Консультация для педагогов на тему: «Как правильно организовать коррекционный час в логопедической группе»
материал

Серегина Татьяна Геннадьевна

Цель :повысить компетентность воспитателей в вопросах организации коррекционного часа с детьми дошкольного возраста, посещающих логопедическую группу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pravilno_organizovat_korrektsionnyy_chas_v_gruppe.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Как правильно организовать коррекционный час

в логопедической группе»

Цель: повысить компетентность воспитателей в вопросах организации коррекционного часа с детьми дошкольного возраста, посещающих логопедическую группу.

Ход консультации

  1. Вводная беседа.

Большим потенциалом в плане коррекции обладает нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (под руководством воспитателя или самостоятельная), преобладающая по продолжительности.

В ходе этой деятельности могут быть организованы индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия воспитателя с детьми:

  • специальные дидактические и развивающие игры;
  • занимательные упражнения;
  • наблюдения;
  • игры-драматизации и др.

Индивидуальный подход реализуется в процессе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий специалистов, а также индивидуальных занятий воспитателя по заданиям учителя-логопеда во время проведения «коррекционного часа».

  1. Технологии проведения «коррекционного часа».

В рамках взаимодействия специалистов ДОУ, учитель-логопед рекомендует воспитателям включать в свою индивидуальную работу занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дошкольники испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего занятия направлены на автоматизацию и дифференциацию звуков. Они носят название «коррекционный час» и включают в себя индивидуальные занятия или занятия с малой группой по заданию учителя-логопеда.Состав детей и содержание «коррекционного часа» вносятся в «Тетрадь взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда».

Целью коррекционных занятий воспитателя является развитие познавательной деятельности, речи, а также закрепление навыков и умений, связанных с усвоением образовательной и коррекционной программы. Чтобы обеспечить оптимальную эффективность «коррекционного часа», воспитатель организует, параллельную работу детей: для одних подбираются знакомые дидактические игры, другим даются графические задания и упражнения. Один воспитанник или малая подгруппа занимаются непосредственно с воспитателем.

Индивидуально воспитатель занимается 10-15 минут, затем дети меняются местами. Для самостоятельной деятельности детей подбираются игры, задания и упражнения, которые уже им знакомы и хорошо освоены по содержанию и способу действия. Эти игры, задания и упражнения носят закрепляющий характер.

Особого рассмотрения заслуживают вопросы, связанные с коррекцией недостатков звукопроизношения у воспитанников с ТНР. Как правило, у таких детей встречаются тяжёлые нарушения речи, дефекты носят стойкий характер. А работа над звуком – это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени, системы в занятиях и неоднократного повторения. Этап постановки и первоначального закрепления в речи правильных речевых стереотипов (новых звуков) в индивидуальной форме работы с детьми проводит учитель-логопед. Позже, на этапе автоматизации звука в словах, фразе и тексте подключается к работе и воспитатель.

Объединение 2-4 детей по сходным проблемам в подгруппы позволяет проведение специальных игр-занятий, нацеленных на развитие навыков дифференциации звуков на слух и в собственной речи детей, умений осуществлять элементарный анализ звучащей речи. Результат во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Как вариант работы по автоматизации правильного звукопроизношения может быть выделено закрепление за каждым из воспитателей группы детей со сходными недостатками. Например, один воспитатель курирует дошкольников с дефектами произношения свистящих и шипящих звуков, а другой – с дефектами произношения сонорных звуков. Кроме того, определённые требования должны соблюдаться в отношении исправления ошибок в детской речи: они должны быть сделаны в тактичной, щадящей форме и только при уверенности, что поправка дойдет до сознания детей.

Значимую помощь в реализации коррекционного воздействия воспитатель может получить от педагогического коллектива ДОУ. Согласование подходов как к общему, так и к речевому воспитанию детей при организации музыкально-ритмических, физкультурных занятий, оздоровительных мероприятий, выработка единого речевого пространства по отношению к детям с ТНР – эти и другие вопросы становятся основой для содержательного взаимодействия всех специалистов, участвующих в коррекционно-образовательной программе.

  1. Заключение.

Одним из главных условий качества коррекционно-речевого воздействия является искренняя заинтересованность педагогов в его результатах, желание помочь ребёнку, постоянная готовность оказать ему необходимую поддержку в случаях затруднений. Поэтому от уровня профессионального мастерства, общей и речевой культуры, тактичности, терпеливости, но и одновременно – от его настойчивости, последовательности в работе зависят отношение самого ребёнка к предлагаемой педагогической помощи и мотивация к её принятию.

Проводимая воспитателями детских садов грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса.

Литература

  1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Тетрадь 1-3 взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей логогрупп. – М.: Гном, 2016. – 24 с.
  2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Тетрадь 1-2. Взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в подготовительной к школе логогруппе. - М.: ГНОМ и Д, 2007. — 24 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное логопедическое занятие на тему "Я люблю свой город" (подготовительная логопедическая группа с ОНР)

Любовь к Родине - чувство , проверенное веками. Каждый человек испытывает чувство привязанности к месту, где он родился, к дому , в котором он живёт, к людям, с их обычаями и традициями, к приро...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ на тему: «Формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений»

        Осанка – это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Если она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой...

Консультация для педагогов - "Театрально – игровая деятельность в системе коррекционного процесса"

Театрально – игровая деятельность в системе коррекционного процесса...

Консультация для воспитателей на тему: «Как правильно организовать и провести родительское собрание в детском саду»

Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных - такое взаимодействие педагог...

Как правильно организовать коррекционный час в группе

Цель: повысить компетентность воспитателей в вопросах организации коррекционного часа с детьми дошкольного возраста, посещающих логопедическую группуБольшим потенциалом в плане коррекции обладает нере...

Как правильно организовать коррекционный час в группе

Цель: повысить компетентность воспитателей в вопросах организации коррекционного часа с детьми дошкольного возраста, посещающих логопедическую группуБольшим потенциалом в плане коррекции обладает нере...