«Обучение детей составлению описательных рассказов»
презентация к уроку

Сорокина Светлана Юрьевна

«Обучение детей составлению описательных рассказов»

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Обучение детей составлению описательных рассказов» Автор: учитель-логопед Сорокина Светлана Юрьевна

Слайд 2

Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней, чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток, и восклицать: «О, как же ты красива!». - Наша речь — не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения. Одной из основных задач детских образовательных учреждений является формирование и развитие у дошкольников связной самостоятельной речи, то есть умения четко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные элементы речи в единое смысловое и структурное целое. Наиболее сложным видом такой речи для ребенка-дошкольника является монологическое высказывание. По сравнению с диалогом, монолог предполагает более полную форму изложения, содержит более сложные лексические и грамматические конструкции, требует заметных волевых и мыслительных усилий.

Слайд 3

Связная монологическая речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения. В связной речи проявляются и как в зеркале отражаются логика суждений, богатство представлений, инициативность , творческая устремленность и другие качества личности. Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, уровень рассказывания определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вто­рых , от качества связной речи впрямую зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, рассуждения по поводу содержания урока, составление изложений, сочинений и пр. И, наконец, в-третьих, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах и т. д. невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности . Хочется уточнить, что связная речь - это цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль, то есть рассказ.

Слайд 4

Среди всех видов связной речи особое место занимают описательные рассказы . Для таких рассказов характерно создание словесного образа объекта, находящегося в статичном (неподвижном) состоянии. Отсутствие динамики заметно усложняет для ребёнка планирование, и, следовательно, формулирование развёрнутого высказывания. Представим, что педагог показывает дошкольникам обычный помидор и просит составить о нём рассказ - описание. О чём ребёнку рассказывать, если никаких действий не происходит? Какие признаки помидора выделить? В какой последовательности перечислять эти признаки? Как удержать в памяти намеченную последовательность изложения? Какие предложения использовать, чтобы рассказ получился связным и чётким? Не только дошкольнику, но и рядовому ученику начальных классов непросто справиться с подобными задачами …

Слайд 5

Многолетний опыт практической работы убеждает, что при стихийном речевом развитии ребёнок не в состоянии овладеть составлением описательных рассказов. Для подобной деятельности не достаточно самого благоприятного речевого окружения. Необходимо целенаправленное, системное Обучение, а также использование особых наглядных средств. В качестве универсального вспомогательного средства для моделирования дошкольниками описательного рассказа я использую мнемотехнику. Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». К . Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Слайд 6

Характерно, что без зрительной опоры (при отсутствии схемы) обычный дошкольник не способен удержать в памяти плана рассказа – описания, состоящего более чем из 4х пунктов . Предлагаемые схемы позволяют ребёнку постоянно придерживаться графического плана рассказа, состоящего из 6 - 8 пунктов. Кроме того, схемы помогают дошкольнику: выделить определённые качества объекта, наглядно представить их количество и последовательность, соблюдать эту последовательность при изложении описательного рассказа и тем самым сделать его более полным, точным, связным, непрерывным. В схемах отражены наиболее характерные признаки объектов , относящихся к основным тематическим группам это: игрушки, одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты, домашние животные, дикие звери, птицы, профессии людей, времена года.

Слайд 7

Каждый признак представлен в схемах особыми символическими изображениями , доступными детям дошкольного возраста. Освоение различных знаков и символов помогает ребёнку не только анализировать, сравнивать, обобщённо воспринимать действительность, но и повышает умственный возраст ребёнка, способствуют переходу его мышления на более высокий уровень .

Слайд 9

мнемотаблица Обогащение словарного запаса Обучение грамоте и чтению Отгадывание и загадывание загадок Заучивание стихов, скороговорок Обучение составлению рассказов

Слайд 10

Источники: 1.«Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» Т.Б.Полянская. 2.«Учимся по сказке» Т. В. Большевой . 3. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи» В.К. Воробьёва. 4. « Обучение связной речи детей 6-7 лет» Т.Ю Бардышева Е.Н. Моносова

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в подготовительной группе «Составление описательных рассказов о домашних животных»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая, познавательно...

Презентация для обучения детей старшего дошкольного возраста составлению описательного рассказа на материале лексических тем: "Овощи", "Фрукты".

Презентация для использования на знятии по обучению детей старшего дошкольного возраста соствлению описательного рассказа....

Обучение детей составлению описательных рассказов по системному оператору

При обучении детей составлению описательных рассказов я остановила свой выбор на технологии из ТРИЗ – педагогики, а именно используем для этих целей технологию формирования основ системного мышл...

Рекомендации для составления описательных рассказов у детей с ОНР

Cвязная речь. Одной из важнейших задач логопедической работы с детьми является развитие у них связной речи. Особенно много внимания нужно уделять обучению составлять описательный рассказ, так как...