цикл, звеньями которого являются:

установка целей и планирование работы с учетом результатов предварительной диагностики ситуации, сложившейся в классе;

разработка форм, методов и приемов деятельности;

реализация намеченных планов;

анализ результатов деятельности;

коррекция программы действий с последующим прогнозированием и постановкой новых задач.

Академик Ю.К. Бабанский определяет шесть основных компонентов процесса обучения, на основе которых классный руководитель выстраивает взаимодействие с учащимися, родителями, учителями-предметниками, с социально-психологической службой образовательного учреждения.

1. Целевой компонент, предполагающий постановку конкретных целей и задач по результатам анализа ситуации в классе. При этом важно, чтобы цели всех трех участников учебно-воспитательного процесса были примерно одинаковыми и чтобы все они желали и могли интегрировать усилия для достижения целей.

2. Стимулирующе-мотивационный компонент. В большей степени он направлен на учащихся (чтобы они учились старательно, самостоятельно, активно). Однако нельзя не отметить, что повышение интереса к знаниям – дело всех учителей. Но особенно велика роль классного руководителя, который может использовать для этого различные формы внеурочной работы и помогать учителям в правильной организации учебной работы с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Успех учебной деятельности во многом зависит от общности целей всех учителей. Интерес к знаниям – важный, но не единственный стимул успешного обучения. Поэтому задача классного руководителя – пробудить в школьниках чувство долга и ответственности за учебный труд.

3. Содержание образования. Необходимость этого компонента в деятельности классного руководителя вызывает у многих сомнение, т. к. определяется спецификой предметов, профилем образовательного учреждения и пр. Но важно, чтобы классный руководитель детально представлял особенности содержания образования, предусмотренные учебным планом, обладал подробными сведениями о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в классе.

4. Операционно-деятельностный компонент. Он предполагает контроль за тем, чтобы дети владели "инструментом учения" на уроке и вне его, а родители и учителя-предметники создавали комфортные условия для обучения, осуществляли научную организацию труда. Родители – это сила, которая может оказать серьезную помощь в учении детей. Выполняя домашнее задание, школьники закрепляют усвоенное в классе, расширяют и приобретают новые знания. Поэтому успеваемость зависит не только от учителей, но и от родителей. Они создают условия для учебной работы детей, обеспечивают их книгами, учебными принадлежностями, помогают организовать домашние занятия.

5. Контрольно-регулировочный компонент. Классный руководитель содействует реализации контролирующей функции учителем-предметником и родителями.

6. Оценочно-результативный компонент. Классный руководитель информирует родителей об оценках и результатах учебы их детей.

Для оказания содействия школьникам в освоении программ общего и дополнительного образования классный руководитель в своей работе должен:

  • учитывать особенности содержания образования учащихся вверенного класса и специфику учебной деятельности школьников;
  • определять основные задачи своей деятельности по обеспечению хорошей успеваемости учащихся класса;
  • детально представлять особенности содержания образовательных программ, предусмотренных учебным планом, обладать полной информацией о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом коллективе;
  • разработать и реализовать комплекс мер по координации деятельности учителей-предметников, работающих в классе, и родителей;
  • определять общие задачи и проблемы, связанные с академической неуспеваемостью учащихся, для учителей-предметников, работающих в классе;
  • организовать дифференциацию обучения;
  • воспитывать сознательное отношение школьников к учебе, развивать познавательный интерес к изучаемым предметам, повышать культуру учебного труда;
  • разработать и реализовать комплекс мероприятий по формированию у учащихся общеучебных умений, навыков научной организации труда с привлечением родителей и учителей;
  • своевременно информировать родителей об успеваемости их детей;
  •  проводить работу с родителями для обеспечения качественного выполнения домашних заданий.

Таким образом, координируя усилия участников учебно-воспитательного процесса (родителей, учителей и учеников), классный руководитель осуществляет деятельность по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Вывод:  классный руководитель  -  главный человеческий фактор школы в деле воспитания, «конечная инстанция» всех усилий педагогического коллектива, ибо он имеет самый тесный, непосредственный и частый контакт с ребенком. Главная задача классного руководителя - воспитание ученика.

Работа классного руководителя тогда обретает содержание, когда детям предъявляются ценности человеческой жизни,  и дети проживают отношение к ним, духовно обогащаясь.

Наивысшие ценности современного мира: жизнь, природа и общество, добро, истина, красота, свобода, совесть, счастье, справедливость, равенство, труд, познание, общение, игра.

Венчает эту пирамиду ценностей сам человек. Когда школьники говорят о классном руководителе: «Нам повезло», они подразумевают: «Он учит нас жить и помогает нам строить свою жизнь достойно». То же самое имеют в виду родители, произнося: «Детям повезло  - у них хороший классный руководитель». Таким образом, современный педагог, классный руководитель, воспитатель должен совершенствоваться, обновляться в соответствии с новыми требованиям. Жизнь требует этого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения".

Выступление на методическом объединение классных руководителей в школе 8 вида. ...

Доклад на педсовете на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения».

Роль классного руководителя  в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС  второго поколения...

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения

Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. А самый главный принцип классного руководства — доверие и взаимопонимание. Поэтому хочу сказать, что в работе каждого учите...

Презентация "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС 2 поколения."

В презентации рассказывается о целях, задачах воспитания, роли классного руководителя, описывается технология и структура составления плана деятельности классного руководиеля....

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

   Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к вос...

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

laquo;Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и...