«Духовно-нравственное воспитание старшеклассников через различные виды деятельности».
методическая разработка (10 класс)

Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, оккультизма), и воспитанию такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутренней потребности к добру,  определяя в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление Овчинниковой О.Н., учителя русского языка и литературы, по теме «Духовно-нравственное воспитание старшеклассников через различные виды деятельности».

   В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить духовно-нравственные традиции отечественного образования и воспитания.

   Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, оккультизма), и воспитанию такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутренней потребности к добру,  определяя в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности.

   Использование материала уроков литературы в духовно-нравственном воспитании старшеклассников возможно в различных аспектах. Это, прежде всего, рассмотрение тем по литературе сквозь призму нравственной проблематики и воспитательных задач. Это реализация различных направлений внеурочной деятельности, формирующих нравственные качества личности. Это укрепление связей с общественными и религиозными православными организациями (беседы со священником), ведущими работу по духовно-нравственному воспитанию, создание детских и юношеских общественных объединений (школа волонтеров), в своей деятельности опирающихся на богатые отечественные традиции духовности и нравственности.

   В последние годы достаточно активно стали рассматриваться аспекты взаимосвязи урочной и внеурочной работы, основного и дополнительного образования. Это свидетельствует об усилении интегрированных процессов в образовании в целом, об активизации поиска взаимосвязи основного и дополнительного образования на уровне содержания. В этом смысле воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин вообще и русской литературы в частности достаточно велик. Он позволяет сформировать мировоззренческую позицию школьника, понимание назначения человека и смысла его жизни в нормативно-ценностной форме. Изучая литературу, учащиеся получают представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных и духовных качествах, присущих людям. Вместе с тем различные направления внеурочной работы по литературе, внеклассная и внешкольная деятельность помогают формированию нравственных качеств личности школьников.

   Созданию образовательной среды для развития духовно-нравственного потенциала способствуют уроки русского языка и литературы. На этих уроках формируются умения связно излагать мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии.
 

  Необходимым моментом в работе по духовно-нравственному воспитанию личности старшеклассника является привлечение к ней родителей, руководителей кружков и секций, педагогов дополнительного образования и всех заинтересованных лиц. Это позволяет решать проблемы воспитания и образования наиболее гармонично: не навязывая созданные обществом установки, но включая старшеклассника в круг определённых нравственных ценностей и идеалов. Привлечение к работе со старшеклассниками различных людей способствует формированию и развитию отношений с окружающим миром (трудовые отряды, акции милосердия, разновозрастные группы учащихся во время проектной деятельности). Именно тогда проявляется у учащихся многообразие чувств и суждений, когда расширяется круг их общения с другими людьми, с миром литературы, истории и искусства.

Работая по формированию духовно-нравственного воспитания, учитель должен работать над решением следующих задач:

- воспитывать духовность, гражданственность, патриотизм, трудолюбие через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;

- организовывать и развивать ученический коллектив на принципах духовности и нравственности;

- организовать внеурочную интеллектуально-познавательную деятельность, работу по профориентации;

- изучать профессиональные интересы и склонности;

- создать условия для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;

- укреплять взаимодействие семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно-нравственного воспитания школьников.

   Таким образом, духовно-нравственное воспитание старшеклассников будет успешным, если:

- выявлен и использован в урочной и внеурочной деятельности ценностный потенциал базового гуманитарного образования и, прежде всего, литературы;

- воспитательный потенциал курса литературы основывается на отечественных традициях духовности, прежде всего, православных;

- учтены особенности социокультурного окружения старшеклассников и системы дополнительного образования для построения социально значимой деятельности.

  В настоящее время особенно важно помочь подрастающему поколению выбрать незыблемые жизненные ориентиры, сформировать чёткое мировоззрение, основанное на высоком духовном и нравственном идеале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

«Формирование у школьников гуманного отношения к природе, через различные виды деятельности» доклад

Гуманное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни, но особенно интенсивно в школьные годы, где закладываются основы формирования личности человека, ...

Формирование регулятивных УУД на уроках английского языка через различные виды деятельности

Формирование умения учиться -  задача всех ступеней школьного образования.  Сущность  современного обучения - в создании условий, при которых в процессе обучения ребёнок становиться её ...

Развитие творческих способностей детей на уроке музыки через различные виды деятельности.

Основные виды деятельности на уроке, творческие задания и развитие творческих способностей....

Опыт работы «Формирование у школьников гуманного отношения к природе, через различные виды деятельности»

Формирование гуманного отношения у школьников к природе - важная проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. В результате антр...

Социально-профессиональное самоопределение обучающихся через различные виды деятельности на занятиях изобразительного искусства

     Задача педагога изобразительного искусства состоит в том, чтобы помочь обучающимся не только правильно выбрать профессию, но и выбрать нужное направление в будущей профессии...

"Развитие музыкальных способностей детей на уроке музыке через различные виды деятельности"

quot; Развитие музыкальных способностей  детей на уроках музыки через различные виды деятельности: развитие чувства ритма, формирование музыкального слуха, развитие вокально-хоровых навыков.Разв...