Практико-ориентированный проект.
методическая разработка (9 класс) по теме

Пронина Ольга Николаевна

Профессиональная ориентация воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktiko-orientirovannyy_proekt.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов Московской области

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра воспитательных систем

Практико-ориентированный проект.

Тема: «Профессиональная ориентация воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Руководитель:

Старший преподаватель Гридина Л.А.

Слушатель курсов «Социально-педагогическая поддержка воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей»

 Пронина Ольга Николаевна

 учитель труда и СБО

ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Серпуховская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII  вида Московской области

2011 г.

2

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Введение.                                                                                                    3 - 4 стр.

2. Понятие «профориентация и профотбор» на современном уровне

    развития.                                                                                                     5 - 6 стр.

3. Социально-экономическое значение проф. ориентационной работы

    в специальной (коррекционной) школе-интернате.                              7 – 9 стр.

4. Содержание и методы проф. ориентационной работы в ГОУ для

    детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

    Серпуховская специальная (коррекционная) школа-интернат

    VIII вида Московской области.                                                          10 - 20  стр.

5. Заключение.                                                                                           21- 22  стр.

6. Список литературы.                                                                                    23  стр.

7. Приложения.

3

ВВЕДЕНИЕ.

     В условиях рыночной экономики в особом положении оказались дети с ограниченными возможностями здоровья и дети, оставшиеся без попечения родителей, сироты. Низкое осознание собственной жизнедеятельности порождает потребительское отношение к жизни, психологический инфантилизм. Недостаточная самостоятельность, внушаемость, неумение анализировать свою деятельность проявляются в низкой социализации воспитанников, школьной дезадаптации и девиантном поведении.

      В учреждениях интернатного типа и коррекционных школах существенная роль в решении коррекционно-развивающих, воспитательных и образовательных задач принадлежит трудовой подготовке.  Она способствует не только приобретению определенных навыков, но и формированию межличностных отношений среди воспитанников, развитию их коммуникативных способностей.

     Чтобы избежать формирования у воспитанников таких личностных качеств как материальное и моральное иждивенчество, подготовить их к самообеспечению на основе трудовой деятельности, необходимо обратить особое внимание на формирование положительного отношения к труду. Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

  1. Формирование устойчивых навыков бытового самообслуживания и обслуживающего труда. Начиная с младших классов, трудовое обучение и воспитание ведется методами научения и приучения.
  2. Включение воспитанников в посильную трудовую деятельность. Начиная с 5 класса необходимо привлекать ребят к деятельности в сфере обслуживающего труда. В работу по подготовке учащихся коррекционных школ-интернатов к самостоятельной жизни подключается и блок дополнительного образования.

4

  1. Обеспечение адекватного профессионального самоопределения на основе профориентации – одно из основных направлений в деятельности учреждений интернатного типа. Оно включает в себя целенаправленную кружковую работу, введение новых профилей трудового обучения учащихся, проведение конкурсов профессионального мастерства, организацию экскурсий воспитанников в профессиональные училища, осуществление профильной подготовки старшеклассников.

     Для более успешной социализации и адаптации в обществе воспитанников специальных (коррекционных) школ-интернатов необходимо решить ряд задач, направленных на совершенствование профильной подготовки:

  1. отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старших классах, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального и среднего профессионального образования.
  2. Важно усилить взаимодействие образовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования детей.
  3. Повысить качество профессиональной ориентации и трудового обучения.
  4. Создать в системе профессиональной ориентации условия для поддержки школьников с особыми образовательными потребностями, формируя положительное и творческое отношение к труду.
  5. оказывать всемерную помощь в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определении реальных возможностей в освоении той или иной профессии.

     Проблема профессионально-трудовой подготовки учащихся коррекционных школ-интернатов может быть достаточно успешно решена при условии постоянного внимания к этой проблеме со стороны администрации учреждения, внимательного и заинтересованного отношения к дальнейшей судьбе воспитанников.

5

Понятие «проф. ориентация и профотбор» на современном уровне развития.

     Правильное профессиональное определение человека имеет огромное значение как для него самого, так и для общества. Стремление превратить труд каждого человека в дело чести, доблести и источник творческого энтузиазма. Морального удовлетворения не исключает, а утверждает логику разделения труда, теорию профессиональной пригодности. Наше общество достигло такого уровня культурного и социально-экономического развития, когда имеются все возможности оптимизации системы «человек – профессия».

     Вопрос правильного выбора профессии имеет огромное значение в жизненном самоопределении. Определиться серьезно – это значит наметить свой жизненный путь, выработать свой характер, свои убеждения, найти свое призвание. Практика показывает, что каждый человек по-разному осуществляет определенную трудовую деятельность; его профессиональная дееспособность зависит как от качеств личности, так и от обучения, воспитания, целей деятельности, конкретных условий труда и состояния организма.

     Профориентация – это система психолого-педагогических и медицинских мероприятий, помогающих каждому представителю подрастающего поколения выбирать себе профессию с учетом потребностей общества и своих способностей.

     В круг вопросов, решающихся в процессе проф. ориентационной работы, входят психологическое изучение и классификация профессий (профессиография); профессиональное просвещение молодежи; пропаганда тех профессий, которые наиболее нужны обществу; индивидуальные консультации с целью оказания помощи конкретному человеку в выборе профессии, практическая проверка результатов всей проф.ориентационной работы (проф.адаптация).

     

6

Многоплановость подходов к решению отдельных аспектов и вопросов проф. ориентационной работы обуславливает комплексность этой проблемы

как в научном, так и в организационном отношении, определяет различные направления исследований в этой области, которые, объединяясь, повышают практическую значимость выводов и рекомендаций.

     Профориентация и профотбор – проблема государственная, в ней сочетаются интересы личности и интересы общества. Правильно выбранная профессия не только соответствует особенностям личности, но и вместе с тем дает максимальный социальный и экономический эффект, а именно: повышает производительность труда и качество продукции, удешевляет подготовку нужных кадров, повышает профессиональную устойчивость специалистов, предупреждает аварийность, брак, травматизм и т.п.

     На современном этапе развития нашего общества, его народно-хозяйственного и научного потенциала организация и развертывание системы профессиональной ориентации и профотбора призваны обеспечить изучение индивидуальных особенностей человека с целью учета и развития этих особенностей при выборе профессии, в процессе проф. обучения и последующей трудовой деятельности.

     

7

Социально-экономическое значение проф. ориентационной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате.

     Значительное место в подготовке образованных, высококвалифицированных рабочих занимает общеобразовательная школа. В этой связи особую актуальность в теории и практике современной педагогики, психологии, физиологии, социологии и экономических наук приобрели вопросы профориентации, проф. консультации и профотбора. Технический прогресс, освобождая человека от физически тяжелого, неквалифицированного труда, создает условия для более широкого приложения труда человека, для наиболее эффективного сочетания способностей и возможностей каждого труженика.

     Своеобразно влияет технический прогресс на коррекционное обучение, поскольку он значительно сужает сферу возможного приложения труда детей с ограниченными возможностями здоровья. Многие профессии настолько изменили свое содержание, что стали недоступны для лиц с недостатками интеллекта, вновь возникшие профессии и специальности связаны с техникой и требуют такого уровня общеобразовательной подготовки, которой намного превосходит возможности выпускников коррекционных школ.

     Однако это не означает, что коррекционная школа не может выполнить своей основной социальной задачи – подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни. Вопрос стоит об усовершенствовании трудовой подготовки учащихся, о приведении в научно обоснованное соответствие содержания профессионального обучения в коррекционных школах VIII вида с возможностями учащихся.

     Для реализации исключительно важной и гуманной задачи – подготовки умственно отсталых детей к самостоятельной трудовой жизни – в нашей стране созданы все необходимые условия: коррекционные школы-интернаты находятся на полном государственном обеспечении, готовятся специальные кадры учителей, систематически поощряются и поддерживаются научные

8

исследования в области специальной педагогики, психологии, методик, издается специальная литература, учебники, пособия и т.д.

     В теории и практике отечественной олигофренопедагогики сложился огромный опыт профессионально-трудового обучения учащихся коррекционных школ-интернатов.

     Трудоустройство выпускников таких школ в нашей стране проводится организованно, поэтому его результаты можно использовать в качестве объективного показателя состояния школьной подготовки умственно отсталых к самостоятельной деятельности. 90% выпускников коррекционных школ-интернатов трудоустраиваются и успешно работают в условиях обычных промышленных и сельскохозяйственных производств.

     Однако изучение работы коррекционных школ-интернатов, опыт массовых школ указывает на то, что состояние уровня профессиональной подготовки находится в прямой зависимости от организации проф. ориентационной работы в них, от научно обоснованного подбора для каждого учащегося профессии, которая по своим требованиям к личности рабочего соответствовала бы возможностям детей данной категории.

     К.К.Платонов называл три основных компонента профориентации: профессия и ее требования, личность и ее способности и рынок возможного приложения труда. Действительно, правильно профессионально сориентировать личность возможно лишь тогда, когда ясны психологические требования профессии к личности специалиста, когда изучены соответствующие способности кандидата и соотнесены с требованиями профессии, т.е. определена доступность профессии кандидату, и, наконец, когда установлен спрос в промышленности этой профессии.

     Доступность профессии, ее соответствие возможностям человека делает труд более легким, интересным, удовлетворяющим, что имеет огромное влияние на формирование положительных личностных качеств человека,

9

в том числе и с ограниченными возможностями здоровья.

     Доступность профессии является важным фактором закрепления работника за производством, преодоления частой смены профессии, что всегда наносит экономический урон хозяйству, сопряжено с добавочными расходами на переподготовку или обучение рабочего.

     Не менее важным является учет «рынка возможного труда», т.е. учет потребности в подготавливаемых кадрах. Отсутствие такого учета делает бесполезной всю предыдущую проф. ориентационную работу. Оказывается, для успешной профессиональной подготовки человека недостаточно определить доступную профессию. Необходимо еще знать, какой дефицит кадров в области этой профессии испытывает промышленность в данное время и в перспективе своего развития.

     И действительно, во всех коррекционных школах-интернатах традиционно, только в разных комбинациях, изучаются специальности столяра, слесаря, швеи, картонажника. Многолетний опыт показал, что учащиеся школ-интернатов VIII вида могут овладеть доступной им профессией и сознательно, производительно трудиться. Задача школы – правильно сориентировать их в профессиональном отношении.

10

Содержание и формы проф. ориентационной работы

в ГОУ для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей,

Серпуховская специальная (коррекционная) школа-интернат

VIII вида Московской области.

     В Серпуховской специальной (коррекционной) школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида Московской области с девятилетним сроком обучения в 5 -9 классах предусмотрена трудовая подготовка по одному из профилей. При наличии производственной базы она носит углубленный характер и может быть организована как в школе-интернате, так и на базе учреждения начального профессионального образования или заинтересованного предприятия.

     Выбор профессии – наиболее важное решение, которое необходимо принять в юношеском возрасте. Чтобы юноши и девушки приняли правильное решение, необходимо начинать проф.ориентационную работу гораздо раньше, не позднее подросткового возраста. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию.

     Помощь детям в профессиональном и личностном самоопределении должна быть ориентирована на поиск личностного смысла в трудовой деятельности. Сегодня эта задача особенно актуальна. Поскольку на первое место все больше выходят так называемые «престижные профессии». Соответственно меняется и характер проф. ориентационной помощи. У детей-сирот, воспитывающихся в школе-интернате, отсутствует понимание (видение) своей жизненной перспективы. Образ желаемого будущего у них размыт, неконкретен.

     Поэтому в нашей школе-интернате создана Программа по проф.ориентационной работе, которая разделена на три основных этапа:

11

 - профессиональное просвещение;

 - профессиональную консультацию;

 - профессиональную адаптацию – «психологическое привыкание к профессии».

     В условиях школы-интерната особенно важно работать над формированием жизненных планов воспитанников, выявляя наиболее значимые жизненные ориентиры ребенка, тем самым, способствуя его самоопределению.

     Воспитанник, всесторонне подготовленный к самостоятельной жизни, способен сделать осознанный выбор жизненного пути, выбрать будущую профессию, организовать свой досуг, личную жизнь и наладить взаимоотношения с членами того социума, в который он попадет после выпуска из школы-интерната.

     Трудовое обучение в школе-интернате осуществляется исходя из региональных, местных, этнонациональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах. И с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов воспитанников и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку воспитанника для индивидуальной трудовой деятельности.

     Процесс профессионального ориентирования учащихся включает:

 - медицинский осмотр воспитанников в целях их профессионального ориентирования;

 - проведение соответствующих тестов по установлению способностей и пригодности к обучению по той или иной профессии и, если это возможно, другие психологические тесты;

 - определение пригодности и развития способностей путем проведения соответствующих практических испытаний или другими подобными методами;

 - определение физических способностей воспитанника в связи с требованиями

12

профессий и определение возможности увеличения этих способностей.

     Профессиональные умения и навыки учащиеся приобретают в процессе изготовления полезной продукции, выполнения несложных видов работ.

     Помимо уроков трудового обучения в школе организованы уроки производительного труда. На них ребята вместе с учителями занимаются изготовлением продукции по индивидуальным заказам, школьным заказам, выполняют работы по договорам с предприятиями и фирмами.

     Обучение непосредственно на рабочих местах и в условиях производства необходимо для прочного овладения учащимися практических навыков и умений эффективного использования новой техники и технологии, опытом новаторов производства, прогрессивными формами организации труда, а также воспитания у учащихся высокой культуры труда, чувства бережливости, ответственности за порученное дело.

     В школе-интернате организуется обучение разным по уровню сложности видам труда с учетом интересов воспитанников и в соответствии с их психофизическими возможностями, с учетом местных условий, потребности в рабочих кадрах, возможностей трудоустройства выпускников, продолжения их обучения в специальных группах учреждений начального профессионального образования.

     Воспитанникам прививаются навыки самостоятельной работы. Необходимые при дальнейшем обучении по специальности в профессионально-техническом училище или при организации трудовой деятельности в учебных мастерских, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

     Индивидуализация в профильном обучении обеспечивает учет индивидуальных особенностей и интересов школьников, их самопознание и самоопределение, выявление истинных мотивов выбора ими профиля обучения, реальных образовательных потребностей.

     ЗАДАЧИ.

13

  1. Сориентировать профессиональную подготовку учащихся школы-интерната на обучение по профессиям и специальностям, которые соответствуют потребностям экономики и обеспечивают конкурентноспособность работника на рынке труда.
  2. Развивать общие трудовые умения и навыки и на их основе скорригировать психофизическое состояние учащихся.
  3. Обучить школьников выполнять как ручные, так и машинные технологические операции сначала простые, потом более сложные.
  4. Выработать у учащихся четкое понимание профессиональной терминологии.
  5. Развить речь учащихся на основе их практической деятельности.
  6. Научить школьников планировать свою работу, пользоваться технико-технологической документацией.
  7. Выработать у учащихся достаточно прочные профессиональные навыки обращения с материалами, инструментами и станками, обучить приемам самоконтроля за правильностью выполняемых действий.
  8. Научить учащихся элементарному расчету при расходе материалов.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ.

  1. Обеспечение проф. ориентационной направленности учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом, участие в этой работе педагогического коллектива, специалистов соответствующих организаций и учреждений.
  2. Проведение системной, квалифицированной и комплексной проф. ориентационной работы.
  3. Формирование учащихся школы-интерната сознательного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностями каждого учащегося с учетом потребности региона в кадрах.

14

  1. Привлечение учащихся во внеурочное время к техническому и художественному творчеству, повышение его роли в выборе профессии.
  2. Организация профессионального просвещения и консультирования учащихся, формирование у них профессиональных намерений на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах.
  3. Организация дифференцированного обучения учащихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей.
  4. Использование возможностей психологической службы школы-интерната для организации и проведения проф. ориентационной работы.

   Проф. ориентационная работа является органической частью всего учебно-воспитательного процесса в школе-интернате, поэтому планируется, организуется и проводится всем педагогическим коллективом и другими службами. Задача школьного педиатра в этом направлении сводится к оказанию проф. консультативной помощи в выборе профессии с учетом здоровья, физического развития и особенностей характера. Школьная библиотекарь проводит подбор и комплектование книг по вопросам профориентации, оформление тематических стендов и подбор литературы о труде, организацию бесед по прочитанным книгам, обзоры литературы.                               Социальный педагог в конце каждого учебного года проводит анкетирование в целях изучения интересов и склонностей учащихся, проводит пропаганду по профессиям, привлекает воспитателей к проведению различных форм проф. ориентационной работы, проводит занятия со старшеклассниками по изучению основ законодательства о труде. Воспитатель проводит беседы о выборе и престиже профессии, встречи с людьми различных профессий, с бывшими выпускниками. Психолог при проведении бесед заостряет внимание на

15

значении правильного выбора профессии, на наиболее типичных ошибках учащихся при выборе профессии, показывает, как влияет на правильность выбора профессии интерес к ней, склонности, способности, здоровье, содержание труда и готовность к нему.

     Огромные возможности и благоприятные условия для профессиональной ориентации создаются в процессе трудового обучения. Учителя используют специальную терминологию, формируют специальные умения и навыки при работе с материалами и инструментами. Учат детей соблюдать технику безопасности. Возможность овладения профессией учащимися с ограниченными возможностями здоровья и часто сопутствующими физическими дефектами во многом зависит от профессионализма педагога, проводимой им коррекционной работы по повышению уровня познавательной активности учащихся и развитию их способностей к осознанной регуляции трудовой деятельности. Последнее предполагает формирование у учащихся необходимого объема профессиональных знаний и обще трудовых умений. Развитие умений происходит путем планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и физических действиях.

     В начале обучения помощь должна быть максимальной. В отношении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, а также условий работы (применяемых инструментов, материалов, наглядных пособий).

     В дальнейшем учитель от развернутой помощи учащимся переходит к краткому инструктажу (5 -7 классы). В первые два-три года профессионального обучения первостепенное внимание придается правильности выполнения учащимися трудовых приемов. В последующем наращивается темп работы и степень овладения трудовыми навыками. С этой целью организуются занятия практического повторения, во время которых учащиеся изготавливают различные изделия.

16

     Эффективность обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит и от материально-технического обеспечения мастерской, наличии качественного дидактического материала, интересных для учащихся, хорошо оформленных, содержательных учебников.

     Знания, полученные детьми, на уроках труда, с одной стороны, повышают общий уровень интеллекта и, с другой, создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач.

     Трудовое обучение содержит отдельные элементы политехнизации: так девочки в школе-интернате изучают швейное дело параллельно с вязанием, вышивкой и др.

ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

     Производительным трудом обычно называют труд, в результате которого создаются товарные ценности. Для производительного труда характерна систематичность и обязательность, она заложена в самой сути производительного труда: для постоянного потребления обществом какого-то продукта нужно его систематически производить. Эти характеристики производительного труда мы используем в качестве мощного воспитательного средства школьников.

     Учебно-воспитательные задачи, которые решаются в процессе осуществления производительного труда в школе-интернате сводятся к следующим:

  1. Воспитание привычки к систематическому труду, а на этой основе – потребности в труде.
  2. Воспитание трудовой и производственной дисциплины и ответственности за качество работы.
  3. Формирование коллективизма и правильных взаимоотношений в совместной трудовой деятельности.

17

  1. Закрепление профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в процессе профессионально-трудового обучения.
  2. Приобретение знаний о производственном плане и производительности труда, о себестоимости продукции, нормах и расценках, а также некоторых производственных приемах труда.

     Производительный труд можно рассматривать как средство закрепления знаний, умений и навыков, полученных в процессе трудового обучения. Издавна известно, что любовь к труду не является врожденным качеством человека, ее надо воспитывать. Поэтому воспитательное и учебное воздействие производительного труда может проявиться в том случае, если этот труд будет педагогически целесообразно организован, направлен на активизацию трудовой деятельности школьников и повышение уровня ее мотивации, совершенствование профессиональных навыков.

      При организации производительного труда школа-интернат учитывает реальные возможности учащихся, оборудованность школьных мастерских. При этом соблюдается главное условие: производительный труд в 7,8 и 9 классах по своему содержанию соответствует профилю трудового обучения (швейное дело у девочек). Для этого организуется изготовление определенного количества однотипных изделий (пошив постельного белья, полотенец и др.), а также соблюдается наличие всех необходимых условий для труда учащихся (оборудование, материалы, рабочие места).

      Большое значение имеет подготовка учащихся к выполнению заказов: разъяснение важности предстоящей работы, назначения изделий, использование других побудительных факторов, например, проведение экскурсии в магазин, где продаются подобные изделия. Не последнюю роль должен играть и экономический фактор, так как результаты производительного труда учащихся могут оплачиваться. Использование заработанных средств происходит в интересах учащихся.

18

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ.

     Работа учащихся с ограниченными возможностями здоровья в кружках, имеющих трудовую направленность,  является средством расширения их профессионального кругозора, развития творческих способностей и интереса к данному виду труда. При организации кружков и определении их направленности исходят из профилей трудового обучения, из возможностей учащихся, их желаний и склонностей к тому или иному виду деятельности. Учитель составляет план работы. Во многом интерес к работе в кружке поддерживается и развивается в ходе занятий. Учащиеся узнают новое, успевают выполнять намеченную часть практической работы, их изделия действительно красивы и нравятся всем, обстановка спокойная и доброжелательная, обеспечивается свобода общения учащихся друг с другом и с учителем.

     Огромную роль в профессиональной ориентации воспитанников школы-интерната играет деятельность инструктора по труду. Учителя трудового обучения выполняют эту работу после уроков. Каждый инструктор по труду составляет план работы на год, работая по нескольким направлениям:

 - охрана труда и техника безопасности,

 - проф. ориентационная работа,

 - ремонтные работы,

 - общественно-полезный труд,

 - участие в конкурсах, выставках и др.,

 - кружковая работа.

     Для работы кружка «Рукодельница» создана программа, которая варьируется в зависимости от возраста (класса) детей и их уровня развития.

     Показателем эффективности кружковой работы по труду служат результаты участия воспитанников Серпуховской школы-интерната в различных выставках и конкурсах.

19

     Творческие работы учащихся отличаются разнообразием и качеством выполнения. Это и вышитые крестом картины, и вышивка гладью, и домашняя утварь в виде прихваток, подушек, одеял, ковриков, выполненных в лоскутной технике, и вышивка шелковой лентой, и связанные крючком салфетки и сумки..

Мужская половина изготавливает всевозможные предметы из дерева и металла – это столы и табуреты, кровать и скамья, разделочные доски и полотенцедержатель, металлические тяпки и савки, подсвечники и цветы, способные украсить любой дом.

     Удачным опытом показа достижений учащихся можно считать выставку – ярмарку «Я могу!», проводимую ежегодно в г. Москве в здании ЦДХ Благотворительным фондом «Абсолют-помощь».  Детские работы не только понравились посетителям, но и были высоко оценены ими в буквальном смысле. Вырученные средства были частично использованы на покупку новых швейных машин в мастерские.

     Несколько лет подряд выставка творческих работ учащихся школы-интерната занимает призовые места на областном конкурсе «Лучший по профессии». Неоднократно старания учащихся были вознаграждены сертификатами на денежные суммы, которые были израсходованы на пополнение оборудования школьных мастерских.

     В 2010 – 2011 учебном году учащаяся Серпуховской школы-интерната Родина Анна (учитель Пронина О.Н.) заняла 2 место в конкурсе «Лучший по профессии» швеи, а Сабетов Дмитрий (учитель Рябов П.И.) занял 3 место по профессии столяр среди учащихся всех школ-интернатов для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья Московской области. Выставка творческих работ учащихся была удостоена почетного 3 места, а вся школа-интернат была награждена сертификатом на 20000тысяч рублей за 2 общешкольное место.

     Такие высокие достижения говорят о комплексной целенаправленной работе  

20

по профессиональной ориентации в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Серпуховская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида Московской области.

21

Заключение.

     Проф. ориентационная работа среди учащихся с ограниченными возможностями здоровья должна проводиться с первых лет и на протяжении всего периода их обучения.

     Центральной задачей этой работы является всестороннее изучение профессиональных возможностей учащихся и всемерное развитие их, психологическая подготовка к более осознанному, правильному профессиональному определению.

     Содержание и формы проф. ориентационной работы разрабатываются с учетом возраста, образовательной подготовки, психофизического развития и уровня трудовой подготовки учащихся.

     Рекомендуется следующая последовательность реализации этапов профориентации учащихся школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья соответственно уровням трудовой подготовки:

1 уровень (пропедевтический период) – профпросвещение, подготовительная проф. консультация: соответствует 1 – 4 классам.

2 уровень (общетехническая подготовка) – профпросвещение, проф.пропаганда, подготовительная и завершающая проф. консультация, профотбор:  5 – 8 классы.

3 уровень (профессиональное обучение) – профпросвещение, проф. пропаганда, уточняющая проф. консультация, проф.  адаптация: 9 класс.

     Соответственно уровням трудовой подготовки, а также этапам проф. ориентационной работы определяются цели профориентации учащихся коррекционных школ-интернатов:

  1. Изучение динамической структуры личности каждого учащегося и осуществление коррекционного воздействия на ее развитие (на всех уровнях).

22

  1. Определение наиболее подходящей для каждого учащегося сферы трудовой деятельности (1 уровень).
  2. Выбор наиболее соответствующей профессиональным возможностям учащихся (индивидуально каждому) отрасли для трудовой деятельности, подбор профессии (2 уровень).
  3. Уточнение правильности выбора профессии и совершенствование профессиональных умений и личностных качеств будущего специалиста (3 уровень).

     Безусловно, вся эта работа по профессиональной ориентации должна найти свое место, форму согласования с существующей системой и содержанием трудового обучения и воспитания в целом, а также соответствовать структуре школы-интерната для детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья.

23

Список литературы.

  1. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/Под ред. В.В. Воронковой – М.: Школа-Пресс, 1994.
  2. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1969.
  3. Платонов К.К. О сущности и задачах профессиологии. «Вопросы психологии», 1973.
  4. Трудовое обучение. 5-9 классы. Швейное дело.: развернутое тематическое планирование/авт. –сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2010.
  5. Турчинская К.М. Профориентация во вспомогательной школе. – Киев: «Радянська школа», 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики"-открытый урок в 7 классе на Окружном практико-ориентированном методическом семинаре для заместителей директоров по УВР

Урок проводился в рамках Окружного практико-ориентированного методического семинара для заместителей директоров по УВР 2-3 ступеней по теме: "Организация педпрофильного и профильного обучения в ГБОУ С...

Практико-ориентированный педагогический проект по созданию тактильных книг «Я через книгу вижу мир»

Предыстория и краткая аннотация проекта.Создание проекта возникло не случайно. В 2011 году я приняла участие в краевом конкурсе по созданию тактильных книг для слепых и слабовидящих детей ...

Практико-ориентированный педагогический проект "ТРКМ в образовательном процессе"

Презентация итогов ТКП для педагогов Омской области "Технология разщвития критического мышления в образовательном процессе"...

Практико-ориентированный воспитательный проект "Голоса поколений"

Проект "Голоса поколений" содержит мариал по патриотическому воспитанию школьников во внеурочной деятельности. Данный материал поможет учителям и ученикам выбрать нестандартные формы работы по изучени...

Практико-ориентированный творческий проект "Удивительное путешествие по стране Новых слов"

Данный проект погружает младших школьников в словообразовательное пространство. В процессе выполнения на логопедических занятиях учебных действий и проектных заданий школьники устанавливают отношение ...

Создание практико-ориентированного учебного проекта как средство реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как уме...