Консультация для родителей «Детские манипуляции: что делать родителям»
консультация

Мурка Елена Николаевна

Нередки случаи, когда любое нежелательное поведение ребенка, причем даже самого маленького, взрослые склонны считать манипулятивным. Некоторые родители даже плач младенца расценивают как средство манипуляции.

Распространены мифы: «Дети — искусные манипуляторы!», «Дети с первых же месяцев после рождения манипулируют родителями», «Ребенка нужно держать в рамках с первого года жизни», «Маленьких манипуляторов нужно наказывать, чтобы не избаловать». В действительности дела обстоят по-другому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_manipulyatsii.docx37.79 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

Саратовская область, город Балашов

Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Юбилейный»

города Балашова Саратовской области»

кар

412309,  Саратовская область,

г. Балашов, ул. Малая Луначарского, д. 2

Телефон: (884545) 4-26-54

эл. почта:  Detskijsad.yubileiniy@yandex.ru

Консультация для родителей

«Детские манипуляции: что делать родителям»

Подготовил: социальный педагог Мурка Е.Н.

Нередки случаи, когда любое нежелательное поведение ребенка, причем даже самого маленького, взрослые склонны считать манипулятивным. Некоторые родители даже плач младенца расценивают как средство манипуляции.

Распространены мифы: «Дети — искусные манипуляторы!», «Дети с первых же месяцев после рождения манипулируют родителями», «Ребенка нужно держать в рамках с первого года жизни», «Маленьких манипуляторов нужно наказывать, чтобы не избаловать». В действительности дела обстоят по-другому.

Манипулировать — значит притворяться, чтобы добиться желаемого результата, для чего необходимо уметь скрывать истинные эмоции и намерения и прогнозировать чужое поведение.

Если мы говорим о младенцах, детях раннего и дошкольного возраста, становится понятно, что такое поведение для них пока еще недоступно просто в силу физиологической и психологической незрелости.

Детям-дошкольникам свойственны спонтанность, искренность эмоций и эгоцентризм (не путать с эгоизмом!). Ребенок 4–6 лет не способен прятать свои чувства. Его лобные доли коры головного мозга, отвечающие за самоконтроль, пока не созрели. А присущий этому возрасту эгоцентризм (что совершенно нормально) не дает ребенку возможности поставить себя на место другого человека и предсказать его поведение. Поэтому манипулировать маленькие дети попросту не умеют.

Часто воспринимаются как манипуляция крик, плач, капризы, истерики, отказ от общения, агрессия, показная беспомощность, отказ от еды, непослушание и т. д. Родители жалуются: «Говорю „нельзя“, а он делает как будто назло», «Она как будто специально начинает канючить и выпрашивать», «Он специально кричит в магазине, чтобы мне было стыдно». Тут важно знать, что подобные проявления — это попытка ребенка удовлетворить какую-то из своих потребностей.

Нежелательное поведение вызывает негативную эмоциональную реакцию родителей и направлено на достижение нужного ребенку результата.

Что может стоять за «манипулятивным» поведением?

В раннем и дошкольном возрасте нежелательное поведение ребенка можно считать манипулятивным лишь условно. В его основе лежат либо собственное восприятие родителей, которые полагают, что их сын или дочь — манипулятор, либо кризис негативизма, либо неудовлетворенные потребности.

Кризис негативизма — важный этап развития личности, и его проходят в той или иной степени все дети. В этот период поведение ребенка действительно может выглядеть не совсем адекватным, но часто малыш сам не понимает, что с ним происходит.

Желание удовлетворять свои потребности свойственно всем людям в любом возрасте (и даже животным). Поэтому самая примитивная схема «стимул — реакция» на основе предыдущего опыта доступна каждому ребенку. Заплакал — получил. Но в полном смысле манипуляцией, исходя из определения понятия, такое поведение назвать нельзя. Тут важно не идти на поводу у ребенка и не создавать прецедентов.

Как реагировать?

Вообще говоря, любое негативное поведение ребенка происходит не от того, что он плохой или злой. Как правило, такие проявления — это сигнал о помощи. Ребенку нужна помощь, поддержка, понимание. Поэтому главное для родителей — быть умнее и взрослее. Это значит — не поддаваться на провокацию, разобраться в том, что необходимо ребенку в данный момент, о чем он сигнализирует, оказать поддержку. Если дать волю своим чувствам, то конфликт пойдет по нарастающей, и тут уж хорошего результата добиться не получится. Можно действовать по следующему плану.

  1. Оценка ситуации. Определите свои чувства, цели и чувства ребенка, подумайте: происходит что-то принципиальное для вас или можно ребенку уступить.
  2. Контроль эмоций. Как бы ни было тяжело, постарайтесь выдавать спокойную реакцию, без излишней эмоциональности.
  3. Уверенная аргументированная позиция. Продолжайте спокойно объяснять свою позицию, не отступать от нее.
  4. Игнорирование. Это сложно, но возможно. Только необходимо не просто не обращать внимания, а обязательно потом вернуться к ситуации и обсудить ее.
  5. Переключение внимания (для маленьких детей). Нужно отвлечь ребенка на что-то другое.
  6. Говорить о своих чувствах. Скажите, что такое поведение вас тревожит, расстраивает.
  7. Раскрыть манипуляцию. Дайте понять, что вы догадались об истинных мотивах такого поведения ребенка.

Профилактика

Любую проблему легче предотвратить, чем потом ее решать. Что поможет уберечь ребенка и родителей от нежелательного поведения?

  • Запреты. Только они должны быть неслучайными, понятными, справедливыми, немногочисленными, незыблемыми, едиными.
  • Лидерская позиция родителей. Детоцентризм (когда ребенок находится в центре семьи) лишает детей чувства безопасности, порождает тревогу и не приводит ни к чему хорошему.
  • Избегание манипулятивного поведения в семье. Родители для ребенка — пример для подражания.
  • Поощрение открытого разговора о потребностях. Если ребенок не боится выражать свои чувства и рассказывать родителям о своих нуждах, ему не придется прибегать к хитростям и манипуляциям. Выстраивайте с детьми доверительные отношения.
  • Формирование правильного отношения к себе и другим. Для этого формируем адекватное восприятие себя: не «ты лучше всех», а «для меня ты самый лучший». Объясняем ребенку, что его желания не должны быть во вред окружающим. Постепенно приучаем что-то делать для других. Избегаем сравнений с другими детьми. Приучаем к мысли, что не все желания могут быть выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Детский онанизм"

Познавая мир, ребенок активно интересуется всем, что его окружает, в том числе телесной оболочкой людей в общем и своей в частности. Малыш непосредственен в своем любопытстве к половым органам. Полово...

Памятка для родителей "Трудный подросток. Что делать родителям?"

Ваш ребёнок входит в пору своего физиологического взросления. Это вносит определённые изменения в его характер, взаимоотношения с окружающими людьми и сверстниками.  Очевидное физическое вз...

Консультация для родителей "Ребёнок кусака в детском саду-что делать воспитателю?"

Ребенок-кусака в детском саду —  что делать воспитателю?Кусака в детском саду — явление распространенное, если уже не сказать, норма. В каждой группе найдется эдакий драчун или кусака...

Консультация для родителей "Маленький помощник: домашние дела для развития"

Маленький помощник: домашние дела для развития      Домашняя работа  Если вы считаете, что домашние дела и маленький ребёнок несовместимы, то вы сильно ошибаетесь....

Детская агрессивность. Что делать родителям?

Как реагировать родителям, если ребенок проявляет агрессию? При неграмотно реакции родителей негодования детей могут перейти в качество характера. Возможно ли не допустить этого? Какие рекомендации мо...

Консультация для родителей «Детская ревность: так ли она опасна и что делать родителям?»

Детская ревность – явление достаточно распространенное. Семьи, в которых двое и больше детей, сталкиваются с этим ежедневно. То старший ребенок обижает младшего, они ссорятся и дерутся, то младш...