Классный час "Моя самооценка или путь к себе"
классный час (8 класс)

Белоусова Дарья Егоровна

Проблемный диалог с элементами игровых технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Моя самооценка или путь к себе»

Класс:  8 «Б» класс.

Дата: 10 марта 2020 г.

Предварительная подготовка: обсуждение мероприятия с классным руководителем, выбор формы проведения классного часа и содержания. Что ученики знают об этой теме, будет ли им интересно. Изучение межличностных отношений в классе.

Длительность: 40 минут
Тип классного часа: тематический

Форма проведения: проблемный диалог с элементами игровых технологий

Оборудование: методический материал, канцелярские принадлежности, доска.

Цель: побуждение школьников к осмыслению своих возможностей, качеств и места среди людей

Ожидаемый результат: стремление учеников к самоопределению, осознание своего места в коллективе.

Задачи:

  • Уяснить сущность понятия «самооценка»;
  • Выявить у школьников собственные  противоречия и проблемы на пути к обретению адекватной самооценки;
  • Смоделировать действия по достижению реальной самооценки.

Этапы:

  1. Вступительное слово классного руководителя - 1 мин.
  2. Озвучивание темы, представление плана занятия, обсуждение темы - 5 мин.
  3. Проведение диагностики (тест) – 5 мин.
  4. Проведение диалога и игр - 15 мин.
  5. Обсуждение - 5 мин.
  6. Подведение итогов (рефлексия) - 7 мин.
  7. Заключительное слово - 2 мин.

Проведение классного часа:

Цитата на доску: «Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель - то, что он о себе думает». (Л.Н. Толстой)

Учитель: Ребята! Оценивать себя реально - очень важное умение, помогающее человеку избежать разочарований, реализовать свой потенциал, не быть в конфликте с самим собой. Сегодня разговор мы проведем в режиме диалога. Диалог означает право всех вас высказывать мнение, не соглашаться, разумеется, приводя при этом аргументы. Предлагаю принять правила нашего общения. Я озвучиваю первое из них, остальные формулируете вы. Возможные варианты: «Мнение каждого должно быть услышано».

       

Учитель: Для начала я предлагаю вам небольшой тест «Довольны ли вы собой?» (сначала раздается тест с вопросами, а по завершении работы с ним - «ключ» для самооценки результата).

                                                                               

Тест «Довольны ли вы собой» (С. Степанов)

      1. Мечтаете ли вы родиться заново и начать все сначала? (Да - 4, нет - 16).

      2. Есть ли у вас хобби? (Да - 18, нет - 5).

      3. Когда ваша работа не ладится, способны ли вы сказать: «Такое может случиться только со мной»? (Да - 6, нет - 12).

      4. Радуетесь ли вы, узнав, что кто-то вам завидует? (Да - 16, нет - 2).

      5. Страдает ли ваше самолюбие, если кто-нибудь отзовется о вас как о скучном, несимпатичном человеке? (Да - 3, нет - 12).

      6. Находите ли вы какое-либо утешение, узнав, что с вашими друзьями

произошли те же неприятности, что и с вами? (Да - 18, нет - 5).

      7. Переживаете ли вы, убеждаясь, что какое-то дело идет гораздо лучше без вашего участия? (Да - 2, нет - 16).

      8. Часто ли к вам приходит желание выиграть большую сумму в лотерею? (Да - 6, нет - 20).

      9. Сильно ли вы волнуетесь, когда узнаете, что вашим друзьям приобрели какую-то дорогую вещь? (Да - 1, нет - 12).

      10. Любите ли вы высказываться в присутствии большого количества
слушателей? (Да - 16, нет - 3).

      Подсчитайте количество набранных баллов, расшифруйте получившуюся сумму.

      Более 120 баллов. Вы исключительно довольны самим собой. Думается, однако, что вам изрядно не хватает здравой самокритичности, способности к реальной самооценке. Попытайтесь разобраться и оценить это обстоятельство с помощью друзей и близких.

      От 60 до 120 баллов. Вы в достаточной степени уверены в своих силах, однако вполне избавлены от крайнего самодовольства и самовлюбленности.

      Менее 60 баллов. Вы себе не нравитесь. Возьмите себя в руки и наберитесь уверенности. Оглянитесь вокруг и поразмыслите - не исключено, что вы себя просто недооцениваете.

Учитель: Полученный каждым из вас результат - это отправная точка нашего общения. Сегодня мы должны обсудить следующие вопросы (обращает внимание на написанное на доске). Как и из чего складывается уверенность человека в себе? Почему есть люди, уверенные в себе, и не очень или совсем неуверенные? Как это может отразиться на жизненном успехе? Это предмет нашего сегодняшнего общения.

     

Учитель: Для того, чтобы осмыслить любое понятие, его следует попытаться определить. Попробуем это сделать вместе в режиме «открытого микрофона». Как вы понимаете, что такое самооценка? Почему оценивать себя - это важно?

Возможные варианты суждений: «Это какое-то мнение о себе», «Это заниженное или завышенное ощущение своей значимости», «Это - палочка-выручалочка в трудных ситуациях», «Это способ защиты от мнений окружающих», «Это трамплин для успеха».

 Учитель: Спасибо, суждения очень интересные. А вот в психологическом словаре самооценка трактуется как совокупность трех компонентов (перечисляя их, одновременно формирует на доске схему):

                         

…месте среди людей                 Самооценка –              …своих возможностях                                                                                                            

                                        это мнение                      и качествах

                                        человека о …

                                       …самом себе

От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Низкая самооценка - это психологический комплекс неудачника. Первая фраза по поводу неудачи у людей с низкой самооценкой - «Ну что я мог поделать?». И в завышенной самооценке нет ничего хорошего. Падая с «пьедестала», возведенного самому себе, человек может очень сильно разочароваться и обидеться на весь мир.

Предлагаю ситуативную игру. Вы объединяетесь «четверками» и через пять минут представляете короткий сюжет (в виде сценки, монолога или диалога) на тему, которую я предложу или вы выберете сами. Например, ученик получил «двойку» по предмету, разбил стекло, подрался с одноклассниками и был замечен, его вызывал директор и др. Нужно постараться представить, какие признаки в поведении, внешнем облике выдают человека с той или иной самооценкой (для каждой группы - один вариант: с завышенной, заниженной или реально соответствующей ситуации).         Представление сюжетов сопровождается обменом мнений.

Вывод. Как видим, людей с заниженной самооценкой обычно выдает беспричинная суетливость, стремление спрятаться за спину других, неуверенность, растерянность, а то и паника при любых неожиданностях. С такими людьми трудно, они ненадежны, их обычно недолюбливают. «Непризнанные гении» тоже утомляют, так как они всегда недовольны и ищут причины неудач в других. Так что задача каждого привести самооценку к нормальному уровню.

       

Учитель: А теперь обратимся к обсуждению вопроса о том, насколько ваша самооценка совпадает с мнением окружающих. Предлагаю задание, которое называется «Портрет». Работаем парами. Суть задания заключается в следующем. Вам предстоит в течение пяти минут написать на листе бумаги словесный портрет своего соседа по парте. Можно использовать, например, только прилагательные. Портрет должен представить читающему ответ на вопросы: «Кто он?» и «Какой он?» Постарайтесь быть объективными, не «лейте елей», но и не сводите  счеты.

Возможный вариант представления результата: «Способный, но ленивый; скорее     оптимист, чем пессимист; большой фантазер и мечтатель; не всегда держит слово; обидчив, но не мстителен; увлекается многим, но быстро «остывает»; не трус, но не может себя защитить».

Учитель: А теперь я прошу сидящих рядом обменяться текстами словесных портретов и сопоставить свое представление о себе с мнением товарища. Поскольку времени на это немного, размышление можно продолжить дома. При этом помните, что не всегда мнение окружающих является абсолютной истиной. Часто то, что люди считают нашими недостатками, является лишь выражением нашей индивидуальности. Иногда реальная самооценка является одновременно и освобождением от мнения других. Если вы это поймете, то у вас пропадет желание постоянно сравнивать себя с другими.

 Ученик: Мы часто не задумываемся о том, что мы говорим друг другу. А ведь слово может окрылить, либо сильно ранить. Готовясь к классному часу, мы нашли интересное мнение психологов (В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман), которые предлагают набор слов-обращений, которые могут повысить самооценку тех к кому они адресованы. Вот они, подумайте, часто ли вы их употребляете  (раздает небольшие листки с текстом на каждый стол).

Молодец!                         Прекрасное начало.

          Хорошо!                          Ты просто чудо.

          Удивительно!                     Ты на верном пути.

          Гораздо лучше, чем я ожидал.    Здорово!

Великолепно!                     Ты ловко это делаешь.

Незабываемо!                     Поздравляю.

Сказано здорово – просто и ясно. Я тобой горжусь.

Остроумно.                       Я просто счастлив.

Талантливо.                       Работать с тобой – просто радость.

Ты – одарённый.                  Для меня важно всё, что тебя волнует.

Уже лучше.                       С каждым днём у тебя получается всё лучше.

Потрясающе.                     Для меня нет никого дороже тебя.

Неподражаемо.                   Я знал, что тебе это по силам.

 Учитель: А теперь попытаемся выяснить причины низкой самооценки, что очень типично для взрослеющих подростков. Снова объединяемся парами и поработаем с таблицей (раздает на каждый стол карточки с таблицами, в них заполнена только левая графа, в приведенной таблице - один из вариантов заполнения правой графы учащимися). Вам предстоит заполнить правую графу таблицы. (Время регламентируется в зависимости от возраста и возможностей).

Типичные причины низкой самооценки, выявленные психологами

Что следует делать для повышения самооценки

Отсутствие позитивного мышления (мир жесток, я никому не нужен, завтра будет еще хуже, нет выхода, все плохо и др.)

Надо думать о хорошем, верить в него, заводить новых друзей, увлекаться тем делом, которое получается лучше всего

Отрицательные мысли о себе (я недостаточно хорош, я ничего не достигну в жизни, я неспособный, я некрасивый, меня никто не любит и др.)

Верить в свои способности, доказывать, что они есть хоть в чем-то. Не обращать внимания на оценки недоброжелательных людей

Отсутствие любви к себе (постоянное неодобрение своих поступков, желание «подстроиться под кого-то)

Любить себя надо обязательно. Если ты не любишь себя, как тебя могут полюбить другие?

Непризнание своих талантов. Пассивность, нежелание их проявить (человек знает о своих способностях к какому-то делу, но что-то мешает ему их продемонстрировать окружающим)

Искать в себе то, что может выделить из толпы, во что бы то ни стало заинтересовывать окружающих

   

 Учитель: Обобщая ваши суждения, хочу подчеркнуть, что наши мысли и слова, в которые мы их облекаем, создают наше будущее и всё то, что мы испытываем в жизни. Если мы предпочитаем думать, что жизнь одинока и нас никто не любит, то именно это мы и получим в жизни. Нытьё, вечное брюзжание могут погубить любую мечту и потенциальный талант. Я прошу вас подумать на досуге, что следует изменить в себе, чтобы поверить в себя, повысить свою самооценку.

   

Учитель: А сейчас я попрошу каждого из вас обратиться к самому себе. Вам предстоит продумать и  представить свой жизненный девиз, который, по вашему мнению, приведёт к успеху и исполнению мечты. Как и любой девиз, это должна быть короткая, но ёмкая фраза, в которой заключён ваш рецепт раскрытия вашей собственной индивидуальности, рецепт на основе реальной оценки.

Возможные варианты: «Только успех!», «Я – лучший и у меня всё получится!», «Что бы ни случилось, мечта сбудется!»

Учитель: Итак, мы поняли, что реальная самооценка – это очень важно. Каждый из вас уникален. Вы пришли в этот мир, чтобы украсить его и выразить себя. Чаще думайте о том, что может сделать вас счастливыми, верьте в свои силы и следуйте принятому в жизни девизу!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Моя самооценка, или как полюбить себя»

классный час по данной теме можно провести в 8-10 классах...

Классный час в 10 классе «Путь к себе»

Способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию....

«Образ вашего «Я». Путь к себе». Самопознание, самооценка, её выявление.

Конспект открытого занятия«Образ вашего «Я». Путь к себе».Самопознание, самооценка, её выявление....

Путь к себе. Самооценка

Социализация воспитанников. Исследование качеств своей личности....

Классный час "Моя самооценка, или как полюбить себя"

Классный час :"моя самооценка, или как полюбить себя"...

Классный часМОИ ВНУТРЕННИЕ ДРУЗЬЯ И МОИ ВНУТРЕННИЕ ВРАГИ

МОИ ВНУТРЕННИЕ ДРУЗЬЯ И МОИ ВНУТРЕННИЕ ВРАГИ...