Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса
статья

Наумова Надежда Александровна

В статье рассказываю о том, какие формы организации  совместной деятельности с родителями и детьми  использую в своей работе как классный руководитель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса

Наумова Н.А.

В современной школе меняется многое: ее структура и содержание, позиция педагогов и учащихся, микроклимат их взаимоотношений, методика и техника урока. А что же осталось? Остались родители и дети—с их радостями, горестями, разрешимыми, а порой неразрешимыми проблемами, имеющие  потребность в своевременном совете мудрого, знающего детскую психологию педагога. Остался учитель, нуждающийся в сотрудничестве с родителями.

С тех пор как существует семья, она играет важную роль в воспитании детей.  Именно общение с родителями через разнообразные формы деятельности помогает нам не только изучить своих детей, их интересы и привычки, но и осознать важность взаимодействия.

Огромное значение в работе с родителями имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребенка, для развития его индивидуальности в общем доме «школа-семья». Старый школьный афоризм гласит: “Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями”.

Ведущую роль в организации сотрудничества семьи и школы играет классный руководитель. Задача классного руководителя состоит в том, чтобы создать условия для максимального развития таланта и способностей  ребенка с одной стороны, а с другой стороны - сохранить его душевное спокойствие и комфортное положение в детском коллективе.

С первого дня работы с детским коллективом  и коллективом родителей классный руководитель должен добиваться того, чтобы и дети, и родители понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье.  

Во взаимодействии с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции; только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в классе мероприятиях.

В планировании воспитательной работы я уделяю большое внимание совместным мероприятиям родителей и обучающихся. Такие мероприятия позволяют родителям увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение и просто пообщаться с другими ребятами. Родители должны быть вместе со своими детьми на экскурсиях, в походах, на классных часах, проводимых по инициативе ребят класса и самих родителей.

Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей.

При переходе на дистанционную форму обучения возникли  вопросы «Как организовать работу класса? Как сохранить то, чем класс жил? Как укрепить партнерские отношения всех участников образовательного процесса?». Ответы на них пришлось искать очень оперативно, потому что только регулярное общение учителя с учениками и их родителями в онлайн-формате помогло решить некоторые педагогические и психологические задачи, которые стояли перед педагогами. Я, как классный руководитель, использовала различные дистанционные формы для эффективного взаимодействия с учащимися и родителями. Эта форма работы в условиях дистанционного обучения позволила сделать наш труд наиболее открытым, видимым для родителей, научила всех участников образовательного процесса дистанционному взаимодействию и усилила работу с родителями.

Дистанционно были проведены многие воспитательные мероприятия, направленные на совместную деятельность учеников и родителей.

При планировании мероприятий большое внимание стараюсь уделить организации труда и нравственному воспитанию учащихся. Участие в подобного рода мероприятиях способствует формированию таких качеств, как доброта, милосердие, дисциплинированность, стремление приносить пользу обществу и в первую очередь своей семье.

В этом направлении проводились такие мероприятия, как

  1. Творческая мастерская, где ребята вместе с родителями занимались совместным приготовлением выпечки, обеда.  Мальчики с папами занимались изготовлением различных изделий.

Затем в режиме видеоконференции родители с детьми проводили мастер-классы и показывали результаты своей совместной работы.

  1. Участие в акции «Покормите птиц зимой», которое направлено на воспитание таких качеств, как любовь к природе и бережное отношение к ней.
  2. Подготовка детей и родителей к праздникам, таким как Новый год, Пасха и другие.
  3. Совместный труд детей с родителями
  4. Семейное чтение. Традиции семейного чтения – важный аспект воспитания. Много столетий книга была досугом, который развивал и воспитывал ребёнка. Однако сегодня телевизор и компьютер отодвинули чтение даже не на второй план, а гораздо дальше. Что, как не книга, может затронуть струны души ребёнка? Заставить его сочувствовать, сопереживать, становиться на место другого человека и делать выводы?

Традиции семейного чтения в семье очень важны.  Обсуждение прочитанного, дискуссии, обмен мнениями сближает  семью, создаёт  между  доверительные отношения.

  1. Часы общения с родителями и детьми

Большое внимание мною уделяется гражданскому и патриотическому воспитанию  подрастающего поколения. Ведь именно в подростковом возрасте формируется гражданское самосознание.  И я хочу, чтобы мои воспитанники стали настоящими патриотами своей Родины. Для достижения

этих целей  организую:

  1.  Совместный просмотр видеороликов, посвящённых  знаменательным событиям и датам. Так дети с родителями просмотрели ролик, посвящённый Дню космонавтики, ролики, посвящённые 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Дети войны», «Дорогами мужества»  и другие.
  2. Просмотр художественных  фильмов о войне, с последующим их обсуждением.
  3. Также дети с родителями участвуют в акциях «Бессмертный полк», «Окна Победы», акция, посвящённая Дню матери по созданию коллажей.
  4. Была проведена  виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею и прогулка по Москве для учеников и их родителей.

Неотъемлемой и очень важной частью моей работы является физическое воспитание учеников. Оно укрепляет здоровье учащихся, а также способствует выработке у школьников качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

По этому направлению проводились такие формы работы, как

совместная утренняя зарядка, подготовка к сдаче норм ГТО, походы на лыжах детей с родителями.

Сегодня я попыталась осветить лишь немногие формы работы с родителями, их, конечно, гораздо больше. И возможно вы их используете в своей деятельности. Но какие бы формы и приемы мы не использовали, надо помнить, что педагоги должны помочь родителям при решении многих, сложных вопросов воспитания детей, но школа никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в воспитании и развитии ребенка. Самое главное для ребёнка - чтобы его любили таким,  какой он есть.

Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям нужна от нас, учителей поддержка, помощь и просто добрый совет.

И если мы найдём ключик к каждой семье и детской душе – то несомненно подарим частичку своего сердца и воспитательный процесс обязательно будет иметь положительный результат!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Совместная деятельность детей и родителей как средство развития творческой активности детей."

Статья по итогам совместного занятия детей и родителей в студии мультипликации "Капитошка"...

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет «Творческая мастерская»

Иногда взрослые ломают голову: чем же заняться с ребенком? Предлагаю вашему вниманию образовательный маршрут, рассчитанный на возраст 5 -7 лет, который поможет Вам ответить на этот вопрос. Ответом мож...

Образовательный маршрут для совместной деятельности детей и родителей в сети интернет.

laquo;Готовность к школьному обучению. Использование интернет – ресурсов при подготовке к школе»....

статья "Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса"

Статья содержит описание новых форм  организации совместной деятельности детей и родителей класса....

Доклад по теме "Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса".

Доклад по теме "Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса"....

Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса

В статье рассмотрены формы организации совместной деятельности обучающихся и их родителей...