СТАТЬЯ "ПЕТЕРБУРГСКИЙ КВЕСТ" (цикл внеурочных занятий по краеведению, 6 класс).
статья (6 класс) на тему

Шилова Елена Юрьевна

Данную статью я писала в декабре 2015 года  на основе собственного опыта: я разработала цикл занятий "Петербургский квест", написала рабочую программу и провела в сентябре-декабре 2015 года несколько занятий-квестов с учениками 6в и и 6г классов ГБОУ СОШ № 264,  а также разработала и првоела квест "Загадки старой усадьбы" для преподавателей внеурочной деятельности школ Кировского и Красносельского районов СПб. Надеюсь, что мой опыт будет полезен коллегам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_peterburgskiy_kvest_shilova_e.yu_.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя образовательная школа № 264 Кировского района Санкт-Петербурга

Шилова Елена Юрьевна

Учитель русского языка и литературы, учитель внеурочной деятельности

Статья:

«ЦИКЛ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ» «ПЕТЕРБУРГСКИЙ КВЕСТ»

Надо помогать людям эффективно

учиться, вместо того, чтобы

передавать им ненужные знания.

П. Фани, А. Мамфолд

Кто владеет информацией, тот

владеет миром.

Ротшильд

Проводя второй год внеурочные занятия по истории Санкт-Петербурга как классный руководитель, я осознала всю сложность и ответственность стоящей передо мной задачи: научить детей самостоятельно осваивать городское пространство, овладевать информацией, уметь работать индивидуально и в группах. Новый ФГОС предполагает, что современный педагог «должен владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторными экспериментами, разными видами полевых практик, экскурсиями, походами, методами музейной педагогики, владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности».1 Учителю, классному руководителю необходимо заинтересовать своих учеников не только интересным содержанием курса, но и креативными формами проведения внеурочных занятий.

Так появилась идея создания цикла занятий, объединенных темой «Петербургский квест», состоящего из квестов по достопримечательностям Кировского района.

Так что же такое квест? Почему он сегодня так популярен?

Квест(калька с англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений»2)– это продолжительный целенаправленный поиск, требующий решения умственных задач, связанный с игрой и приключениями.

Городской квест в последнее время завоевал среди молодежи заслуженную популярность и любовь. Активность действий по поиску интересной информации, динамичность квеста, его загадки и радость открытий– все это позволяет эффективно применять технологию «квеста» учителем истории города или классным руководителем во внеурочной деятельности.

Особенно интересен петербургский квест учащимся5-6 классов, познавательный интерес которых активен, а возрастные особенности определяют стремление к приключениям и героике. Кроме того, дети 10-12 лет любят соревнования и игры, что делает технологию«квеста» весьма успешной.

У квеста есть ряд особенностей, отличающих его от игры:

  1. Квест должен обладать сильной мотивацией – желанием стать действующим лицом приключенческой истории, окутанной тайной.
  2. У квеста есть конкретная цель – разгадать загадку: найти исторический объект и охарактеризовать его.
  3. Квест – это всегда приключение, события и испытания сопровождают участников квеста на всех его этапах, подогревая интерес. Квест – это путешествие к цели.
  4. У квеста всегда интересный захватывающий сценарий, изобилующий различными головоломками, загадками, логическими задачами, шифрами с ключами и пр.
  5. Квест всегда происходит в реальном времени и пространстве, а не на искусственно подготовленной площадке.
  6. Квест выполняется участниками на скорость.

Цель городского квеста – осуществление неформального знакомства и изучения городского пространства и краеведческого объекта в нем.

Задачи:

  1. Осуществить активный поиск краеведческой информации в предлагаемой ситуации.
  2. Познакомиться с историческим, краеведческим и литературным материалом.
  3. Научиться координировать индивидуальные и командные действия, определять стратегию.

Предметом квестов мною были выбраны знаковые места Кировского района на Петергофской дороге: усадьба Воронцова (ныне храм Веры, Надежды и Любви на пр. Стачек), усадьба К.Е. Сиверса (ДК «Кировец»), усадьба «Александрино» (Детская художественная школа Кировского раойна), проспект Стачек и некоторые другие объекты3.

Проблема, решаемая в ходе внеурочных занятий«Петербургский квест», для меня очевидна: это культурный разрыв между богатым историческим прошлым Кировского района и малым количеством информации (истинными знаниями) об этом прошлом у современных жителей спального Кировского района.

Необходимыми условиями осуществления квеста являются следующие:

  1. Командный характер действия, где общую линию определяет координатор квеста.
  2. Этапность. В процессе квеста участники последовательно движутся по этапам, решают разнообразные задания, получают подсказки и пр. Лишь прохождение конкретного этапа позволяет перейти к следующему.

В квесте могут принимать участие не только учащиеся, но и их родители, педагоги. Координатором квеста может быть как классный руководитель, так и инициативный ученик, активный родитель.

В сентябре2015 года для группы учащихся 6 в класса я организовала квест «Тайны старой усадьбы», посвященный усадьбе К.Е. Сиверса на Петергофской дороге (пр.Стачек, дом 158). Квесту предшествовала некоторая подготовка: прочтение повести А.С. Пушкина «Пиковая дама», изучение краеведческой литературы (С.Б. Горбатенко «Петергофская дорога»4 и  др).

Усадьба К.Е.Сиверса была не только парадным особняком18 века на Петергофской дороге, в 19 веке в ней размещалась Обуховская больница, отделение для умалишенных, а некоторое время спустя больница Фореля той же направленности. Именно в Обуховскую больницу попал на излечение Германн - персонаж повести А.С. Пушкина «Пиковая дама», стремящийся обрести богатство, узнав тайну трех карт старой графини. Мистика пушкинской повести должна заинтриговать учеников, сделав их соучастниками загадочной истории. Кроме того, в этой больнице для душевнобольных окончились дни знаменитого художника 19 века Павла Федотова («Сватовство майора», «Игроки» и пр.).

Группа детей, которые занимаются на внеурочных занятиях, в количестве 10 человек, а также один родитель и координатор (учитель)пришли к изучаемому объекту, где разделились на две команды для выполнения квеста. Обе команды курировали взрослые(учитель и родитель).

Учащиеся получили послание Германна, в котором он просит разгадать тайну старинной усадьбы и освободить его душу от мук скитания. Уже сто лет он бродит как призрак по старинной усадьбе и хочет освободить свой разум и душу. Кто выполнит задание первым – поможет душе Германна обрести покой? Кто осмелится прикоснуться к загадочному Петербургу?

Каждая группа также получила лист с заданиями(карту-план), на котором находились вопросы по изучаемой усадьбе, загадки и шарады, ответы на которые позволяли приблизиться к конечной цели квеста: выяснить, как старинная усадьба служила людям с 18 по 21 век.

Для грамотного выполнения заданий квеста нужно было изучить окружающую местность, познакомиться с обликом старинной усадьбы, выяснить, в каком архитектурном стиле она выполнена, узнать имя архитектора усадьбы К.Е. Сиверса и архитекторов, перестроивших ее, восстановить историю усадьбы по косвенным упоминаниям в отрывках художественных произведений и пр. В качестве литературного материла  учащимся предлагался отрывок из произведения А.С. Пушкина «Пиковая дама», где данная усадьба упоминается и является знаковым местом в судьбе главного героя.

Длительность данного квеста – 1 час. За это время обе команды справились с заданием. Было установлено, что первым архитектором усадьбы является Ф.-Б. Растрелли, дети смогли установить первого владельца усадьбы – К.Е. Сиверса, определить архитектурный стиль (барокко с элементами классицизма), был осмотрен и изучен практически весь усадебный комплекс(главное здание, вспомогательные постройки, пруд, внутренний дворик и пр.). Безусловно, выполнение задания«подогревал» азарт и стремление разгадать тайну Германна.

Команда-победитель в петербургском квесте получила награду: памятный диплом, а также возможность принять участие в разработке и проведении очередного квеста для других команд-участников.

Петербургский квест как новаторская технология позволяет учащимся, посещающим внеурочные занятия, совместно с классным руководителем стать участником интересного действа-приключения, в ходе которого дети погружаются в городское пространство, прикасаются к миру петербургской культуры, совершая собственные открытия. Данная технология, безусловно, эффективно работает в свете требований нового Федерального Государственного Образовательного стандарта, задачей которого является развитие личности ученика путем деятельного характера обучения.

Данная работа происходит в благоприятном сотрудничестве детей и взрослых (классного руководителя, инициативных родителей), сплачивая коллектив класса и развивая навыки коммуникативной культуры.

Воспитательный потенциал является приоритетным во внеурочной деятельности. А «живое»,неформальное и созидательное общение с историей края, желание ребенка деятельно проявить себя в познании родного города и района на сегодняшний день на мой взгляд, крайне важны как важный путь к воспитанию патриотизма,любви и уважения к Отечеству.

Список литературы:

  1. Горбатенко С.Б. Петергофская дорога. Историко-архитектурный путеводитель. Европейский дом, 2001.
  2. Коробкова Е.Н., Нечаева Я.Д., Рапопорт А.Д., Темкина Д.А. Город в подарок. Образовательные путешествия по Санкт-Петербургу. Век восемнадцатый. СПб, 2007.
  3. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития информационной деятельности учащихся. // schools.keldysh.ru
  4. Поташик М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. М., Педагогическое общество России.
  5. Русская усадьба. Юные исследователи – Петербургу. Сборник статей молодежной краеведческой конференции. Выпуск 4. СПб, 2011.
  6. Усадьбы Петергофской дороги. Материалы исследовательских работ учащихся образовательных учреждений Красносельского района. СПб, 2012.
  7. kvesthouse.ru

1Поташик М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. М., Педагогическое общество России. Раздел 9. Стандарты о связи урочной и внеурочной деятельности, с. 195.

2kvesthouse.ru

3Усадьбы Петергофской дороги. Материалы исследовательских работ учащихся образовательных учреждений Красносельского района. СПб, 2012.

4Горбатенко С.Б. Петергофская дорога. Историко-архитектурный путеводитель. Европейский дом, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.

Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....

Календарно-тематическое планирование внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.

Данное тематическое планирование рассчитано на 1ч. в неделю. Содержит основные виды деятельности обучающихся....

Внеурочное занятие по краеведению игра-путешествие «Толстой и степь неразделимы»

Цели: Изучение жизни и творчества гуманиста, писателя Л.Н.Толстого в степном Заволжье;Формирование более углубленных знаний по истории и культуре Алексеевского края;Сохранение и развитие духовного нас...

Методическая разработка внеурочного занятия по «Краеведению» ко Дню народного единства

Учитель МБОУ СОШ №7:  Козленко О.П. Методическая разработка  внеурочного  занятия по «Краеведению»ко  Дню народного единстваЦель мероприятия: воспитание  чувства патриотизма, ...

Конспект внеурочного занятия по краеведению "Ленин в Самаре"

Конспект открытого внеурочного занятия по истории родного края с исползованием современных образовательных технологий....

презентация к внеурочному занятию по краеведению "Традиционные блюда села Ермоловки"

презентация к внеурочному занятию по краеведению "Традиционные блюда села Ермоловки"...

презентация к внеурочному занятию по краеведению "Афганистан-наша память и боль"

презентация к внеурочному занятию по краеведению "Афганистан-наша память и боль"...