рабочая программа по чтению 2 класс (школа 2 вида)
рабочая программа по теме

Думнова Наталья Викторовна

учреждения 2 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_chtenie.doc189 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР «СОШ№40» _________/____________ «___»____________2010г  

В соответствии с Уставом школы

СОГЛАСОВАНО/УТВЕРЖДЕНА Директор МОУ «СОШ№40» __________/_________________ Приказ №___ от_______2010г        В соответствии с Уставом школы

Рабочая программа

 по   чтению и развитию речи

    класс 2(специальный коррекционный 2 вида)

Учитель: Думнова Наталья Викторовна

Квалификационная категория: первая

Программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения

Протокол  от « ______» ________________2010г № _________

Руководитель школьного методического объединения

 ____________/____________________

Пояснительная  записка

Рабочая программа по  чтению и развитию речи составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по _________, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
  2. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
  3. Учебного плана МОУ « СОШ № 40 имени В. Токарева»  на 2011-2012 учебный год.
  4. Программы Министерства образования и науки РФ специальных (коррекционных) учреждений II вида, 2 класс, 2-е отделение (вариант II).  (Составители сборника Зикеев А.Г., Тигранова Л.И.)  Допущено Министерством образования Российской Федерации. Москва  «Просвещение»,  2006г.        

Программа рассчитана на 136 часов, в том числе на внеклассное чтение 34 часа.

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: учебник (Чтение. Учебник для 3 класса специальных(коррекционных) учреждений 1 вида. Авторы: Н.Е. Граш, Л.М. Быкова - М.: Владос, 2006.- 208 с.), методическое пособие (Уроки чтения и развития речи во 2 классе специальных (коррекционных) учреждений 2 вида. О.И. Красильникова. Пособие для учителя. – М.: Владос, 2010. – 190 с. )

Цель: создание условий для развития словесной речи (устной и письменной) слабослышащих учащихся, формирование культуры чтения школьников, что явля ется составной частью общекультурного развития человека.

Задачи:

дальнейшее совершенство вание первоначального навыка чтения, его правильности, беглости, сознательности и выразительности;

формирование полноценного вос приятия детьми художественного произведения;

развитие у них нрав ственно-этических чувств и художественного вкуса;

развитие умения работать с текстом;

активное приобщение учащихся к чтению книг и на этой основе обогащение их знаниями об окружающем мире.

Чтение, являясь одним из ведущих видов речевой и мыслительной деятельности, выступает в начальных классах в качестве важнейшего учебного предмета и одновременно средства обучения, развития и вос питания. Знания о жизни природы и общества, первые сведения из ис тории Родины, нравственные понятия, нормы поведения и общения — все это, почерпнутое в чтении, закладывает мировоззренческие осно вы развивающейся личности школьника. Особенно значима эта функ ция книги и чтения в процессе обучения слабослышащих детей, кон такты которых с окружающим миром ограничены, а знания обеднены.

Содержание программного материала по чтению представлено главным образом произведениями русской и современной художе ственной и научно-популярной литературы, устного народного твор чества.

В основу построения классного чтения положен тематический принцип.

Тематический перечень в обобщенном обозначении вклю чает разделы:

Школа.

Семья.

Времена года (До свидания, лето! Снова осень стоит у двора. Здравствуй, зима! Весна идет. Снова лето).

Что такое хорошо и что такое плохо.

Животные.

Родина.

Читай сам.

          Большая часть времени (30—35 мин) на уроках чтения отво дится чтению и работе над текстом. Беседы и рассказы, предваря ющие чтение, должны быть тесно связаны с содержанием произве дений, возбуждать интерес к ним, эмоционально настраивать уча щихся и помогать правильному восприятию этих произведений.

Для активизации учащихся на уроке и повышения их интереса к чтению необходимо использовать методы, развивающие творчес кую активность детей, их воображение и фантазию, чаще создавать игровые ситуации  на материале читае мых текстов и наблюдений, практиковать задания творческого ха рактера (драматизация, чтение в лицах, пересказ от имени одного из героев и продолжение рассказа о его судьбе, составление уст ных рассказов типа «Гостья-Зима», «Художник-Осень» и др.).

      Обучение детей чтению предполагает использование на уроках их жизненного опыта. Для его обогащения учитель организует экс курсии на культурно-бытовые, промышленные и сельскохозяйст венные предприятия, а также наблюдения за явлениями природы, общественной жизнью и трудом взрослых. Это должно развивать в детях умение воспринимать прекрасное в окружающей действи тельности, видеть красоту родного края, радость труда людей.

Внеклассное чтение является обязательной частью подготовки младших школьников в области русского языка, важным средством развития и воспитания учащихся в процессе обучения.

Цель внеклассного чтения — сформировать у учащихся интерес к книге, по ложительное отношение к самостоятельному чтению.

Задачи:

  1. привитие учащимся интереса к чтению произведений классиков русской и зарубежной литературы, произведений устного на родного творчества,
  2. активное обогащение речи учащихся,
  3. развитие их эстетического вкуса,
  4. повышение уровня нравственного воспитания.

В начале обучения учитель приучает детей слушать небольшие сказки или рассказы, подбирая для этого эмоционально насыщен ные сюжеты. По мере развития этого навыка переходят к коллек тивному чтению под руководством учителя или воспитателя (все учащиеся читают одну книгу). Перед чтением проводится беседа по содержанию произведения, о действующих лицах, уточняется необ ходимый словарь. После чтения проводится заключительная беседа или обсуждение прочитанного. Такая работа подготавливает уча щихся к индивидуальному чтению.

Круг чтения, или учебный материал. Чтение доступных по со держанию рассказов, сказок. Учебный материал остается тем же, что и в период обучения грамоте.

Перечень работ (контрольных, лабораторных, практических и т.д.)

Обобщающий урок по теме: «Здравствуй, школа!»

Обобщающий урок по теме: «Осень пришла»

Обобщающий урок по теме: «О братьях наших меньших»

Обобщающий урок по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»

Обобщающий урок по теме: «Зимушка –зима»

Обобщающий урок по теме: «Учимся трудиться»

Обобщающий урок по теме: «Праздник мамы и весны»

Обобщающий урок по теме: «Скоро лето»

Заучивание наизусть стихотворений:

Проверка техники чтения (1 раз в полугодие)

Требования к уровню подготовки учащихся

        Навыки   чтения.   Правильное,   выразительное,   сознательно плавное чтение целыми словами. Слоговое чтение сложных, труд ных для произношения слов.

Соблюдение правил орфоэпии, указанных в программе по обу чению произношению, правильных ударений в знакомых словах; чтение незнакомых слов с проставленным ударением.

Соблюдение правильной интонации в предложениях в соответ ствии со знаками препинания (точка, вопросительный знак, воскли цательный знак), пауз между предложениями и частями текста.

Чтение знакомого текста про себя.

Работа над текстом. Подробный рассказ содержания прочитан ного (по вопросам учителя). Описание содержания иллюстрации к тексту с использованием слов и выражений текста. Ответы на вопросы, устанавливающие причинно-следственные отношения, по следовательность действий, оценку поступков и др.

Определение (с помощью учителя) основной мысли прочитанного.

Выделение действующих лиц.

Чтение текста по ролям (с драматизацией и без нее).

Различение рассказа, стихотворения, сказки.

Заучивание стихотворений наизусть (6—8 за год).

Работа с книгой (знания, умения, навыки). Знание названия произведения, фамилии автора.

Выделение из текста незнакомых слов и различение значения слов в контексте.

Развитие приобретенных на уроках чтения умений рассказывать 0 прочитанном, давать простейшую оценку поступков героев. Со общение о своих наблюдениях, случаях из жизни (по аналогии с прочитанным).

Обсуждение прочитанного (формирование умения пересказать товарищам прочитанное и понять рассказанное товарищами).

Ориентировка в оглавлении и на страницах книги.

Соблюдение правил гигиены чтения и правил обращения с книгой.

Знание основных элементов книги: переплет (обложка), коре шок, страницы, заглавие, оглавление (содержание)

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

 ТЕМП И ОЦЕНИВАНИЕ ЧТЕНИЯ

Школьный класс

Количество слов, прочитанных в минуту.

Глухие учащиеся:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Слабослышащие учащиеся:

1-е отделение

2 класс

3 класс

4 класс

2-е отделение

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

Свыше 20

30

50

60

50-60

65-75

85-95

20-25

25-30

40-60

65-80

85-95

Даны программные требования к концу года обучения в указанном классе.

Учебно-методическое обеспечение

Базовый учебник: Чтение и развитие речи. Учебник для 2 класса специальных(коррекционных) учреждений 2 вида. Автор: О.И. Красильникова - М.: Владос,2010.- 206 с.

Уроки чтения и развития речи во 2 классе специальных (коррекционных) учреждений 2 вида. О.И. Красильникова. Пособие для учителя. – М.: Владос, 2010. – 190 с.

Дополнительная литература для учителя и учащихся:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида.   Чтение.  2 класс. (Составители сборника Зикеев А.Г., Тигранова Л.И.)  Допущено Министерством образования Российской Федерации. Москва  «Просвещение»,  2006г.

2.Л.М. Быкова, Е.А. Горбунова, Т.С. Зыкова, Л.П. Носкова Методика преподавания русского языка в школе глухих. Москва, Владос, 2002 год.    

3. Обучение русскому языку, чтению, произношению. Под ред. К.Г. Коровина. Книга для учителя школы слабослышащих. Москва «Просвещение», 1995г.

4. Обучение учащихся подготовительных, 1-4 классов в школе глухих.  (Составитель А. Г. Зикеев) Москва «Просвещение» 1984 год.

5. Е.Г. Речицкая «Развитие младших школьников с нарушенным слухом» Москва «Владос», 2005 год.

6.  К.В. Комаров «Лекции по методике русского языка в школе глухих» Москва «Просвещение»,1967 год.

7.  « Словесная речь – основа формирования личности глухого школьника» ( Составители: Кузьмичева Е.П., Чавушьян М.Д.) Москва « Чайка» 1994 год.

8.  Журнал «Дефектология».

9. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха. / Под. ред.И.А.Михаленковой. Санкт- Петербург, Детство-пресс.2003г.

10.  Т.М.Власова, А.Н. Пфафенродт. Фонетическая ритмика. М., Учебная литература. 1997г.

12. Сурдопедагогика. / Под ред. М.И.Никитиной. М., Просвещение. 1989г.

Дидактические материалы:

1. ПАПКИ:

- Алфавит

- Правила орфоэпии

- Занимательная грамматика

- Речевой этикет

- Занимательная грамматика

- Речевой этикет

- Предложение

- Части речи

- Ребусы

- Профессии

- Азбука действий

- Понятия

- Задания на развитие мышления, внимания, памяти

2. Наглядные пособия:

- насекомые

- птицы

- фрукты

- овощи

- транспорт

- ягоды

- одежда

- посуда                

3. Развивающая игра «Прочитай по первым буквам»

4. Фонетическое лото «Звонкий – глухой»

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Дата

Корректировка даты

уроки

лабораторно-практические работы (др. работы)

контрольные работы

1.

«Здравствуй, школа!»

1.1.

С. Маршак «Первый день календаря»

1

1

02.09.

1.2.

В. Осеева «Бабушка и внучка»

1

1

06.09.

1.3.-1.5.

С. Баруздин «Как Алешке учиться надоело»

3

3

07.09.-13.09.

1.6.

Обобщающий урок по теме: «Здравствуй, школа!»

1

1

1

14.09.

2.

«Осень пришла»

2.1.-2.2.

Я. Тайц «По грибы»

2

2

16.09.-20.09.

2.3.-2.4.

А. Прокофьев «Опенок», «Егор и мухомор», «Боровик»

2

2

21.09.-23.09.

2.5.-2.6.

М. Пришвин «Недосмотренные грибы»

2

2

27.09.-28.09.

2.7.-2.8.

М. Пришвин «Грибы тоже ходят»

2

2

30.09.-04.10.

2.9.

А. Плещеев «Осень наступила…»     Н

1

1

1

05.10

2.10.

А. Плещеев «Скучная картина»

1

1

07.10

2.11.-2.12.

И. Соколов-Микитов «Журавли»

2

2

11.10-12.10

2.13.-2.14.

И. Соколов-Микитов «Еж»

2

2

14.10.-18.10.

2.15.-2.16.

И. Соколов-Микитов «Белки»

2

2

19.10.-21.10.

2.17.-2.18

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»   Н

2

2

1

25.10.-26.10.

2.19.

Обобщающий урок по теме: «Осень пришла»

1

1

1

28.10.

3.

«О братьях наших меньших»

3.1.

Л. Толстой «Умная галка»

1

1

08.11.

3.2.

Л. Толстой «Две козы»

1

1

09.11.

3.3.

К. Ушинский «Бишка»

1

1

12.11

3.4.

К. Ушинский «Кот Васька»

1

1

15.11

3.5.

Н.Сладков «Волчата»

1

1

16.11

3.6.

Н.Сладков «Лисята»

1

1

18.11

3.7.

В.Бианки «Лис и мышонок»

1

1

22.11

3.8.-3.9.

В.Бианки «Еж-спаситель»

2

2

23.11-25.11

3.10.

Обобщающий урок по теме: «О братьях наших меньших»

1

1

1

29.11

4.

«Что такое хорошо и что такое плохо»

4.1.

С. Прокофьева «Когда можно плакать?»

1

1

30.11

4.2.

С. Прокофьева «Маша и Ойка»

1

1

02.12

4.3.

С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»

1

1

06.12

4.4.

В. Осеева «Три товарища»

1

1

07.12

4.5.

В. Осеева «Хорошее»

1

1

09.12

4.6.

В. Осеева «Печенье»

1

1

13.12.

4.7.-4.10.

Н. Носов «Заплатка»

4

4

14.12-21.11

4.11.

В. Осеева «Просто старушка»

1

1

23.12

4.12.

Обобщающий урок по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»

1

1

1

27.12

5.

«Зимушка –зима»

5.1.

И. Никитин «Встреча зимы»

1

1

5.2.-5.3.

Н.Сладков «Воробьиный термометр»

2

2

5.4.

М. Пришвин «Деревья в лесу»

1

1

5.5.

А. Пушкин «Зимнее утро»             Н

1

1

1

5.6.-5.7

И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»

2

2

5.8.-5.9.

И. Соколов-Микитов «Зима в лесу»

2

2

5.10.

Е. Чарушин «Что за зверь такой?»

1

1

5.11.-5.14.

Н.Носов «На горке»

4

4

5.15.

К. Ушинский «Мороз не страшен»

1

1

5.16.

К. Ушинский «Дети деда Мороза» (сказка)

1

1

5.17.

Обобщающий урок по теме: «Зимушка –зима»

1

1

1

6.

«Учимся трудиться»  

6.1.

Л. Толстой «Старик и яблони»

1

1

6.2.

С.Михалков «Важные дела»              Н

1

1

1

6.3.

С.Михалков «Мы строим»

1

1

6.4.

В. Осеева «Своими руками»

1

1

6.5.

В. Осеева «Строитель»

1

1

6.6.

Е. Пермяк «Петя и дедушка»

1

1

6.7.

Е. Пермяк «Как Маша стала большой»

1

1

6.8.

Обобщающий урок по теме: «Учимся трудиться»

1

1

1

7.

«Праздник мамы и весны»

7.1.

Л. Толстой «Лучше всех»

1

1

7.2.

А. Плещеев «Песня матери»

1

1

7.3.

Е. Благинина «Посидим в тишине»             Н

1

1

1

7.4.

Э. Шим «Солнечные капли»

1

1

7.5.-7.6.

Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»

2

2

7.7.

Э. Шим «Чем пахнет весна»

1

1

7.8.

Н. Сладков «Весенний разговор»

1

1

7.9.

Н. Сладков «Скворец-молодец»

1

1

7.10.

Н. Сладков «Медвежата»

1

1

7.11.-7.12.

В. Бианки «Муравейник зашевелился»

2

2

7.13.-7.14.

Г. Скребицкий, В. Чаплина «Заяц снимает зимнюю шубку»

2

21

7.15.

А. Плещеев «Весна»            Н

1

1

7.16.

Обобщающий урок по теме: «Праздник мамы и весны»

1

1

1

8.

«Родина любимая»

8.1.

Родина (русская народная песня)             Н

1

1

1

8.2.-8.3.

Ю.Яковлев «Наша Родина»

2

2

8.4.-8.6.

А.Митяев «Дедушкин орден»

3

3

8.7.

С. Михалков «Быль для детей»

1

1

8.8.

Обобщающий урок по теме: «Родина любимая»

1

1

1

9.

«Скоро лето»

9.1.-9.2.

И. Соколов-Микитов «Лето в лесу»

2

2

9.3.-9.4.

Е. Благинина «Яблонька»

1

1

9.5.

К.Ушинский «Утренние лучи»

2

2

9.6.

Обобщающий урок по теме: «Скоро лето»

1

1

1

Итого:

102

102

16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по трудовому обучению 5-9 классы...

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы. Учитель: Ничков Н.В.

Рабочая программа специальных (коррекционных) классов VIII вида по социально-бытовой ориентировке 5-9 классы...

Рабочая программа для 7 класса VIII вида швейное дело

Рабочая программа по В. В. Воронковой...

Рабочая программа для 5 класса VIII вида

СОДЕРЖАНИЕI.                   Титульный лист.II....

Рабочая программа для 7 класса VIII вида

СОДЕРЖАНИЕI.                   Титульный лист.II....

Рабочая программа для 8 класса VIII вида

СОДЕРЖАНИЕI.                   Титульный лист.II....

Рабочая программа по чтению СКО 8 вида 8 класс

Данная рабочая программа поможет учителям, работающим в классах СКО 8 вида...