Рекомендации для составления описательных рассказов у детей с ОНР
учебно-методический материал

Cвязная речь.

 Одной из важнейших задач логопедической работы с детьми является развитие у них связной речи. Особенно много внимания нужно уделять обучению составлять описательный рассказ, так как этот вид монолога наиболее сложен. Дети затрудняются в названии характерных признаков предмета, не знают как начать и закончить описание.

При обучении детей монологам-описаниям нужно соблюдать ряд правил:

1. Необходимо помнить, что описательный рассказ строится по определенному плану, состоящему из 4-х основных частей:

зачин – основная мысль рассказа («Это яблоко». «Лошадь – самое красивое животное»).

часть, где дается общая характеристика предмета.

часть, где говорится об отдельных признаках, подчеркивающих общую характеристику предмета.

вывод об описываемом, отношение к предмету («Я люблю яблоки, потому что они вкусные»).

2. Облегчает процесс становления связной речи использование наглядности: картинки или натуральные предметы, план-схема, схематичное зарисовывание отдельных частей или признаков предмета (о – круглый, * - холодный, ``` - колючий и др.)

3. Работу по обучению составлению рассказа о предмете нужно строить по следующему алгоритму:

Начинать описание следует с беседы о предмете. Беседуя с ребенком о предмете, постарайтесь обратить его внимание на все признаки и свойства, на действия предмета. Важно, чтобы ребенок отвечал на вопросы полными предложениями.

Взрослый дает образец описания, либо использует прием параллельного описания, когда взрослый и ребенок описывают одновременно 2 разных предмета, причем ребенок повторяет за взрослым каждое предложение, рассказывая о своем предмете (взрослый: «Это огурец» Ребенок: «Это помидор». Взрослый: «он овальный и зеленый». Ребенок: «Он круглый и красный»).

Затем ребенок рассказывает о предмете самостоятельно. Взрослый помогает ему начать и закончить рассказ, при необходимости задает наводящие вопросы.

Повышает интерес к описанию интересная речевая ситуация. Предложите ребенку поиграть в игры: «Магазин», «Узнай по описанию» и др.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyaznaya_rech.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Cвязная речь.

 Одной из важнейших задач логопедической работы с детьми является развитие у них связной речи. Особенно много внимания нужно уделять обучению составлять описательный рассказ, так как этот вид монолога наиболее сложен. Дети затрудняются в названии характерных признаков предмета, не знают как начать и закончить описание.

При обучении детей монологам-описаниям нужно соблюдать ряд правил:

1. Необходимо помнить, что описательный рассказ строится по определенному плану, состоящему из 4-х основных частей:

зачин – основная мысль рассказа («Это яблоко». «Лошадь – самое красивое животное»).

часть, где дается общая характеристика предмета.

часть, где говорится об отдельных признаках, подчеркивающих общую характеристику предмета.

вывод об описываемом, отношение к предмету («Я люблю яблоки, потому что они вкусные»).

2. Облегчает процесс становления связной речи использование наглядности: картинки или натуральные предметы, план-схема, схематичное зарисовывание отдельных частей или признаков предмета (о – круглый, * - холодный, ``` - колючий и др.)

3. Работу по обучению составлению рассказа о предмете нужно строить по следующему алгоритму:

Начинать описание следует с беседы о предмете. Беседуя с ребенком о предмете, постарайтесь обратить его внимание на все признаки и свойства, на действия предмета. Важно, чтобы ребенок отвечал на вопросы полными предложениями.

Взрослый дает образец описания, либо использует прием параллельного описания, когда взрослый и ребенок описывают одновременно 2 разных предмета, причем ребенок повторяет за взрослым каждое предложение, рассказывая о своем предмете (взрослый: «Это огурец» Ребенок: «Это помидор». Взрослый: «он овальный и зеленый». Ребенок: «Он круглый и красный»).

Затем ребенок рассказывает о предмете самостоятельно. Взрослый помогает ему начать и закончить рассказ, при необходимости задает наводящие вопросы.

Повышает интерес к описанию интересная речевая ситуация. Предложите ребенку поиграть в игры: «Магазин», «Узнай по описанию» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в подготовительной группе «Составление описательных рассказов о домашних животных»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Художественное творчество».Виды детской деятельности: игровая, познавательно...

Презентация для обучения детей старшего дошкольного возраста составлению описательного рассказа на материале лексических тем: "Овощи", "Фрукты".

Презентация для использования на знятии по обучению детей старшего дошкольного возраста соствлению описательного рассказа....

Обучение детей составлению описательных рассказов по системному оператору

При обучении детей составлению описательных рассказов я остановила свой выбор на технологии из ТРИЗ – педагогики, а именно используем для этих целей технологию формирования основ системного мышл...

«Использование наглядного моделирования - кругов Эйлера при составлении сравнительно-описательных рассказов для детей с ОНР»

В своём мастер-классе мне  хочется рассказать о развитие  связной  речи у детей с  ОНР  через  составление  сравнительно-описательного  рассказа  с  и...

«Обучение детей составлению описательных рассказов»

laquo;Обучение детей составлению описательных рассказов»...