ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ. Приём "Яркое пятно".
методическая разработка

Варава Елена Александровна

Фрагмент урока проблемно-диалогического обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yarkoe_pyatno_priyom.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент урока  по теме:  «Происхождение слов русского языка»  в 8 классе.

IV. Введение в тему.

Учитель использует для постановки  учебной проблемы  приём «яркое пятно».

        Более двух столетий назад немецкий мастер   слова и мыслитель Лессинг написал: «Мне представляется странным уже то, что нам известны не только вещи, но и имена этих вещей. Тем не менее я хочу большего: не просто понимать смысл слов, но ещё знать, почему они звучат так, а не иначе».

        Не только мудрецу, но и большинству из нас интересно было бы узнать, почему окно называется окном, мешок – мешком, а весёлая вечеринка – капустником. И на эти вопросы существуют ответы:

     Окно происходит от слова око – глаз. Первоначально это слово означало «щель для ока (глаза)».

     Мешок образовалось от слова мех с помощью суффикса –ок.   Первоначально слово мешок обозначало ёмкость, сшитую из меха, когда же ёмкости перестали шить из меха, утратилась связь со словом мех.

      У слова капустник в значении «вечеринка шутливо-пародийного характера» непонятна связь со словом капуста, хотя явно она улавливается. А специалисты по истории языка и быта народа отмечают, что первоначально обязательным атрибутом весёлой вечеринки был пирог с капустой (капустник), в частях которого содержались шутливые задания, роли. Затем обычай использовать капустный пирог исчез, а название праздника осталось.

        Попробуйте догадаться, какая будет тема урока (история слов, происхождение слов) . Запишите тему: «Происхождение слов русского языка».              

Фрагмент  урока  по теме:  «Пунктуация. Функции знаков препинания»  в 8 классе.

IV. Введение в тему.

Используется  приём «яркое пятно».

Учитель

Ученики

- Прочитайте предложение.

На доске записано предложение:

Казнить нельзя помиловать.

Ученики читают.

- Как можно понять смысл этого предложения?

- Что нужно казнить или, наоборот, нужно помиловать.

- Что нужно сделать, чтобы устранить эту двусмысленность?

- Нужно сделать паузу в устной речи или поставить запятую в письменной после слова казнить или  нельзя.

- Что же помогает нам правильно понимать речь говорящего или пишущего?

- Интонация и знаки препинания.

- Какой  раздел языка изучает знаки препинания?

- Пунктуация.

- Запишите тему урока в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках немецкого языка

В настоящее время в учебных  заведениях все шире применяется проблемное обучение. Сущность данного метода заключается в том, что знания обучаемым не сообщаются в готовом виде, перед ними ставится...

Технология проблемно-диалогического обучения в обучении иностранным языкам.

В последние годы активно стали разрабатываться новые подходы к обучению школьников. Одним из таких подходов является технология проблемно-диалогического обучения....

Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

Актуальность данной  технологии  обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего  обучения , она позволяет заменить  урок  объяснения нового материала ...

Использование проблемно-диалогической технологии обучения

Использование проблемно-диалогической технологии обучения на примере урока немецкого языка в 5 классе "Как выглядит город Габи в различное время года"...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ, ВНЕДРЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МОДУЛЕЙ И СОВРЕМЕННЫХ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

В результате системного применения проблемно-диалогического метода обучения в сочетании с интерактивными модулями реализуется комплекс средств развития познавательной самостоятельности учащихся:- для ...