Классный час по профориентации в старших классах
классный час (11 класс)

Агасбекова Мадина Салимовна

Классный час по профориентации в старших классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_v_11_klasse_na_temu.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие в 11 классе на тему: «Дорога, которую ты выбираешь»

Цели урока:

Образовательные:

- подготовить учащихся к правильному выбору будущей профессии;

- активизация познавательного интереса.

Развивающие:

- развитие умения формулировать собственное мнение и позицию;

- развитие навыка взаимодействия друг с другом и со взрослыми для решения проблемного вопроса;

- расширение кругозора в области профессий;

- обучение работе в команде.

Воспитательные:

- формирование умения слушать и слышать собеседника;

- формирование устойчивого интереса к выбору будущей профессии;

- формирование реалистичного отношения к действительности.

Задачи:

1) Формировать у учащихся активное и ответственное отношение к жизни;

2) Помочь учащимся выявить свою профессиональную направленность;

3) Расширить знания учащихся о мире профессионального труда;

4) Создать положительную мотивацию выбора профессии.

Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения; технология развивающего обучения; игровые технологии.

Методы:

словесно - проблемный;

- наглядный;

- проблемно - поисковый;

- практический.

Форма проведения занятия: урок-игра, урок-беседа

Обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, аудиозаписи раздаточный материал, маркеры, листы бумаги, памятки.

Этапы проведения игры:

1. Подготовительный этап

2. Этап реализации

3. Этап подведения итогов

4. Этап рефлексии

Ожидаемые результаты: повышение познавательного интереса учащихся к миру профессий, пересмотр своего отношения к будущему роду занятий. Дети узнают много нового и интересного, что  достижимо благодаря большой практической части игры . Интересная практика, а не теория, даст положительный результат мероприятия.

Ход урока:

Слайд № 1-Название темы

Слайд № 2-Видеоролик

Учитель:   Добрый день, ребята! Сегодняшнее наше занятие я хочу начать с просмотра видеоролика. Пожалуйста, обратите ваше внимание на доску.

(После просмотра ролика задаю вопрос: «Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?) (Ответы детей) Правильно, ребята, молодцы. Вместе с вами  я хочу провести внеклассное мероприятие  под названием «Дорога, которую ты выбираешь». Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от него  зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, интересы, и счастье в жизни. Эпиграфом нашего занятия будет высказывание философа Сенеки: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Но я думаю, что у вас есть еще время, для того, чтобы определить свою пристань в жизни. Человек должен очень ответственно подходить к своему решению. И сегодня мы еще раз окунемся в мир профессий, вам предоставляется еще одна возможность побывать на нескольких пристанях. Может кто-то еще не до конца определился или  же окончательно утвердиться уже в своем выборе.

I. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика»

  Слайд № 3. Что же такое профессия? На доске написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность.

Слайд № 4. Как бы вы объяснили различие между этими словами?»

(Дети дают ответы.)

Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства.

Должность - это место, занимаемое человеком в организации.

II. Игра «Ребусы»

Учитель:   «Давайте в качестве разминки попробуем разгадать ребусы, в которых спрятались профессии.

Слайд № 5. Санитар.

Слайд № 6. Зоолог

Слайд № 7. Адвокат

Слайд № 8. Водитель.

Слайд № 9. Врач.

Слайд № 10. Тренер.

Слайд № 11. Учитель.

III. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии»

Учитель: Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий.

Слайд № 12.

1) «Самые модные профессии».

2) «Самые забытые профессии».

3) «Профессии, которые всегда нужны».

4) «Самые отважные профессии».

Примерные списки профессий:

Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.

Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.

Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.

Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, шахтер, военный и т. п.

Учитель: Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире  около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.

 Ребята, как вы думаете, что влияет на выбор места работы? (Ответы учащихся, примерные: высокий заработок, любовь к профессии, престижность и отсутствие выбора).

 Игровая разминка.

А теперь давайте отдохнем и поиграем в “Угадай профессию”.

Желающим я раздам карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки одноклассникам нельзя.

Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, без слов. Ребята должны угадать, какую профессию им демонстрируют.

Прилагаемый список профессий:

Плотник, пилот, жонглер, штукатур, швея, врач, художник и т.д.

Игра «Самая-самая». 

Инструкция: сейчас вам будут предложены на карточках необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике.
Участникам предлагаются следующие характеристики:
· самая зеленая профессия (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...);
· самая сладкая профессия (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)  ;
· самая денежная профессия (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)  ;
· самая волосатая профессия (парикмахер...);
· самая детская профессия(воспитатель, педиатр, учитель...)  ;
· самая смешная профессия (клоун, пародист...);
· самая общительная профессия (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)  ;
· самая серьезная профессия (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...).

IV. Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Учитель: «Очень часто сталкиваюсь с такой ситуацией, когда человеку задаешь вопрос: «Доволен ли ты выбранной профессией?», некоторые говорят, что ошиблись в своем выборе, некоторые  признаются, что не совсем довольны. Почему же молодые люди ошибаются в своем выборе? Как вы считаете?»

Примерные ответы детей:

- «Давят» родители.

- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

- Выбирают «за компанию».

- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

Учитель: «Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Но как же тогда правильно выбрать профессию?»

Чтобы правильно выбрать профессию, вам необходимо учесть три момента:

Слайд 13: - во-первых, каковы ваши интересы и склонности (коротко назовем это вашим «хочу» - это все, что мне нравится, к чему лежит душа);

- во-вторых, каковы ваши профессиональные качества: здоровье, квалификация, способности (это ваше «могу» – это все, что мне по силам, по способностям);

- в-третьих, какие профессии пользуются спросом у работодателей (иначе, говоря каково сегодня «надо» – это все, что нужно для общества, страны).

Условно, эти составляющие факторы можно обозначить как формулу профессий: «хочу», «могу», «надо». Если вы сумеете их совместить, ваш профессиональный выбор будет удачным.

Учитель: Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:

 интересна и привлекательна для вас;

 соответствует вашим способностям;

 пользуется спросом на рынке труда.

Тренинг "Своя игра"

При выборе профессии многие подростки уже знакомы с  понятием, которые выражаются тремя словами:

Хочу                                      Могу                                       Надо

Но часто предпочитают при выборе профессии прислушиваться к своему «Хочу». Наше занятие сегодня будет посвящено преимущественно сферам «Могу» и «Надо».

Упражнение  «Необитаемый остров»

Описание упражнения. Обучающимся сообщается информация, что все они пассажиры корабля, который потерпел крушение. Из-за этого происшествия, выжившие вынуждены находиться на необитаемом острове. Помощи  ждать неоткуда - был шторм, и их корабль сильно сбился с пути.  Задача ребят:  вместе определить, в чем и в каких специалистах (повар, охотник, швея и т. д.) они будут нуждаться. Ведущий слушает предложения группы и все их записывает на доске.

Психологический смысл упражненияУчастники могут задуматься о таких понятия как «престижность» и «нужность» в профориентационном контексте.

Упражнение  «Что я могу?»

Описание упражнения. Участникам группы предлагается по очереди выбрать себе профессию и обосновать свой выбор. Если одну и ту же профессию захотят получить двое или более ребят, им предлагается объяснить группе участников, почему именно они достойны данной роли.

Психологический смысл упражненияОбучающимся придется задуматься о своих способностях, закрепиться навык личной аргументации.

Обсуждение результатов упражнений. 

Слайд №14 Учитель: Чтобы сориентироваться в мире профессий, я познакомлю вас с классификацией профессора Е.А. Климова, его классификация делит все профессии на 5 основных типов:

1.Человек-природа. Этот тип объединяет людей, профессии которых связаны с животными, растениями и природой -это ветеринар, овощевод, гидролог, растениевод, механизатор, тракторист.
2. Человек-техника. Эти люди связаны с техникой - водители, автослесари, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.
3. Человек-человек. Общение с людьми. К ним относятся: учитель, врач, парикмахер, продавец и т.д.
4. Человек - знаковая система. Люди этой профессии должны иметь широкий кругозор - это бухгалтеры, учёные, люди, работающие с компьютерами.
5. Человек - художественный образ. Этих людей отличает художественная фантазия, талант художники, писатели, дизайнеры.

IV. Тестирование

Слайд № 16. Учитель: « Немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.

(Дети рисуют фигурки)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

А теперь слушайте ключ к тесту (читает).

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.»

V. Рефлексия

Слайд № 17

  1. Как вы думаете, нужно ли вам уже сейчас задуматься о выборе будущей профессии?
  2. Что вам больше всего понравилось?
  3. Что из нашей беседы вам пригодиться для выбора будущей профессии?

Учитель: Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.

Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».

Слайд № 18. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Найти себя. Классный час по профориентации в 9 классе

1. Подбери примеры профессий. 2.Найди профессии. 3. Оцени профессии....

Классные часы по профориентации для 9 класса.

Подборка классных часов по профориентации для 9 класса....

Классные часы по профориентации для 8 класса

Подборка классных часов по профориентации для 8 класса....

Профориентация в старших классах.

Цель работы классного руководителя: видение выпускника не только как ученика общеобразовательного учреждения, но и как человека, который выберет себе профессию по душе....

Марафон профессий (профориентация для старших классов)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15965034","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"346","width":"480"}}]]...

Выступление на методическом объединении: «Профориентация в старших классах»

Выступление на методическом объединении: «Профориентация в старших классах»...

Выступление на методическом объединении: «Профориентация в старших классах». Презентация

Выступление на методическом объединении: «Профориентация в старших классах».Презентация...