Трудный путь к партнёрству учителя-логопеда с семьёй
методическая разработка по теме

В учебо-методическом пособии представлена система работы по организации взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей-логопатов в различных направлениях. Автор даёт подробное описание этапов организации такого взаимодействия, представляет опыт создания картотеки  методических рекомендаций учителя-логопеда родителям в виде памяток, общих и специфических рекомендаций по организации помощи детям в домашних условиях. Пособие содержит большое количество иформационного материала для просвещения родителей по вопросам логопедии, а так же  описание продуктивных  форм работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudnyy_put_partnyorstva_uchitelya-logopeda_s_semey.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Трудный путь к партнёрству учителя-логопеда с семьёй

Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить их с приемами обучения и развития речи, помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения учеником определенных знаний и умений, убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях. Для того, чтобы партнёрство учителя-логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить первоочередные задачи, которые специалист должен умело решать в работе с родителями учащихся-логопатов.

 Информационное просвещение родителей:

  • знакомство с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;
  • знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;
  • знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия.

Обучающее просвещение родителей:

  • привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка или нарушения письменной речи;
  • обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом;
  • формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.

Решение группы задач обучающего просвещения невозможно без знания того, что хотят найти для себя родители в общении с педагогом. Родительские ожидания можно сформулировать следующим образом: родители хотят быть уверены в хорошем отношении логопеда к ребенку.

Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя "добрый взгляд" на ребенка: видеть в его развитии, прежде всего, положительные черты, создавать условия для их проявления, привлекать к ним внимание родителей. Пользуясь научной терминологией эту ситуацию можно назвать "психологией доверия". Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах коррекции речи и обучения и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость, уважение). Как же организовать успешное, эффективное взаимодействие учителя-логопеда с семьёй в деле преодоления логопедических проблем у учащихся? Следует остановиться на этапах организации такого взаимодействия.

Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями

(по В.А.Петровскому).

1-й этап – «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Учитель-логопед никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: "Ваш ребенок лучше всех".

2-й этап – «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье». Логопед сообщает об успехах и развитии ученика, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности.

3-й этап – «Ознакомление учителя-логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делиться с коллегами  и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.

4-й этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе учитель-логопед, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям.

Часто родители нуждаются в добром совете, в рекомендациях по организации помощи ученику со стороны семьи при выполнении домашних заданий по логопедии.  В свою очередь, учитель-логопед крайне заинтересован в том, чтобы ученики закрепляли дома полученные на логопедических занятиях умения и навыки. Очень полезным может оказаться опыт создания картотеки рекомендаций учителя-логопеда родителям. Можно, например, предложить родителям следующую памятку.

Памятка с рекомендациями для родителей при выполнении домашних заданий

                Для повышения эффективности коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся мы рекомендуем делать домашние задания, при выполнении которых следует соблюдать ряд условий:

  • Приступать к выполнению домашнего  задания следует лишь в том случае, когда ваш ребенок  здоров, сыт, спокоен.
  • Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст  правильное звукопроизношение, четкая  и разборчивая речь, а также грамотная письменная речь.
  • Домашние  задания выполняются  систематически, ежедневно, точно по  рекомендации учителя-логопеда.
  • У ребенка обязательно должно быть место для выполнения заданий, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т.п.
  • Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность его выполнения и при необходимости поправляют.
  • Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент  ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.
  • Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите,  выполните  предыдущее задание, для вселения веры в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.
  • Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.

   

Пополнить картотеку для родителей можно  следующими рекомендациями учителя-логопеда.

Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми проблемами

Общие рекомендации:

  • Покажите ребенка детскому психиатру, невропатологу, учителю-логопеду.
  • Систематически и аккуратно выполняйте с ребёнком домашнее задание.
  • Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.
  • Соблюдайте точность и этапы выполнения заданий.
  • Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.
  • Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.
  • Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.
  • Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.
  • Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.
  • Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.
  • Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с ребенком.
  • Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца.
  • Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в успешное исправление нарушения речи.
  • Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

Значительно пополнить картотеку для родителей может  следующий материал с методическими рекомендациями по закреплению произносительных навыков в домашних условиях и с подробным описанием этапов исправления звукопроизношения. Такой материал важно и необходимо предоставлять родителям для ознакомления с целью повышения их компетентности в вопросах оказания действенной помощи ребёнку.

Методические рекомендации учителя-логопеда родителям при выполнении

 домашних заданий с детьми для закрепления произносительных навыков

Уважаемые, родители!

Если ваш ребёнок посещает занятия с учителем-логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.

Помните, что исправление звукопроизношения проводится поэтапно:

 1-й этап — подготовительный (формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия с помощью игр и специальных упражнений; формирование и развитие артикуляционной моторики — это выполнение артикуляционной гимнастики и специальных упражнений для губ, языка, голоса, дыхания и др.) (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).

 2-й этап — постановка звуков (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов).

Последовательность постановки звуков:

  • свистящие [с], [з], [ц], [с'], [з'];
  • шипящие [ш];
  • сонорные [л];
  • шипящие [ж];
  • сонорные [р], [р'];
  • шипящие [ч], [щ].

 3-й этап — автоматизация - закрепление звука в слогах, в словах, предложениях, тексте (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).

а) Автоматизация звука в слогах:

  • [с], [з], [ш], [ж],[с'], [з'], [л] — автоматизируются сначала в прямых слогах, затем — в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных;
  • [ц],[ч], [щ], [л] — автоматизируются сначала в обратных слогах, затем — в прямых и со стечением согласных;
  • [р], [р'] — можно начинать атоматизировать с проторного анализа и параллельно вырабатывать вибрацию языка.

б) Атоматизация звуков в словах: проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. По мере овладения ребенком произношения каждого слога с исправленным звуком он вводится и закрепляется в словах с данным слогом.

в) Автоматизация поставленных звуков в предложениях и текстах: каждое отработанное в произношении слово включается в предложения, затем — в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стихотворные тексты со словами, включающими исправленные звуки.

 4-й этап — дифференциация поставленных и автоматизированных звуков (в случаях замены одного звука другим).

 5-й этап — автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи - в монологах, диалогах, играх, развлечениях, на прогулках и других формах детской жизнедеятельности.

Помните!

  • Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого и свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Тренируйтесь, пожалуйста, дома!
  • Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.
  • Если звук уже поставлен — закрепляйте его: выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради домашних заданий, следите за звуками в повседневной речи.
  • Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-логопеда!

Очень важно при осуществлении информационного просвещения родителей познакомить их с этапами становления детской речи, а также с возрастными особенностями нервно-психического развития детей. Такого рода материалы могут быть размещены на странице логопеда на школьном сайте в рубрике «логопедическая азбука»  или  на стендах в классах или логопедическом кабинете. Предлагаем именно такой материал, в котором перечислены причины речевых нарушений,  особенности развития речи у детей, этапы развития речи детей в норме, условия для правильного и своевременного развития их речи.

«Логопедическая азбука» или  «Это важно знать родителям».

Логопедия - общие понятия.

Логопедия является одним из разделов специальной педагогики – дефектологии. Это наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении. Термин «логопедия» в переводе с греческого языка означает «воспитание речи».

Различают 2 формы речи: внешнюю (устную, письменную) и внутреннюю (речь «про себя»).

 Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письма и чтения  различной тяжести.

Развитее ребенка представляется в нескольких аспектах, связанных с постепенным овладением языком:

  • Развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем русского языка.
  • Овладение словарным запасом, грамматикой и слоговой структурой слов.
  • Овладение смысловой стороной речи.

Причины речевых нарушений.

1. Различный внутриутробные патологии (токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и т.д.). Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев.

2. Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного мозга вследствие нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.

3. Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.

4. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

5. Наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

6. Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушения эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживаются у ребенка ясельного и дошкольного возраста, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышают вероятность полноценного обучения в школе.

Особенности развития речи у детей

  • Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и зависит от речевой практики, речевого окружения, воспитания и обучения.

  • Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе индивидуального развития от момента рождения до конца жизни.

  • Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Развитие речи тесно связано с развитием мышления.

 Для понимания патологии речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности процесса, представлять каждый этап речевого развития, чтобы заметить отклонения в этом процессе.

 I этап развития речи – подготовительный (с момента рождения до одного года). В это время появляются голосовые реакции: крик и плач, которые способствуют развитию движений дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Через две недели ребенок начинает реагировать на голос говорящего: прислушивается, перестает плакать.

К концу 1- го месяца ребенка можно успокоить мелодичной песней. Далее он поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами.

Вскоре малыш начинает реагировать на интонацию: на ласковую – оживляется, на резкую – плачет. Около 2-х месяцев появляется гуление, к началу 3-его – лепет (агу, тя-тя и т.п.).

С 5-ти месяцев ребенок слышит звуки, видит артикуляцию, пытается подражать. С 6-ти месяцев путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.). В дальнейшем перенимается тон, ритм, мелодика, интонация речи. Во 2-ом полугодии звукосочетания воспринимаются и связываются с предметами и действиями (тик-так, бух и т.п.), запоминаются слова, появляются реакции на них. С 7-9 месяцев ребенок повторяет за взрослыми разнообразные звукосочетания. К концу 1-го года жизни появляются первые слова.

 II этап – преддошкольный (от 1 года до 3-х лет).  Этап становления активной речи. В это время ребенок много и охотно повторяет за говорящим человеком и сам произносит слова. При этом путает звуки, переставляет их местами, искажает, пропускает. С 1,5 лет появляется понимание словесного объяснения взрослого, накопление новых слов, усвоение знаний.

К 2-м годам дети овладевают навыками употребления единственного и множественного числа существительных,  времени и лица глаголов, используют падежные окончания. На второй-третий год жизни происходит значительное накопление словаря, формируется грамматический строй речи, появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. К трем годам у детей должны быть сформированы все основные грамматические категории. На этом этапе понимание речи превосходит произносительные возможности.

 III этап – дошкольный (от 3 до 7 лет). На этом этапе у детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Но уже развивается звуковой контроль над собственным произношением, умение исправлять его (т.е. формируется фонематическое восприятие). В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, овладение связной речью, усложняется структура предложений. На пятом году жизни высказывания детей напоминают краткий рассказ.  В пять лет дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки из 40 – 50 предложений, что свидетельствует об овладении монологической речью. В этот же период улучшается фонематическое восприятие: различаются гласные и согласные звуки; мягкие - твердые согласные; сонорные, свистящие, шипящие звуки. К пяти годам заканчивается формирование правильного произношения, и ребенок говорит чисто.

 IV этап - школьный  (от 7 до 17 лет). Главная особенность развития речи детей в этом возрасте - это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказывания. При этом ведущая роль принадлежит письменной речи.

 Указанные этапы не имеют строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.

Для правильного и своевременного развития речи необходимы определенные условия.

  •  Ребенок должен быть психически и соматически здоровым
  • Иметь нормальные умственные способности
  • Иметь нормальный слух и зрение
  • Обладать потребностью в общении
  • Иметь полноценное речевое окружение

Проблема участия семьи в процессе коррекционно-развивающего обучения и воспитания актуальна, так как, совместная, партнерская работа педагогов с родителями во многом определяет успешность преодоления нарушений речевого и личностного развития ребенка с патологией речи.

 Понимая значимость взаимодействия учителя-логопеда и родителей в успешности коррекционно-воспитательной деятельности, логопедическая служба должна задаться целью создания педагогических условий для активного участия родителей в воспитании ребенка и для её достижения решать  такие задачи как установление единства в коррекционном воспитании ребенка; создание в семье условий для полноценного развития ребенка с нарушением речи; оказание помощи родителям в овладении необходимыми практическими знаниями и умениями.

 Мы считаем, что педагогические условия преодоления нарушений устной и письменной речи будут более эффективными, если определить оптимальные формы сотрудничества педагогов с семьей, повысить уровень родительской мотивации в отношении сотрудничества с логопедом и воспитателями, организовать закрепление умений, полученных на занятиях логопеда и воспитателя, родителями в процессе выполнения домашних заданий с детьми.

Продуктивные формы работы с родителями

  • Анкетирование;
  • Беседы с родителями;
  • Выступления учителя-логопеда на родительских собраниях;
  • Консультации;
  • Информационные выставки;
  • Отчетные собрания;
  • Открытые занятия;
  • Домашние задания;
  • Практические занятия для родителей;
  • Родительские конференции;
  • «Круглые столы»;
  • «Логопедическая азбука для родителей» на  сайте школы;
  • Информационные стенды для родителей;
  • Приглашение на участие в  Логопедических Неделях, логопедических праздниках, классных часах с логопедическими заданиями;
  • Посещение выставок творческих работ учащихся;
  • Участие в проектировании стенгазет с логопедическими заданиями;
  • Привлечение к участию в творческих конкурсах вместе с ребенком.

 На первом родительском собрании в начале сентября необходимо ознакомить родителей результатами психолого-педагогического, логопедического обследования,  со спецификой, задачами и содержанием логопедической работы в течение всего учебного года, представить содержание интегрированного плана коррекционно-развивающей работы, предполагающего создание среды, стимулирующей речевое развитие ребенка, где родители выступают активными участниками педагогического процесса. На основе этого плана совместно с родителями разрабатываются и проводятся разнообразные мероприятия: Логопедические Недели, логопедические праздники, классные часы с логопедическими заданиями, выставки, конкурсы. Каждый родитель может активно участвовать в разработке и проведении того или иного мероприятия, вносить свои предложения, оказывать посильную помощь детям и учителю-логопеду. Успешность детей в мероприятиях для родителей будет являться огромной движущей силой, мощным мотивом в деле укрепления сотрудничества с учителем-логопедом. Такая совместная работа очень сплачивает детей, родителей и учителей.

При организации сотрудничества с родителями важно учитывать социальную характеристику семьи, а именно: уровень образования родителей; общий культурный уровень семьи; материальную обеспеченность; жилищно-бытовые условия; взаимоотношения в семье; наличие вредных привычек у родителей; состояние здоровья родителей, а также то, что большую роль играет родительская мотивация в отношении сотрудничества со специалистами. Большим подспорьем может оказаться проведение анкетирования родителей в рамках родительского собрания. Результаты анкетирования могут позволить оценить  адекватность оценки родителями развития речи своего ребенка; готовность к полноценному сотрудничеству с логопедом в процессе коррекционной работы, понимание её важности и необходимости; степень инициативы родителей в плане сотрудничества со специалистами; продуктивность использования рекомендаций логопеда. По результатам анкетирования и  опроса с целью составления социальной характеристики семьи, учитывая пожелания, замечания, сведения, предложения родителей необходимо составить план взаимодействия с семьей на учебный год. В нем отражаются формы сотрудничества учителя-логопеда с родителями и сроки проведения различных мероприятий: «круглых столов», консультаций, конференций для родителей, родительских собраний, открытых занятий и т.д.

Посещение открытых занятий родителями важно обеспечить в течение  всего учебного года. Принцип открытости обучения всегда усиливает эффект воздействия на речь и в целом на личность ребенка. На этих занятиях учитель-логопед  знакомит родителей с основными приемами обучения, подборкой наглядного  и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей в процессе занятий. Логопед знакомит родителей с основными приемами постановки звуков, рассказывает и показывает, какие упражнения надо делать дома, объясняет, как выполнять задания, записанные в тетради ребенка.

 Увеличение и усложнение домашних заданий должно проводиться постепенно, так, чтобы для ребенка, а на первых этапах и для родителей, сохранялась «Ситуация успеха», чтобы занятие приносило радость. В этих условиях у детей и взрослых формируется уверенность в собственных силах, эмоционально–положительное отношение к занятиям.

Следует четко организовать консультативную помощь родителям со стороны учителя-логопеда. Чётко оговаривается время и день, когда родители могут раз в неделю получить квалифицированную помощь от специалиста, посмотреть тетрадь   для логопедических заданий, отследить успехи и трудности своего ребёнка. Возможна и желательна организация дистанционного  консультативного общения родителей со специалистом. Своевременно должны обновляться страницы логопедической службы на  сайте школы или на персональном сайте учителя-логопеда.

Практика общения логопедической службы с родителями взаимно обогащает обе стороны. Благодаря этому, процесс воспитания ребёнка с нарушением речи в семье проходит в условиях специальной педагогической среды. Организация такой среды возможна  при условии тесного сотрудничества педагогов с родителями, воспитывающими ребенка с речевым нарушением. Результаты взаимодействия, партнёрских отношений учителя-логопеда и родителей детей-логопатов будут очевидны. Родители обязательно отметят положительное влияние  совместных занятий с ребенком на улучшение микроклимата в семье, на качество отношений с ребенком, углубление доверительных, эмоционально насыщенных отношений. Родители станут  лучше понимать своего ребенка, понимать причины речевых затруднений, испытываемых ребенком и условия, при которых возможно улучшение устной и письменной  речи ребенка. Вырастет авторитет учителя-логопеда, родители станут больше доверять ему. Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на логопедических занятиях, в домашних условиях будет более эффективным, состояние речи  учащихся улучшится, а коррекционная работа будет успешной.

Как видим, трудный путь к партнёрским отношениям, к такому необходимому взаимодействию учителя-логопеда и родителей преодолим, если идти к нему целенаправленно, осознанно, организуя работу в данном направлении в системе.

Литература.

 1.Иванова А.И. Влияние стиля общения с матерью на формирование речи ребенка // Логопед. – 2004. - № 4 – С. 42 – 45

 2.Микляева Ю.В. Активизация работы с родителями детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2001. - № 4.

 3.Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого – педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. – 1999. - № 3. – С.30 – 36.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Документация учителя логопеда (Полуэктова Е. Н. -учитель логопед)

Документация учителя логопеда (Полуэктова Е. Н. -учитель логопед)...

«Коррекционно-развивающие педагогические технологии как эффективный путь усовершенствования учебного процесса в работе учителя - логопеда».

В последние десятилетия в образовательной среде вместе с развитием педагогической науки расширяется значение основных  научных  понятий,  и  появляются новые термины. Расшире...

Перспективный план учителя-логопеда сотрудничества с семьёй

Родители являются главными воспитателями своих детей. а педагоги готовы сотрудничать и помогать родителям в воспитании . Взаимодействие ДОУ и семьи важное направление в коррекционно-развивающей и восп...

14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"

Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек...

Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".

Опыт работы по взаимодействию  учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей,  представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...

Родительское собрание в ДОУ с участием учителя-логопеда. «Специфика работы учителя-логопеда»

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку  встречи-знакомства с родителями на первом родительском собрании в группе комбинированной направленности для детей с нарушения...