Методы педагогического воздействия.
материал по теме

Пронина Ольга Николаевна

Выступление на педагогическом совете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

на тему:

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

НА УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ
ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

учителя ГОУ для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей,

Серпуховская специальная

(коррекционная) школа-интернат

для детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья VIII вида

Московской области

ПРОНИНОЙ ОЛЬГИ НИКОЛАЕВНЫ.

2011г.

       Что же делать, если ребенок проявляет агрессивное поведение?

Существует несколько правил.

ПРАВИЛО 1. Игнорируйте незначительную агрессию.

Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение ребенка следующим образом:

 - просто «не замечайте» реакцию ребенка (подростка);

 - выражайте понимание чувств ребенка: «Я понимаю, что тебе обидно»;

 - переключайте внимание ребенка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо задание (поиграть);

 - позитивно обозначьте его поведение: «Ты злишься потому, что устал».

       Поскольку установлено, что агрессия накапливается у всех людей, то взрослый, видя и понимая ситуацию, может просто внимательно выслушать ребенка (подростка) и постараться переключить его на что-то другое. Внимание взрослого – необходимость для ребенка и подростка. Часто именно недостаток такого внимания и ведет к агрессивному поведению. Помните, что игнорирование агрессии – мощный способ изменения нежелательного поведения.

ПРАВИЛО 2. Акцентируйте внимание на поступках (поведении) , а не на личности ребенка.

В момент агрессии опишите поведение ребенка при помощи следующих словесных вариантов:

 - «Ты ведешь себя агрессивно» (констатация факта);

 - «Ты злишься?» (констатирующий вопрос);

 - «Ты хочешь меня обидеть?», «Ты демонстрируешь мне силу?» (раскрытие мотивов агрессора);

 - «Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит» (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению);

 - «Ты нарушаешь правила поведения» (апелляция к правилам).

       Проговаривая одно из высказываний, взрослому нужно проявлять спокойствие, доброжелательность и твердость. Ни в коем случае не вспоминайте аналогичное поведение в прошлом. После того, как ребенок успокоится, нужно обсудить с ним его поведение подробно и объяснить, почему его поступок неприемлем. Делайте акцент на том, что агрессия больше вредит ему самому, чем окружающим. Подумайте вместе (без свидетелей) какое поведение в данном случае было бы более приемлемо.

ПРАВИЛО 3. Контролируйте собственные негативные эмоции.

При общении с агрессивно настроенным ребенком негативные эмоции (раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность) могут возникнуть и у взрослого. Но взрослый, должен уметь сдерживаться. Контролируйте себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте партнерские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

Старайтесь:

 - не повышать голос, не кричать, не устрашать;

 - не демонстрировать свою власть: «Будет так, как я скажу»;

 - не принимать агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки);

 - не смеяться над ребенком, не передразнивать его;

 - не оценивать личность ребенка и его друзей;

 - не использовать физическую силу, не угрожать;

 - не оправдываться, не пытаться защитить себя или подкупать ребенка.

       Зачастую агрессивное поведение детей связано с желанием вызвать гнев взрослого, тем самым показав его слабость. Взрослый должен проявить усилия, чтобы снизить напряжение и агрессию.

ПРАВИЛО 4. Сохраняйте положительную репутацию ребенка.

Ему, как и некоторым взрослым, очень трудно признать свою неправоту. Публичное обсуждение может его сильно ранить и, как правило, приведет только к усилению агрессивного поведения в дальнейшем. Чтобы сохранить ребенку положительную репутацию, используйте следующие варианты поведения с ним:

 - «Ты, возможно, неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть» (публично минимизируйте вину ребенка);

 - позвольте выполнить требование частично, по-своему;

 - предложите ребенку договор с взаимными уступками.

       Настаивая на полном подчинении, можно спровоцировать новый взрыв агрессии. Если позволить подчиниться «по-своему», инцидент будет исчерпан скорее.

ПРАВИЛО 5. Демонстрируйте неагрессивное поведение.

Вы должны помнить, что чем меньше возраст ребенка, тем более доброжелательным должно быть ваше поведение в ответ на агрессию. Поведение взрослого должно быть противоположно плохому поведению ребенка (подростка). Поэтому здесь возможно использование следующих приемов:

 - выдерживайте паузу (выслушивайте молча);

 - тайм-аут (предоставьте ребенку возможность успокоиться в одиночестве);

 - внушайте спокойствие жестами, мимикой;

 - шутите («Ты сейчас выглядишь круче Шварценегера).

     Дети довольно быстро перенимают неагрессивную модель поведения.  

Но главное условие – искренность взрослого и соответствие тона его голоса, жестов, мимики высказанной им мысли.

       Мы рассмотрели ряд методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения. К ним относятся:

  1. Методы формирования сознания:

- рассказ;

 - объяснение;

 - этическая беседа;

 - внушение;

 - диспут.

     2.  Методы организации деятельности и формирования опыта поведения:

           - упражнение;

           - приучение;

           - требование;

           - общественное мнение;

           - поручение;

           - воспитывающие ситуации.

     3.  Методы стимулирования:

           - соревнование;

           - поощрение;

           - наказание.

В исследовании вопроса об эффективности этих методов приняло участие 9 учителей старшей школы.

Результаты занесены в таблицу, на основании которой можно сказать следующее.

       Среди методов 1 группы (методы формирования сознания) наиболее часто применяемыми  названы объяснение и пример, далее идут этическая беседа и внушение, чуть реже применяется рассказ и совсем редко – диспут.

       Эффективность этих методов отражена в диаграмме: самым эффективным признан пример (14 баллов), за ним следуют рассказ, объяснение и внушение (по 13 баллов), метод этической беседы занимает третье место (8 баллов) и на последнем месте диспут (4 балла).

       Среди методов 2 группы (методы организации деятельности и формирования опыта поведения) наиболее часто применяемым признан метод поручения, далее идут упражнение и воспитывающие ситуации, чуть реже применяются приучение, требование и общественное мнение.

       Эффективность этих методов также отражена в диаграмме: самым эффективным признаны методы поручения и приучения (12 баллов), за ним следуют упражнение, требование и воспитывающие ситуации (10 баллов) и на последнем месте в данной группе общественное мнение (9 баллов).

       Среди методов 3 группы (методы стимулирования) часто применяемым признан метод соревнования, за ним следует поощрение и далее наказание.

       Эффективность этих методов такова: наиболее эффективны методы соревнования и поощрения (11 баллов), далее метод наказания (7 баллов).

ВЫВОД.  Наиболее часто применяемыми и эффективными по мнению наших учителей можно считать методы формирования сознания пример, рассказ и внушение. Не стоит недооценивать методы поручения и приучения, а также упражнения, требования и воспитывающие ситуации.

Методы, направленные на исправление отклоняющегося поведения

Методы

Часто применяемые методы

Эффективность метода (балл)

1

2

3

4

5

Методы формирования сознания

рассказ

6

1

3

2

3

4

объяснение

9

2

1

5

4

1

этическая беседа

7

2

3

2

1

внушение

7

5

3

5

диспут

1

2

2

пример

9

2

3

2

7

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

упражнения

7

2

3

5

приучение

6

2

1

4

5

требование

5

1

1

1

2

5

общественное мнение

5

2

6

1

поручение

9

1

7

4

воспитывающие ситуации

7

3

3

2

2

Методы стимулирования

соревнование

6

2

7

2

поощрение

5

3

8

наказание

3

1

1

3

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода сопряженных воздействий в подготовке учащихся — баскетболистов на уроках физической культуры.

Ведущими методами при обучении навыкам игровой деятельности являются: метод сопряженных воздействий; игровой метод; метод моделирования условий предстоящей игровой деятельности; соревновательн...

Рекомендации педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками. Основные методы педагогического воздействия в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов."

Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации педагогов, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей....

Методы педагогического воздействия в диаграммах.

Презентация. Выступление на педсовете....

Формы и методы работы с родителями с целью усиления педагогического воздействия на ребенка

В данной разработке речь идёт о формах и методах работы с родителямис целью усиления педагогического воздействия на ребенка , даны рекомендации по проведению родительских собраний....

Мастер-класс "Эффективные методы эмоционального воздействия на уроках литературы..."

Приёмы, способствующие нравственному воспитанию учащихся....

Проективный метод, как метод терапевтического воздействия

Проективные методики позволяют «обмануть» сознание человека и обойти психологическую защиту.  Мы можем узнать реальное отношение к исследуемому предмету. Проективные методики нап...