Конспект урока СБО "Этикет. Правила хорошего тона"
план-конспект урока (10 класс) по теме

Дрожжина Вера Алексеевна

Познакомить учащихся с правилами поведения в гостях, с ролью хозяина. Предложить решить ребятам различные ситуации, встречающиеся в жизни. Учить каждого высказывать собственное мнение.

Вы никогда не задумывались над тем, зачем люди ходят в гости? На это, наверно, есть много причин. (Ответы детей.)

Во-первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется.

Во-вторых, собираются в гостях разные люди; поговорят о том, о сем - и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями - и все стали немножко богаче, умнее

 И еще: привыкли люди делиться друг с другом хорошим. Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etiket._pravila_khoroshego_tona.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок CБО  10 класс. " Этикет. Правила хорошего тона”

Цель: Познакомить учащихся с правилами поведения в гостях, с ролью хозяина. Предложить решить ребятам различные ситуации, встречающиеся в жизни. Учить каждого высказывать собственное мнение.

Задачи

  • коррекция и развитие логического мышления на основе упражнений  в применении полученных знаний на практике;
  • закрепить  представления о правилах поведения в гостях;
  • формировать  и развивать  самостоятельность, аккуратность при выполнении заданий.

Ход урока.

  1. Оргмомент.  5 мин.  

   Приветствие, готовность к уроку. Запись числа, организация внимания. Правильная рабочая поза. Настрой на работу.

  1. Объяснение новой темы

-  А Вы любите ходить в гости?

Вы никогда не задумывались над тем, зачем люди ходят в гости? На это, наверно, есть много причин. (Ответы детей.)

Во-первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется.

Во-вторых, собираются в гостях разные люди; поговорят о том, о сем - и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями - и все стали немножко богаче, умнее

 И еще: привыкли люди делиться друг с другом хорошим. Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости.

     

А знаете ли вы, что существуют специальные правила поведения как для хозяина, так и для гостей. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся. Надеюсь, что вы будете соблюдать их.

Просмотр презентации "Национальные традиции гостеприимства у разных народов"

Уч. Окружение любого человека - это семья, близкие, друзья, коллеги по работе, знакомые и незнакомые люди. И общение с ними выражается в самой разной форме: разговоры по телефону, обмен письмами, кратковременные визиты и просто случайные встречи на улице. И все же из всех видов общения наиболее приятный связан с гостеприимством. Веками складывались его национальные традиции.

Давно известен такой обычай. Если гость окажется в кавказском селении, в доме горца и похвалит какую-то вещь, то как бы ни была она дорога хозяину, его честь не позволит не подарить ее гостю. Он даже обидится, если тот окажется от подарка.

Слайд  У японцев не принято принимать гостей дома. Но если все-таки доведется это сделать, они долго будут извиняться за скромность стола, хотя на нем и будет изобилие всяких угощений.

Слайд  В среднеазиатских республиках гостей нередко принимают во дворе, который является как бы частью дома. А в турецких семьях гостей могут пригласить даже в баню, которая кроме основного своего назначения, выполняет роль своеобразного клуба, там беседуют, слушают певцов и рассказчиков, играют на различных инструментах и в шахматы.

Англичане не станут заботиться об обилии угощения, ограничатся только самым малым: они считают, что в гости ходят не для того, чтобы много и вкусно есть и пить, но чтобы приятно провести время за беседой с людьми, к которым чувствуют особое расположение.

 А как мы принимаем дорогих гостей?

- За долгое время выработались очень ясные и определенные представления о том, как вести себя хозяину и как вести себя гостю. Быть хорошим хозяином вовсе не просто. ( просмотр слайдов презентации)

- Иногда к тебе в гости приходят твои знакомые, которые раньше у вас никогда не были. Как вы думаете, их надо представить родителям?

Слайд  Запомните!

  • Младших нужно представлять старшим. Поэтому, пригласив своего товарища войти, ты говоришь: "Мамочка! Это мой друг Сергей Петров" или "Бабушка! Это моя подруга Светлана Попова", это делается для того, чтобы мама или бабушка имели представление о том, кто к тебе пришел и с кем ты дружишь. Но не забудьте, когда представляешь своих друзей, совсем не нужно делать дополнительные пояснения в таком роде: "Этот самый мальчик, который облил мой костюм чернилами" или "Это та девочка, у которой три тройки в четверти". Если ты хочешь сказать о них что-нибудь лестное - тогда другое дело.
  • Если ты знакомишь сверстников, то сначала нужно представить вновь пришедшего, затем тех, кто уже давно находится в комнате. Но если среди присутствующих есть девочка, то мальчика представляют девочке. Люди, которых представляют друг другу, должны впоследствии здороваться.

- Прежде чем мы с вами решим, как должен себя вести гость, давайте послушаем стихотворение "Очень вежливый Индюк", Б. Заходер

Объявился в доме вдруг

 Очень вежливый Индюк.

 Раз по тридцать в день, не реже,

 Он кричал: "Эй вы, невежи!

 Заходите, что ли, в гости –

 Поучиться вежливости.

 Я и сам, - кричал Индюк, -

 Доктор Вежливых Наук.

 И жена моя пример

 Замечательных манер.

 Даже когда спит она,

 Видно, что воспитана.

 Не стесняйся ты, осел,

 Заходи, садись за стол!

 Что же ты молчишь как рыба?

 Говори: "Приду, спасибо".

 Ты не будь свиньей, Свинья,

 Ждет тебя моя семья.

 Только раньше бы умыла

 Ты свое свиное рыло".

 Как ни бился он, однако

 К Индюку никто не шел –

 Ни Корова, ни Собака,

 Ни Хавронья, ни Осел.

 Посинел Индюк от злости.

 "Не идут нахалы в гости!

 Зря пропали все труды!

 Все они балды-балды!"

 И добавил с высоты

 Своего величия:

 правила величия".

 "Не усвоили скоты правила величия".

? - Почему к Индюку не пришли гости?

Слайд  Правила, которые должен знать хозяин:

  • Он должен быть приветлив, внимателен.

Что значит быть ПРИВЕТЛИВЫМ хозяином?

Это значит радушно встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в личную комнату, усадить поуютнее, чем-нибудь занять и развлечь его.

  • Должен быть предупредительным (угадывать желание гостей), заранее подготовиться к встрече.

Что значит быть ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫМ хозяином?

- Это значит заранее подумать не только о том, чем вы хотите угостить своих друзей, но и чем займете их, а кроме того предупредительный хозяин угадывает желание гостей и выполняет их по возможности, не дожидаясь, чтобы его просили.

  • Быть щедрым и бескорыстным, не требовать благодарности и подарка.

Что значит быть ЩЕДРЫМ хозяином?

- Это значит не жалеть для гостей книг, марок, игрушек, угощения, а также времени, стараний и усилий, затраченных на то, чтобы принять гостей хорошо.

Что значит быть БЕСКОРЫСТНЫМ хозяином?

- Это значит не требовать благодарности за то, что вы сделали для гостя, не жаловаться на трудности и заботы, связанные с его приходом, не напоминать без конца, как хорошо вы все устроили, и, самое главное, не рассчитывать на ответный прием, угощение и подарки.

  • Быть тактичным (не замечать промахов и ошибок), не ставить гостя в неудобное положение.

Что значит быть ТАКТИЧНЫМ хозяином?

- Это значит не замечать невольных промахов и ошибок гостя, не затевать разговоров на неприятную для него тему, не устраивать таких игр и развлечений, где хозяин будет выглядеть молодцом, а гость - неумехой.

  • Нельзя быть назойливым.
  • Хозяин должен быть в нарядной одежде.

Что значит быть ВНИМАТЕЛЬНЫМ хозяином?

- Это значит видеть всех своих гостей сразу и каждого в отдельности, найти время, чтобы со всеми хоть немного поговорить, а тем, кто стесняется или впервые в доме, уделить побольше внимания, не случайно внимательный хозяин всегда вызывает взаимное расположение гостей к себе.

И наконец, что значит быть ВОСПИТАННЫМ хозяином?

- Это значит быть ровным, вежливым и, чтобы не случилось, не показывать гостям плохого настроения и недовольства.

Я думаю, что вы эти правила запомните и будете их выполнять.

10 простых правил для хозяев.

Улыбка - самое главное при встрече гостей!

Хозяева должны позаботиться о каждом госте и следить, чтобы никто не чувствовал себя брошенным и одиноким.

Общаясь с гостями не старайтесь говорить громче их - это не выгодно тебе же: кто говорит не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее, чем к крикуну.

Чем внимательнее ты будешь слушать собеседника, тем приятнее будет людям с тобой разговаривать.

Если гость совершит какую-нибудь неловкость, не подавайте виду, что заметили это.

За стол хозяева садятся первыми, но не должны начинать есть раньше гостей

Любое блюдо - конфеты, пирожные, надо вначале предложить всем, а потом уже взять себе

Не заканчивай еду и не вставай, если гости еще едят. Ешь медленнее, чтобы не торопить их.

Принимая у себя дома ровесников, нужно продумать программу развлечений.

Провожая гостя, помоги ему надеть пальто и отвори дверь.

3. Итог урока. Рефлексия по типу «Незаконченное предложение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол: «Правила хорошего тона»

«Важное место в культуре общения занимает речь. Поговорим о культуре речи. Культура речи проявляется в том, как мы произносим слова, строим фразы. О красоте нашей речи будут судить по мелодичнос...

Воспитанный человек, какой он? Правила хорошего тона.

Воспитательная работа в коррекционной школе VIII вида организуется с учетом особенностей развития и познавательной деятельности умственно отсталых детей и осуществляет  разностороннее развитие ли...

Культура речи и правила хорошего тона (программа межпредметного (ориентационного) курса по выбору (17 часов))

Стремление человечества вести себя прилично, как доказано, зафиксировано в древнейших письменных документах. Оно вытекало и вытекает из условий совместной жизни людей: ни одна обще­ственная формация н...

Урок этики "Правила хорошего тона. Хороший тон нужен окружающим или самому человеку"

Урок этики по теме: «Правила хорошего тона. Хороший тон нужен окружающим или самому человеку?». Цель: формирование у учащихся  представления о  правилах  хорошего тона....

Беседа «Правила хорошего тона»

«Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований»....

Правила хорошего тона

Описание основных правил поведения. Игра....

Правила хорошего тона

Правила хорошего тона...