Классный час в 7 классе: «Этикет – правила хорошего тона» (этический турнир).
классный час (7 класс)

Часовникова Оксана Аркадьевна

Открытый классный час в 7 классе: «Этикет – правила хорошего тона» был мною разработан и проведён в рамках  школьного педсовета «Влияние возрастных особенностей подростка на его успеваемость и межличностные отношения». Своевременность и актуальность этой темы очевидны, так как в среде подростков часто возникают ситуации этического плана. Подобранный материал позволяет школьникам не только посмотреть на себя со стороны, но и дать верную оценку манерам поведения. Информативный материал расширяет кругозор и знания ребят по данной теме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Классный час69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый классный час в 7 классе: «Этикет – правила хорошего тона»,

Разработан Часовниковой Оксаной Аркадьевной.

Цель: В игровой форме обобщить знания ребят об этикете – правилах принятых в обществе.

Образовательная задача: обобщение знаний ребят о правилах поведения принятых в обществе. Расширение кругозора.

Развивающая задача: привитие ребятам правил хорошего тона в непринужденной, игровой форме.

Воспитательные задачи: расширить знания о правилах культурного поведения; углубить понимание нравственного смысла этих правил; сформировать положительное отношение к правилам поведения, стимулировать самовоспитание и самоконтроль.

Форма проведения: этический турнир.

Оформление: На доске тема.

Плакат с высказываниями об этикете, о вежливости.

Репродукции картин художников.

Карточки с заданием для учащихся.

План.

  1. Представление команд, жюри.
  2. Что такое этикет? Хорошие манеры?
  3. С чего начинаем общение с людьми?
  4. I тур «Приветствие». Итоги.
  5. « Я вас вижу».  Стихотворение.
  6. II тур « Аукцион вежливых слов». Итоги.
  7. Этикет и этикетка.
  8. III тур « Карточки с ситуациями». Итоги.
  9. Следи за выражением своего лица, ведь лицо  «зеркало души».
  10. IV тур «О чём говорит лицо?». Итоги.
  11. Научись владеть собой.
  12. V тур «Ваша мимика». Итоги.
  13. Мы не Робинзоны.
  14. VI тур «Сегодня на уроке». Итоги.
  15. Этикет люди ввели ещё в древности.
  16. VII тур « О чём говорит народная мудрость?».
  17. Вопросы ребятам. Осмысление материала.
  18.  Подведение итогов турнира.

Ход классного часа:   Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы проводим этический турнир между командами: «Звёзды вежливости» и « Ровесник» (девиз, эмблема).

Следовательно,  мы ещё раз поговорим об этикете. Этикет (фр. церемониал)  - установленный в обществе порядок и правила поведения, формы обхождения между людьми.

Ведь уважающий себя человек должен соблюдать культуру поведения, а следовательно обладать хорошими манерами. А как вы понимаете слово манеры? Манеры – это умение вести себя в обществе. Правила этикета должны стать нормами поведения, войти в привычку. В этом случае говорят о хороших манерах. Когда человек постоянно нарушает правила, говорят что у него дурные манеры. К примеру, вы  сегодня красивые и нарядные, окружающим приятно на вас смотреть. А ведь   следить за внешним видом  это хорошая манера.

С чего мы начинаем общение с людьми? С приветствия, правильно. Эта хорошая манера прочно вошла в нашу жизнь. И при встречи, мы говорим, друг другу  привычное для нас слово – здравствуйте!

Ребята, а вы знаете, что у каждого народа своё приветствие: «Здоровенько буллы!» или « Я вас вижу», это тоже приветствие. Я представляю ваше удивление,  если бы начало разговора было таким: «Ели вы сегодня?» или таким «Здоров ли ваш скот?». А ведь это тоже приветствия. Именно такими фразами обменивались жители Древнего Китая, Монголии, Египта. На первый взгляд немного смешно, но если подумать чуть-чуть, то легко можно доказать, что «Здоров ли ваш скот?» это и есть здравствуйте. Для этого нужно вспомнить, что составляло основу жизни монголо-кочевника в старые времена? Правильно, стадо. Здоровы животные – хватает еды,  всё благополучно в семье. Пал скот, от хвори или бескормицы – у людей голод, болезни, смерть. Вот и получается пожелать здоровье рогатым кормильцам скотовода – всё равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким.

1.Ребята, а какие вы знаете приветствия? Это выявит турнир между двумя командами. Каждая команда по очереди называет приветствие, выигрывает та команда, которая последней скажет приветствие. Например: здравствуйте, привет, как поживаете, как ваше здоровье, добрый день, с добрым утром и т.д. Подводятся итоги в первом туре.

А вот ещё одно интересное приветствие. Словами «Я вас  вижу» обмениваются при встрече зулусы. У народов Африки есть приветствия на все случаи жизни: работающему, уставшему, путешественнику, чужестранцу, сидящему, стоящему, счастливому, несчастному и т.д. Представьте, каково приходится маленьким африканцам, пока они это всё выучат. И ведь нельзя перепутать. Это издавна считается невоспитанностью.

Да по-разному отмечают люди самое простое и самое частое событие в своей жизни – встречу с другим человеком. И всё-таки общее тут есть.

Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена и у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, в хороших словах привета заключено очень большое и важное содержание. И сейчас мы вместе и расшифруем: «Я тебя вижу и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относилась. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья». Вот что означает простое, обыкновенное «Здравствуйте!». Этому удивительному слову посвящено стихотворение Вл. Солоухина:

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были, совсем незнакомы, здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто здравствуйте, больше ведь мы ничего не сказали

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Правда многое тут зависит от того, каким тоном вы поздоровались. Вежливость ещё никому не мешала. Будь вежлив ведь это тоже хорошая манера.

2. Сейчас проверим, какие вы вежливые. Ведь путь к успеху в общении с людьми – это вежливость. Проводится  Аукцион вежливых слов. Каждая команда называет по очереди слова на предложенную тему. Побеждает команда назвавшая больше вежливых слов.

Темы: 1) Вежливые слова при обращении с просьбой.

Примеры: будьте любезны, скажите пожалуйста, разрешите обратиться, будьте добры, позвольте, разрешите, очень прошу, дайте пожалуйста, не откажите в любезности, сделайте одолжение, не сочтите за труд, если вам не трудно, если вас не затруднит).

2) Вежливые слова, когда извиняются.

Примеры: простите пожалуйста, извините, простите я нечаянно, извините я не хотел, прошу прощения, приношу извинения, прошу меня простить, примите  мои извинения, должен извиниться перед вами, искренне извиняюсь перед вами, не будете ли вы так любезны меня простить, пожалуйста не держите на меня зла.

Подводятся  итоги  второго тура.

3. Очень важно чтобы вы не путали слово этикет со словом  этикетка. Ведь за внешним лоском, могут скрываться дурные манеры. Важно чтобы каждый из вас это помнил. Ведь ваши жесты, движения, позы, способы приветствий за столом, вкус в одежде это только «наружная часть айсберга», главное, что скрывается  внутри человеческой души. Воспитанность, хорошие манеры – не просто этикетка. Они прочно связаны с внутренней культурой человека.

 А теперь каждая команда выберет карточку с ситуацией. В течение минуты команды обсуждают свои ситуации. Каждая команда по очереди зачитывает ситуацию и даёт свой ответ. Если ответ не верный право дать ответ предоставляется команде-сопернице.

I ситуация – В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Саша увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Анна Петровна». Какая допущена здесь ошибка? А может быть всё в порядке?

II ситуация  - Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Какие ошибки сделал мальчик, обращаясь к прохожему?

Ответы по первой ситуации: Мальчик не должен был прерывать разговор двух взрослых людей, даже если ему очень хотелось поздороваться с учителем.

Ответы по второй ситуации: Мальчик не должен был кричать, а спокойно  спросить: «Скажите, пожалуйста, который час?» Три ошибки.

III ситуация – Можно ли вместо здравствуйте, говорить «привет»? Если да, то когда, в какой ситуации?

IV ситуация – Вы вошли в автобус, с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья, надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?

Подводятся итоги третьего тура.

4. Следи за выражением своего лица – это тоже хорошая манера. Ведь лицо это «зеркало души».  И по нему легко определить,  о чём человек думает, какое у него настроение, какой характер: добрый, злой, хитрый, простодушный и т.д. Часто по выражению лица человека можно узнать, как он относится к окружающим людям. В этом можно убедиться, рассмотрев картины художников.

 Следующий тур называется «О чём говорит лицо?». По одному участнику команды подходят к картине и по очереди рассказывают, о чём говорит лицо?

Название  картин

Ответы учащихся

1. В.М. Васнецов «Алёнушка»

Печаль.

2. П.А. Федотов «Свежий кавалер»

Гордость, надменность.

3.В.Г. Перов «Тройка»

Усталость, изнеможенность.

4. П.А. Федотов «Завтрак аристократа»

Испуг, нерешительность.

Подводятся итоги четвёртого тура.

5. Научись владеть собой  - это тоже правило поведения в обществе. Ведь воспитанный человек должен уметь контролировать свои эмоции, следить за мимикой, жестами. Давайте посмотрим на себя со стороны. Следующий тур называется  ваша мимика. Вызываются два участника от каждой команды. Задание состоит в том,  чтобы показать с помощью жестов и мимики предложенную ситуацию, а затем осудить эту мимику. Один участник читает ситуацию и изображает, второй – осуждает мимику ученика.

I ситуация – Ученик нечаянно задел чужой учебник и он свалился с парты. Показать негодующее лицо владельца этого учебника.

Ответ-осуждение: Этот ученик чрезмерно вспыльчив и своей мимикой показал неуважение к однокласснику. Контролируй свою вспыльчивость.

II ситуация – Показать обиду на лице ученика получившего двойку.

Ответ-осуждение: Никто не виноват кроме тебя,

 умей сдерживать свои чувства.  Подводятся итоги пятого тура.

6. Ребята, каждый из вас должен вести себя так, чтобы  окружающим людям, было приятно с вами жить. Ведь вы не Робинзоны на необитаемом острове, вы живёте среди людей, и должны вести себя подобающим образом, то есть соблюдать правила хорошего тона или проще сказать этикет. Сейчас вы учитесь в школе и как школьники должны соблюдать школьный этикет – правила поведения учащихся. Как вы их знаете, покажет следующий тур, который называется  « Сегодня на уроке». Команды по очереди показывают сценки о нарушениях правил поведения учеников. Команда-соперница отвечает на вопрос: Какими правилами пренебрегли ученики? Называет и аргументирует ошибки в поведении учеников.

  1. команда – сценка « Опоздание на урок».

Автор: Звенит  звонок. Ребята проходят в класс, встают возле парт. Входит учитель Мария Ивановна.

Мария Ивановна: Здравствуйте ребята! Садитесь. Начинаем урок…

Автор: И тут дверь в класс распахивается и показывается голова Вовки Лукина.

Вовка Лукин: А что уже был звонок?

Автор: Он глядит в недоумении на сидящих за партами ребят. Ребята подхихикивают над ним.  А Мария Ивановна строго смотрит на него сквозь очки и говорит.

 Мария Ивановна: Это что такое? Войди, как положено в класс.

Вовка Лукин: А что я сделал-то? Что я виноват, что звонка не слышно!

Мария Ивановна: Посмотри на ребят. Они все слышали звонок. А почему ты не слышал?

Автор: И тут Вовка задумался, глядя на потолок. Для пущей важности он почесал затылок, но так и не смог объяснить причину своего опоздания. Ведь уважительной причины у него не было. Тогда Мария Ивановна сказала.

Мария Ивановна: Ну что ж, на первый раз мы тебя прощаем. Но впредь не опаздывай на урок.

Допущенные учеником ошибки: 1. Нельзя опаздывать на урок.

  1. Войдя, он помешал другим.
  2. Не поздоровался, не попросил извинение и разрешение сесть.
  3. Он начал кричать, оправдываться – этим привлёк внимание к себе ребят и отвлёк от урока.
  4.  Дурные манеры: чесать затылок, смотреть в потолок, грубить вместо того, чтобы выполнить просьбу учителя.

2. команда – сценка «Разрешите мне сказать».

Автор: На уроке химии учитель проверяет домашнее задание.

Елена Ивановна: Сейчас я посмотрю, как вы выучили химические элементы таблицы Д.И. Менделеева.

Автор: Она показывает один из элементов периодической системы.

Елена Ивановна:  Что означает буква H в таблице?

Автор: Водород – хором закричали несколько человек. Елена Ивановна покачала головой. И строго сказала.

Елена Ивановна:  Так не годится. Вы знаете, что тот, кто хочет ответить, поднимает руку. А теперь посмотрите сюда. Что за элемент скрывается под этой

буквой – С?

Автор: Тут все стали тянуть руки. Каждый старался поднять руку повыше. А Вера выкрикивала: « Я скажу, меня, пожалуйста, спросите!». Ей вторили остальные. А Вовка не удержался и снова крикнул: углерод.

Елена Ивановна:  Нет, друзья, так не годиться. Вы ведёте себя неправильно. Имейте терпение и выдержку. Я вижу, вы неплохо выучили химические элементы и сможете выполнить следующее задание письменно. Напишите формулу соляной кислоты (НСl) и подпишите каждый элемент её образующий. Она хотела ещё что-то добавить, но Вера перебила её.

Вера: А формулу выделять зелёной пастой?

Елена Ивановна:  Формулу выделять зелёной пастой, но ты опять нарушила правила поведения, и вела сегодня на уроке себя не вежливо.

Допущенные учеником ошибки: 1. Нельзя выкрикивать на уроке, это неуважительно по отношению к остальным.

2. Если хочешь ответить, нужно молча поднять руку.

3. Дурные манеры: перебивать, выкрикивать, махать руками.

4. Нельзя перебивать чужую речь, это невежливо, нужно всегда дослушать до конца. Тем более речь учителя, ведь это мешает уроку.

5. Если хочешь спросить о чём-то учителя, нужно поднять руку и таким образом попросить разрешения задать вопрос.

Подводятся итоги шестого тура.

7. Мы подошли к финальному туру нашей игры.  Я надеюсь, что каждый из вас уяснил, какие правила хорошего тона ещё предстоит в себе воспитать. Ведь кто-то в наших героях,  наверное, узнал себя. Не забывайте, что этикет люди ввели ещё в древности, как норму отношений между людьми в обществе. Древнегреческий философ Аристотель описывая, как должен держаться вежливый и воспитанный человек, особо подчёркивал, что «он должен остерегаться огорчать людей». Поэтому если вы претендуете стать членами цивилизованного общества, пожалуйста, не забывайте об этикете. Помните его также как помнили наши предки. И следующий тур называется «О чём говорит народная мудрость?». Перед вами высказывания классиков и народные пословицы. Каждая команда объясняет смысл доставшегося высказывания.

  1. « Слово лечит, слово и ранит». Русская пословица.

Ответ: Прежде чем сказать подумай, не обидишь ли ты этим словом человека.

             2. « Если ты сыт и одет, позаботься о хороших манерах». Японская пословица.

Ответ: Хорошие манеры необходимы человеку также  как еда и одежда.

  1. « Великие достоинства и слава идут на убыль от дурного нрава».

Фердоуси таджикский поэт Х века.

Ответ: Умей вести себя в обществе. Общество не оценит твоих заслуг, если ты груб и невоспитан.

              4. « Ничто не даётся нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость».  Сервантес.

Ответ: Ничего не стоит нам быть вежливым, но это так дорого ценится окружающими людьми.

Пока жюри подводит итоги седьмого тура и общие итоги турнира. Я хочу задать вам несколько вопросов:  Ребята, что вы узнали для себя нового, интересного и полезного?

А нужны ли, вообще, эти правила хорошего тона?

Нужен ли этикет на необитаемом острове?

Конечно, нет.  Ведь этикет необходим в обществе, чтобы люди относились  друг к другу дружелюбно, приветливо.  А значит, знали правила хорошего тона, перечень которых можно ещё продолжать: как вести себя за столом, дома, в театре и т.д. Я думаю, к этой теме мы ещё вернёмся. А теперь прошу жюри огласить итоги турнира.

Сегодня проигравших нет, ведь каждый из вас по праву может назвать себя «Знатоком этикета». На этом классный час окончен. До свидания ребята!

Регламентация баллов за каждый тур.

I тур 1б. за победу, и 1б. за оригинальное название, девиз и эмблему.

II тур – 1б. за победу.

III тур – 1б. за каждый верный ответ.

IV тур – 1б. за каждую верную оценку лица.

V тур – 1-3б. за точность ответа, за артистичность, за соответствие образу.

VI тур – 1-6б.  за актёрское мастерство, за каждую верно названную ошибку в поведении учеников.

VII тур – 1-3б.  за логику мышления, за красноречие. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол: «Правила хорошего тона»

«Важное место в культуре общения занимает речь. Поговорим о культуре речи. Культура речи проявляется в том, как мы произносим слова, строим фразы. О красоте нашей речи будут судить по мелодичнос...

Воспитанный человек, какой он? Правила хорошего тона.

Воспитательная работа в коррекционной школе VIII вида организуется с учетом особенностей развития и познавательной деятельности умственно отсталых детей и осуществляет  разностороннее развитие ли...

Конспект урока СБО "Этикет. Правила хорошего тона"

Познакомить учащихся с правилами поведения в гостях, с ролью хозяина. Предложить решить ребятам различные ситуации, встречающиеся в жизни. Учить каждого высказывать собственное мнение.Вы никогда не за...

Урок этики "Правила хорошего тона. Хороший тон нужен окружающим или самому человеку"

Урок этики по теме: «Правила хорошего тона. Хороший тон нужен окружающим или самому человеку?». Цель: формирование у учащихся  представления о  правилах  хорошего тона....

"Этикет-правила хорошего тона"

Знакомство детей с правилами хорошего тона и манерами поведения в разных жизненных ситуациях;Формировать положительные эмоции;Развитие мышления, памяти, речи....

"Столовый этикет. правила хорошего тона"

quot;Столовый этикет. правила хорошего тона"...

Беседа "Правила этикета и хорошего тона в обществе."

Цель данной беседы: формирование у воспитанниц правил хорошего тона....