Сценарий классного часа по профориентации «Все профессии хороши! Выбирай на вкус!» для 9-х и 11-х классов
методическая разработка (9 класс)

Сырова Екатерина Владимировна

Разработка сценария классного часа по профориентации «Все профессии хороши! Выбирай на вкус!» предназначена для для 9-х и 11-х классов и включает в себя практические игровые задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий классного часа по профориентации

«Все профессии хороши! Выбирай на вкус!»

Цель: знакомство с потребностями экономики в кадрах, с проблемой непрестижных профессий, выявление особенностей темпераментов и характеров учеников, их способностей и умений, которые помогут определиться с выбором будущей профессии.

Задачи:

- развитие памяти, мышления, внимания, логики, творческих способностей;

-обучение эффективному взаимодействию, коллективному принятию решений, стратегии сотрудничества; выработка коллективной стратегии выживания;

- воспитание справедливости, чувства ответственности.

Оборудование: презентация «Все профессии хороши! Выбирай на вкус!», видеоролик «Профессии будущего», худ.фильма «Затерянный остров» (США),  карточки, бумага, ручки.

 План занятия:

  1. Огр. момент, приветствие (2 мин). Слайд 1.
  2. Вступление (видеоролик «Профессии будущего» (4 мин)).
  3. Обсуждение проблемы и ранжирование задач по степени значимости их решения (30 мин)
  1.  Игра «Необитаемый остров» (20 мин) Слайд 2.

Цель игры: знакомство с потребностями экономики в кадрах, с проблемой непрестижных профессий; игра помогает лучше осознать роль тех или иных профессий в жизни общества.

Ход игры:

1. Общая инструкция: «Представьте, что мы все «чудом» попали па необитаемый остров где-то в южных широтах. Давайте представим это (учитель включает начало худ.фильма «Затерянный остров». США.) Когда нас спасут - не известно.

Перед нами стоят 2 задачи: первая - выжить, вторая - остаться при этом цивилизованными людьми. За 20 минут мы должны доказать самим себе, что мы сможем решить эти задачи. Мы сидим на берегу океана и обсуждаем, что нам делать дальше. Я, как старшая из вас, буду руководителем, по я сразу же хочу установить в нашем обществе демократию. Итак, ваши предложения...».

2. Участники предлагают то, что необходимо для выживания (обычно это постройка жилья, организация питания и т. д.), а ведущий выписывает все предложения на доске или Слайд 3, или даёт готовые заготовки слов, если они совпали с предложениями детей (Приложение 1).

3. Далее все предложения обсуждаются, в результате чего остаются наиболее важные. Все это отражается на классной доске (5-10 минут).

4. Когда установлен перечень работ, необходимых для выживания, следует, исходя из общего количества играющих (в том числе и ведущего), определить, сколько человек необходимо для каждой работы. Определяется это в ходе совместного обсуждения, а ведущий выписывает против каждого вида работ названное участниками количество работников. Время на этот этап - 3-5 минут.

5. Далее учитель предлагает поднять руки тем, кто хотел бы выполнять ту или иную работу (в соответствии со списком выделенных работ), и независимо от требуемого количества выписать число желающих на доске. Как правило, возникает некоторое несоответствие требуемого и желаемого. (Если времени на игру мало, можно остановиться на этом этапе, организовав после него дискуссию по теме «Несоответствие потребностей общества и профессиональных намерений школьников».)

6. Учитель объявляет, что «его поразила неизвестная болезнь и через 3 минуты он умрет». За это время надо выбрать из участников Совет, который будет организовывать дальнейшее выживание. Тут же решается вопрос о количественном составе совета и о конкретных кандидатурах.

7. «Умирая», учитель сообщает, что превращается в «злого духа», который абсолютно неуязвим, но может принести немало бед и трудностей группе. Сказав это, учитель предлагает совету организовать дальнейшее выживание, а сам уходит на последнюю парту и некоторое время не вмешивается в игру.

8. Совет учащихся пытается организовать выживание (добиться соответствия требуемого и желаемого числа работников, организовать работу в конкретных рабочих группах в виде обсуждения предстоящих дел и т. д.). В зависимости от успешности работы Совета ведущий может несколько усложнять работу в виде следующих вмешательств, например: 1) с помощью тропических болезней нейтрализовать наиболее активных школьников (вызвать необходимость медицинской помощи); 2) с помощью ветров, ливней осложнить деятельность некоторых рабочих групп; 3) пригрозив эпидемией, подсказать необходимость сооружения санитарно- гигиенических объектов (выход на непрестижные профессии) и т. д. Если Совет неплохо справляется со своими обязанностями, вмешательство учителя может и не понадобиться.

9. Обсуждение игры начинается с вопроса «Удалось ли нам выжить?» и «Остались ли мы цивилизованными людьми?». Отвечая на вопросы, участники должны кратко обосновать свое мнение. В случае необходимости учитель может и сам ответить на эти вопросы.

10. Типичные трудности состоят в том, что богатые возможности игры несут опасность увлечься каким-либо одним ее аспектом (обсуждение конкретных работ, увлечение географическими деталями острова, борьба с «тунеядцами» и т. д.) и потерять главную линию игры - обеспечение конкретных потребностей задач выживания.

Поскольку многие вопросы выживания решаются коллективно, учитель должен следить за дисциплиной и ввести правила обсуждения:

• хочешь сказать - подними руку;

• один говорит - все молчат;

• время на высказывания - 15-20 секунд.

Чтобы меньше стоять спиной к классу, многочисленные записи на доске можно предложить делать одному из учащихся.

При наличии достаточного количества времени в ходе игры можно обсуждать вопросы соответствия качеств участника требуемой работе и даже организовать игровые группы подготовки кадров.

  1. Игровое упражнение «А вот и я» (10 мин)

Цель упражнения: смоделировать некоторые элементы собеседования при приеме на работу и таким образом повысить уровень готовности поступающих к подобным собеседованиям.

Ход игры:

1. Каждый участники  надевает на голову надпись «претендент» или «руководитель» (Приложение 1), на отдельном листочке выписывает 5-7 главных правил поведения для поступающего и 5-7 главных правил проведения беседы для члена приемной комиссии, которые позволили бы ему не ошибиться при выборе претендента. На это отводится примерно 5-7 минут.

2. Ведущий предлагает двум игрокам в течение 7-10 минут разыграть сценку собеседования. Сразу же уточняется, кто будет играть претендента на вакантное место, а кто - руководителя учреждения. Желательно, чтобы вакантное место было достаточно престижным, но в то же время реальным для трудоустройства. Уточнить это должен игрок, которому досталась роль руководителя. Другой игрок - претендент на вакантное место - сразу же уточняет, какими основными качествами обладает его герой, например, указывает его возраст, пол, образование, жизненный опыт.

3. Во время разыгрывания сценки остальные участники внимательно наблюдают за действиями игроков, отмечая для себя, насколько их действия соответствуют выписанным на их листочках правилам поведения для руководителя и претендента.

4. После разыгрывания ситуации слово дается главным игрокам. Они оценивают себя, соотнося свои действия с выписанными ранее правилами поведения. Затем могут высказаться и остальные участники. Желательно завершить первое обсуждение за 5-7 минут.

5. Перед тем как начать общую игру, учитель может зачитать основные правила для человека, желающего произвести хорошее впечатление, и для руководителя, который не хочет ошибиться в своем выборе.

Например: чтобы понравиться другим людям, можно ориентироваться на правила, выделенные Д. Карнеги:

- искренне интересуйтесь другими людьми;

- улыбайтесь;

- помните, что имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке;

- будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о себе;

- говорите о том, что интересует вашего собеседника;

- внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.

Для руководителей можно порекомендовать следующее:

- не поддаваться первому впечатлению от внешности претендента (важнее для работы все-таки деловые качества).

- не переоценивать «красноречие» претендента, которое не всегда свидетельствует об организаторских способностях;

- не переоценивать различные /дипломы «с отличием» (они вполне могут быть «купленными» или полученными без особого труда);

- при первой встрече следует поменьше говорить самому руководителю и побольше слушать претендента;

- даже если претендент поначалу и не произвел впечатления, не следует ему отказывать сразу; можно вежливо предложить ему позвонить через несколько дней;

- руководитель должен хорошо сам понимать, какой же работник ему нужен (хотя бы примерно представлять, какими качествами и характеристиками он должен обладать, чтобы хорошо выполнять работу или обучаться по конкретной специальности).

6. После этого ведущий предлагает выйти следующему добровольцу на более сложную и интересную роль - претендента, беседующего с приемной комиссией.

7. Доброволец сам определяет, в какое учебное заведение и на какую специальность он собирается поступать, а также кратко называет основные характеристики своего «героя».

8. Наконец, проводится итоговое обсуждение. Если у приемных комиссий разные мнения, то организуется небольшая дискуссия  между игроками. Общим итогом игры могут стать совместно разработанные и уточненные правила поведения для претендента и для руководителя.

Главное для упражнений такого типа - постараться меньше фантазировать и быть ближе к реальности.

  1. Подведение итогов.
  2. Рефлексия.

Приложение 1

приготовление еды

тэн

разделывание мяса

охота

строительство жилья

огонь

разведение растений

рыбалка

вырубка деревьев

огород

добыча еды и воды

одежда

психологическая помощь

лечение

изготовление кухонной утвари

ведение дневника

контроль над выполнением работы

контроль времени

досуг, развлечения

запасы еды

охрана, безопасность

технологии

уборка территории

карта

изготовление мебели

разведка территории 

РУКОВОДИТЕЛЬ

ПРЕТЕНДЕНТ

НЕОБИТАЕМЫЙ

ОСТРОВ

Литература:

https://finances.social/menedjment_695/neobitaemyiy-ostrov-38893.html

https://ped-kopilka.ru/psihologija/igry-po-proforientaci-dlja-starsheklasnikov.html

https://www.youtube.com/watch?v=Bgh0QPWaulo

https://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%8D%D1%82%D0%BE&from=tabbar&pos=18&img_url=https%3A%2F%2Fpbs.twimg.com%2Fmedia%2FDyfHJChXcAAjI5I.jpg&rpt=simage

Тест

 https://ru.savefrom.net/7/#url=http://youtube.com/watch?v=LNjLq5TMi8k&utm_source=youtube.com&utm_medium=short_domains&utm_campaign=www.ssyoutube.com&a_ts=1615580783.623


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по профориентации. "Все работы хороши, выбирай на вкус".

Внеклассное мероприятие проводилось в рамках "Недели труда"....

Сценарий классного часа по профориентации «Формула профессии»

Сценарий классного часа по профориентации «Формула профессии»Истинное сокровище для людей - умение трудиться.Цели:Определить формулу профессии.Задачи:расширить представление детей о различных професси...

Игра по профориентации «Все работы хороши - выбирай на вкус» (5-6 класс)

Здравствуйте, ребята!Ребята, вы сейчас – ученики школы, но не далек тот час, когда вы вступите в новую пору своей жизни. Сейчас главным для вас является учеба, ваше разностороннее развитие –  это...

классный час: Игра по профориентации «Все работы хороши - выбирай на вкус» (5-6 класс)

Чтобы получше познакомить с профессиями и тем, чем занимаются люди этих профессий,  мы совершим с вами путешествие в ваше будущее и попробуем себя в разных видах деятельности....

Игра по профориентации «Все работы хороши - выбирай на вкус» 5 класс.

Игра по профориентации "Все работы хороши - выбирай на вкус" для учащихся 5 классов....

Сценарий классного часа по профориентации по теме «Пути успеха- или профессия, которую я выбираю!»

Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить о...