Память сквозь года:теракты в России
классный час

Литвинова Светлана Николаевна

Материал подготовлен  для классных часов "Разговоры о важном" по антитеррористической тематике и в связи с ежегодным Днем памяти жертв терроризма. Освящаются теракты в Беслане в 2004 году, в Театральном центре на Дубровке в 2002 году, в международном аэропорту Домодедово и ряд других терактов, а главное- ответ на вопрос школьников: "Почему происходили эти теракты? Что хотели террористы, устраивая свои страшные акции?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_antiterror_24_sentyaboya_2022.docx762.82 КБ

Предварительный просмотр:

Память сквозь года: Теракты в России

3 сентября в России отмечают День солидарности в борьбе с терроризмом.

 IMG_256

В этот день в России вспоминают жертв терроризма и связан он с тем, что с 1 по 3 сентября в 2004 году был совершён один из самых страшных террористических актов: в школе Беслана, в Северной Осетии, боевики захватили более тысячи детей, их родственников и учителей. В результате освобождения большинство заложников были освобождены, но 334 человека погибли. И это не единственный теракт.  В  2002 году террористы захватили свыше 900 заложников в здании Театрального центра в г. Москве. Взрыв в международном аэропорту Домодедово - совершённый в зале прилёта  в Москве, 24 января 2011 года. И  другие страшные теракты были совершены на территории России.

И в связи с этими и другими трагическими террористическими событиями проводятся классные часы в школах, с целью дать обучающимся представление о терроризме и его проявлениях, убедить в необходимости выполнения мер предосторожности,  

уменьшающих вероятность стать жертвой террористов, научить правилам поведения при угрозе и во время террористического акта.

 

Школа №1 в Беслане

1 сентября 2004 года  в Северной Осетии, в  городе Беслане, на школьной линейке, террористы захватили более 1100 учащихся школы №1, их родственников и учителей. Террористы два с половиной дня держали в заложниках учителей, детей и их родственников, среди которых были пожилые люди и младенцы. 3 сентября в школе началась стрельба и взрывы. Большинство заложников освободили, но 334 человека погибли, из них 186 детей. Более 800 были ранены.

Бывшая заложница Рита Гаджинова:

Нас погнали в школу в спортзал. Дверь в зал была заперта. Люди в масках выбили окна, запрыгнули в них и с той стороны выбили двери в зал. Затем, уже в зале, приказали нам сесть на пол и начали быстро минировать зал. Две большие взрывчатки они положили в баскетбольные корзины, затем через весь зал протащили провода, к которым привязали взрывчатки поменьше. В течение десяти минут весь спортзал был заминирован.

Бывшая заложница Марина Козырева:

Все три дня, пока мы там сидели, мы сидели чуть ли не друг на друге. Нас там было около 1100 человек. Время от времени заходили боевики.  В центре они установили большое взрывное устройство, примерно 50x50 см, пульт от которого был нажимного действия. Его постоянно прижимал ногой кто-то из террористов. Когда они уставали, на кнопку ставили стопку книг.

Бывшая заложница Диана Гаджинова:

Пить не позволяли. И есть не давали. Они совсем обозлились. Когда нас отпускали в туалет, то некоторые дети забегали в разломанный кабинет, который недалеко от туалета. Там стояли в горшках цветы. Так вот, они цветы эти рвали и запихивали в рот. Некоторые прятали цветы в трусах и делились с товарищами. Но голод не так мучил, как жажда. Некоторые дети не выдерживали, мочились себе на ладони и пили.

IMG_256

 Что они хотели? Каковы были требования террористов?

Террористы выдвинули требования: вывести федеральные российские вооружённые войска из Чечни.

Немного предыстории:

С 1999  по 2009 годы - в Чечне проходила вторая чеченская война. Вторая - потому что с 1994 по 1996 годы шла первая чеченская война. Она закончилась мирным договором, но чеченцы нарушили этот договор: они активизировали попытки сплотить на антироссийской основе население других Северо - Кавказских республик вокруг Чечни,  активизировали терроризм, стали продавать оружие и наркотики соседним республикам. И 30 сентября 1999 года началась вторая чеченская война.

Активная фаза боевых действий продолжалась с 1999 по 2000 год. Затем, Россия установила контроль Вооружённых сил России над территорией Чечни. И террористы в Беслане требовали, чтобы российские войска вышли из войны. Но контроль России над Чечнёй не должен был ослабевать, так как чеченские бандиты безнаказанно делали бизнес на массовых похищениях людей, захвате заложников (в том числе официальных российских представителей, работающих в Чечне), хищениях нефти из нефтепроводов и нефтяных скважин, производстве и контрабанде наркотиков, выпуске и распространении фальшивых денежных купюр, терактах и нападениях на соседние российские регионы.

И ещё боевики  в Беслане выдвинули требование  - предоставить Чечне независимость и признать Ичкерию официальной республикой.

Ичкерией называли непризнанную юго-восточную область Чечни, на территории бывшей Чечено-Ингушской республики и практически ликвидированное, уничтоженное весной 2000 года в ходе Второй чеченской войны. Её  сейчас нет. Ни одно государство новую республику не признало, потому что жителей «независимой Ичкерии» ждал  разбой, насилие, похищения людей, работорговля, торговля оружием и наркотиками. Поэтому Федеральное правительство причислило Ичкерию к списку террористических организаций и ввело уголовную ответственность за участие в их деятельности. В Ичкерии проживали и вели свою страшную работу террористы. В Беслане, при захвате школы,  они передали записку с требованием о выводе федеральных российских военных сил из Чеченской Республики и предложением перемирия по принципу «независимость в обмен на безопасность».

Поэтому 1 сентября в Беслане выполнить требования террористов было невозможно.

 

IMG_256

В 2002 году, в Москве террористы захватили зрителей Театрального центра, которые пришли посмотреть музыкальный спектакль.

Это было неожиданностью для всех, даже для самих террористов. Ещё бы, в самом сердце России, в Москве, они легко и просто захватили 916 заложников.

23 октября 2002 года произошёл захват террористами в заложники зрителей в Театральном центре на Дубровке, где шёл мюзикл "Норд-Ост". Мюзикл нравился не всем, но по какому-то жуткому стечению обстоятельств некоторые зрители хоть и хотели уйти в антракте, но всё же остались — во втором акте постановщики обещали посадить на сцену самолёт.

Захват случился сразу после песни лётчиков, и поначалу он был воспринят зрителями как часть спектакля. Террористы зашли в зал двумя группами: одна поднялась на сцену, и кто-то из преступников сразу же выстрелил из автомата в потолок. Другие зашли в зал с центрального входа и быстро распределились среди зрителей. Требование, которое  выдвинули эти террористы, — прекращение боевых действий в Чечне и вывод из неё российских войск.

IMG_256

После второй чеченской войны терроризм в России всё более приобретает исламистские черты.  Всё чаще террористические акции стали совершать смертники:

 На станции метро «Лубянка» 29 марта 2010 г.  произошёл взрыв. Второй взрыв прогремел на станции метро «Парк культуры». Взрывы произвели террористки-смертницы.  Общее число жертв — 41, раненых — 88.

В толпе встречающих в аэропорту Домодедово 24 января 2011 г.  произошёл взрыв. Погибли 37 и ранены 170 человек из России, Италии, Франции, Словакии и ряда других стран.

В г. Волгограде 21 октября 2013 г. произошёл взрыв рейсового автобуса. Погибли шесть человек, ранены 37. Взрывное устройство привела в действие смертница Найда Асиялова. Ее муж, Д. Соколов, родился в семье офицера, подполковника российской армии. С Асияловой Д. Соколов познакомился через Интернет. Подружившись с Асияловой, он увлёкся идеями ваххабизма, начал посещать мечеть, принял ислам и получил имя Абдулджаббар. После тайной женитьбы на Асияловой Соколов уехал в Дагестан и пропал; его мать даже обращалась за помощью в телевизионную программу «Жди меня». Абдулджаббар стал террористом. В ответ на слова привлечённой к переговорам матери о том, что она вместе с отцом любит и ждёт его, террорист стал призывать её обратиться в ислам. Мать попыталась воззвать к совести сына и спросила, не жалко ли ему Найду Асиялову, для которой он изготовил бомбу, и людей, которые погибли в волгоградском автобусе.

Абдулджаббар ответил: «Найда, иншалла[во имя аллаха] в лучшем месте. А люди погибли — они в аду, потому, что они неверующие». (Потому что не исламисты, а другой веры).

В г. Волгограде 29 декабря 2013 г. в результате взрыва на железнодорожном вокзале погибли 17 человек. На следующий день также в г. Волгограде  произошёл взрыв в троллейбусе (16 человек погибли и 25 ранены). Бомбы привели в действие террористы-смертники.

 Ваххабизм – это  религиозное течение в исламе, суть которого проявляется к нетерпимости к иноверцам и инакомыслящим. Человека, который придерживается идеи ваххабизма, называют – ваххабитом. Но истинные мусульмане с уважением относятся ко всем людям независимо от их вероисповедания, поэтому не стоит путать ваххабита с мусульманином.  Ваххабиты  настаивают на том, что настоящий мусульманин должен  постоянно вести войну за веру с представителями других религий и мусульманами, которые не поддерживают их взглядов:

- Необходимость строгого соблюдения исламских норм;

- Вся жизнь правоверного мусульманина должна быть посвящена укреплению и распространению ислама;

- С иноверцами и еретиками следует вести священную войну - джихат.

Ислам – это религия любви и терпимости, и призывает  с большим уважением относиться к любой вере. Коран гласит: «Нет принуждения в религии...» Это утверждает уважительное отношение Ислама к другим религиям и полную свободу личности в религиозных предпочтениях, и абсолютную независимость человека в выборе его пути.

Скорее всего, вам не придётся столкнуться с этим страшным злом - терроризмом, но, к сожалению, угроза терактов существует, и лучше всего быть к ней готовыми. Что делать, если теракт все же произошёл.

Общие правила безопасности:

К террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует быть настороже всегда. Следует проявлять особую осторожность на многолюдных мероприятиях с тысячами участников, в популярных развлекательных заведениях и в больших магазинах.

- Никогда не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки, не оставляйте свой багаж без присмотра.

-  У всех членов семьи должны быть записаны номера телефонов.

- Если произошёл взрыв, пожар, землетрясение, никогда не пользуйтесь лифтом.

- Старайтесь не поддаваться панике, что бы ни произошло, помните, что паника может спровоцировать террористов и ускорить теракт, а также помешать властям, предотвратить преступление или уменьшить его последствия.

 Что делать, чтобы не оказаться жертвой теракта и если теракт все же произошёл:

1. Вы никогда не должны бояться, и это - главное.

- Но вы всегда должны быть настороже. Нужно быть внимательным к тому, что происходит вокруг, замечать, все ли нормально.

- Надо знать, где находятся выходы из здания, в котором вы находитесь.

- Нельзя принимать пакеты, сумки, коробки и ДАЖЕ ПОДАРКИ! от посторонних людей.

- Ни в коем случае нельзя трогать никаких предметов, оставленных на улице, в транспорте, в магазинах и общественных местах, даже если это игрушки, мобильные телефоны.

- Надо знать, где находятся ближайшие травмпункт и поликлиника, на случай, если вы или кто-то из ваших родных или знакомых получил ранение или травму.

- Всегда относитесь серьёзно к просьбам покинуть здание (эвакуироваться), даже если вам говорят, что это – учения. Такие просьбы надо выполнять обязательно!

- Если объявили эвакуацию, помните, что надо держаться подальше от окон, стеклянных дверей.

- В чрезвычайных ситуациях следуйте указаниям родителей и старших.

- Если все же бедствие произошло, не мешайте работе спасателей, милиционеров, врачей, пожарных.

- Если вы не уверены, что сможете убежать, то лучше не рискуйте, не убегайте, иначе -  можно только разозлить террористов, а в таких случаях они стреляют без предупреждения.

Используемые ресурсы интернет-источников:

Ссылки на сайты:

https://lenta.ru/articles/2004/09/07/beslan/ 

https://life.ru/p/1444317 

https://www.5-tv.ru/tabloid/310571/pamat-skvoz-goda-cto-stalo-stemi-kto-perezil-terakty-vrossii/ 

https://tass.ru/proisshestviya/659987 

https://ru.wikipedia.org/wiki/ 

https://islam-today.ru/islam-and-other-religions/ 

https://russian.rt.com/article/319338-den-pamyati-samye-krovavye-terakty-v-rossii 

https://ria.ru/20110418/365668402.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Наша память, как эхо, печальна, Наша память, как песня, горда

Краткая аннотацияИдеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы  нынешнего поколения  заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующи...

Классный час: "Светлая память героям России"

Разработку классного часа можно использовать в 6-8 классах образовательной школы. Данная разработка имеет большое воспитателное значение. Дети познакомятся с героями ВОВ, с их героическими поступками....

Мероприятие "Музейный урок "Память пронесём сквозь года..."

Материал для проведения музейного урока...

Положение о проведении муниципального фестиваля – конкурса детского творчества «Живая память» и выставки декоративно - прикладного творчества «Страницы войны», посвящённых Году памяти и славы в России

Положение определяет порядок организации и проведения муниципального фестиваля – конкурса детского творчества «Живая память» (далее фестиваль – конкурс) и муниципальной выставк...

Упражнения для личностного роста старшеклассников. Обсуждение проекта "Память сквозь года"

Социально­психологическую и личностную зрелость человека характеризует способ решения жизненных противоречий. Она проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, статусные, возраст...

Проект "Живая память России"

Мы живём в эпоху инноваций, нововведений и изменений, как политических и экономических, так и социокультурных. Дети современного времени очень отличаются от времени их родителей и тем более от времени...