"Разговоры о важном" цикл внеурочных занятий 2022-2023 уч.г.
план-конспект

Балданова Жаргалма Жамьяновна

Учебный предмет в России, введённый в 2022 году. С 5 сентября 2022 года соответствующий урок проходит первым по понедельникам, после обязательных линеек с поднятием флага и гимна России, и представляет собой тематический классный час. По официальным заявлениям, предмет направлен на «укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и «воспитание патриотизма» среди российских школьников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Улюкчиканская основная общеобразовательная школа»

671601, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Улюкчикан, ул. Цыденжапова, 16,

тел. 8(30131) 93-341, e-mail: school_ulukchikan@govrb.ru

МБОУ «Улюкчиканская основная общеобразовательная школа»

 Внеурочное занятие на

Тема: «Герой наших дней: Алдар Цыденжапов»

Дата проведения: 16.01.2023г.

Подготовила: Линхоева Л.Б.

классный руководитель 7 класса

МБОУ «Улюкчиканская ООШ»

Учитель: Линхоева Л.Д.

Класс: 7

Документальный фильм «Звезда Алдара». По ссылке: https://youtu.be/PvgkGgFPlHA

Герой наших дней: АлдарЦыденжапов

Цель: Познакомить учащихся с подвигом Алдара Цыденжапова

Задача: 1. Нравственно- патриотическое воспитание учащихся на примере героя России.

2. Способствовать развитию нравственных качеств: честность, правдивость, мужество;

3.Воспитывать чувство патриотизма, гуманности, гордости за своих земляков;

4. Повышение личностных качеств, нравственное воспитание учеников.

Оборудование: интерактивная доска, материалы газет, рассказывающие о подвиге Алдара, презентация, фотография Героя России; документальный фильм «Огненная вахта Алдара», «Звезда Алдара», передачи «Вести Хабаровск»,»Россия 1», «Интерактивное телевидение ТТВ» , «Звезда»

Слайд 1

Героизм. Мужество. Отвага. Не забыты эти великие понятия в сегодняшней России!

Да, возможно, о них мало говорят и пишут. Быть может, они редкие гости на современном телевидении и почти не появляются в кино. Но они не забыты. Яркое тому подтверждение – подвиг нашего земляка.

19 – летнийАлдарЦыденжапов подарил вторую жизнь боевому кораблю и всему экипажу. Настоящий воин должен быть готов к битве даже в мирное время. Герой погиб. Но не проиграл. Ведь, оннесмотря на свой возраст, поступил, как настоящий мужчина.

Слайд 2

Будущий спаситель миноносца «Быстрый» и экипажа почти в 300 человек появился на свет в небольшом поселке Агинское – административном центре Агинского Бурятского автономного округа (ныне – территория Забайкальского края) 4 августа 1991 г. в семье сотрудника МВД и медсестры детского сада Батора и БилигмыЦыденжаповых. В один день вместе с богатырем Алдаром свой жизненный путь на земле начала и его сестренка Арюна.

В школьные годы Алдар отличался исключительным трудолюбием. Учился парень по –разному, но старался всегда. И это отмечали все. После окончания школы Алдар принимает решение идти вслужить. Призвали юношу в ноябре 2009 г. Вторым домом на время срочной службы для него стала воинская часть тихоокеанского флота России в городе Фокино приморского края. 18 – летнего паренька из бурятской глубинки определили на эскадронный миноносец «Быстрый».

Слайд 3

Алдар, как рассказывают, служил исправно. Имел ровные отношения с товарищами и положительную репутацию в командирских кругах, военно-морское дело освоил, свои прямые обязанности знал хорошо. В сентябре 2010 г. до окончания срочной службы и увольнения в запас матросу Цыденжапову оставалось около месяца… Но армия и флот – особая материя. Боевые задачи здесь редко считаются с планами отдельных людей. В это самое время эсминец «Быстрый» готовился к выходу в море…

Боевой поход предстояло совершить на Камчатку. Экипаж в полном составе находился на борту. До отправки оставались считанные часы. Машинист котельной АлдарЦыденжапов нес вахту, согласно боевому расписанию.

Утро. 04.03. –неожиданно раздается тонкий свист. Затем – хлопок. Неполадки в машинном отделение. Топливный трубопровод, который находился под давлением, прорвало. Все происходит в какие-то секунды… Горючее попадает на светильник и машинное отделение озаряет пламя. Нетрудно представить себе, чем грозит экипажу и суднувзрыв двух котлов с перегретым паром. У Алдара был только один вариант, одно правильное действие, один-единственный верный шаг. Шаг в огонь. И он сделал этот шаг. Перекрыв нужный вентиль, матрос Цыденжапов отвел опасность. Всего за 9 секунд. Из горящего отсека Алдар выбрался самостоятельно. С ожогом 99.5 % поверхности тела.

Капитан-лейтенант Алексей Коноплев немедленно вывел личный состав вахты в безопасное место. Почти сразу же была активирована система объемного пожаротушения. Позже, уже после ликвидации возгорания, машинному отделению потребовался лишь незначительный ремонт.

А бесстрашный матрос был оперативно доставлен в госпиталь Тихоокеанского флота во Владивостоке. В схватке за жизнь молодого героя врачи уступили холодному расчету судьбы. Алдаруспел проститься с приехавшими к нему родителями. 28 сентября его не стало.

Похоронили моряка 7 октября в родном поселке. Командование представило матроса АлдараЦыденжапова к ордену Мужества.Посмертно. а 16 ноября Указом Президента Российской Федерации ,АлдаруЦыденжапову присвоено звание Героя России!

Награда была вручена родителям погибшего матроса 21 февраля 2011 г. в Кремле. Бурятский матрос навечно зачислен в члены экипажа эскадронного миноносца «Быстрый».

Слайд 4

За день до похорон администрация Агинского Бурятского автономного округа и поселка Агинское принято знаковое решение – одну из улиц в окружном центре назвать именем АлдараЦыденжапова.

В школе, в которой учился Алдар, установлена мемориальная доска.

Слайд 5

На берегу бухты Абрек, где базируются корабли Тихоокеанского флота, открыт знак памяти.

Слайд 6

В июле 2012 г. открыт памятник на аллее героев в поселке Агинское.

Слайд 7

В 2012 г. в серии марок «Герои Российской Федерации» выпущена почтовая марка с портретом Алдара.

Слайд 8  

В 2011 г. вышла книга «Слава Алдара».

История короткой и славной жизни простого бурятского паренька, представлена на страницах книги. Здесь воспоминания родных Алдара, его друзей, одноклассников, соседей, отзывы и соболезнования людей, которые даже не знали его.

Подвиг. Редкое слово для наших дней. Сегодня мы больше говорим о героях прошедших войн, о том, что было десятки, а порой и сотни лет назад. Но время показывает, что и в мирное время подвигу есть место.

Светлая память герою. И вечная слава!

Памяти Героя России

Алдара Цыденжапова

На море штиль

И только стоны чаек,

Нарушить могут эту тишину.

В одно мгновенье повзрослев

Собою, ты, кажется, прикрыл и всю страну.

Не думая конечно ж о награде,

О том, как горе одолеет мать.

Ты поступил, как должно,

Как учили.

За Родину и честь,

И жизнь отдать.

Простой Российский парень,

И не важно,

Откуда родом,

Русский иль бурят.

Ты подвигом своим уже прославил,

Одно лишь только звание, солдат.

Пусть над могилою твоею реет,

Андреевский, непобедимый стяг.

Чтоб каждый знал,

Под этою плитою,

Навек обрел покой,

Герой моряк.

Наталья Быстрова

Памяти Героя России

Алдару Цыденжапову посвящается…

Где-то в глубинке ,у холмов кустистых
Мальчишка рос, он радовал отца .
Своим стараньем ,помогая взрослым ,
И добрым нравом покорял сердца …

Он по весне ,в ручьях прозрачных
Кораблики с мальчишками пускал .
И представлял себя на мачте ,
«Земля!»-он громче всех кричал .

«Отец,я стану капитаном ,
По дедушкиным я пойду стопам .
И бороздить я буду океаны ,»-
Мечтал Алдар , пока еще был мал…

И годы детские промчались быстро .
Мальчишкины исполнились мечты .
Алдар ,на палубе эсминца «Быстрый».
Намеренья и цель его тверды !
Служил он верой , правдою Отчизне ,
всегда на страже Родины стоял .
Вторым стал домом для него корабль «Быстрый» ,
Но и о первом он не забывал!

Скучал, писал домой, он торопился
Обнять, и рассказать родным ,
Как он тоскует по Агинску ,
По одноклассникам своим .

Остался месяц до окончанья службы .
Но вот, то утро рокового дня ,
Алдар лишь только заступил в дежурство ,
В отсеке корабля увидел он пожар

Бесстрашный воин, не боясь огня,
Он знал ,что от него зависит ;
Жизнь тех, кто с ним ходил в моря ,
Кто с ним единым небом дышит !

Он сделал все ценою своей жизни…
Он триста человек от смерти спас .
И честь России спасена солдатом ,
И честь мундиров, и лампас .

Герой России ! А героям Слава!
И имя у тебя геройское – Алдар !
Ведь переводится оно с родного – Слава ,
И в этой жизни ты героем стал!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Улюкчиканская основная общеобразовательная школа»

671601, Республика Бурятия, Баргузинский район, с. Улюкчикан, ул. Цыденжапова, 16,

тел. 8(30131) 93-341, e-mail: school_ulukchikan@govrb.ru

МБОУ «Улюкчиканская основная общеобразовательная школа»

 Внеурочное занятие

Звезда бессмертия. «Бей фашистов, как снайпер Доржиев!»

Дата проведения: 20.01.2023г.

Подготовил: Бадмаев А.Б.

классный руководитель 6 класса

МБОУ «Улюкчиканская ООШ»

Учитель: Бадмаев А.Б.

Документальный фильм Звезда бессмертия. «Бей фашистов, как снайпер Доржиев!»

https://yandex.ru/video/preview/8252401977867965074tps://youtu.be/CJpx4ZM4p6k

Звезда бессмертия. «Бей фашистов, как снайпер Доржиев!»

Цыре́ндаши Ринчи́нович Доржи́ев (1912 – 3 января 1943- советский снайпер, воевал на Северо-Западном фронте, уничтожил 297 немецких солдат и офицеров и один самолёт.

Биография

Цырендаши Доржиев родился в 1912 году в улусе Барай Адаг (Усть-Бар) Верхнеудинского округа Забайкальской области (ныне в Мухоршибирском районе Бурятии) в семье крестьянина-бедняка. Его отец был кузнецомстоляром и чеканщиком. Кроме этого занимался охотой.

Цырендаши с 14 лет ходил на охоту вместе с отцом, который научил его меткой стрельбе, чтению звериных следов в тайге, охотничьей маскировке.

После революции Цырендаши стал посещать вечерние курсы ликбеза, днём же помогал родителям по хозяйству; летом ходил на покос, осенью убирал урожай, ухаживал за скотом.

Когда началась Великая Отечественная война, Цырендаши в августе 1941 года добровольцем уходит на фронт.

На фронте

На первых порах он служил при полевой кухне, доставляя на конной повозке продовольствие. Такая служба не могла удовлетворить Цырендаши. Он обращается к командиру своего подразделения и говорит ему, что хотел бы стать снайпером. Командир удовлетворяет просьбу сибирского охотника и переводит его в 645-й стрелковый полк 202-й стрелковой дивизии 11-ой армии Северо-Западного фронта.

В ноябре 1941 года Цырендаши Доржиев открывает счет своим победам: из замаскированного места уничтожает двух солдат вермахта, вышедших из блиндажа. Цырендаши продолжал увеличивать свой счет и в итоге гитлеровцы на этом участке вынуждены были передвигаться только ползком.

В Центральном архиве Министерства Обороны СССР есть этот документ об отваге снайпера Цырендаши Доржиева:

«Товарищ Доржиев - отличный снайпер. В боях за деревню Симонова 3 мая 1942 года Доржиев истребил 1 офицера, 4 пулеметчика, 2 наблюдателей, 18 солдат. И в этот же день Доржиев уничтожил немецкий истребитель „МЕ-109“. На 26 мая 1942 года снайпер Доржиев уничтожил 174 фашиста. Только в мае месяце снайперская пуля настигла 56 гитлеровцев. Товарища Доржиева представили к Ордену Ленина». Командир полка Дмитриев. Комиссар батальона Дробышев.

17 июня 1942 года командование Северо-Западного фронта наградило Цырендаши Доржиева орденом Ленина. Газета Северо-Западного фронта «За Родину!» 10 июня 1942 года писала: «Истребляй врага так, как снайпер Доржиев». В том же месяце Цырендаши вступает в ВКП(б).

Помимо охоты на живую силу противника Цырендаши Доржиев обучает новые кадры снайперов. В июне 1942 года в газете армии «Призыв к Победе» публикует статью Доржиева:

«Мною уничтожено 181 гитлеровцев. Мы начали обучать снайперскому мастерству молодых солдат. Обучение снайперскому мастерству очень сложное дело. После занятий мы проверяем бойцов на поле брани.

В первую очередь снайперу нужно очень хорошо изучить местность. На сегодня мною обучено 12 снайперов. Беру обязательство ещё столько же бойцов-снайперов подготовить, также обещаю, что до 1 июля доведу свой личный счет до 200 гитлеровцев»

По приглашению трудящихся Бурятии командование 11-й Армии в июне 1942 года посылает делегатов от фронтовиков[2]. В делегацию вошёл и кавалер ордена Ленина Цырендаши Доржиев. Так ему довелось во время войны побывать на своей малой родине. Цырендаши выступал на митинге у своих односельчан, у рабочих на предприятиях. Народ горячо приветствовал своего земляка.

В сентябре 1942 года на боевом счету снайпера из Бурятии было уже 216 убитых солдат противника. Цырендаши был награждён медалью «За отвагу».

30 декабря снайпер, сержант Цырендаши Доржиев получил тяжелое осколочное ранение в голову, а 3 января 1943 года он скончался от смертельной раны в полевом госпитале «Валдай». Похоронен Цырендаши Доржиев в селе Мануйлово Парфинского района Новгородской области, в 30 километрах от города Старая Русса.

За 17 месяцев своего короткого боевого пути Цырендаши Доржиев уничтожил 297 немецких солдат и офицеров и сбил один самолёт.



Предварительный просмотр:

               

                  Разговор о важном

МБОУ «Улюкчиканская основная общеобразовательная школа»

                 Внеурочное занятие

Тема: «Герой России Балдан Цыдыпов»

 «День Героев Отечества»

Учитель: Ухинова Л.Д.

Дата: 19.12.2022г.

Класс: 8

Цель занятия: формировать у обучающихся представления о подвиге и героизме, проявляемом людьми разных профессий, воспитывать позитивное отношение к таким ценностям, как долг и служение Отечеству, патриотизм; способствовать сохранению исторической памяти и связи поколений.

Формирующиеся ценности: социальное служение, патриотизм, историческая память и преемственность поколений.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа (занятие предполагает использование видеороликов, групповых и интерактивных заданий, анализ информации).

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • методические рекомендации;
  • видеоролики;
  • презентационные материалы.

Часть 1. Мотивационная.

Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о Дне Героев Отечества. Эту памятную дату в России традиционно отмечают 9 декабря. В этот день мы вспоминаем героев нашей страны, их подвиги, а также благодарим тех, кто внёс огромный вклад в развитие и укрепление безопасности нашей страны.

Я задам сейчас вам вопрос, который кажется очень простым: как вы считаете, кто такой герой?Каких героев вы помните из нашей истории? Знаете ли вы героев – наших современников? Ответы обучающихся

Учитель. Я не зря подчеркиваю, что вопрос о том, кто такой герой, только кажется простым. Как показывают ваши ответы, героем можно считать храброго человека, который встает на защиту своего народа. Это правда, мы знаем такие примеры героев из нашей истории. Но герой – это не только воин.

Учитель. Наш разговор мы продолжим просмотром интервью с Героем России Дмитрием Перминовым.

За какой поступок Дмитрий Пéрминов получил такое высокое звание? В 1999 году Дмитрий Сергеевич участвовал в контртеррористической операции на территории Республики Дагестан. 29 августа шел ожесточенный бой, Дмитрий и еще 7 бойцов держали оборону в большом глубоком окопе. В какой-то момент вражеская граната залетела в окоп к нашим ребятам и упала на спину лежавшего рядом с Дмитрием товарища, который этого даже не заметил. Дмитрий схватил гранату и рискуя своей жизнью выбросил ее из окопа. Сделанного им хватило, чтобы спасти жизнь товарищей.

Послушайте, пожалуйста, что говорит о герое и о подвиге Дмитрий Сергеевич.

Демонстрация видеообращения Д.С. Перминова. Часть 2. Основная.

Учитель. Каждое время требует своих героев. В исторические моменты, моменты внешней угрозы, героями становились те, кто с оружием защищают страну. Мы помним наших воинов Великой Отечественной войны и других сражений. Героизм проявили космонавты (Юрий Алексеевич Гагарин, Герман Степанович Титов, Алексей Архипович Леонов) и те люди, которые готовили их полеты. Мы видим, что герои есть и сейчас. Это те, кто спасает людей в экстренных ситуациях: мы хорошо помним героизм наших врачей в начале пандемии в 2020 году, известен пример летчика Дамира Юсупова, который смог посадить пассажирский самолет и спас 233 жизни.

Учитель. Ребята, предлагаю посмотреть несколько сюжетов о реальных историях и подумать, что их объединяет.

Демонстрация видеороликов.

Сюжет 1.

Матрос Тихоокеанского флота Алдар Цыденжапов – ценой собственной жизни – спас команду горящего эсминца «Быстрый» и сам корабль от взрыва.

24 сентября 2010 года.

Экипаж миноносца находился на борту и готовился к боевому походу из Фокино на Камчатку.

В 4 часа утра молодой матрос Цыденжапов из маленького поселка Агинское в Забайкальском крае принял вахту в машинном отделении судна в качестве машиниста котельной команды.

Через 10 минут после заступления он услышал аварийную тревогу – на корабле произошла утечка топлива, и случился пожар.

9 секунд – столько хватило герою, чтобы броситься в центр возгорания и отключить энергоустановку корабля. Матрос спас 348 сослуживцев и предотвратил, возможно, одну из самых страшных экологических катастроф 21 века. Но сам – получил многочисленные ожоги.

Алдар в тяжелом состоянии был доставлен в госпиталь Тихоокеанского флота во Владивостоке.

Четыре дня врачи боролись за его жизнь, но 28 сентября отважного матроса не стало.

До окончания службы ему оставалось меньше месяца. Алдару было всего 19 лет.

В родном поселке все гордятся юным героем - его именем названа одна из улиц, а в школе, где он учился, установлена мемориальная доска.

Алдару Цыденжапову посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

Сюжет 2.

Лейтенант Балдан Цыдыпов в ходе спецоперации на Украине в неравном бою спас 150 своих сослуживцев, попавших в засаду в Киевском районе.

Мотострелковый батальон Тацинской 5-ой отдельной гвардейской танковой бригады 30 марта в Киевском районе при передислокации попал в засаду Вооруженных сил Украины (ВСУ). Батальон был обречен погибнуть под перекрестным огнем артиллерии, гранатометов и крупнокалиберных пулеметов. Но самоотверженные действия командира мотострелкового взвода Балдана Цыдыпова спасли жизни более 150 сослуживцев.

Внезапным огнем противника сразу же были подбиты шесть наших танков и три БМП (боевые машины пехоты).

Взвод Цыдыпова замыкал колонну. Его боевая машина первой попала под массированный артобстрел. Пять членов экипажа погибли сразу. Балдан получил тяжелую контузию. Но мужественно принял бой. Офицер отдал приказ солдатам из других взводов отвести танковую колонну на безопасное расстояние. А сам остался прикрывать отход товарищей. Лейтенант сумел развернуть свою подбитую БМП и ответным огнем уничтожал огневые точки противника.

Когда боекомплект закончился, Балдан прикладом автомата вышиб заклиненный люк БМП и вынес двух раненых товарищей.

Когда он бинтовал их и себя, враг снова открыл огонь. Осколок прилетел одному из раненых бойцов в голову… Со своим земляком Артёмом Дагбаевым, которого лейтенант буквально реанимировал, они заняли круговую оборону, отвлекая огонь противника на себя. Через некоторое время погиб боевой товарищ лейтенанта.

Цыдыпов остался один на один с превосходящими силами врага. Контуженный, истекающий кровью Балдан перемещался от одного подбитого танка к другому, не давая приблизиться врагу. И так продолжалось два часа.

Своими действиями он помог вывести из-под удара 150 своих боевых товарищей.

Когда подошла помощь, лейтенант лежал без сознания. К счастью, ему не хватило сил, чтобы воспользоваться последним патроном, который он оставил для себя.

Б. Цыдыпов получил множество ранений и ожогов. Вертолетом его эвакуировали в военно-полевой госпиталь на территории Гомельской области Белоруссии, а затем в Российскую военно-медицинскую академию им. С.М. Кирова (С.-Петербург), где он перенес десять операций, включая ампутацию правой стопы.

Через месяц после того боя Б.Б. Цыдыпов был награжден орденом Мужества. А в это время на его родине шел сбор подписей, организованный общественными и ветеранскими организациями, под ходатайством о присвоении ему звания Героя России (всего было собрано 16 тыс. подписей). Ходатайство было поддержано главой Бурятии, Министерством обороны России, а 31 мая и Президентом страны.

Указом Президента РФ от 11 июня 2022 г. за героизм и мужество, проявленные при исполнении воинского долга, гвардии лейтенанту Цыдыпову Балдану Баировичу было присвоено звание Героя России. Звезду Героя ему вручил министр обороны С.К. Шойгу 29 июня 2022 г. в Центральном военном клиническом госпитале им. П.В. Мандрыки.

Сюжет 3.

В 1978 году в селе Ижма Республики Коми открыли аэропорт. Небольшой, но для райцентра и такого было достаточно. Правда, за ненадобностью в начале нулевых его ликвидировали, оставив только вертолетную площадку. А взлетно-посадочная полоса была вычеркнута из всех реестров, не обслуживалась и не значилась на картах. В течение 12 лет её по собственной инициативе поддерживал в порядке Сергей Сотников - расчищал от растительности и мусора, обновлял разметку.

7 сентября 2010 года именно эта полоса спасла жизни экипажу и пассажирам Ту-154 якутской авиакомпании "Алроса".

Самолет держал рейс по маршруту поселок Удачный – Москва, но через несколько часов после вылета из Якутии на борту произошло короткое замыкание, отключились все радиотехнические средства и электронасосы, вырубилось электропитание. Двигатели работали на керосине, запасов которого не хватило бы, чтобы добраться до крупного аэропорта.

Экипаж сразу понял - придется совершать аварийную посадку. И единственным местом для этого оказалась старая взлётно-посадочная полоса в Ижме.

Так практически заброшенный аэропорт и ежедневно присматривающий за ним человек спасли 81 жизнь.

Командира Ту-154 Евгения Новосёлова уже через месяц представили к званию Героя России. А Сергея Сотникова наградили медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Учитель. Ребята, как вы думаете, что объединяет эти истории? Какую мысль авторы хотели довести до зрителей, то есть вас?

Ответы обучающихся.

Учитель. Когда же долг превращается в героический поступок?

Ответы обучающихся.

Учитель (в дополнение к ответам обучающихся) Когда люди, зная о глубокой опасности выбранного дела, жертвуют собой, здоровьем и часто жизнью ради других людей.

Учитель. Настоящих героев в первом сюжете несколько. И сержант, и лейтенант которые продолжали сражаться вместе с товарищами.

Учитель. Какой выбор сделал 19-летний Алдар Цыденжапов?

Как вы поступили бы на месте Лейтенанта Балдана Цыдыпова?

Ответы обучающихся.

Учитель. То есть выбор был между тем, сохранить свою жизнь (и мы понимаем, что это тоже было маловероятно) или пожертвовать собой ради всего экипажа? Как вы думаете, было ли у Алдара и Балдана время на раздумье?

Ответы обучающихся.

Учитель. Можно ли эти поступки назвать геройским? Очевидно, что да.

А осознавали ли это молодые парни, что совершают подвиг?

Ответы обучающихся.

Учитель. Тогда не слава героя, а что их заставило так поступить?

Ответы обучающихся.

Учитель (обобщая ответы обучающихся). Действительно, мы понимаем, что каждый из героев оказывается перед выбором: своя жизнь и здоровье или жизнь, здоровье и благополучие тех, кто рядом с ним, неважно, один это человек или несколько сотен. Нравственный выбор – самый тяжелый выбор в жизни. И герой тот, кто позволяет себе его сделать в пользу других, в пользу своей Родины.

Учитель. Герой последней истории вообще не потерял жизнь и даже здоровье. Просто 20 лет расчищал взлетно-посадочную полосу бывшего действующего аэродрома. Настоящий ли он герой? Можно ли применить к нему такое пафосное слово?

Ответы обучающихся.

Нет. Это не героизм, просто человек считал, что так надо делать.

Учитель. Но если нет обратной связи, если Сергей Михайлович Сотников не делал свою работу за зарплату (аэродром закрыли, перестали считать, что он есть), в течение 20 лет сохранял то, что считал пригодным к использованию. Какой выбор он делал?

Ответы обучающихся.

Важно, чтобы прозвучало – выбор между «забыть» и «сохранять». Если взлетно-посадочная полоса была сделана хорошо и не была разрушена за эти 20 лет, то сохранить ее означает в таком отдаленном регионе - дать возможность спастись.

 

Учитель. Думал ли Сотников, что он спасет людей? Не приземлись самолет, как вы думаете, продолжил бы он еще ухаживать за взлетно- посадочной полосой годами?

Ответы обучающихся.

Скорее всего, да. Это означает, что он считал себя ответственным за аэродромное хозяйство, ему не было все равно, что с ним будет.

Учитель. Тогда Сотников – герой?

Ответы обучающихся.

Да, можно сказать, что и он герой. Его нравственный выбор – делать все, чтобы сохранить взлетно-посадочную полосу – вдруг случится так, что она понадобится. Так произошло, и он спас сотню человек просто своим ответственным отношением к жизни.

Часть 3. Заключение.

Учитель. Ребята, есть такое понятие как «бессознательный героизм». Как вы его понимаете?

Учитель (в дополнение к ответам). В ряде исследований показано, что в человеке есть предрасположенность к героическому поведению. Человек по своей природе социален. Постоянно живя в группе, мы ориентированы на помощь окружающим, ожидая, что можем получить помощь в ответ. То есть помощь другим становится нашей привычкой. А в экстренной ситуации человек может действовать рефлекторно, спасает чью-либо жизнь, рискуя

собственной. Это и есть бессознательный героизм.

Учитель. Учеными названы стимулы для подвига. Как вы думаете, что вошло в их число?

(в дополнение к ответам обучающихся) любовь к Родине, ненависть к врагу, товарищество, взаимовыручка, стремление отличиться, а иногда даже и получить награду. Причины разные, но и люди разные. Какой выбор они делают, зависит от ситуации. Но очень важна при этом вот какая деталь: помнят ли они о других, считают ли себя достойными героического прошлого нашей страны.



Предварительный просмотр:

Сценарий занятия

ДЕНЬ ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА

8-11 классы 

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 8-11 классов по теме

«ДЕНЬ ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА»

Цель занятия: формировать у обучающихся представления о подвиге и героизме, проявляемом людьми разных профессий, воспитывать позитивное отношение к таким ценностям, как долг и служение Отечеству, патриотизм; способствовать сохранению исторической памяти и связи поколений.

Формирующиеся ценности: социальное служение, патриотизм, историческая память и преемственность поколений.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: беседа (занятие предполагает использование видеороликов, групповых и интерактивных заданий, анализ информации).

Комплект материалов:

  • сценарий;
  • методические рекомендации;
  • видеоролики;
  • презентационные материалы.

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная.

Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о Дне Героев Отечества. Эту памятную дату в России традиционно отмечают 9 декабря. В этот день мы вспоминаем героев нашей страны, их подвиги, а также благодарим тех, кто внёс огромный вклад в развитие и укрепление безопасности нашей страны.

Я задам сейчас вам вопрос, который кажется очень простым: как вы считаете, кто такой герой?

Каких героев вы помните из нашей истории? Знаете ли вы героев – наших современников? Ответы обучающихся

Учитель. Я не зря подчеркиваю, что вопрос о том, кто такой герой, только кажется простым. Как показывают ваши ответы, героем можно считать

храброго человека, который встает на защиту своего народа. Это правда, мы знаем такие примеры героев из нашей истории. Но герой – это не только воин.

Учитель. Наш разговор мы продолжим просмотром интервью с Героем России Дмитрием Перминовым.

За какой поступок Дмитрий Пéрминов получил такое высокое звание? В 1999 году Дмитрий Сергеевич участвовал в контртеррористической операции на территории Республики Дагестан. 29 августа шел ожесточенный бой, Дмитрий и еще 7 бойцов держали оборону в большом глубоком окопе. В какой-то момент вражеская граната залетела в окоп к нашим ребятам и упала на спину лежавшего рядом с Дмитрием товарища, который этого даже не заметил. Дмитрий схватил гранату и рискуя своей жизнью выбросил ее из окопа. Сделанного им хватило, чтобы спасти жизнь товарищей.

Послушайте, пожалуйста, что говорит о герое и о подвиге Дмитрий Сергеевич.

Демонстрация видеообращения Д.С. Перминова. Часть 2. Основная.

Учитель. Каждое время требует своих героев. В исторические моменты, моменты внешней угрозы, героями становились те, кто с оружием защищают страну. Мы помним наших воинов Великой Отечественной войны и других сражений. Героизм проявили космонавты (Юрий Алексеевич Гагарин, Герман Степанович Титов, Алексей Архипович Леонов) и те люди, которые готовили их полеты. Мы видим, что герои есть и сейчас. Это те, кто спасает людей в экстренных ситуациях: мы хорошо помним героизм наших врачей в начале пандемии в 2020 году, известен пример летчика Дамира Юсупова, который смог посадить пассажирский самолет и спас 233 жизни.

Учитель. Ребята, предлагаю посмотреть несколько сюжетов о реальных историях и подумать, что их объединяет.

Демонстрация видеороликов.

Сюжет 1.

Матрос Тихоокеанского флота Алдар Цыденжапов – ценой собственной жизни – спас команду горящего эсминца «Быстрый» и сам корабль от взрыва.

24 сентября 2010 года.

Экипаж миноносца находился на борту и готовился к боевому походу из Фокино на Камчатку.

В 4 часа утра молодой матрос Цыденжапов из маленького поселка Агинское в Забайкальском крае принял вахту в машинном отделении судна в качестве машиниста котельной команды.

Через 10 минут после заступления он услышал аварийную тревогу – на корабле произошла утечка топлива, и случился пожар.

9 секунд – столько хватило герою, чтобы броситься в центр возгорания и отключить энергоустановку корабля. Матрос спас 348 сослуживцев и предотвратил, возможно, одну из самых страшных экологических катастроф 21 века. Но сам – получил многочисленные ожоги.

Алдар в тяжелом состоянии был доставлен в госпиталь Тихоокеанского флота во Владивостоке.

Четыре дня врачи боролись за его жизнь, но 28 сентября отважного матроса не стало.

До окончания службы ему оставалось меньше месяца. Алдару было всего 19 лет.

В родном поселке все гордятся юным героем - его именем названа одна из улиц, а в школе, где он учился, установлена мемориальная доска.

Алдару Цыденжапову посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

Сюжет 2.

Лейтенант Балдан Цыдыпов в ходе спецоперации на Украине в неравном бою спас 150 своих сослуживцев, попавших в засаду в Киевском районе.

Мотострелковый батальон Тацинской 5-ой отдельной гвардейской танковой бригады 30 марта в Киевском районе при передислокации попал в засаду Вооруженных сил Украины (ВСУ). Батальон был обречен погибнуть под перекрестным огнем артиллерии, гранатометов и крупнокалиберных пулеметов. Но самоотверженные действия командира мотострелкового взвода Балдана Цыдыпова спасли жизни более 150 сослуживцев.

Внезапным огнем противника сразу же были подбиты шесть наших танков и три БМП (боевые машины пехоты).

Взвод Цыдыпова замыкал колонну. Его боевая машина первой попала под массированный артобстрел. Пять членов экипажа погибли сразу. Балдан получил тяжелую контузию. Но мужественно принял бой. Офицер отдал приказ солдатам из других взводов отвести танковую колонну на безопасное расстояние. А сам остался прикрывать отход товарищей. Лейтенант сумел развернуть свою подбитую БМП и ответным огнем уничтожал огневые точки противника.

Когда боекомплект закончился, Балдан прикладом автомата вышиб заклиненный люк БМП и вынес двух раненых товарищей.

Когда он бинтовал их и себя, враг снова открыл огонь. Осколок прилетел одному из раненых бойцов в голову… Со своим земляком Артёмом Дагбаевым, которого лейтенант буквально реанимировал, они заняли круговую оборону, отвлекая огонь противника на себя. Через некоторое время погиб боевой товарищ лейтенанта.

Цыдыпов остался один на один с превосходящими силами врага. Контуженный, истекающий кровью Балдан перемещался от одного подбитого танка к другому, не давая приблизиться врагу. И так продолжалось два часа.

Своими действиями он помог вывести из-под удара 150 своих боевых товарищей.

Когда подошла помощь, лейтенант лежал без сознания. К счастью, ему не хватило сил, чтобы воспользоваться последним патроном, который он оставил для себя.

Б. Цыдыпов получил множество ранений и ожогов. Вертолетом его эвакуировали в военно-полевой госпиталь на территории Гомельской области Белоруссии, а затем в Российскую военно-медицинскую академию им. С.М. Кирова (С.-Петербург), где он перенес десять операций, включая ампутацию правой стопы.

Через месяц после того боя Б.Б. Цыдыпов был награжден орденом Мужества. А в это время на его родине шел сбор подписей, организованный общественными и ветеранскими организациями, под ходатайством о присвоении ему звания Героя России (всего было собрано 16 тыс. подписей). Ходатайство было поддержано главой Бурятии, Министерством обороны России, а 31 мая и Президентом страны.

Указом Президента РФ от 11 июня 2022 г. за героизм и мужество, проявленные при исполнении воинского долга, гвардии лейтенанту Цыдыпову Балдану Баировичу было присвоено звание Героя России. Звезду Героя ему вручил министр обороны С.К. Шойгу 29 июня 2022 г. в Центральном военном клиническом госпитале им. П.В. Мандрыки.

Сюжет 3.

В 1978 году в селе Ижма Республики Коми открыли аэропорт. Небольшой, но для райцентра и такого было достаточно. Правда, за ненадобностью в начале нулевых его ликвидировали, оставив только вертолетную площадку. А взлетно-посадочная полоса была вычеркнута из всех реестров, не обслуживалась и не значилась на картах. В течение 12 лет её по собственной инициативе поддерживал в порядке Сергей Сотников - расчищал от растительности и мусора, обновлял разметку.

7 сентября 2010 года именно эта полоса спасла жизни экипажу и пассажирам Ту-154 якутской авиакомпании "Алроса".

Самолет держал рейс по маршруту поселок Удачный – Москва, но через несколько часов после вылета из Якутии на борту произошло короткое замыкание, отключились все радиотехнические средства и электронасосы, вырубилось электропитание. Двигатели работали на керосине, запасов которого не хватило бы, чтобы добраться до крупного аэропорта.

Экипаж сразу понял - придется совершать аварийную посадку. И единственным местом для этого оказалась старая взлётно-посадочная полоса в Ижме.

Так практически заброшенный аэропорт и ежедневно присматривающий за ним человек спасли 81 жизнь.

Командира Ту-154 Евгения Новосёлова уже через месяц представили к званию Героя России. А Сергея Сотникова наградили медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Учитель. Ребята, как вы думаете, что объединяет эти истории? Какую мысль авторы хотели довести до зрителей, то есть вас?

Ответы обучающихся.

Важно прийти к выводу о том, что люди шли на сознательный выбор.

Ответы обучающихся.

Важно прийти к выводу, что долг – не геройство в общем смысле.

Учитель. Когда же долг превращается в героический поступок?

Ответы обучающихся.

Учитель (в дополнение к ответам обучающихся) Когда люди, зная о глубокой опасности выбранного дела, жертвуют собой, здоровьем и часто жизнью ради других людей.

Учитель. Настоящих героев в первом сюжете несколько. И сержант, и лейтенант которые продолжали сражаться вместе с товарищами.

Учитель. Какой выбор сделал 19-летний Алдар Цыденжапов?

Как вы поступили бы на месте Лейтенанта Балдана Цыдыпова?

Ответы обучающихся.

Учитель. То есть выбор был между тем, сохранить свою жизнь (и мы понимаем, что это тоже было маловероятно) или пожертвовать собой ради всего экипажа? Как вы думаете, было ли у Алдара и Балдана время на раздумье?

Ответы обучающихся.

Учитель. Можно ли эти поступки назвать геройским? Очевидно, что да.

А осознавали ли это молодые парни, что совершают подвиг?

Ответы обучающихся.

Учитель. Тогда не слава героя, а что их заставило так поступить?

Ответы обучающихся.

Учитель (обобщая ответы обучающихся). Действительно, мы понимаем, что каждый из героев оказывается перед выбором: своя жизнь и здоровье или жизнь, здоровье и благополучие тех, кто рядом с ним, неважно, один это человек или несколько сотен. Нравственный выбор – самый тяжелый выбор в жизни. И герой тот, кто позволяет себе его сделать в пользу других, в пользу своей Родины.

Учитель. Герой последней истории вообще не потерял жизнь и даже здоровье. Просто 20 лет расчищал взлетно-посадочную полосу бывшего действующего аэродрома. Настоящий ли он герой? Можно ли применить к нему такое пафосное слово?

Ответы обучающихся.

Нет. Это не героизм, просто человек считал, что так надо делать.

Учитель. Но если нет обратной связи, если Сергей Михайлович Сотников не делал свою работу за зарплату (аэродром закрыли, перестали считать, что он есть), в течение 20 лет сохранял то, что считал пригодным к использованию. Какой выбор он делал?

Ответы обучающихся.

Важно, чтобы прозвучало – выбор между «забыть» и «сохранять». Если взлетно-посадочная полоса была сделана хорошо и не была разрушена за эти 20 лет, то сохранить ее означает в таком отдаленном регионе - дать возможность спастись.

 

Учитель. Думал ли Сотников, что он спасет людей? Не приземлись самолет, как вы думаете, продолжил бы он еще ухаживать за взлетно- посадочной полосой годами?

Ответы обучающихся.

Скорее всего, да. Это означает, что он считал себя ответственным за аэродромное хозяйство, ему не было все равно, что с ним будет.

Учитель. Тогда Сотников – герой?

Ответы обучающихся.

Да, можно сказать, что и он герой. Его нравственный выбор – делать все, чтобы сохранить взлетно-посадочную полосу – вдруг случится так, что она понадобится. Так произошло, и он спас сотню человек просто своим ответственным отношением к жизни.

Часть 3. Заключение.

Учитель. Ребята, есть такое понятие как «бессознательный героизм». Как вы его понимаете?

Ответы обучающихся.

Учитель (в дополнение к ответам). В ряде исследований показано, что в человеке есть предрасположенность к героическому поведению. Человек по своей природе социален. Постоянно живя в группе, мы ориентированы на помощь окружающим, ожидая, что можем получить помощь в ответ. То есть помощь другим становится нашей привычкой. А в экстренной ситуации человек может действовать рефлекторно, спасает чью-либо жизнь, рискуя собственной. Это и есть бессознательный героизм.

Учитель. Учеными названы стимулы для подвига. Как вы думаете, что вошло в их число?

(в дополнение к ответам обучающихся) любовь к Родине, ненависть к врагу, товарищество, взаимовыручка, стремление отличиться, а иногда даже и получить награду. Причины разные, но и люди разные. Какой выбор они делают, зависит от ситуации. Но очень важна при этом вот какая деталь: помнят ли они о других, считают ли себя достойными героического прошлого нашей страны.

Учитель. Ребята, героями могут стать не только взрослые, но и дети. Можете ли вы привести пример героического поступка, который совершил ваш сверстник?

Ответы обучающихся.

Учитель. Таких примеров не мало. Существует ряд ресурсов, которые нас знакомят с героическими поступками юных жителей нашей страны.

Слышали        ли        вы        о        Всероссийской        общественно-государственной инициативе «Горячее сердце»?

Ответы обучающихся.

Учитель демонстрирует презентацию сайта https://cordis.fondsci.ru/ (см. дополнительные материалы)

Учитель. Здесь представлены истории «Горячих сердец» - детей и молодых ребят, проявивших неравнодушие и активную гражданскую позицию, бескорыстно пришедших на помощь людям или преодолевших трудные жизненные ситуации.

Рекомендую через QR код перейти на данный ресурс, сохранить его себе в закладки, и в свободное время познакомиться с историями юных героев.

А ситуация выбора с нами всегда, и каждый человек, каждый из вас - потенциальный герой. Герой может совершить поступок, который изменит ход истории, откликнется в сердцах людей. Герой – тот, кто неравнодушен, кому есть дело до сути вещей, для которого справедливость, долг, честь являются главными словами в жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слава Алдара

Слайд 2

Уйти из жизни может каждый, Не каждый–подвиг совершить, Чтоб вечно в списке экипажа Примером мужества служить!

Слайд 3

Алдар Баторович Цыденжапов Дата рождения : 4 августа 1991 Место рождения : Агинское, Агинский Бурятский автономный округ, СССР Дата смерти : 28 сентября 2010 (19 лет) Место смерти : Владивосток, Россия Принадлежность Россия Род войск - ВМФ Годы службы- 2009 — 2010 Звание- матрос Часть - Эскадренный миноносец «Быстрый» Тихоокеанского Флота России Награды и премии (посмертно)

Слайд 4

Биография Алдар родился в посёлке Агинское 4 августа 1991 года. Он был младшим в семье вместе с сестрой-близнецом Арюной. Старшего брата зовут Булат, а сестру — Ирина. Его родители — Батор и Билигма Цыденжаповы. Он окончил среднюю школу № 1 в родном посёлке. В ноябре 2009 года был призван на службу, получил определение в войсковую часть № 40074 Тихоокеанского флота, город Фокино Приморского края.

Слайд 5

Он вернется.

Слайд 6

Память Именем Алдара Цыденжапова названа одна из улиц Агинского. В школе посёлка Агинское, в которой он учился, установлена мемориальная доска. На берегу бухты Абрек, залива Стрелок, где базируются корабли Приморского объединения Тихоокеанского флота, у пирса эскадренного миноносца «Быстрый», открыт знак памяти. На эсминце «Быстрый» открыта мемориальная доска. Место в кубрике, где жил Алдар Цыденжапов, навсегда останется за ним. Матрос навечно зачислен в списки экипажа корабля.

Слайд 7

Звезда Алдара - звезда Героя РФ

Слайд 8

Книга об Алдаре Цыденжапове


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "ПЕТЕРБУРГСКИЙ КВЕСТ" (цикл внеурочных занятий по краеведению, 6 класс).

Данную статью я писала в декабре 2015 года  на основе собственного опыта: я разработала цикл занятий "Петербургский квест", написала рабочую программу и провела в сентябре-декабре 2015 года неско...

Цикл внеурочных занятий "В мире растений"

При создании данного электронного издания была поставлена цель: формирование знаний о растениях Кемеровской области. Данный электронный ресурс обладает интерактивностью, так при работе с ним использую...

Разговоры о важном. Цикл "Гражданственность". Международный день мира.

Цель: • формирование гражданственности и патриотизма, воспитание у детей и учащейся молодежи чувства гордости за свое Отечество и ее героев, сохранение исторической памяти о событиях Великой Отеч...

Разговоры о важном. Цикл "Отечество". Мир великой Вселенной

Цель: развитие интереса к космической науке, жизни замечательных людей, расширение общего кругозора....

План работы с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время 2022-2023 учебный год

План  работы с одаренными детьми на уроках информатики и во внеурочное время 2022-2023 учебный год...

Расписание занятий внеурочной деятельности 2022-2023 учебный год

Расписание занятий внеурочной деятельности учащихся 6 класса, 2022-2023 учебный год...

Рабочие программы по внеурочная деятельность 2022-2023

Календарно-тематическое планирование...