Классный час "Золотое правило нравственности"
классный час (5 класс)

Классный час "Золотое правило нравственности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zolotoe_pravilo_nravstvennosti.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Золотое правило нравственности».

Форма проведения: час общения с элементами тренинга

Цель:

Создать условия для формирования среди учащихся представлений о ценностях, существующих в среде окружающих их людей.

Задачи:

1. Учить детей выражать свою точку зрения и уметь выслушивать мнения других;

2. Учить детей находить главное, делать выводы, анализировать ситуации;

3. Способствовать процессу самовоспитания, саморазвития среди учащихся.

Ход классного часа.

Слайд 1

  1. Введение в тему

Басня

Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.
Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.
Наш кривляка, обозлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.
Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит:

- Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?
– Я.
– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».
(По книге «Классическая басня».)

Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?

Дети

  • Я думаю, что речь идёт о том, что в жизни каждому нужно быть дружелюбным.
  • Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе через поступки и слова людей.
  • И зло обернётся к тебе тоже.
  • Мне мама не раз говорила, что людей обижать нельзя. Вообще, ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились.

-Очень хорошая мысль. Но когда и где появилось это высказывание?

II. Сообщение нового материала.  Слайд 2

- Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»?

Золотая монета, золотая брошь, золотое правило

(Золотое правило, потому что прилагательное золотой употребляется в переносном значении)

-Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему уроку?

Дети Я думаю, мы будем говорить о правилах поведения.

- Да, ребята. Темой нашего классного часа будут поступки, которые входят в понятие «золотое правило нравственности».  Слайд 3

-А что такое нравственность? Слайд 4

Нравственность - это система правил поведения личности,
отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло.

-Как и когда появилось это правило?

Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков.

Слайд 5

Ученик 1 Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов. Он говорил: «Поставьте себя на место другого».
Слайд 6

Ученик 2 Примерно в то же время в Китае жил великий философ Конфуций, который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он учил, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодёжь любила старших. Только добро ведёт к счастью. Не делай другим того, чего не желаешь себе.»
Слайд 7

Ученик 3 В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

Слайд 8

Ученик 4 А в начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

-Чему учат эти правила?

Дети :

  • Быть добрым. Творить добро в жизни.
  • Думать о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло.
  • Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека.
  • Учат правильно жить.

-Вот так разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. Это правило названо золотым правилом нравственности. Оно вошло в жизнь людей и живёт уже тысячи лет. И сегодня остаётся главным правилом доброго человека.

-Прочитаем его ещё раз.

-В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в нашей душе, а какое победит – решаешь сам ты.

Слайд 9

Давайте познакомимся с «золотым правилом нравственности».

1. Притча о двух волках.

 Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. 
   — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... 
   Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: 
   — А какой волк в конце побеждает? 
   Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: 
   — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь. 

-О чём эта притча?

Дети : Я умаю, эта притча о том, что мы сами должны решить, какими нам быть: добрыми или злыми.

-А сейчас, ребята, послушайте ещё одну притчу. Возможно, она поможет вам понять, как сделать мир немножечко добрее.

2. Притча.

Маленький мальчик решил изменить мир. Но мир такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город такой большой, а мальчик такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая, одних детей пятеро. Тогда мальчик добрался до того единственного, что он в силах изменить будучи таким маленьким - самого себя.

- О чём эта притча? Какой вывод вы сделали для себя?

(Если что – то хочешь изменить, нужно начинать с себя).

III. Тренинг.

-А что это значит, начать с себя?

Дети : Разобраться в себе: что у меня хорошее, а что плохое. Постараться исправить это плохое.

Слайд 10

-Ребята, давайте проведём игру, которая позволит вам дать самооценку. Игра называется “Исповедальная свеча”. Послушайте внимательно ход и правила игры:

- Вот зажжённая свеча! Любой из вас может сейчас выйти и взять эту свечу в руки. Вы садитесь на стул, спиной к товарищам, чтобы никто не мешал вам своими взглядами сосредоточиться, вы будете смотреть только на свечу.

На этот стул может сесть любой, кто возьмёт на себя обязательство отвечать на вопросы откровенно. Остальные ребята будут задавать вопросы, интересующие вас, но вопросы следует задавать не случайные, а такие, которые раскрывали его качества.

  • Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты хотел изменить?
  • Как бы ты хотел, чтобы к тебе относились?
  • Считаешь ли ты себя вежливым и воспитанным человеком?
  • Какие хорошие качества присущи тебе?
  • Какие плохие качества присуще тебе?
  • Был ли в твоей жизни поступок, за который тебе до сих пор стыдно?
  • Какие хорошие качества ты хотел бы видеть в людях (одноклассниках)?

- Ребята, я вам советую чаще играть в эту игру: со своими друзьями, с самим собой, со своей совестью. Это поможет вам правильнее жить, видеть свои ошибки, быть добрее.

2. «Какой Я?».

-Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? У вас на столах карточки, на которых записаны качества человека, положительные и отрицательные. Ваша задача отделить положительные от отрицательных.

Доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, тактичность, зависть, скупость, искренность, лицемерие, лживость, порядочность, эгоизм, доверчивость, честность.

- Постарайтесь взглянуть на себя со стороны. Какие из перечисленных качеств у тебя есть? Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?

Давайте распределим:

Хочу избавиться

Хочу приобрести

IV. Решение проблемной ситуации. Работа с пословицами:

Соберите пословицы:

Добрые дела дороже денег.

Изменить мир не так уж сложно, начни с себя.

Добро не лихо - бродит тихо.

Доброе дело два века живёт.

Доброе слово лучше мягкого пирога.

-Я расскажу вам о случае, который действительно произошёл в жизни. Прослушайте внимательно и скажите, какая из этих пословиц больше всего подходит к этому событию.

- Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке.

Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была сильно потрёпанной . Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.

Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.

Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

- Какое у вас ощущение, что вы чувствуете, услышав рассказ?

Мне стыдно за взрослых

- Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?

То, что делала старушка – нужно и полезно для всех. Вот она это и делала. Я думаю, она была добрым и заботливым человеком

-Как вы думаете, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали?

-Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был не похож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке?

- Мой вам совет: никогда не судите о человеке по первой встрече с ним, постарайтесь узнать его получше, чтобы ваше отношение к нему было справедливым.

А сейчас давайте посмотрим мультфильм.

- Ребята, как вы поняли его содержание?

V. Обобщающая беседа.

- Что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?

- В нём нельзя было бы жить.

- Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам.

- Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей т.д.

- Будьте им благодарны и не стесняйтесь им это чаще показывать. Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым

VI. Итог занятия.

Жизнь дана на добрые дела.

А в заключении нашего классного часа давайте прослушаем добрую песенку, которая, я думаю, всем вам знакома.

Ученик 1 Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов. Он говорил: «Поставьте себя на место другого».

Ученик 2 Примерно в то же время в Китае жил великий философ Конфуций, который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он учил, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодёжь любила старших. Только добро ведёт к счастью. Не делай другим того, чего не желаешь себе.»

Ученик 3 В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

Ученик 4 А в начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, тактичность, зависть, скупость, искренность, лицемерие, лживость, порядочность, эгоизм, доверчивость, честность.

Добрые дела дороже денег.

Изменить мир не так уж сложно, начни с себя.

Добро не лихо - бродит тихо.

Доброе дело два века живёт.

Доброе слово лучше мягкого пирога.

Сценка:

А что это у тебя в руке?

- Счастье...

- А почему такое маленькое?

- Оно только моё. Зато, какое лучистое и красивое...

- Да, восхитительно!

- Хочешь кусочек?

- Наверное...

- Давай ладошку, я поделюсь с тобой.

- Ой, оно такое тёплое!

- Нравится?

- Очень... Спасибо! Знаешь, мне намного лучше, когда счастье в руке...

- Так всегда бывает.

- А если я с кем-то поделюсь?

- Тогда у тебя прибавится своего!

- Почему?

- Не знаю. Только потом оно станет ещё более тёплым.

- А руки об него обжечь можно?

- Руки обжигает боль... Счастье не может обжечь...

Поделись своим кусочком счастья со всеми, кому ты его желаешь!

ДЕЛЮСЬ!!!

(ПОЖЕЛАНИЯ ДРУГ ДРУГУ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект классного часа "Права ребёнка - права человека".

Ознакомить обучащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  с основными положениями «Конвенции о правах ребенка»,спобствовать формированию у подростков правовой культ...

Классный час по нравственному воспитанию на тему "Азбука нравственности".

Классный час "Азбука нравственности»Цель: расширить знания детей о правилах культурного поведения в повседневной жизни в коллективе,  обществе.Задачи:- знать о категориях добра и зла;- развивать ...

Классный час «Права ребенка – это ваши права»

На занятии происходит знакомство младших школьников с понятиями: «Конвенция о правах ребёнка», «право», «обязанность», а так же - с правами и обязанностями ребенка 1-3 -х классов. Воспитываем правовую...

Классный час "Правила дорожные знать каждому положено". Презентация "Правила дорожные знать каждому положено".

Классный час был проведён в рамках республиканского конкурса "Зелёный огонёк" с целью уточнения и расширения представлений обучающихся о правилах дорожного движения....

Классный час «Золотое правило нравственности»

Этот классный час дает понятие о нравственных качествах личности, о доброте. Учит детей выражать свою точку зрения и уметь выслушивать мнения других. Способствует процессу самовоспитания, саморазвития...

Презентация к классному часу "Золотое правило нравственности"

Презентация к классному часу "Золотое правило нравственности"...

Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»

Классный час: «Права и обязанности несовершеннолетних, законы регулирующие права и обязанности»...