Консультация "Как воспитать у детей чувство времени"
консультация

Батыгина Валентина Николаевна

Выступление на Родительском лектории 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_lektoriy.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Марий Эл

 «Козьмодемьянская школа- интернат»

Родительский лекторий

Консультация на тему:

 «Как воспитать у детей

чувство времени»

выступление подготовила:

Воспитатель Батыгина В.Н.


Здравствуйте уважаемые родители!

В самом начале хочу вас поблагодарить за то, что вы пришли сегодня на лекторий. Нашли время, которого нам постоянно на что-то не хватает…

Мы с вами взрослые люди и умеем планировать свои дела, а, следовательно, контролировать свое время. Знаем насколько важно это делать. Мы приучены к тому и знаем то, что опаздывать допустим в кино, на концерт, на собрание плохо - некультурно.  А в поездке при задержке всего на несколько минут мы рискуем остаться до следующего рейса или совсем отменить поездку. Опыт нашей жизни все сводит к тому, что, зная цену времени мы стараемся учитывать и беречь чуть ли не каждую минуту. И конечно же хотим, чтобы наши дети тоже научились ценить время. Хотя наш опыт показывает очень часто совсем противоположное.

Ситуация: Мы разбудили ребенка утром за час до выхода и сказали ему собираться, сами ушли на кухню готовить завтрак, а заодно и обед. Позже заходите в комнату, а он не собранный увлеченно рисует что-то. Вы начинаете выходить из себя, потому что теперь вы ничего не успеваете, и вы вместе наверняка опоздаете. Поднимается крик, ситуация накаляется до предела, и вы с ребенком в отвратительном настроении идете сначала в школу, а потом ты на работу, где будете рассказывать, как вы опять со скандалом собирались.

Мы часто говорим им: «Быстрее, мы опаздываем!» и «Вставай, уже пора!», а дети не всегда бывают так торопливы и положительно реагируют на

наши слова.

Какие качества и умения формирует  чувство времени?
ответственность, пунктуальность, организованность, умение планировать дела, занятия.
Чувство времени не просто помогает нам успеть сделать то, что мы запланировали, оно дает нам возможность делать это без суеты, спешки и нервозности, то есть более качественно и продуктивно.
–  Можно ли развить в себе чувство времени?

: Да, МОЖНО и нужно!

Что здесь необходимо делать и помнить?

  1. Конечно же необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Его тип темперамента. Т.е. дети от природы на генетическом уровне дети бывают очень медлительны и нерасторопны.
  2. Особенности деятельности детей с ОВЗ значительно отличаются от детей с другой группой здоровья.  Временные представления формируются у них не только позже, но и отличаются качественно.
  3. Психологи говорят, что умение чувствовать время – это не врожденное качество человека, а воспитанное родителями с раннего детства.
  4. Помнить, что первые представления о времени формируются в дошкольном возрасте, наполненном жизнью и трудом. Развитие их идет постепенно и только в том случае если развивать данную способность целенаправленно.
  5. Дети должны научится называть и различать части суток (утро, день, вечер, ночь); усвоить названия и последовательность дней недели, определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра; называть и различать времена года, названия месяцев. Дети дошкольного возраста должны соотносить свою деятельность со временем, предусматривать необходимое для неё время. 

«Мы выходим через двадцать минут!». Вам это предложение предельно ясно, потому что вы понимаете, что за этот промежуток времени вам необходимо сложить одежду и убрать со стола посуду. Для вашего трехлетнего ребенка это как китайская грамота. На самом деле, он понимает только одно: «Мы собираемся идти». У него еще очень смутное представление о времени.

Вы можете найти огромное количество литературы, посвященной детям в возрасте от четырех до шести лет, в которой говорится, что такие понятия, как «завтра», «через неделю», «через три месяца», не имеют для детей никакой смысловой нагрузки. Дети лишь знают, что эти выражения означают будущее или, если конкретнее, что они будут происходить «после», а не «до». Такие фразы, как «после обеда», «когда папа вернется с работы» и «перед сном», точнее определяют для них время, нежели дни недели и даты.

Книги и игры могут помочь вам научить детей определять время по часам.

Книги 

  • Показывайте иллюстрации, в которых отображен ежедневный порядок действий, повторяемый обычно детьми, такого же возраста, как и ваш ребенок.
  • Регулярное чтение историй также помогает детям понимать основные принципы концепции времени. Действие рассказа, его завязка, кульминация и развязка помогают детям осознать собственные периоды времени.

Во-первых, самое главное правило: ребенок никогда не научится ценить и распределять свое время, если ему не предоставлять такую возможность.

Поэтому в процессе коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ОВЗ в период подготовки их к школе одной из ведущих задач является формирование временных представлений.

Исследования показали, что нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний. Умений и навыков развития мышления. Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых к периоду поступления в школу неразвиты временные различения. Уже с первых уроков в классе дети должны уметь работать в одном темпе и ритме, укладываться в отведенное время, управлять своими действиями во времени, беречь его.

Ученики 1 класса должны научиться не опаздывать на занятия, начинать вовремя приготовление уроков дома все успевать.

      Ко всем этим требованиям, которые предъявит ребенку школа, его нужно подготовить еще в дошкольном возрасте.

       Как показывают исследования, у детей 6-7 летнего возраста, возможно сформировать навык регуляции деятельности во времени. Для этого необходимо создавать специальные ситуации, заостряя внимание детей на деятельности различных жизненно важных временных интервалов, показывать им, что можно успеть сделать за эти отрезки времени, приучить в процессе деятельности измерять, а потом и самостоятельно оценивать временные промежутки, рассчитывать свои действия и выполнять их в заранее установленное время.

        У детей с пятилетнего возраста надо начинать развивать чувство времени сначала на интервал в 1 минуту.

       1 минута – та первоначальная доступная детям единица времени, из которой складывается 3, 5, 10 минут. В быту эта мера времени часть встречается в речи окружающих «через минуту», «сию минуту», «подождите минуту» - подобные выражения дети слышат часто, но представления об этом интервале у них не адекватны.

      Поэтому начать работу надо с восприятия детьми минутного интервала. А у детей с шестилетнего возраста развивать чувство времени на интервале в 3, 5 и 10 минут, учить определять время на часах.

Родители, дома также могут знакомить детей с часами, объяснять, какая стрелка часовая, какая минутная, и их интервал. Очень хорошо, если дома будут часы с секундной стрелкой или песочные часы.

      Организация и методика работы, следующие: познакомить детей с длительностью 1, 3, 5, 10 минут, при этом использовать песочные часы, секундомер, для восприятия детьми длительности указанных интервалов, учить детей выполнять работу в указанный срок (1, 3, 5,10 минут), для чего необходимо учить измерять время и оценивать длительность действия, регулировать ее темпы.

        Эту работу надо проводить по эталонам. необходимо с того, что требуется предоставить ребенку возможность хотя бы частично контролировать свое время. Чаще всего его контролирую родители, именно они решают, когда и сколько по времени ему гулять, когда кушать и во сколько ложиться спать. А если это и так неплохо контролируется, то у ребенка просто не возникает потребности делать это самому и, как следствие, не развивается чувство времени и его ценности.

У него просто нет никакой возможности попробовать сделать это самому и задача родителей в том, чтобы эту возможность ему предоставить. Также нельзя допускать ситуации абсолютного отсутствия контроля со стороны родителей. Некоторые просто не следят в этом аспекте за ребенком, он встает, ложится спать и есть, когда ему захочется, при этом нет никакого режима и он просто потерян во времени.

Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе.

Презентация к выступлению: 

  • «Изречения, афоризмы, мудрые выражения о важности времени»

               https://disk.yandex.ru/i/pD7Bt8aZ_Hu17Q


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние музыкально-дидактических игр на развитие у детей чувства ритма»

В наше время важное место в работе каждого педагога работающего с дошкольниками, занимает дидактическая игра. Она помогает обобщать знания у детей, учит применять полученные знания в новой обста...

Мастер класс проведения родительского собрания в школе с применением метода коучинг. Тема - «Как воспитать у ребенка чувство ответственности? »

Коучинг — это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение. (Тимоти Гол)   ...

Классный час, посвященный детям военного времени «Детство, опаленное войной»

В последнее время на Западе участились попытки принизить за­слуги СССР в победе над фашизмом. В связи с этим нам представляется актуальным разговор о детях во время войны. Имена детей-героев, их беспр...

Методическая разработка для родителей "Как воспитать в детях любовь , сострадание и милосердие ...?"

Данная разработка предназначена для учителей,педагогов дополнительного образования и в первую очередь для родителей,ведь именно семья закладывает основы для формирования личностных качеств человека....

как воспитать у ребенка чувство ответственности

Советы молодым родителям: Как воспитать у ребенка чувство ответственности....

Статья "Развитие чувства времени"

Чувство времени - это как? Чувствуете ли вы время? Бывает ли у вас так, что вы запланировали на выполнение упражнения 30 минут, а спустя 20 минут вы понимаете, что сделали лишь 20% от запланированного...