"Край ты мой любимый, край ты мой Тамбовский"
классный час (10 класс)

Силкина Валентина Александровна

Родной край – это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это сокровище на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов. Но так ли много мы, а в особенности наше подрастающее поколение, знаем о прошлом и настоящем своего края? Наверно, не каждый может этим похвастаться. А ведь, чтобы познать самих себя, уважать самих себя – надо знать свои истоки. Знать прошлое родного края, гордиться своей причастностью к его истории. В этом и заключается актуальность данного мероприятия «Край ты мой любимый, край ты мой Тамбовский»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kray_ty_moy_lyubimyy_kray_ty_moy_tambovskiy.docx47.47 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный фестиваль методических разработок внеклассных мероприятий и внеурочных занятий, приуроченных к 85-летию Тамбовской области, «Моя малая родина – часть большой страны»

«Лучшая методическая разработка мероприятия, приуроченного к 85-летию Тамбовской области, для обучающихся среднего общего образования».

______________________________________________________________

Номинация

«Край ты мой любимый, край ты мой Тамбовский»

____________________________________

Тема методической разработки

Автор: Силкина Валентина Александровна, учитель математики

Оржевский филиал муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Умётская средняя общеобразовательная школа имени

Героя Социалистического Труда П.С. Плешакова»

2022 год

Пояснительная записка

Тобой нельзя не восхищаться,
Я песню о тебе пою
И низко кланяюсь за счастье
В благословенном жить краю!

/В.Дорошкина/

      Тамбовщина… Для кого-то это просто ничего не значащий звук, одна из областей на нашей великой русской земле. Но для настоящих жителей Тамбовской области – это неотъемлемая частичка нашей души. Это роскошная природа, золотые поля, бескрайние луга, щебет жаворонка, трели соловья и расписные сады. Хотя нет у нас степей бескрайних, но есть замечательные поля, которые летом колосятся буйными волнами хлебов и зелеными коврами свёклы, есть вишневые сады и парки, нарядные леса. Все до боли близкое и родное, так как это - наша земля.
«Может быть, где-то земля есть лучшая и высшая, а над ней - небо золотое, а мне наилучшая та, где вишня мамина цветет».

      С возрастом наши понятия о Родине существенно расширяются, но начало нашей Отчизны – Тамбовский край, останется в нашем сердце навсегда.
Но что же мы понимаем под этими словами – «малая родина»? Малая родина – это то, что нас окружает с рождения, те места, что мы знаем почти
в совершенстве, что смогли прочувствовать, понять душой…Малая Родина…. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звезды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Ведь это совокупность наследства, оставленного нам предками. Это живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это то - самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков.

     Родной край – это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это сокровище на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов. Но так ли много мы, а в особенности наше подрастающее поколение, знаем о прошлом и настоящем своего края? Наверно, не каждый может этим похвастаться. А ведь, чтобы познать самих себя, уважать самих себя – надо знать свои истоки. Знать прошлое родного края, гордиться своей причастностью к его истории. В этом и заключается актуальность данного мероприятия «Край ты мой любимый, край ты мой Тамбовский»

        Направление        

    Данное мероприятие направлено на формирование чувства патриотизма, ответственности за сохранность неповторимого облика родного края. Только развивая у учащихся чувство гражданской ответственности можно направить их мысли и стремления на путь познания и добра.

Целевая аудитория:

   Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся 9-11 классов и ориентировано на воспитание духовно-нравственных качеств подрастающего поколения.

Роль и место воспитательного мероприятия:

     Данное внеклассное мероприятие имеет межпредметные связи с литературой, историей, искусством, библиотековедением, музееведением. Может быть рекомендовано классным руководителям, учителям-предметникам, библиотекарям для проведения как классного часа по краеведению, так и открытого мероприятия в рамках единого методического дня.

     Кроме того, благодаря разнообразию используемых сервисов, предложенные ресурсы могут послужить примером для проектной деятельности обучающихся. Например, можно предложить ученикам создать ментальные карты, презентации, интерактивные плакаты, видеоролики по рассмотренным явлениям

Цель мероприятия:

     Воспитание гражданских и патриотических качеств личности на основе приобщения учащихся к истории и культуре Тамбовского края, формирования чувства ответственности за судьбу региона и своей малой Родины, уважения к наследию предков.

Задачи:

 Образовательные:

-Познакомить с историей родного края;

-Уточнить знания детей о главных его достопримечательностях, природных памятниках.

Воспитательные:

-Воспитывать у детей чувства патриотизма, через любовь к своей малой Родине;

-Дать детям почувствовать себя частицей родного края.

Развивающие:

-Развивать и поддерживать стремление детей узнавать и рассказывать историю своего края, людей, живших и внесших огромный вклад в его развития;

-Развивать память, умение правильно строить предложения;

-Развивать интеллектуальные способности детей.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие желания узнавать новое, навыков коллективной работы, формирование успешности и результативности деятельности.

Метапредметные: развитие логического мышления, формирование анализа и синтеза, формирование основных приемов самоопределения и планирования реализации учебных действий, а также навыков устной речи, способности выступать перед аудиторией.

          Форма проведения воспитательного мероприятия

Воспитательное мероприятие проводится в форме виртуальной экскурсии. Выбор формы проведения воспитательного мероприятия обусловлен возрастными особенностями школьников. Экскурсия для учеников – интересное и увлекательное занятие, в процессе которого они незаметно для себя усваивают знания.

Методы:

- объяснительно-иллюстративный;

- частично-поисковый;

- аналитический.

Технологии:

- проблемное обучение;

- поисковая деятельность;

- личностно-ориентированные;

- информативно-коммуникационные;

- здоровьесберегающие технологии.

Ресурсы:

- материально - технические (помещение, аппаратура, оборудование);

- информационные (Интернет-ресурсы).

Этапы подготовки и проведения мероприятия:

Подготовительный этап:

составление плана работы;

- составление плана проведения мероприятия, посвященного истории Тамбовского края;

- разработка сценария мероприятия « Кpай ты мой любимый, кpай ты мой Тамбовский»;

- создание мультимедиа-презентаций, видеофильмов, квестов, тестов, игр;

- оформление зала.

Основной этап: организация мероприятия « Кpай ты мой любимый, кpай ты мой Тамбовский».

Заключительный этап: подведение итогов работы.

Оборудование:

Компьютер для учителя, интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютеры для детей, подключение к сети Интернет.

Рекомендации по использованию методической разработки:

        Данная методическая разработка внеклассного мероприятия рекомендована классным руководителям, педагогам дополнительного образования для использования в подготовке к классным часам и открытым мероприятиям в рамках воспитательной работы в образовательном учреждении.

План мероприятия

                     I. Организационный этап

                Здравствуйте, ребята!

Я приглашаю вас отправиться в путешествие в прошлое  и настоящее Тамбовской области, где хранятся неисчерпаемые природные сокровища, спрятанные гораздо глубже пиратских сокровищ.

                           Нет во вселенной землицы роднее

Этой вот самой, зажатой в горсти.
Ветер нас буйный по свету развеял,
Родина милая! Грех отпусти!

 Тамбовский край…Кажется, нигде в мире нет краше и стройнее берез, роскошнее лесов и полей, ярче неба и слаще вод. Привязанность человека к своей малой родине, к природе, своей улице, речке, к зарослям сирени, знакомым с детства, к своим родословным корням часто становятся основой для любви к Родине великой.

А для полного погружения в тему, предлагаю вам закрыть глаза и послушать песню Юлии Филипповой «Родилась в России я» 

                      II. Самоопределение к деятельности

Полюбить Тамбовский край можно тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю тамбовского народа. Для того чтобы полюбить, нужно все это видеть и знать.

 Ответив на все вопросы квеста, вы получите билет и отправитесь в увлекательное путешествие по станциям.

 Итак, вперед!

              Постановка проблемы, цели и задач

                                      И вот билет в ваших руках,

                                      Смелее путешествовать идите.

               Собрав весь пазл, узнаете тотчас,

               Чему же посвящен наш классный час.

     Сегодня вы узнаете много нового и интересного об истории основания Тамбовской области, о ее природе, реках, родниках, заповедниках и о многом другом.

       Счастливого путешествия!

Станция «Историческая»

И               Первая остановка нашего путешествия - «Историческая».

       С чего начинается Родина? Великая земля наших отцов. Поля и леса, моря и горы, города и маленькие деревушки, белые стволы берёз и шорох спелых колосьев. Эту землю мы называем самым дорогим именем – Родина. Есть Родина большая и малая. Большая Родина – это наша огромная, необъятная страна Россия. Малая Родина – это место, где мы родились и живём.

Тамбовский край – моя отчизна,

Моя родимая земля,

И для меня источник жизни –
Твои леса, твои поля.
Чаруешь ты меня красою,

И не страшны тебе года.
Всегда – и летом, и зимою
Ты – путеводная звезда.

         Как хорошо вы знаете Тамбовскую область?

         Чтобы двигаться дальше в нашем путешествии вам необходимо решить задачу: «Найдите все муниципальные образования Тамбовской области».

              Тамбовская область... Широко и привольно раскинулись ее просторы в самом центре России. Исконно русская земля, край просторных полей и тучных черноземов, родина Лодыгина и Баратынского, Мичурина и Рахманинова. Великая земля наших отцов. История Тамбовской области неразрывно связана с судьбой русского народа, его горестями и радостями, победами и достижениями и не знать свою историю стыдно. Лишь помня и уважая прошлое, мы научимся ценить настоящее. Вспомним, как все начиналось.

        У каждой страны есть свои государственные символы. В настоящее время имеют их и многие города. Герб, гимн, флаг есть и у Тамбовской области. Тамбов – один из немногих городов русских, чей герб сохранился с момента его создания.

         А теперь предлагаю вам пройти тест, связанный с геральдикой нашей области.

       «Песнь во славу Тамбовщины» можно назвать гимном Тамбовской области. Он утверждён в 2004 году. Музыка у нашего гимна замечательная.
 Военный композитор и дирижёр Василий Агапкин в 1912 году написал знаменитый марш «Прощание славянки», принёсший автору неувядаемую славу. Слова нового гимна тамбовской земли написал поэт Александр Митрофанов.

        Звучит гимн Тамбовской  области

       Есть ещё и неофициальный символ Тамбовской области. Это Тамбовский волк. Существует несколько легенд возникновения символа «Тамбовский волк»

                                                  Станция «Природная»

 Вторая остановка нашего путешествия на станции «Природная».

 Тамбовская природа, как и многие другие уголки России богата на природные уголки счастья, где находясь, обретаешь спокойствие и находишь гармонию с собой. Таких мест на самом деле много. Их надо увидеть, почувствовать и принять всем сердцем.

Тамбовская область является уникальной, так как это единственный регион в России сочетающий северные леса и европейскую тайгу. Таежная и степная смесь флоры и фауны создает уникальные пейзажи. Этим пейзажам нет аналогов больше нигде в России.

Одним из памятников природы является парк, расположенный недалеко от села Байловка Пичаевского района Тамбовской области под названием «Байловский парк». Главной достопримечательностью парковой зоны считается священный камень-валун под названием Байловский Синь-Камень. Здесь можно полюбоваться красивыми редкими деревьями и растениями.

Все памятники природы области относятся к группе государственных памятников регионального значения. Они являются образцами отечественного лесокультурного дела, создания высокопродуктивных культур, уникальными естественными насаждениями, имеют большое научное и эстетическое значение.    

Предлагаю вам познакомиться с некоторыми памятниками природы Тамбовской области.

Станция «Заповедная»

Следующая наша с вами остановка на станции  «Заповедная».

Люблю края тамбовские, родные,
И заповедник наш Воронинский люблю.
Люблю его поля, леса, просторы,
Люблю бескрайнее его раздолье.
Там воздух свеж и чист,  

Он манит и дурманит.
Там запах стройных сосен опьяняет.
Я притаюсь среди травы высокой,
И в упоенье, замерев,
Увижу своим взором одиноким,
Всю прелесть заповедных мест.

   Государственный природный заповедник «Воронинский» создан по решению Правительства Российской Федерации в 1994 году с целью «сохранения и изучения уникальных природных комплексов лесостепной зоны европейской части России, редких исчезающих видов растений и животных».

 На территории Тамбовской области заповедник «Воронинский» - единственная особо охраняемая природная территория федерального уровня. В границах заповедниках находится жемчужина Тамбовской области - озеро Рамза, самое крупное озеро региона, всего же в границах заповедника расположено более 150 озер пойменного типа. Водно-болотные угодья - уникальный район гнездования водоплавающих птиц, важное место остановки птиц на весенне-осенних перелетах.

 Заповедник является ключевой орнитологической территорий России международного значения. Уникальность флоры заповедника в том, что на относительно небольшой территории представлены различные типы леса. Наиболее ценны пойменные дубравы и черноольшанники, а также склоновые дубравы как эталонный образец водораздельных лесов.

На солнышке блестят росинок капли,
По камушкам стекает ручеёк,
Сорока здесь трещит на тонкой ветке,
Пушистый заяц прыгнул на пенёк.
Нашли себе приют здесь птицы, звери,
Так будем же мы эти дорожить.
Чтоб этот чудный уголок природы,
После себя потомкам сохранить!

Станция «Речная»

А вот и станция «Речная».

По просторам сказочным реки разливаются.
То бегут-торопятся, то наводят грусть.
Живописны, красочны,  между трав теряются.
Между трав находятся, наполняют Русь.
Берег, да не встреченный, омут, да не понятый.
А у каждой реченьки,- да своя душа.
Малые, Великие, каждая - так с норовом.
Коли что не по-сердцу на пути встаёт:
Могут воды тихие разбросать всё в стороны.
Всё песком заносится,- в глубину невзгод.
Бьются волны в береги, буйные, высокие.
Сказами, поверьями древними шумят.
То бегут растерянно в мыслях  одинокие.
Хлопья снега перьями падают на гладь.
В каждой речке – таинство с чудесами водится.
В каждой сердце мечется берегов вблизи.
Тянутся - встречаются, тянутся - расходятся,
Тянутся и плещутся реки по Руси.

Хороши наши реки! В их прозрачных водах отражаются зори и закаты. На нашей станции мы познакомимся с самыми большими реками Тамбовской области.

https://view.genial.ly/62c1649a9313470019582640/presentation-ocean-presentation

Станция «Родниковая»

      А сейчас мы с вами находимся на последней станции нашего увлекательного путешествия по Тамбовской области, а какой именно вы узнаете, отгадав кроссворд.

В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами

                                         Стеклом расплавленным бежит.

      Родниковые источники испокон веков почитались на Руси.
Наши предки понимали, что без воды нет жизни, поэтому, прежде всего, видели в родниках силу плодородия. Перед севом люди выходили к роднику и смачивали семена, веря, что студеная водичка разбудит семя, наполнит его силой. За века родники вспоили сладкой водицей тысячи людей и продолжают, это делать и по сей день.

     Одно слово – Божий источник. Поэтому и существует притча: помоги Роднику – грех и снимешь и «с души как бремя скатиться». Лечили родниковой водой болезни. В родник бросали деньги, серьги, кольца. Это была своеобразная жертва, чтоб откупится от болезней. Именно отсюда идет обычай расчищать и обихаживать ключи, пить целебную воду и совершать в ней омовение. Люди с бережностью и трепетом относились к родникам. Воду многих родников считали особенной, даже святой. Возле родников ставили срубы, кресты, а то и часовни. В народе верили, что родниковая вода излечивает от недугов и помогает в горе.

Пронеслась молва по свету: «Где-то, за рекой,
В зарослях, зимой и летом, бьёт родник живой!
Кто воды его напьётся, многое поймёт,
И, чьё сердце еле бьётся, сразу оживёт!
Если только потрудиться – тот родник сыскать,
Можно многого добиться, и счастливым стать.
Если ты не можешь счастье до сих пор найти,
Хоть в жару, хоть в день ненастный к Роднику иди!

Вокруг святых источников существовало много легенд, с ними связаны и некоторые обряды. Совершаются крестные ходы, служат молебны. Некоторые родники представляют собой уникальные природные объекты, имеющие значительную научную ценность как памятники природы.

IV. Закрепление

Наше увлекательное путешествие по Тамбовской области подходит финальному завершению. Как  раз  есть время повторить всё то, о чем мы сегодня узнали.

V. Подведение итогов мероприятия

       Ребята! Сегодня мы узнали, что в жизни каждого человека наступает время, когда нужно остановиться и задуматься: как, зачем и на какой земле он живёт? Наши предки сохранили для нас свою историю, свою землю, свою веру. И всё это богатство бережно передали нам. И от нас, сегодняшних, зависит, будет ли жить, и цвести родная Тамбовщина – намоленный уголок Великой России.

         Мне  бы хотелось сохранить память о проведенном мероприятии. И, главное, сохранить преемственность между прошлым и настоящим, что непременно даст свои плоды в будущем и образует круг, объединяющий всех нас, жителей Тамбовской области в единое целое.

VI. Рефлексия

Все хорошее когда - нибудь заканчивается. Вот и наше путешествие закончилось. Кому-то оно понравилось, кому-то не очень. Пройдите по ссылке и оставьте на доске свои отзывы о проведенном мероприятии.

Большое        спасибо        за        вашу        обратную        связь!

До новых встреч!

Информационные ресурсы

1.Бахтигулова Л.Б. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для среднего профессионального образования / Л.Б. Бахтигулова, А.В. Гаврилов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство «Юрайт», 2020. – 188 с. – (Профессиональное образование). – Текст: непосредственный.

2.Бурмистрова Е.В. Методика организации досуговых мероприятий: учеб. пособие для среднего профессионального образования / Е.В. Бурмистрова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство «Юрайт», 2020. – 150 с. – (Профессиональное образование). – Текст: непосредственный.

3.Дубасов И. И. Очерки из истории Тамбовского края /– Тамбов: Юлис, 2006. – 786 с.: ил.

4.Муравьев Н. Из истории населенных пунктов Тамбовской области. Т., 1988, с. 25.

5.Тамбовия [электронный ресурс]/ Электрон.дан.- Тамбов, 2011.- Режим доступа: http://tambovia.ru, свободный. – Загл. с экрана

6. Рассказы по истории Кирсановского уезда/ Крапивин В.В., Крапивин С.В., Захарова Н.А.-М.: Изд-во Триумф, 2021. -485с. -

7.Видеоклип «Родилась в России я»

https://disk.yandex.ru/i/LlcWorT_qNpEKw

8.Квест

https://www.learnis.ru/744669/

9.Пазл

https://learningapps.org/watch?v=pprehbom322

10.Задача «Найдите все муниципальные образования Тамбовской области»

https://motovskikh.ru/tambovskaya/

11.Видео «Тамбовская область»

https://drive.google.com/file/d/1sTWUx-HkAYgEHiNw0gx6le6nvdnHH0GS/view

12.Видео «Герб и флаг Тамбовской области»

https://disk.yandex.ru/i/gN6lU9VI5VKb7A

13.Тест «Геральдика Тамбовской области»

https://simpoll.ru/run/survey/90722cfb

14.Аудио «Гимн Тамбовской области»

https://drive.google.com/file/d/1HsPuXY2dlSX3a_k-HJlTTedyep_EG9tt/view

15. Инфографика «Тамбовский волк»

https://infograph.venngage.com/ps/XZ5eYeGTBJM/1

16.Видео «Байловский парк»

https://rutube.ru/video/95ec0adb9be509af015ddb00f9f14079/

17.Интерактивная книга «Памятники природы Тамбовской области»

https://www.storyjumper.com/book/read/138105882/62bf1a5ddaf9b

18.Видео «Воронинский заповедник»

https://zen.yandex.ru/video/watch/62c07bd3f3394173564ad4f6?t=18

19. Презентация «Реки Тамбовской области»

https://view.genial.ly/62c1649a9313470019582640/presentation-ocean-presentation

20. Интерактивный плакат «Родники»

https://www.thinglink.com/scene/1600429293618331651

21. Рефлексивная доска

http://linoit.com/users/Valentina-12/canvases/Рефлексия%20мероприятия

22. Тест "Тамбовский край: известный и неизвестный"

http://konstruktortestov.ru/test-43166

23. Песня «Тебя я сердцем принимаю»

https://disk.yandex.ru/d/KE8x1N5EiYKJ5g

24. Видео «Я русская»

https://disk.yandex.ru/i/Fg8VMU3eIJpbPg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "О любимом крае на английском"

Данная рабочая программа предназначена для работы во внеурочное время ( кружок, факультатив) с учащимися 2-5 классов.  Программа основана на материале о Хабаровском крае....

Край родной навек любимый...

В сборнике "Край родной навек любимый..." (г. Аткарск) напечатана моя статья о штурмане дальней авиации, Герое Советского Союза Леониде Петровиче Грошеве....

" Край ты мой, любимый край..."

Урок, посвящён юбилею Архангельской области. Материалы могут быть использованы и на классном часе....

Открытое занятие "Путешествие по заповедным местам Самарского края"по ДООП "Мой край любимый" (ИКТ презентация)

Тема: "Путешествие по заповедным местам Самарского края»Цели:1) воспитывать любовь к родному краю, окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе.2) развивать поз...

Введение в ДООП "Мой край любимый" "Путешествие по заповедным местам Самарского края"по ДООП "Мой край любимый" (ИКТ презентация)

Тема: "Путешествие по заповедным местам Самарского края»Цели: 1) воспитывать любовь к родному краю, окружающему миру и потребность в сохранении экологического равновесия в природе. 2) развивать п...

Классный час "Любимый край родной... Любимый край Донской..."

Материал предназначен для учителей географии и классных руководителей....

Викторина "Край ты мой Тамбовский"

Викторина "Край ты мой Тамбовский" приурочена ко Дню Тамбовской области....