Проект "Живая память России"
методическая разработка

Климова Наталья Владимировна

Мы живём в эпоху инноваций, нововведений и изменений, как политических и экономических, так и социокультурных. Дети современного времени очень отличаются от времени их родителей и тем более от времени их бабушек и дедушек. Поэтому с раннего детства надо прививать уважение к истории своего Отечества, к людям, защищавшим родной край в тяжелые годы. В новых условиях жизни необходимо менять принципы воспитания и образования современных детей.

 Одним из основных направлений в работе с детьми является патриотическое воспитание детей, воспитание в подрастающем поколении любви к родному краю, к своей родине, труду, к культуре родного народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект32.79 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор ГКУ СО МО

Семейного центра помощи семье и детям

«Преображение»

--------------------------Рычкова А.А.

----------------------------------------------

Министерство социального обслуживания Московской области

Государственного социального семейного центра помощи

семье и детям Московской области

«Преображение»

ПРОЕКТ «ЖИВАЯ ПАМЯТЬ РОССИИ».

Разработали: воспитатели- Карандашева И.В.

                                  Зуева О.А.

                                      Кознов К.М.  

педагоги дополнительного образования- Климова Н.В.

                                                                        Богатова В.Е.

                                                     

2023

г.о. Егорьевск

Актуальность проекта: Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз ,с двором, где посадил первое деревце.

Мы живём в эпоху инноваций, нововведений и изменений, как политических и экономических, так и социокультурных. Дети современного времени очень отличаются от времени их родителей и тем более от времени их бабушек и дедушек. Поэтому с раннего детства надо прививать уважение к истории своего Отечества, к людям, защищавшим родной край в тяжелые годы. В новых условиях жизни необходимо менять принципы воспитания и образования современных детей.

 Одним из основных направлений в работе с детьми является патриотическое воспитание детей, воспитание в подрастающем поколении любви к родному краю, к своей родине, труду, к культуре родного народа.

В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений.

        Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.

Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания — проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.

 Реализация проекта «Живая память России» позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и взрослые.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационный, творческий.

Тип проекта: детско-взрослый, ребенок-субъект проектирования,

 открытый –центр «Преображение», г.о.Егорьевск.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Срок реализации проекта: с января по май.

Участники проекта: дети среднего, старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста.

 Специалисты: воспитатели, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования.

Охватываемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура».

Актуальность темы: художественно-эстетическое развитие детей.

Цель проекта:

  • Формирование у детей гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к историческому военному прошлому страны, к Родине.
  • Формирование интереса к продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

  • Формировать личность, живущую по законам исторической преемственности поколений.
  • Воспитать любовь и уважение к защитникам.
  • Развивать продуктивную деятельность и творчество.
  • Способствовать обогащению эмоциональной сферы.

Структура проекта.

Январь-Март «Моя родина – Россия!»

Апрель- Май «Священная война»

Июнь– «Детство без войны».

Образовательные области

Содержание

Цикл «Моя родина – Россия!»

«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура»

  1. Тематическое занятие «Наша Родина-Россия».
  2. Выставка рисунков ко Дню Защитника Отечества.
  3. Конкурс чтецов «Диалоги о Защитниках».
  4. Выставка детского творчества «Защитникам Отечества посвящается…».

5.       Открытое занятие « Будем в армии служить».

6.     Познавательное занятие « Наша армия ».

7.     Беседа «18 Марта-воссоединение Крыма с Россией».

8.     Круглый стол «Россия -огромная страна».

Цикл «Священная война»

«Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура»

  1. «Ордена и медали В.О.войны. Оружие Победы»-круглый стол.
  2. «Символы Победы»-тематическое занятие.
  3. Конкурс чтецов «Эх, война, война, что ж ты сделала?». Участие воспитанников  во Всероссийской акции « Связь поколений».
  4. Групповое посещение выставки , посвященной Великой Победе в  историко-художественном музее г.о.Егорьевск.
  5. Круглый стол «Города-герои».
  6. Оформление стенгазеты ко Дню Победы.
  7. Конкурс рисунков «День Победы»
  8. Практическое занятие «Фронтовой треугольник».
  9. Возложение венков к могиле павших воинов во время В.О.войны. Поздравление ветеранов.
  10. Интерактивная игра «Победа. Нам помнить и жить».
  11. Участие во Всероссийской акции «Связь поколений»-«Окна Победы».

Цикл «Детство без войны»

«Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура»

  1. Рисунки на асфальте «Мы рисуем мир».
  2. Интегрированное занятие «12 Июня –День России».
  3. Выставка рисунков «Никто не забыт, ничто не забыто» (дети).
  4. «День памяти и скорби»-мероприятие, посвященное Дню начала Великой Отечественной войны».

Формы организации детей:

  • Физкультурный досуг.
  • Музыкальное занятие.
  • Продуктивная деятельность.
  • Работа в уголке творчества.
  • Выставка фоторабот.
  • Выставка детского рисунка.
  • Конкурс чтецов.
  • Конкурс детского творчества.
  • Урок мужества.
  • Групповое посещение выставок, кинотеатров, музеев.
  • Прослушивание и разучивание музыкальных произведений, песен.
  • Выставка плакатов.
  • Рассматривание альбома «Военная техника», плакатов, открыток.
  • Музыкальная гостиная.
  • Литературно-музыкальная композиция.
  • Праздничный концерт.
  • Конкурс рисунков на асфальте.
  • Возложение цветов к памятнику.
  • Праздники.
  • Беседы.

Методы и приемы организованной образовательной деятельности:

  • Игра.
  • Наглядность (выставка репродукций картин известных художников, рассматривание фотоархива военных лет).
  • Традиционные методы народной педагогики (подражание, подпевание, подхватывание, пение за педагогом, диалог, беды по картинам, «круглый стол»).

  • Интерактивные выставки.
  • Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.
  • Рекламно-информативная (художественно-литературное занятие, просмотр репродукций).
  • Посещение памятных мест.
  • Творческая активность детей (групповая и индивидуальная).
  • Включение элементов творчества в занятия, игровую и самостоятельную деятельность.

Формы контроля:

  • Беседы с детьми по тематике проводимых мероприятий, позволяющие выявить уровень сформированности высших чувств дошкольника и школьника, качество усвоения ребенком представлений о России, в родном городе.
  • Наблюдение за детьми в ходе праздников, развлечений, постановок музыкальных сказок, занятий по изобразительной деятельности и на физкультурных досугах.

Предполагаемый результат: любознательность, активность; интерес к новым знаниям; проявление чувств гордости за стойкость и самоотверженность народа страны в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов; представления о фактах из жизни старших членов семьи (прадедушек и прабабушек, участников Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов), их фронтовых и трудовых подвигах; умение представить творческий продукт индивидуальной или коллективной деятельности; соотнесение воспринятой информации со своим опытом, чувствами и представлениями; интерес к историческому прошлому страны через произведения живописи и скульптуры, прослушивание музыкальных произведений; проявление активного интереса к народной музыке, традиционной песне и пляске, музыке военной тематике; творчески активны, воспроизводят музыкальные произведения, соответствующие тематике проекта.

Принципы проекта:

  • Историзм: соблюдение хронологии описываемых явлений и дат.
  • Гуманизация: ориентация на высшие человеческие ценности.
  • Дифференциация: соблюдение оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.
  • Интегративность: сотрудничество с библиотеками, краеведческим музеем, сочетание разных видов деятельности.
  • Наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала, соблюдение требований к культуре показа презентаций.

Этапы работы над проектом.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Подготовительный этап (разработка проекта)

Цель: самосовершенствование по теме

Январь

Составление рассказов о войне,  о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.

В самостоятельной творческой деятельности рисование на заданную тему.

Прослушивание музыкальных произведений военных лет, исполнение песен о войне.

Диагностирование детей.

Составление перспективного плана по реализации проекта.

Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей.

Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы.

Оформление выставки работ детей на военную тематику.

Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблем.

Этап: формулирование проблемы

Цель: помочь детям осознать и личностно воспринять проблему.

Февраль-Март

Осознание и личностное восприятие проблемы.

Принятие задач проекта.

Формулирует проблему: дети практически ничего не знают о событиях Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, о родственниках, участвовавших в боях, и их наградах.

Цель: дать знания детям о событиях войны, оформить выставку работ, посвященную Дню Победы, прослушать музыкальные произведения военных лет, прочитать стихотворения, провести физкультурные игры на военную тематику.

Формулирует задачи:

- сформировать представление о времени начала и длительности Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов;

- выбрать форму получения информации (занятие, экскурсия, беседа, творческая деятельность, просмотр слайдов и документальных фильмов);

- определить наиболее интересные темы для детей.

Этап: систематизация информации о событиях войны.

Апрель-Май

Беседы о событиях войны.

«Образ война- победителя в монументальной скульптуре».

Коллективная лепка на военную тематику.

Воспроизведение музыкальных произведений военных лет.

Участие в творческих выставках рисунков и поделок.

Проведение бесед по теме проекта, организованной образовательной деятельности по художественному творчеству, музыкальному воспитанию и физическому развитию.

Организация музыкальной гостиной, выставки детского творчества.

Проведение конкурсов групповых и семейных фотоколлажей.

Этап: практическая деятельность детей.

В течении всего проекта

Выбор материалов для поделок.

Совместное составление схемы последовательности выполнения работы, изготовление поделки по подгруппам  соблюдением выбранной последовательности.

Выбор движений и музыки для танца.

Продумывание движений под музыку.

Танец с имитацией слов песни.

Предоставляет различные изобразительные материалы и музыкальное сопровождение.

Оказывает практическую помощь детям (по необходимости).

Организует подгрупповую и индивидуальную работу.

Оформление выставки работ, творческих уголков группы и зала.

Помогает в оформлении выставки творческих работ.

Этап: реализация проекта в образовательную практику

Защита проекта, разучивание стихов, песен.

Представление продукта деятельности: работ, выполненных по тематике проекта.

Разработка конспектов занятий, сценария досуга, праздника.

Посещение деткой библиотеки, краеведческого музея, памятных мест в городе.

Участие в конкурсах рисунков, посвященных Победе.

Оформление альбома «Вечный огонь».

Создание презентаций к тематическим занятиям и беседам.

Диагностика детей.

Заключительный этап

Июнь

Творческий отчет (концерт, выставка, презентация).

Анализ результатов проекта, оформление результатов проекта.

Анкетирование и опрос детей

Создание видеопрезентаций, видеороликов, мультимедийных презентаций.

Обобщение работы и размещение ее в Интернете, издание в научно-педагогических издательствах.

План работы по реализации проекта

Мероприятие, тема

Ответственный

Участники

Цикл «Моя родина – Россия!»

Тематическое занятие занятие «Наша Родина-Россия».

Воспитатели, педагоги ДОП образования.

Дети

Выставка детского творчества- конкурс рисунков ко Дню Защитника Отечества».

Воспитатели, педагоги ДОП образования.

Дети

Конкурс чтецов «Диалоги о Защитниках.».

Воспитатели, педагоги ДОП образования.

Дети

Выставка детского творчества «Защитникам Отечества посвящается…»

Воспитатели, педагоги ДОП образования.

Дети

Открытое занятие «Будем в Армии служить»

Воспитатели, педагоги ДОП образования.

Дети

Познавательное занятие «Наша Армия».

Воспитатели, педагоги ДОП образования.

Дети

Беседа «18 Марта-воссоединение Крыма с Россией».

Воспитатели, педагоги ДОП образования.

Дети

Круглый стол «Россия-огромная страна».

Воспитатели, педагоги ДОП образования

Дети

Цикл «Священная война»

Круглый стол «Ордена и медали Великой Отечественной войны. Оружие Победы».

Воспитатели, педагоги ДОП образования.

Дети

Тематическое занятие «Символы Победы».

Воспитатели, педагоги ДОП образования.

Дети

Конкурс чтецов «Эх, война, война, что ж ты сделала?»

Воспитатели, педагоги ДОП образования.

Дети

Групповое посещение выставки, посвященной Великой Победе в историко-художественном музее г.о. Егорьевска.

воспитатели, педагоги ДОП образования.

Дети

Круглый стол «Города-герои».

Воспитатели.

Дети

Оформление стенгазеты ко Дню Победы.

Воспитатели, педагоги ДОП образования.

Дети

Практическое занятие «Фронтовой треугольник».

Воспитатели, педагоги ДОП образования.

Дети

Возложение венков к могиле павших воинов во время Великой Отечественной войны. Поздравления ветеранов.

Воспитатели, педагоги ДОП образования.

Дети

Интерактивная игра «Победа. Нам помнить и жить.»

Воспитатели, педагоги ДОП образования.

Дети

Участие во Всероссийской акции «Связь поколений»-«Окна Победы».

Воспитатели, педагоги ДОП образования

Дети

\

Цикл «Детство без войны»

Рисунки на асфальте «Мы рисуем мир».

Воспитатели, , педагоги ДОП образования.

Дети

Интегрированное занятие «12 Июня- День России».

воспитатели, педагоги ДОП образования.

Дети

Выставка рисунков«Никто не забыт, ничто не забыто»

Воспитатели, , педагоги ДОП образования.

Дети

Мероприятие, посвященное дню начала Великой Отечественной войны «День памяти и скорби».

Воспитатели, , педагоги ДОП образования.

Дети

        Мониторинг эффективности. Эффективность проекта оценивается в целом по результатам диагностических исследований:

  • Интервьюирование детей на тему «»Что знаешь о Великой Отечественной войне?»
  • Индивидуальные беседы с детьми на тему «Защитники Отечества».
  • Ситуации свободного выбора.
  • Наблюдение за свободной самостоятельной деятельностью детей.
  • Анализ продуктов деятельности (рисунки): «Поздравительная открытка к Дню защитника Отечества», поздравительная открытка «Салют Победы», поздравительная открытка «Войне мы скажем – НЕТ!».

Оборудование:

  • Изобразительные материалы.
  • Репродукции картин известных художников.
  • Скульптуры малых форм.
  • Диафильмы.
  • Материалы для изготовления макетов.
  • Настольные макеты-диорамы.
  • Мольберты для творческой работы.
  • Звуковоспроизводящая аппаратура.
  • Развивающие игры по теме.
  • Оборудование для показа презентаций.
  • Детские презентации.
  • Аудиозаписи песен военных лет.
  • Компьютер и видеотехника, экран.
  • Фотокомпозиции по темам праздников.

Литература.

  1. Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  2. Бородина Т.А. «Воспитание у детей любви к матери// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2007. № 4. С. 34-39.
  3. Государственная программа. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2002 гг.// Российская газета. 2001.
  4. День матери/ подгот. А.В. Герасимов// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2007. № 4. С. 33.
  5. Князева О.А., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000 г.
  6. Патриотическое воспитание дошкольников: Великая Отечественная война [проекты, конспекты занятий]// Ребенок в детском саду. 2007. № 2.
  7. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)/ под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Наша память, как эхо, печальна, Наша память, как песня, горда

Краткая аннотацияИдеи патриотизма в истории России занимают одно из главных мест. Умы  нынешнего поколения  заполняются, во-первых, мощным потоком западных «ценностей», пропагандирующи...

«ПАМЯТЬ, ПАМЯТЬ, ЗА СОБОЮ ПОЗОВИ…»

15 февраля - день памяти воинов-интернационалистов. В этот день мы чтим ветеранов, прошедших горнило афганской и чеченской войн, с честью, достоинством и героизмом исполнивших свой воинский долг. Мы о...

сценарий "Память солдатская память"

разработка данного мероприятия,...

Внеклассное мероприятие "Память, память, за собою позови..."

Цель данного мероприятия - формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, формирование нравственной позиции.Воспитательная ценность ...

Классный час: "Светлая память героям России"

Разработку классного часа можно использовать в 6-8 классах образовательной школы. Данная разработка имеет большое воспитателное значение. Дети познакомятся с героями ВОВ, с их героическими поступками....

Положение о проведении муниципального фестиваля – конкурса детского творчества «Живая память» и выставки декоративно - прикладного творчества «Страницы войны», посвящённых Году памяти и славы в России

Положение определяет порядок организации и проведения муниципального фестиваля – конкурса детского творчества «Живая память» (далее фестиваль – конкурс) и муниципальной выставк...

Память сквозь года:теракты в России

Материал подготовлен  для классных часов "Разговоры о важном" по антитеррористической тематике и в связи с ежегодным Днем памяти жертв терроризма. Освящаются теракты в Беслане в 2004 го...